Урок по теме "Углеводы. Липиды"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Урок-модуль по биологии по теме "Углеводы. Липиды" проводится в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_uglevody.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект урока по теме: Углеводы. Липиды.

Цели урока:

1.Образовательные:    познакомиться со строением углеводов и липидов,

                                      их свойствами и функциями в клетке.

2.  Развивающие:   формирование умений и навыков  самостоятельной работы с     учебной литературой, поиска необходимой информации для выполнения заданий.

3.  Воспитательные: - способствовать формированию целостной картины мира; понимания актуальности биологических знаний.

                                 План урока

1)  Организационный момент.

2)  Актуализация знаний учащихся.

3)  Самостоятельная работа учащихся с  учебно-тематическими  картами и учебной  литературой.

4)  Обсуждение выполнения заданий учебных элементов в группах, рефлексия.

5)  Подведение итогов  урока, определение индивидуального домашнего задания.

                                                                Ход урока

1.Организационный момент.

2.  Актуализация знаний учащихся.

Фронтальная беседа:

1) Какой уровень живого является начальным (низшим)? (Молекулярный)

2)  Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: биосферный, клеточный, молекулярный, организменный,  популяционно - видовой, биогеоценотический.

( Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный)

3)  Какие сложные органические соединения  входят в состав клеток живых

организмов?  Чем они являются?  (Углеводы, белки, нуклеиновые кислоты. Они являются биополимерами.)

4)  Молекула, образованная многократно повторяющимися фрагментами, имеющими более простое строение, называется? (Полимер)

5)  Что такое  мономер?  (Низкомолекулярное вещество, из которого образуется полимер)

6)  От чего зависят свойства биополимеров?   (От  числа мономерных  звеньев, от разных сочетаний мономерных остатков.)

7)  Установите соответствие между органическими соединениями клетки и выполняемыми ими функциями:

 Органические вещества                    Функции в клетке

    А)  белки                                      1) основные структурные вещества клетки,

    Б)  жиры                                         регуляторы процессов жизнедеятельности

    В)  углеводы                                 2) важнейший источник энергии в клетке

    Г) нуклеиновые кислоты            3) хранят наследственную генетическую

                                                              информацию в клетке.

(А – 1, Б – 2, В – 2, Г – 3)

                                          3.Изучение нового материала

- Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать вещества, которые играют важнейшую роль как источники энергии для клеток. С ними вы уже знакомились в курсе биологии 8 класса при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ».  Это 2 больших класса органических соединений,  в которые входят множество разнообразных веществ.  Определите эти классы органических  соединений, а значит и тему нашего урока, ответив на следующие вопросы.

  Определение первого класса органических соединений:

-  В их состав входят элементы:  С, Н, О. Соотношение элементов  «Н» и «О» в молекуле такое же, как и в молекуле воды;

-  Одни вещества могут быть сладкими на вкус, а другие - не сладкими; одни вещества хорошо растворимые  в воде, а другие – не растворимые;

- Многие вещества содержатся в плодах фруктов и овощей;

-  Синтезируются растениями в процессе фотосинтеза.

- Вы догадались, о каких веществах идет речь?   ( Об углеводах)

  Определение второго класса органических соединений:

-  Нерастворимые в воде;

-  Выделяют наибольшее количество энергии  при их окислении;

-  Плохо проводят тепло;

-  У многих позвоночных животных могут откладываться под кожей в виде толстого слоя в запас.

-  О каких веществах  говорилось  сейчас?   ( О жирах)

- Правильно, о жирах. А жиры относятся к более крупной группе жироподобных соединений – липидам.

  Итак, на этом уроке мы будем изучать углеводы и липиды.

Откройте тетради и запишите тему урока:  Углеводы. Липиды.

Эту тему вы будете изучать самостоятельно по выданным модулям.

учебного

элемента

      Учебный материал с указанием заданий

Руководство по

усвоению учебного

материала

УЭ- 0

Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями  cтроения и биологическими функциями углеводов и липидов.

Внимательно

прочитайте цель урока

УЭ- 1

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями углеводов.

1.Выполните задания:

1) Из приведенного перечня углеводов выпишите отдельно: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Укажите их свойства (растворимость, вкус).

Углеводы: глюкоза, гликоген, фруктоза, крахмал, рибоза, дезоксирибоза, целлюлоза, лактоза, сахароза.

Моносахариды

Дисахариды

Полисахариды

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

Свойства

Свойства

Свойства

1.

1.

1.

2.

2.

2.

Смотри учебник

А.А. Каменского  

§1.2, стр.19- 20.  

Работайте самостоятельно.

Правильный ответ- 15

баллов.                      

2) В состав  каких органических соединений  входят рибоза и дезоксирибоза?

См. учебник А.А,

Каменского  §. 1.6, стр.29

Работайте самостоятельно.

Правильный ответ- 2 балла.

3) Углеводы - важная составная часть клетки. Перечислите их биологические функции:

А)

Б)

В)

См. учебник

А.А. Каменского

§ 1.2 стр.20- 21

Работайте самостоятельно. Правильный ответ- 3 балла.

4) Установите соответствие:

Функция углевода

Характеристика функции

А) энергетическая

1) целлюлоза  - структурный компонент клеточных стенок растений и грибов.

Б) cтроительная

2) крахмал (у растений) и гликоген (у животных) накапливаются в клетках в качестве запасных веществ.

В) запасающая

3) при окислении углеводов выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма.

II.  Выполните тестовое задание:

1. В состав углеводов входят элементы:

а) С, Н, N ;  б) С, Н, О;   в) Н, О, Р;   г) С, N, О.

2. Мономером крахмала является:

а) аминокислота;  б) дезоксирибоза;  в) глюкоза;  г) фруктоза.

3. В качестве запасного вещества животные накапливают:

а) крахмал;  б) гликоген;  в) целлюлозу;  г) сахарозу.

4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов

входит:

а) крахмал;  б) гликоген;  в) хитин;  г) целлюлоза.

5. Крахмал – продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:

а) клеток растений;  б) клеток животных;  в) клеток грибов.

См. учебник

А.А. Каменского

§ 1.2,  стр.- 20.

Работайте самостоятельно. Правильный ответ – 3 балла.

III.  Проверьте и оцените свою работу  

Работайте вместе с классом.

Правильный ответ -5 баллов.

Максимальное количество  баллов по УЭ- 1 – 28 баллов.

УЭ- 2

Цель: познакомиться с органическими соединениями – липидами, выяснить их биологические функции.

I. Выполните задания:

1) Из перечисленных органических соединений выпишите вещества, которые входят в состав липидов: глюкоза, аминокислоты, глицерин, хитин, гликоген, высшие жирные кислоты, дезоксирибоза.

См. учебник А.А. Каменского  § 1.3,

стр. 21

Работайте индивидуально. Правильный ответ- 2 балла.

2) Перечислите основные биологические функции липидов:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

См. учебник

А.А. Каменского § 1.3,

стр.22 – 23.

Работайте в паре.

Правильный ответ- 5 баллов.

II. Выполните тестовое задание:

1) Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении 1 грамма:

  а) жира;  б) глюкозы;  в) белка;  г) воды.

2) Способность верблюдов хорошо переносить жару объясняется тем, что жиры:                                                         а) сохраняют воду в организме;                                                  б) выделяют воду при окислении;

в) создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение;

г) запасаются в организме.

3) К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды:

  а) хорошо растворимые в воде;  б) нерастворимые в воде.

4) Липиды – важнейший компонент клеточных мембран; в этом проявляется их функция:

  а) регуляторная;  б) строительная;                   в) защитная;        г) энергетическая.

Работайте индивидуально.

Каждый правильный ответ по тесту оценивается в 1 балл.

Правильный ответ- 4 балла.

III. Проверьте и оцените свою работу.

Максимальная оценка

за работу по УЭ- 2   -  

11 баллов.

УЭ- 3

I.Подведение итогов работы.

1) Прочитайте цели урока.

Самостоятельно

2) Достигли ли вы поставленной цели?

В какой степени?

Работайте с классом.

3) Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали:

От 35 – 39 баллов – оценка «5»

От 30 – 35 баллов – оценка «4»

От 25 – 30 баллов – оценка «3»

Менее 25 баллов – оценка «2»

Ваша оценка: --------.

Сдайте тетради на проверку учителю (в индивидуальном порядке).

II.Домашнее задание.

а) выполнили все на пять – освобождаетесь от домашнего задания.

б) испытывали затруднения, допускали ошибки, но выполнили все задания -  выучить § 1.2, § 1.3 учебника А.А.Каменского.

в) ошибались часто, работать было трудно – поработайте с учебно-тематической  картой еще раз.

Творческие задания для желающих: подготовить сообщение (презентацию) по теме: «Роль белков в клетке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 9 класса по теме "Углеводы и липиды"

Методическая разработка урока для 9 класса, направленная на развитие УУД школьников...

презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. белки, липиды, углеводы".

Урок "Органические вещества клетки: белки, липиды, углеволы" разработан с использованием модульной технологии. Данный урок разработан для 9 класса по УМК Н. И. Сонина....

Интегрированный урок по теме "Липиды" с использованием учебных схем и мультимедийных технологий

Данная методическая разработка урока по органической химии является инновационной, так как в ней предусмотрена технология интегрированного учебного занятия по химии и биологии  с помощью учебных ...

Серия уроков по теме "Липиды" (урок-лекция с приминением учебных схем и мультимедиа и лабораторная работа)

Тип урока: интегрированный урок – химия + биологияВид урока: урок с элементами критического мышления.Технология урока: урок с использованием учебных схем (опорных конспектов, логико-структур...

Конспект урока по теме ""Жиры. липиды"

Конспект урока по теме ""Жиры. липиды"...

презентация к уроку биологии в 9 классе "Углеводы,липиды"

Презентация может быть использована на уроке биологии в 9 классе при изучении темы "Углеводы. Липиды". В презентации даётся краткая характеристика веществ, их классификация, раскрывается роль липидов....