рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Рабочая программа  по биологии 8 класса составлена к учебнику " Биология 8 класс"., авторы Д.В.Колесов, Р.Д.Марш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.docx100.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

урока

Кол-во часов

Тема

Требования к уровню подготовки учащихся

Изучаемые вопросы

Опорные понятия и законы

Лабораторные работы

Средства наглядности

Домашнее задание

№ 1

1ч.

1ч.

I.Введение. Науки изучающие организм человека.

1. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.

2. Становление наук о человеке.

Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Анатомия, физиология, гигиена, психология.

Субъективный внутренний мир, самонаблюдение

CD

§1, 2

№ 2

II. Происхождение человека.

1.Систематическое положение человека.

. Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Тип хордовые, подтип позвоночника, класс млекопитающие, отряд приматов, семейство гоминид, род человек, вид человек разумный

Семейство гоминид, рудименты, атавизмы.

CD

§ 3

№ 3

2. Историческое прошлое людей.

Сравнивать человека на различных этапах антропогенеза и делать вывод на основе сравнения.

Предшественники людей кветралопитек, древнейшие люди – питекантроп, синантропы, древнейший неандерталец, кроманьонец.

Австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец.

§ 4

№ 4

3. Расы человека.

Определять принадлежность человека к разным расам

Доказывать единство и происхождение рас

Национальность, народность, европеоидная , австралоидная, негроидная, негроидная, монголоидная

§ 5

№ 5

III. Строение организма.

1.Общий обзор организма.

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов.

Называть органы и системы органов человека

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

молекула→клетки→ткани→

органы→системы органов

Полости тела брюшная и грудная, диафрагма.

CD

§ 6

№ 6

2.Клеточное строение организма.

Характеризовать внешнюю  среду организма и

внутреннюю. Давать определение понятию фермент.

Называть:

  • органоиды клетки;
  • процессы жизнедеятельности клетки;
  • роль ферментов в процессе обмена веществ.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, человека.

Характеризовать сущность процесса обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Давать определения понятию: ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.

Называть основные группы тканей человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.

Ядро, ядрышко, мембрана, цитоплазма

Органоиды, эндоплазматическая цепь, рибосомы,  информационные РНК, митохондрии, лизосомы, центриоли, ферменты

§ 7

№ 7

3.Ткани.

Покровные, соединительные, мышечная, нервная.

Эпителиальная мышечная ткань, нейроны, аксоны, дендриты.

Л.р.№1"Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп"

§ 8

№ 8

4. Рефлекторная регуляция.

Давать определения понятиям: рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

        Называть:

  • отделы нервной системы;
  • принцип работы нервной системы.

Распознавать на таблицах и описывать отделы и органы нервной системы.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Головной и спинной мозг, нервные узлы, рефлекс, рефлекторная дуга.

Нервные узлы, рефлекторная дуга, аксоны, вставочные нейроны.

 Л.р.№2 " Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс"

§ 9

№ 9

IV. Опорно-двигательная система.

1.Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей

Называть:

  • особенности строения скелета человека;
  • функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах составные части скелета человека.

Устанавливать взаимосвязь:

  • между строением и функциями костей;
  • между строением и функциями скелета.

Функции опорная и двигательная, трубчатые кости, губчатые кости и плоские

Органические и неорганические вещества в строении кости. Надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг.

Л.р.№3 "Микроскопическое строение кости"

CD?таблица

§10

№ 10

2.Скелет человека. Осевой скелет.

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

Череп, скелет туловища, мозговой и лицевой отделы

Мозговой отдел: лобные, затылочные, теменные и височные кости, верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости и решетчатая

CD?таблица

§11

№ 11

3. Скелет свободных поясов конечностей, добавочный скелет. Соединение костей.

Соединении костей: подвижное, полуподвижное, скелет нижних и верхних конечностей.

Ключица, лопатка, плечевая, лучевая и локтевая кости, запястье, пястье, фаланги пальцев, таз, бедренная, большая и малая берцовые кости, предплюсна, плюсна

CD?таблица

§12

№ 12

4. Строение мышц.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

Поперечно-полосатая мышечная ткань

Фасция, брюшко, сухожилие, головка и хвост

Л.р. №4 " Мышцы человеческого тела" ( выполняется дома)

CD?таблица

§13

№ 13

5. Работа скелетных мышц и их регуляция.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

Нейрон исполнительный. Мышцы антогогонисты и синергисты

Двигательная единица, тренировочный эффект, динамическая и статистическая работа, гиподинамия

Л.р.№ 5 " Утомление при статистической работе"

§14

№ 14

6. Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

Осанка, плоскостопие

Остеохондроз, осанка, плоскостопие

Л.р. №6 " Выявление нарушений осанки. Плоскостопие"

§15

№ 15

7. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах  суставов.

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки.
  • оказания первой помощи при травмах.

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Ушиб, перелом открытый и закрытый, вывих

Ушиб, перелом, вывих

§16

8.Контрольно-обобщающий урок по теме « Опорно-двигательная система»

№ 16

V. Внутренняя среда организма

1.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

. Называть признаки биологических объектов:

  • составляющие внутренней среды организма;
  • составляющие крови (форменные элементы);
  • составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

Кровь, эритроциты, лейкоциты, плазма, тромбоциты, тканевая жидкость, лимфа

Плазма, форменный элемент, эритроциты и лейкоциты, тромбоциты, лимфа, фибриноген, гемоглобин, фагоцитоз, малокровие

Л.р. №7 " Рассматривание крови человека и лягушки  под микроскопом"

CD?таблица

§17

№ 17

2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитет.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекцион-ных и простудных заболеваний.

Иммунитет, антигены, антитела, воспаление.

Неспецифический иммунитет, специфический иммунитет, антигены, антитела, паразитарные болезни

Л.р. № 8 " Функции венозных клапанов.Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение"

§18

№ 18

3. Иммунология на службе здоровья.

. Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови.

Вакцины, сыворотки, виды иммунитета, донор, резус-фактор

Вакцины, сыворотки, приобретенный, искусственный и врожденный иммунитет, аллергия, донор, резистентность

§19

№ 19

VI.Кровеносная и лимфатическая системы.

1.Транспортные системы органов.

. Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа.

Называть:

  • особенности строения организма человека – органы кровеносной и лимфатической систем;
  • признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

  • систему органов кровообращения;
  • органы кровеносной системы;
  • систему лимфообращения;
  • органы лимфатической системы.

Характеризовать:

  • сущность биологического процесса транспорта веществ;
  • сущность биологического процесса – лимфообращения.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой

Сердце, артерии, сосуды, вены, аорта, капилляры, лимфатические сосуды, узлы, капилляры

Аорта, лимфатические сосуды, узлы, капилляры, кармановидные клапаны

CD?таблица

§20

№ 20

2. Круги кровообращения.

Давать определения понятий: аорта, артерии, капилляры, вены.

Называть признаки (особенности строения) биологических объектов кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

  • систему органов кровообращения;
  • органы кровеносной системы.

Характеризовать:

  • сущность биологического процесса – транспорта веществ;
  • сущность большого и малого кругов кровообращения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов.

Два круга кровообращения, сердце 4-х камерное, предсердие , желудочек

Сердце 4-х камерное, венозная и артериальная кровь

CD?таблица

§21

№ 21

3. Строение и работа сердца

Называть:

  • особенности строения организма человека – органы кровеносной системы;
  • признаки (особенности строения) биологического объекта – сердца, сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

  • систему органов кровообращения;
  • органы кровеносной системы.

Описывать сущность биологического процесса: работу сердца.

Характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Нахождение сердца, наружный слой, средний и внутренний слои, околосердечная сумка

Околосердечная сумка, самовозбудимость, сердечный цикл, парасимпатические и симпатические нервы

CD?таблица

§22

№ 22

4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Характеризовать сущность биологических процессов:

  • движение крови по сосудам
  • регуляция жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Работа сердца, артериальное давление, скорость кровотока, пульс

Давление, пульс

Л.р. №9 "Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса."

CD?таблица

§23

№ 23

5. Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.

Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы).

Использовать приобретенные знания для:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  • профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

Находить в тексе учебника полезную информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Сердце тренированного и не тренированного человека

Гиподинамия, электрокардиограмма

Л.р.№10 " Функциональная проба: реакция сердечно сосудистой системына дозированную нагрузку"

§24

№ 24

6. Первая помощь при кровотечении.

Характеризовать  основные типы кровотечений и правила первой помощи при них
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях

Внешнее кровотечение, внутренне кровотечение

Струп

§25

№ 25

VII. Дыхание.

1.Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Дыхание – обмен газов между клетками и окружающей средой. Голосообразование. Трахея, бронхи, легкие. Дифтерия.

Носовая и ротовая полости, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, щитовидный хрящ, пазухи носа, миндалины, дифтерийная палочка

CD?таблица

§26

№ 26

2. Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

Характеризовать:

  • сущность биологического процесса дыхания;
  • транспорта веществ.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Устанавливать взаимосвязь межу строением и функциями органов дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Легкие, легочная плевра, диффузия, тканевое дыхание.

Легочная плевра

CD?таблица

§27

№ 27

3. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Вдох, выдох. Чихание и кашель. Гуморальная регуляция дыхания.

CD?таблица

§28

№ 28

4. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы  органов дыхания: профилактика, первая помощь, приемы реанимации.

. Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение).

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья.

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение).

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья.

Обхват грудной клетки, первая помощь при удушении, электротравме

Непрямой массаж сердца, жизненная емкость легких

Л.р.№10 " Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха"

§29

№ 29

5.Зачет по теме «Дыхание»

№ 30

VIII. Пищеварение.

1.Питание и пищеварение.

. Давать определение понятиям фермент,

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

  • сущность биологического процесса питания, пищеварения;
  • роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы, зубы, двенадцатиперстная кишка, желчь

Энергетический обмен, пластический обмен, биологическое окисление.  Желчь,  12-перстная кишка

CD?таблица

§30

№ 31

2. Пищеварение в ротовой полости.

Рецепторы вкуса, расположенные на языке. Механическая и химическая обработка пищи

Строение зубов: ячейка, корень, шейка, коронка. Дентин, эмаль, пульпа

CD?таблица

§31

№ 32

3. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

Желудок, пищевод, желудочный сок, 12-перстная кишка

Желчь, трипсин, субстрат,  дисбактериоз, кишечные палочки

Л.р. №11 " Действие слюны на крахмал"

CD?таблица

§32

№ 33

4. Функции тонкого и толстого отделов кишечника.  Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.

Кишечные ворсинки, всасывание, печень, аппендицит, слепая кишка

Воротная вена, мочевина, гликоген, перитонит

CD?таблица

§33

№ 34

5. Регуляция пищеварения.

. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Условный и безусловный рефлекс

Фистула, аппетитный сок

§34

№ 35

6. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Использовать приобретенные знания для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;
  • профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения текстовой контрольной работы.

Правила приема пищи, болезни, дизентерия

§35

№ 36

7. Зачет по  теме «Пищеварение»

№ 37

IX. Обмен веществ и энергии.

1. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:

  • сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;
  • обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

Обмен веществ – это совокупность протекающих в живых организмах химических превращений. Обмен белков, жиров, углеводов

Функции: белков – структурно-пластическая, опорная, каталитическая, защитная, транспортная, антитоксическая и энергетическая; жиров – регуляторная, теплоизоляторная и энергетическая;  углеводы – источник энергии – структурно-пластическая, энергетическая.

§36

№ 38

2. Витамины.

. Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

Витамины – это поступление с пищей органического вещества. Гиповитаминоз, авитаминоз

Водорастворимые и жирорастворимые витамины. авитаминоз

CD?таблица

§37

№ 39

3. Энерготраты человека и пищевой рацион.

Давать определение понятиям: Энергетическая ёмкость пищи Характеризовать энерготраты человека и пищевой рацион.  Обосновывать нормы и режим питания.

Использовать приобретенные знания для составления  пищевого рациона в зависимости от энерготраты.

Нормы питания

Л.р. №12"Установление зависимостимежду нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхание до и после нагрузки" ( выполняется дома)

CD?таблица

§38

№ 40

X. Покровные органы. Теплорегуляция.

1.Кожа – покровный наружный орган.

Называть особенности строения кожи человека.

Называть функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Функции кожи – покровные, защитные, выделительная, дыхательная, теплорегуляторная

Три слоя: эпидермис, дерма. Сальные и потовые железы, волосяные фолликулы.

CD?таблица

§39

№ 41

2. Ухода за кожей. Гигиена одежды и обуви.  Болезни кожи.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Использовать приобретенные знания для:

  • соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);
  • для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.          

Гигиена органов всего тела, гигиена одежды и обуви

Гигиена кожи, стригущий лишай, чесотка

§ 40

№ 42

3. Терморегуляция организма. Закаливание.

Терморегуляция – уравновешивание выработки тепла  в организме и теплоотдачи во  внешнюю среду

Тепловые рецепторы, холодные рецепторы, закаливание

§ 41

№ 43

4. Выделение.

Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Использовать приобретенные знания для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы;
  • профилактики вредных привычек.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Находить в тексе учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий контрольной работы.

Органы выделения: почки, мочевой пузырь, мочеточники, мочеиспускательный канал

Ворота почки, корковое вещество, мозговое вещество, почечные пирамиды, почечные лоханки, нефроны

CD?таблица

§42

№ 44

5. Зачет по теме «Покровные органы. Терморегуляция»

№ 45

XI. Нервная система.

1.Значение нервной системы.

Давать определение понятию рефлекс.

Называть:

  • особенности строения нервной системы;
  • принцип деятельности нервной системы
  • функции нервной системы.
  • особенности строения спинного мозга;
  • функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека, основные части спинного мозга.

Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Сопоставлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систем.

Мозг и психика

CD?таблица

§43

№ 46

2. Строение нервной системы. Спиной мозг.

Центральная и периферическая нервная система, мозг спины, нервные узлы.

Серое вещество мозга, спинномозговая жидкости, восходящие и нисходящие. Аксоны. Дендгиды.

CD?таблица

§44

№ 47

3. Строение головного мозга.  Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Называть:

  • особенности строения головного мозга;
  • отделы головного мозга;
  • функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные чести головного мозга.

Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма.

Отделы головного мозга: продолговатый, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и два полушария

Мозжечок, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный, два полушария

Л.р.№ 13 "Пальценосовакя проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка"

CD?таблица

§45

№ 48

4. Функции переднего мозга.

Состоит из промежуточного и двух полушарий

Таламус, гипоталамус, извилины, борозды, 4 доли: лобная, теменная, затылочная и височная

CD?таблица

§46

№ 49

5. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

Называть:

  • отделы нервной системы, их функции;
  • подотделы вегетативной нервной системы, их функции

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать:

  • сущность регуляции жизнедеятельности организма;
  • роль нервной системы в организме.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

Соматический и автономный (симпатический и парасимпатический) отделы нервной системы.

Центр блуждающего нерва, система отбоя, работа по принципу дополнительности

CD?таблица

§47

№ 50

6. Зачет по теме: Нервная система.

№ 51

XII. Анализаторы. Органы чувств.

1.Анализаторы.

. Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

  • органы чувств человека;
  • анализаторы;
  • особенности строения органов обоняния, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Анализатор – система, состоящая из рецепторов, проводящих путей и центров в коре головного мозга

Галлюцинация – возникновение образов, на самом деле которых нет. Иллюзия – изображения называют иллюзиями, если они ошибочны, т.е. кажутся

CD?таблица

§48

№ 52

2.Зрительный анализатор.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

Объяснять результаты наблюдений.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

Глазница, глазное яблоко, радужная оболочка, сетчатка

Склера, роговица, глазное яблоко, радужная оболочка, сетчатка

CD?таблица

§49

№ 53

3. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

  • воздействие факторов риска для здоровья;
  • влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения;
  • профилактики вредных привычек.

Конъюнктивит, близорукость, дальнозоркость, катаракта, косоглазие

Конъюнктивит, близорукость, дальнозоркость, катаракта

Л.р. №14 " Иллюзия связанная с бинокулярным зрением"

§50

№ 54

4. Слуховой анализатор.

. Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать:

  • воздействие факторов риска для здоровья;
  • влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха;
  • профилактики вредных привычек.

Слуховой нерв, слуховой рецептор, наружное ухо, среднее и внутреннее ухо

Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки: молоточек, стрелочка, наковальня, костный лабиринт, перепончатый лабиринт

CD?таблица

§51

№ 55

5. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Называть особенности строения  органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы

Вестибулярный аппарат, тактильное чувство, вибрационное чувство, осязание, обоняние

Вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы, вкусовыезоны

CD?таблица

§52

6. Зачет по теме: «Анализаторы»

№ 56

XIII. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

1.Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

  • особенности работы головного мозга;
  • биологическое значение условных и безусловных рефлексов;
  • сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

Высшая нервная деятельность – это те функции мозга, которые связаны с внутренним миров человека, его психикой. Высшие отделы нервной системы

Сигналы, угасания, тормозная временная связь, закон взаимной индукции, центральное торможение, доминанта

§53

№ 57

2. Врожденные и приобретенные программы поведения.

Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

  • особенности работы головного мозга;
  • сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

Условный и безусловный рефлекс, инстинкты, цепочка безусловных рефлексов

Инстинкт, рефлекс следования

Л.р.№15 "Выработка навыка зеркальног письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа"

§54

№ 58

3. Сон и сновидения.

Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные знания для:

  • рациональной организации труда и отдыха;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Сон – это отдых мозга, активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной в период бодрствования информации

Биологический ритм, сон медленный, сон быстрый, сновидения

§55

№ 59

4. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  • организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

Потребности базовые, вторичные. Речь состоит из слов, языка, фраз, наблюдение, ощущение, восприятие

Смысл, интуиция, познавательный процесс, фон…, память…, мышление…, воображение

§ 56

№ 60

5. Воля, эмоции, внимание.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  • организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

Воля – это сознательная саморегуляция поведения человека.

Волевое действие (побудительное и тормозное), внушаемость, негативизм

Л.р. №16"Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях"

§57

№ 61

XIV. Эндокринная система.

1.Роль эндокринной регуляции.

Называть:

  • особенности строения и работы желез эндокринной системы;
  • железы внутренней секреции;
  • железы внешней секреции.

Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Гормоны, железы внутренней и внешней секреции

Эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, тимус, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы, гипоталамус.

CD?таблица

§58

№ 62

2. Функции желез внутренней секреции.

Давать определение понятию: гормоны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Гормон роста, щитовидная железа, поджелудочная железа

Гипофиз, гигантизм, карлик, базедова болезнь, микседема, кретинизм, семенники, яичники

CD?таблица

§ 59

№ 63

XV. Индивидуальное развитие организма.

1.Жизненые циклы. Размножение.

Давать определение понятию размножение.

Называть особенности строения женской и мужской половой системы.

Распознавать и описывать на таблицах:

  • женскую и мужскую половые системы;
  • органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.  

Размножение половое и бесполое.

 Человек – полове размножение. Женская половая система, мужская половая система

Сперматозоиды, семенники, мошонка, предстательная железа, простата, семенная жидкость, яичники, маточные трубы, матка, граафовы пузырьки

§60

№ 64

2. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Давать определение понятию размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды н здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекции.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

§61

№ 65

3. наследственные и врожденные заболевания, и заболевания, передаваемые половым путем.

§62

№ 66

4. Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

Характеризовать  основные этапы развития человека после рождения;

Использовать приобретенные знания для соблюдения гигиенических требований к режиму жизни будущей матери

§63

№ 67

5. Интересы, склонности, способности.

Называть психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать приобретенные знания для:

  • рациональной организации труда и отдыха
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде.

§64

№ 68

6. Зачет по пройденным  темам.

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

На повторение темы  часов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии). Биология. 6 – 11 классы,  (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

        Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой, в задания которой включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на учебник:Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс, 96 с.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Введение (2 час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Становление наук о человеке и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1 Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели  «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2 Строение и функции организма (57 часов)

Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

■   Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

■        Лабораторные работы

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полу подвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

■        Лабораторные работы

Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

■    Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

■   Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7. Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

■        Лабораторные работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

■        Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

•   Лабораторные работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11. Выделительная система (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12. Нервная система человека (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

■    Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13. Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

■   Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

■   Лабораторные работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие организм (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Резерв времени 4 часа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...