Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vnuz_mir_pod_mikroskopom.doc | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ №21» __________Е.В Афанасьева Приказ №254 от 27.08.2014г | Принято педагогическим советом Протокол №1 от 27.08.2014г |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«МИР ПОД МИКРОСКОПОМ»
7 класс
Шаймухаметова Маян Амировна-
учитель биологии высшей категории
г.Нижневартовск 2014 г.
Пояснительная записка
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Внеурочные занятия организуется для учащихся 7-8-х классов, которые уже знакомы по урокам биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Занятия позволят обучающимся, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии в ходе презентации своих работ
Данный курс рассчитан на 35 часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Мир под микроскопом» связано с предметами естественнонаучного цикла.
На курс «Мир под микроскопом» отводится по 1 часу в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности».
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Занятия по данному курсу сориентированы не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью данного курса, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Курс «Мир под микроскопом» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса «Мир под микроскопом» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
В ходе занятий по данному курсу предполагается формирование у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Основные принципы программы
- Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
- Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
- Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
- Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Условия реализации программы
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 13-15 лет.
- Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
- Количество часов - 1 учебных час в неделю
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы(при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч).
Цели и задачи, план работы занятий.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (4 ч).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Клетка – структурная единица живого организма (3 ч).
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение (3 ч).
Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.
Грибы и бактерии под микроскопом (8 ч).
Бактерии, их разновидности. Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.
Клетки и ткани животных и человека под микроскопом (5 ч).
Разновидности клеток человека и животных. Ткани человека и животных, из разновидности. Приготовление микропрепаратов крови человека и рассматривание под микроскопом. Рассматривание готовых микропрепаратов тканей человека и животных. Приготовление микропрепаратов тканей животных и рассматривание под микроскопом.
Исследовательская работа (8 ч).
Поиск информации в сети Интернет по темам: «Растительный мир под микроскопом». «Животный мир под микроскопом», «Чудеса микромира». Анализ собранной информации и разработка исследовательской работы. Оформление результатов исследовательской работы.
Подведение итогов работы (2 ч).
Представление результатов работы. Анализ работы.
Учебно-тематический план
№ пп | Наименование темы | Кол-во часов | Форма проведения занятия |
Вводное занятие. Цели и задачи, план работы кружка. | 1 | Рассказ элементами беседы, демонстрация видеоматериалов | |
Биологическая лаборатория и правила работы в ней. | 1 | Рассказ элементами беседы, демонстрация видеоматериалов | |
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы. | 4 | Рассказ элементами беседы, демонстрация видеоматериалов | |
Клетка – структурная единица живого организма. | 3 | Рассказ элементами беседы, демонстрация видеоматериалов | |
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение. | 3 | Рассказ элементами беседы, демонстрация видеоматериалов | |
Грибы и бактерии под микроскопом. | 8 | Рассказ с элементами беседы | |
Клетки и ткани животных и человека под микроскопом | 5 | Рассказ элементами беседы, демонстрация видеоматериалов | |
Исследовательская работа. | 8 | Работа в сети Интернет по поиску информации. Исследовательская работа. | |
Подведение итогов работы | 2 | Представление результатов работы. | |
Всего: 35 ч | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ДАТА |
Вводное занятие. Цели и задачи, план работы внеурочных занятий | 5.09 | |
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории. | 12.09 | |
Методы изучения биологических объектов. | 19.09 | |
Увеличительные приборы. Микроскопы. | 26.09 | |
Устройство светового и цифрового микроскопов, правила работы с ними. | 3.10 | |
Овладение методикой работы с микроскопом. | 10.10 | |
Особенности строения клеток живых организмов, их химический состав | 17.10 | |
Микропрепараты. Правила приготовления. | 24.10 | |
Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». | 31.10 | |
Изучение строения растительной клетки. | 14.11 | |
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, выявление частей клетки. | 21.11 | |
Приготовление микропрепаратов для изучения пластид под микроскопом. | 28.11 | |
Бактерии, их разновидности. Колонии микроорганизмов. | 5.12 | |
Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. | 12.12 | |
Питательные среды для выращивания микроорганизмов. | 19.12 | |
Выращивание колоний и изучение их под микроскопом. | 26.12 | |
Приготовление сенного настоя, выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом. | 16.01 | |
Микроскопические грибы. | 23.01 | |
Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. | 30.01 | |
Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. | 6.02 | |
Разновидности клеток человека и животных. | 13.02 | |
Ткани человека и животных, из разновидности. | 20.09 | |
Приготовление микропрепаратов крови человека и рассматривание под микроскопом. | 27.02 | |
Рассматривание готовых микропрепаратов тканей человека и животных. | 6.03 | |
Приготовление микропрепаратов тканей животных и рассматривание под микроскопом. | 13.03 | |
Поиск информации в сети Интернет по теме: «Растительный мир под микроскопом». | 20.03 | |
Поиск информации в сети Интернет по теме: «Животный мир под микроскопом» | 3.04 | |
Поиск информации в сети Интернет по теме: «Чудеса микромира». | 10.04 | |
Анализ собранной информации по выбранным темам. | 17.04 | |
Разработка теоретической части исследовательской работы. | 24.04 | |
Разработка практической части исследовательской работы. | 30.04 | |
Правила разработки презентаций. Составление презентаций исследовательских работ. | 8.05 | |
Оформление результатов исследовательской работы. | 15.05 | |
Представление результатов работы | 22.05 | |
Анализ работы. | 29.05 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Мир под микроскопом» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- освоят метод микроскопирования различных биологических объектов
- овладеют практическими навыками приготовления микропрепаратов
- овладеют навыками исследовательской работы
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Метапредметные | Личностные |
Учащиеся должны уметь:
| Учащиеся должны:
|
Учебно -методическое и материально-техническое
обеспечение курса по внеурочной деятельности
Материально –технические условия:
- набор готовых микропрепаратов по ботанике, зоологии, анатомии человека, общей биологии
- набор «Биологическая лаборатория
Учебно-методические материалы:
- правила работы со световым микроскопом
- правила работы с цифровым микроскопом
- правила работы с бинокулярным микроскопом
- алгоритм приготовления микропрепарата
- правила работы с готовыми микропрепаратами
- правила применения иммерсионного масла
Средства обучения:
Технические:
- ПК на базе процессора не ниже Pentium IV
- Мультимедийный проектор
- Принтер (на подготовительном этапе)
- Экран (или интерактивная доска)
Программные:
- Приложения Microsoft Office PowerPoint
- Программа Мedia player
- Презентации
Список литературы для учителя:
- Всесвятский Б.В. Системный подход к школьному биологическому образованию: Книга для учителя.-- М.: Просвещение, 1985.
- Генке ль П.А. Физиология растений.-- М.: Просвещение, 1984.
- Максимова В.П., Ковалева Г.Е., Гольнева Д.П. и др. Современный урок биологии.-- М.: Просвещение, 1985.
- Пугал Н.А., Розенштейн А.М. Кабинет биологии.-- М.: Просвещение, 1983.
- Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1990.
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. 1998.
Источники Интернет:
http://labx.narod.ru/documents/pravila_raboty_s_microscopom.html - Правила работы с микроскопом
http://labx.narod.ru/documents/micropreparaty.html - Приготовление микропрепаратов
http://emky.net/foto/obydennye-veshhi-pod-mikroskopom-foto-2/ - Обыденные вещи под микроскопом
http://rndnet.ru/part-photop/obychnye-veschi-pod-mikroskopom Обычные вещи под микроскопом
Приложения к программе
Темы творческих работ:
- «Растительный мир под микроскопом».
- «Животный мир под микроскопом»
- «Микроскопическое строение обычных вещей».
- «Этот чудесный микромир»
- «Клетки и ткани тела человека» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)
Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...
Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)
Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...
Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 5 класс. "Столярное дело. Часть-1"
Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Основы столярного дела» для 5 -х классов, количество учебных часов- 68, (2 часа в неделю) разработана на основе учебного издан...
Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"
Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов, количество учебных часов- 68, разработана на основе уче...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...