Разработка урока по биологии "Углеводы и липиды" 9 класс (проектная деятельность)
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Пирогова  Наталья Владимировна

Урок  для 9 класса разработан с элементами ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lipidy_i_uglevody.zip177.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ КЛЕТКИ

Тип урока – комбинированный урок с элементами проекта

Цель урока: изучение  липидов и углеродов как органических веществ,  содержащихся  в клетке.

Задачи: сформировать понятие о липидах и углеродах как об органических веществах клетки; сформировать знания о химическом составе клетки, используя межпредметные связи.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник 9 класса Биология Общие закономерности С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров

Ключевые слова: углеводы, липиды.

ПЛАН УРОКА

Организационный момент

Актуализация знаний

Мотивация урока

Изучение нового материала в ходе создания проекта

Подведение итогов, рефлексия

Домашнее задание

ХОД УРОКА

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Индивидуальные карточки  (по теме «Химический состав клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки») задания на соотношения. Вы должны соотнести содержание или определение или свойство с понятием.  ( 5 минут)

3. МОТИВАЦИЯ УРОКА

        Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать рассматривать химический состав клетки, изучим липиды и углероды, которые содержатся в клетке, их структуру и функции.

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА  В ВХОДЕ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

Органические вещества — класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов).

Ведущими органическими веществами, входящими в состав клетки, являются белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК).

Но сегодня мы более подробно остановимся на изучении углеводов и липидов.

1 этап – постановка проблемы

Ваша задача с помощь интернет-ресурсов, электронных энциклопедий и учебников создать проекты - презентации об углеродах и липидах. Так, как темы две, вам необходимо разделиться на две группы. В создании проекта вам помогут технологические карты, которые лежат у меня на столе. Руководителем первой группы я назначаю Мухаметшина Артема, второй группы – Муратова Артема. Сейчас ребята подойдут ко мне и выберут тему проекта.

На каждой  технологической карте прописана проблема и  структура проекта, которые вы должны отразить в своих презентациях. По одному учащемуся из группы выходят к доске и готовит план – схему по структуре проекта, которая будет заполняться в ходе выступления. На эту работу я вам даю15 минут. Время пошло.

2 этап – создание презентации (15 минут). Учитель контролирует работу групп.

3 этап – защита проекта. На доске представлены план-схемы которые  мы будем заполнять после  выступления представителей групп, каждый записывает схемы в тетради.

                                                                             

Заполнив план-схемы мы сделали выводы, что такое липиды и углеводы и выявили их классификации,  а теперь скажите мне какие функции выполняют липиды и углеводы в клетках растений и животных.

Функции липидов

Функции углеводов

  • Воски широко распространены в природе. В растениях они покрывают тонким слоем листья, стебли, стволы и плоды, предохраняя их от смачивания водой, высыхания, действия микроорганизмов.
  • Фосфолипиды являются обязательной составной частью растений и животных, их содержание колеблется в широких пределах. Особенно много их в нервной и мозговых тканях (до 30 %).
  • Липопротеиды - это комплексные соединения различных белков с жирами, выполняют транспортную и структурную функции.
  • Гликолипиды - это группа липидов, образованная в результате соединения липидов и углеродов. Гликолипиды являются компонентами клеточных мембран, особенно в миелиновой оболочке нервных волокон и на поверхности нервных клеток, а также компоненты мембран хлоропластов.

Т.Е. липида выполняют 4 функции:

  1. Энергетическую – в ходе расщепления 1 г. жиров освобождается 38,9 кДж.
  2. Структурная (строительная) – являются компонентами мембран;
  3. Транспортная – транспортирует определенные липиды в разные ткани;
  4. Запасающая функция, запас воды. Особенно характерно для арктических и пустынных животных

Энергетическая функция состоит в том, что углеводы под влиянием ферментов легко расщепляются и окисляются с выделением энергии. При полном окислении 1 г углеводов высвобождается 17,6 кДж энергии. Конечные продукты окисления углеводов – углекислый газ и вода.

Структурная (строительная) функция углеводов заключается в том, что они используются в качестве строительного материала. Оболочки клеток растений в среднем на 20-40 % состоят из целлюлозы, которая обладает высокой прочностью.

Запасающая функция заключается в том, что полисахариды являются запасными питательными веществами всех организмов, играя роль важнейших поставщиков энергии.

Углеводы выполняют и защитную функцию. Так, камеди (смолы, выделяющиеся при повреждении деревьев, например, вишен, слив) являются производными моносахаридов. Они препятствуют проникновению в раны болезнетворных микроорганизмов. Твердые клеточные оболочки протистов, грибов и покровы членистоногих, в состав которых входит хитин, тоже выполняют защитную функцию.

Т.Е. углеводы так же  выполняют 4 функции:

1.        Энергетическую – в ходе расщепления 1 г. улеводов освобождается 17,6  кДж.

2.        Структурная (строительная)

3.        Запасающая функция

4.        Защитная  функция

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ – ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тест

А1. В клетках животных запасным углеводом является:

  1. целлюлоза
  2. крахмал
  3. хитин
  4. гликоген

А2. Больше всего энергии выделится при расщеплении:

  1. 10 г белка
  2. 10 г глюкозы
  3. 10 г жира 
  4. 10 г аминокислоты

А3. Какую из функций липиды не выполняют?

  1. энергетическую
  2. транспортную
  3. защитную 
  4. строительную

А4. Липиды можно растворить в:

  1. воде
  2. растворе поваренной соли
  3. соляной кислоте
  4. ацетоне

А5. Особенности строения углеводов

  1. состоят из остатков аминокислот
  2. состоят из остатков глюкозы
  3. состоят из атомов водорода, углерода и кислорода
  4. состоят из остатков жирных кислот и глицерина

В1. Выберите функции, которые углеводы выполняют в организме

  1. каталитическая    4)строительная
  2. транспортная       5) защитная
  3. сигнальная           6) энергетическая

В2. Выберите функции, которые липиды выполняют в клетке

  1. структурная          4) ферментативная
  2. энергетическая     5) сигнальная
  3. запасающая           6) транспортная

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ

Что вы узнали нового? Сегодня хорошо работали….., получают 5…4…., мало отвечали….. (фамилии)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Индивидуальная работа - параграф 22, стр 109-110, ? – 5 – 9 стр. 112. (устно)

Групповая работа – подготовить презентацию «Аминокислоты»

Технологическая карта проекта

Тема: Углеводы

Постановка проблемы: Что такое углеводы? Какова особенность их строения и функции в жизнедеятельности клетки.

Цель: подготовить презентацию по теме «Углеводы»

Задачи:

  1. Изучить строение углеводов;
  2. Определить их классификацию;
  3. Выявить содержание углеводов в клетках животных и растений:
  4. Описать функции.

Выводы:

Технологическая карта проекта

Тема: Липиды

Постановка проблемы: Что такое липиды? Какова особенность их строения и функции в жизнедеятельности клетки.

Цель: подготовить презентацию по теме «Липиды»

Задачи:

  1. Изучить строение липидов;
  2. Определить их классификацию;
  3. Выявить содержание липидов в клетках животных и растений:
  4. Описать функции.

Выводы:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный момент (1-2 мин.).

Организация начала урока, раздача тетрадей для проверочных работ, включение слайдовой презентации.

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест к уроку.

II. Проверка знаний по предыдущему уроку с последующей самопроверкой

(5-6 минут)

ВОПРОСЫ

Что такое полярность?

Что такое диполь?

Вы должны соотнести содержание или определение или свойство с понятием.

Полярностью называется неравномерное распределение зарядов в молекуле.

Диполь это молекула которая на одном конце несет небольшой положительный заряд, а на другом – отрицательный.

Выполняют индивидуально на карточках затем взаимопроверка и сверка с правильным ответом на доска (слайд 1).

III. Изучение новой темы.

1. Мотивация к изучению темы

(1-2 минуты)

1 этап – постановка проблемы

(2-3 минуты)

Слайд №3 Ознакомление с новой темой. Нацеливает учащихся на самостоятельное изучение нового материала и оформление изученного в презентации.

Ваша задача с помощь интернет-ресурсов, электронных энциклопедий и учебников создать проекты - презентации об углеродах и липидах. Так, как темы две, вам необходимо разделиться на две группы. В создании проекта вам помогут технологические карты, которые лежат у меня на столе. Руководителем первой группы я назначаю Мухаметшина Артема, второй группы – Муратова Артема. Сейчас ребята подойдут ко мне и выберут тему проекта.

На каждой  технологической карте прописана проблема и  структура проекта, которые вы должны отразить в своих презентациях. По одному учащемуся из группы выходят к доске и готовит план – схему по структуре проекта, которая будет заполняться в ходе выступления. На эту работу я вам даю15 минут. Время пошло.

Записывают в тетради тему урока. Слушают учителя, участвуют в определении целей и задач урока, отвечают на вопросы.

Изучение технологических карт, распределение обязанностей в группе. Начало создание проекта-презентации.

2 этап – создание презентации

(15 – 20 минут).

 Учитель контролирует работу групп.

3 этап – защита проекта.

(5-10 минут)

Обсуждение дополнительных вопросов по презентациям

(5-7 минут)

На доске представлены план-схемы которые  мы будем заполнять после  выступления представителей групп, каждый записывает схемы в тетради.

Заполнив план-схемы мы сделали выводы, что такое липиды и углеводы и выявили их классификации,  а теперь скажите мне какие функции выполняют липиды и углеводы в клетках растений и животных.

Записывают план-схемы в тетради в ходе выступления.

Т.Е. липида выполняют 4 функции:

  1. Энергетическую – в ходе расщепления 1 г. жиров освобождается 38,9 кДж.
  2. Структурная (строительная) – являются компонентами мембран;
  3. Транспортная – транспортирует определенные липиды в разные ткани;
  4. Запасающая функция, запас воды. Особенно характерно для арктических и пустынных животных

Т.Е. углеводы так же  выполняют 4 функции:

1.        Энергетическую – в ходе расщепления 1 г. улеводов освобождается 17,6  кДж.

2.        Структурная (строительная)

3.        Запасающая функция

4.        Защитная  функция

4. Тестирование по изученному материалу

(10 минут)

Следующим этапом нашего урока будет тестирование, при котором вы покажите те знания, который вы получили на сегодняшнем уроке.

Выполнение тестирование, взаимопроверка.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ

(5-6 минут)

Что вы узнали нового? Что Вам понравилось на уроке? Сегодня хорошо работали….., получают 5…4…., мало отвечали….. (фамилии)

Поднимая руку, отвечают на вопросы учителя и задают интересующие вопросы.

V. Домашнее задание и подведение итогов

(1-2 минуты)

Индивидуальная работа - параграф 22, стр 109-110, ? – 5 – 9 стр. 112. (устно)

Групповая работа – подготовить презентацию «Аминокислоты»

Записывают домашнее задание, подают дневники для выставления отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе по теме "Deutsche Schulen. Wie sind sie?" с использованием информационных и проектных технологий с презентацией

Данная разработка содержит текстовый материал и мультимедийную презентацию урока немецкого языка в 6 классе по теме „Deutsche Schulen.  Wie sind Sie?”( УМК «Шаги 2» под ред. И.Л. Бим). Урок...

разработка урока по кубановедению в 6 классе: "Посредническая деятельность генуэзцев".

Предлагается методическая разработка урока по модулю "История Кубани" в средневековый период....

Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА тема «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»...

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"...

Методическая разработка мастер-класса «Проектная деятельность на уроках технологии. Творческая мастерская»

Цель данного мастер-класса ознакомить коллег с применением проектного метода обучения на уроках технологии, как современного подхода для развития творчества и успешности школьников. Предоставить возмо...

Методическая разработка по теме "Работа с удаленной командой" - проектная деятельность.

Методическая разработка по теме "Работа с удаленной командой" - проектная деятельность....

Мастер -класс "Проектная деятельность на уроке русского языка" для учащихся 5 классов

На данном мастер классе показывается как через проектную деятельность можно подать учебный материал....