планработы школьного лесничества "Багульник"
календарно-тематическое планирование по биологии на тему

Кутаева Ольга Александровна

Школьное лесничество существует в нашей школе с 1999 года официально, после заключения договора с Урайским лесхозом.  В его состав входят учащиеся с 4 по 11 класс.  Планирование составлено так, чтобы ученики могли изучить, повторить не только природу родного края, но и научиться основным методам работы в лесу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чантырская средняя общеобразовательная школа

 

Согласовано:                                                                                               Утверждено

Заместитель директора  по                                                                  Директор школы

воспитательной работе                                                        __________  Т.С.Собровина

_____________Р.С.Коркунова                                          от ________  ____________  2014 г.

от ________  ____________  2014 г.

Детское объединение – школьное лесничество

«Багульник»

                          Программа дополнительного образования для детей 11-17 лет

         

Срок реализации 1 год

Руководитель объединения

Кутаева Ольга Александровна

учитель биологии

Чантырья 2014 – 2015 учебный год

Я не устану любить

Северный край родной

С древней рекой Кондой,

С полной дарами тайгой.

Чтобы не испытывать стыда,

Не делайте природе больно, господа!

Чтоб невредимым был морошковый костёр,

Чтоб не ушел с таёжных рек бобёр…

(А. Смирнов)

                                              Пояснительная записка

    Процесс формирования экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная со школьного возраста. При этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    В естественных природных условиях различных типов растительности (лес, луг, болото и т.д.) на конкретном живом материале учащиеся школы получают наглядное представление о видовом разнообразии растений, убеждаются в сложнейших взаимосвязях различных компонентов природной среды и способах адаптации растений к неблагоприятным условиям существования. У школьников развивается интерес к изучению живой природы, в получении глубоких знаний по экологии и проблемам охраны биологических систем, в потребности личного участия в уходе за окружающей средой. Они учатся осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.

    Формы натуралистической работы могут быть самыми разнообразными: экскурсии, походы и экспедиции в природу, праздники, трудовые десанты, изготовление поделок из природного материала и т.д.  Работа учащихся с литературой, подготовка рефератов, проведение конкурсов на лучший из них будет способствовать развитию навыков самообразования, умения пропагандировать идеи оптимизации природопользования.

    Работа в школьном лесничестве поможет познать жизнь природы, развить инициативу, любознательность, пытливость, приучить к самостоятельной работе, приобщить к труду.

   Программа составлена на учащихся  12- 16 лет.  В этом возрасте изменяется положение детей в системе деловых и личных отношений с  окружающими  людьми.

Всё большее место в их жизни начинают занимать серьёзные дела, всё меньше времени отводится на развлечения и отдых. В этом возрасте происходят глубокие изменения физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми, сверстниками, уровня познавательных процессов, интеллекта и способностей. Повышается интеллектуальная активность, желание развивать, демонстрировать свои способности, получать высокую оценку со стороны. Формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активное становление их практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей, Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир.

Цель школьного лесничества:

  Воспитание  учащейся молодежи бережного экологически и экономически обоснованного социально активного отношения к природе, углубления знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.

Задачи школьного лесничества:

- оказание практической помощи территориальному отделу Урайского лесничества в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов;

- возможность реального участия в решении проблем своей школы и поселка;

- обучение школьников специальным навыкам исследования природы леса;

- профессиональная ориентация учащейся молодёжи;

- проверка собственных способностей и возможностей скорректировать жизненные планы

Продолжительность

  занятия

Периодичность

в неделю

Кол-во часов в

неделю

Кол-во часов в

        год

  40 мин

2 раза

3,6 часа

136 часа

Методическое обеспечение кружка.

    Основные способы и формы работы с детьми планируемые на занятиях детского объединения: индивидуальные и групповые; практические и теоретические по изучению флоры и фауны ХМАО, Кондинского района, Шаимской территории.

   Формы занятий: походы,  экскурсии,  экспедиции, маршрутные наблюдения, беседы, обучающие уроки,  игры, викторины.

   На занятиях  применяются  раздаточный гербарный материал, живые экземпляры растений нашего края;  дидактические карточки по фауне флоре ХМАО; рабочие карточки для проведений практических работ и маршрутных наблюдений на экскурсиях и в экспедициях.

На занятиях планируется исследовательская деятельность учащихся по теме «Кедросад».

   В работе кружка кроме учителя и учащихся привлекаются лесники территориального отдела Урайского лесничества

Основное содержание

Тема: Флора ХМАО

 Краткая характеристика лесного фонда. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Виды заболеваний хвойных деревьев. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Группы и категории защищенности лесов. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Растения Красной книги ХМАО. Основные экологические факторы и их влияние на растения. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Тема: Фауна ХМАО

Животный мир: членистоногие – насекомые, паукообразные, ракообразные; хордовые- рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие. Биологические, экологические особенности.  Многообразие, среда и место обитания, образ  жизни.  Значение их в природе и жизни человека. Животные, занесенные в Красную Книгу ХМАО.  Охрана и рациональное использование животных. Законы России об охране животного мира.

Тема: Практическая деятельность учащихся

Экскурсии, лыжные прогулки, изготовление и развешивание кормушек, скворечников для птиц; лесовосстановление и озеленение, выполнение исследовательских работ, презентаций, походы.

Список литературы

1. Бакулин В.В., Козин В.В. и др.  География Ханты-Мансийского автономного          

    округа. Учебное пособие для 8-9 классов. М., Экопрс, 1996, 224 с.Васин  

    А.М.,

2. Васина А.Л. Заповедник «Малая Сосьва». – М.: Унисерв, 2000.-152 с.

3. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.Н. Экология России. Дидактические  

    материалы. М., 1995.

4. Нормативно-правовое регулирование природопользования в Ханты-  

    Мансийском  автономном округе. – М.: Унисерв, 2000. – 351 с.

5. Образование: проблемы, поиск, решения. Сборник научно-методических

    работ.  Вып. № 5. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – С.

    162-173

6. Образование: проблемы, поиск, решения. Сборник научно-методических

     работ /   Под ред. А.В. Ефремова. – Вып. № 7. – Ханты-Мансийск:

     Полиграфист, 2004. –  С. 215-228

7. Переясловец В.М., Переясловец Т.С., Байкалова А.С.  Заповедник

    «Юганский». –  М.: Унисерв, 2001. – 152 с.

8. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. Под  ред. В.В.

      Плотникова  Тюмень: СофтДизайн, 1997. – 288 с.

9. Красная книга ХМАО

Учебно-тематический  план:

Наименование

        разделов

       Наименование тем

Общее

кол-во

часов

Сроки

По плану

факт

1

Акция: «Осенние дни древонасаждений»

1,8

02.09

2

Флора ХМАО

Акция: «Осенние дни древонасаждений»

1,8

08.09

3

Лес и его значение в жизни человека.

1,8

09.09

4

Экскурсия.  Краткая характеристика природных условий;

1,8

15.09

5

Экскурсия.  Краткая характеристика природных условий;

1,8

16.09

6

Растительность ХМАО

1,8

22.09

7

Ботаника. Травы произрастающие в нашей местности

1,8

24.09

8

Ботаника. Особенности травянистых растений

1,8

29.09

9

Ботаника. Мхи.

1,8

30.09

10

Работа с гербарным растительным материалом в школе.

1,8

06.10

11

Работа с гербарным растительным материалом в лесничестве.

1,8

07.10

12

 

Растения Красной книги ХМАО

1,8

13.10

13

Редкие растения произрастающие на территории лесничества.

1,8

14.10

14

Дендрология – древесные растения.

1,8

20.10

15

Изучение сосны обыкновенной. Особенности строения и размножения

3,6

21.10

16

Изучение сосны сибирской – кедр. Строение и значение

1,8

27.10

17

Изучение ели

1,8

28.10

18

Изучение лиственницы

1,8

28.10

19

Изучение пихты. Особенности строения и значение

1,8

10.11

20

Изучение березы, осины. Покрытосеменные.

1,8

11.11

21

Практическое занятие: «Виды древесины.  Определение возраста деревьев».

1,8

17.11

22

Экскурсия в лес: «Местные древесные породы»  

1,8

18.11

23

Лесозащита.

1,8

24.11

24

Лесозащита

1,8

25.11

25

Экскурсия в лесничество. Краткая характеристика лесного фонда

1,8

01.12

26

Группы и категории защищенности лесов

1,8

02.12

27

Изучение растительных сообществ нашего края.

1,8

08.12

28

Презентации учащихся «Растения произрастающие в нашей местности»

1,8

09.12

29

Фауна ХМАО

Животный мир ХМАО, общая характеристика

1,8

15.12

30

Энтомология ХМАО Энтомология.

1,8

16.12

31

Виды вредителей леса, закладка временной пробной площади по учету вредителей.

1,8

16.12

32

Конкурс новогодних игрушек на тему леса

1,8

22.12

33

Конкурс новогодних игрушек на тему леса

1,8

23.12

34

Амфибии

1,8

12.01

35

Рептилии.

3,6

13.01

36

Птицы  

3,6

19.01

37

Зимующие птицы Кондинского района

1,8

20.01

38

Изготовление кормушек для птиц

1,8

26.01

39

Птицы леса. Презентация «Наша помощь птицам леса»

1,8

27.01

40

Млекопитающие ХМАО

1,8

02.02

41

Животные, занесенные в Красную Книгу ХМАО

1,8

03.02

42

Таксация

Таксация насаждения. (работа с измерительными приборами)

1,8

09.02

43

Таксация отдельно растущего дерева.

1,8

10.02

44

.

Таксация насаждения. (работа с измерительными приборами)

3,6

16.02

45

Таксация насаждения. (работа с измерительными приборами)

1,8

17.02

46

Подготовка к научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее»

1,8

23.02

47

Подготовка к научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее»

1,8

24.02

48

Научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее». Представление работы

1,8

02.03

49

Геодезия.

Геодезия. Основные понятия. Термины и определения.

1,8

03.03

50

Наземная съемка участка (работа с приборами)

1,8

09.03

51

Наземная съемка участка (работа с приборами)

1,8

10.03

52

Лыжная прогулка «Природные условия»

1,8

16.03

53

Знакомство с Памятниками живой природы Югры

1,8

17.03

54

Подготовка к окружному конкурсу творческих работ «Благословляю Вас, леса»

1,8

23.03

55

Подготовка к окружному конкурсу творческих работ «Благословляю Вас, леса»

1,8

24.03

56

Подготовка к окружному конкурсу творческих работ «Благословляю Вас, леса»

1,8

30.03

57

Изготовление скворечников

1,8

31.03

58

Изготовление скворечников

1,8

06.04

59

Развешивание скворечников в лесу, на территории Урайского территориального отдела лесного хозяйства

1,8

07.04

60

Развешивание скворечников в лесу, на территории Урайского территориального отдела лесного хозяйства

1,8

13.04

61

Лесная пирология. Основные понятия. Термины и определения.

3,6

14.04

62

Виды лесных пожаров. Создание презентаций по противопожарной безопасности в лесу.

1,8

20.04

63

Тушение лесных пожаров.

1,8

21.04

64

Лекции в школе с 1-11 классы на противопожарную тему: «Охрана лесов от пожаров.  Поведение в лесу во время походов, сбора дикоросов».

1,8

27.04

65

Лесовозобновление. Основные понятия. Виды лесовозобновления.

1,8

28.04

66

Выращивание посадочного материала.

1,8

04.05

67

Лесовосстановление и озеленительные мероприятия: посадка  деревьев, кустарников

1,8

05.05

68

Лесовосстановление и озеленительные мероприятия: посадка  деревьев, кустарников

1,8

11.05

12.05

69

Совместная с лесничеством акция «Чистый лес»

1,8

18.05

19.05

70

Совместная с лесничеством акция «Чистый лес»

1,8

25.05

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Качество школьной жизни" (школьный мониторинг)

В основу презентации положена статья Барбер М,.М. Муршед " Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах", в которой популярно рассказывается о реформе образования в 25 стр...

СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАРЕМ. МОЙ КЛАСС И ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА.

ВАЖНУЮ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ИГРАЕТ  БИБЛИОТЕКА.  НА БИЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ УЧАЩИМСЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ЧУДЕСНЫЙ МИР ЛЮБИМЫХ КНИГ, ПРИВИВАЕТСЯ У...

Школьная газета "Школьные вести"

Это творческая работа старшеклассников, учащихся 11 класса и частично 8 класса, о жизни нашей школы, о самых интересных событиях, акциях. Газета издается ежемесячно, содержит тематическую подборку мат...

Сценарий школьного праздника "Парад школьных звезд"

Ежегодно, в  нашей школе  в конце мая проходит школьный праздник, на котором чествуют и награждают победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов различных уровней. Праздник проводит...

Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

Школьная газета "На школьном перекрестке"

Газета - участник конкурса "Мы за ЗОЖ. Неболейка". Распростряняется бесплатно.Здравствуй, дорогой читатель!Перед вами два выпуска  газеты "На школьном перекрестке". Это специальные выпу...