План урока по теме: "Фотосинтез"
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

План урока по теме: "Фотосинтез"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_fotosintez.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Фотосинтез».

Цели урока:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о питании растений и листе как органе воздушного питания растений, взаимосвязи его строения и выполняемых функций.
  2. Выработать практические умения и навыки по постановке и проведению опытов и наблюдений по изучению процесса фотосинтеза.
  3. Развить умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, применять полученные знания, расширять кругозор.
  4. Развить познавательный интерес к предмету, воспитать бережное отношение к растениям.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке мы уже с вами начали изучать питание растений. О каком питании шла речь?

- Правильно, минеральном. Для того, чтобы вы более полно усвоили новый материал давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

Растения, как и все живые организмы нуждаются в питании. Кто-то из вас любит манную кашу, кто-то макароны с сыром, а кто-то салат из свежих овощей. А какие три элемента необходимы растениям? В задании третий лишний необходимо найти лишний элемент.

КАЛИЙ           АЗОТ            МАГНИЙ

Вывод: Для минерального питания растений необходимы: калий, азот, фосфор.

- Мы с вами изучили все органы цветковых растений. Скажите, какой орган растения осуществляет минеральное питание?  Правильно корень.

Решение проблемы:

В книге «Жизнь растений К.А.Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке… Корни при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать возможно большее количество части почвы, прийти с ней в тесное соприкосновение…» О какой уловке  говорит Тимирязев? При помощи чего корень в состоянии «…обежать большое число частиц почвы»?

Вывод: минеральное питание растений осуществляет корень.

        В природе есть почвы плодородные, на которых всегда получают большой урожай, а есть неплодородные почвы, где изначально не стоит  ждать большого урожая овощей и фруктов. К чему прибегает человек, чтобы повысить урожайность? Правильно. Человек вносит в почву минеральные удобрения. Чтобы вспомнить какие минеральные удобрения мы с вами изучали, игра «Крестики-нолики»

Вывод: удобрения азотные, калийные, фосфорные.

        Поднимите руки те, из вас, кто любит готовить. В основном это девочки. А какие продукты мы берем для приготовления пищи?

-соль

-вода

-молоко

-овощи

-фрукты

- А как вы думаете, в большей степени это органические или неорганические вещества. А можно приготовить пищу только из воды и воздуха? Вот что на этот счет думал Тимирязев: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую реку чистой воды и попросите, чтоб он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». Объясните суть высказывания ученого.

        Это процесс фотосинтеза.

Вот мы с вами и подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, фотосинтез это минеральное или органическое питание растений? Органическое.

Вывод: Питание растений может быть минеральным и органическим.

2. Изучение нового материала.

        Автотрофы и гетеротрофы (диск)

Первым пунктом изучения нового материала идет автотрофы и гетеротрофы.

- Мы с вами уже говорили, что различные живые организмы используют различные источники питания. А могут ли все организмы  мы питаться одинаково?

На какие группы делятся организмы по типу питания?

Вывод:

                                         Организмы  

Автотрофы                                                   Гетеротрофы

        Хлорофилл (диск)

Растения мы сразу определяем по зеленому цвету. А чем обусловлен зеленый цвет растений. Хлорофиллом. Вторым пунктом нашего пана идет хлорофилл. А что такое хлорофилл? Об этом нам расскажет образовательный диск. Ваша задача прослушать и сделать вывод: что такое хлорофилл?

Вывод: хлорофилл-зеленый пигмент, способный поглощать солнечную энергию.

        Условия фотосинтеза (диск)

Фотосинтез-это сложная химическая реакция. Из курса природоведения вы уже знаете, что каждая реакция требует условий. Следующим пунктом плана идут условия фотосинтеза.

На дом вам был задан эксперимент, с помощью которого вы должны были определить условия, необходимые для фотосинтеза. Вы подготовили отчеты в разной форме: рисунки, доклады, творческие отчеты. Артем подготовил нам отчет в виде слайдов. Ваша задача его внимательно выслушать и самостоятельно сделать вывод.

        Вывод: Условия фотосинтеза: наличие света. Фотосинтез идет только на свету.

        Процесс фотосинтеза (диск)

- А что представляет собой сам фотосинтез. Следующий пункт плана: Процесс фотосинтеза. Прослушав диск вам необходимо ответить на перечень вопросов на интерактивной доске:

1. Сколько фаз в фотосинтезе

2. Что является продуктом световой фазы

3. Что является продуктом темновой фазы. Подытожив полученные вами знания, вам необходимо дополнить схему фотосинтеза, что и будет выводом по данному пункту плана.

Вывод: схема на доске.

 Факторы, влияющие на фотосинтез. (диск)

Фотосинтез сложный процесс и зависит не только от света.

И следующим пунктом нашего плана идут факторы, влияющие на фотосинтез. Какие же факторы влияют на него. Прослушав диск вам в тетради необходимо записать, от каких факторов зависит фотосинтез, и по графикам определить, какой фактор влияет на фотосинтез в большей мере.

Вывод:        

Фотосинтез зависит от:

- освещенности

- концентрации углекислого газа

- температуры

Поток усвоенных веществ. (диск).

Органические вещества, образовавшиеся в растениях, передвигаются по растению.  Следующим пунктом плана идет поток усвоенных веществ. Из рассказа вам необходимо в тетради записать, где откладываются крахмал и жиры в растении.

Вывод:  Крахмал и жиры откладываются в корнях, плодах, семенах, клубнях.

Значение фотосинтеза.  (диск).

- Как  вы думаете? Почему мы так подробно изучаем данный процесс? Фотосинтез необходим только растениям, или он нужен и другим живым организмам?  Следующий пункт плана: значение фотосинтеза.

Вывод: Значение фотосинтеза:

  1. Обеспечивает органическими веществами
  2. Снабжает кислородом.

 

Закрепление.

Соедини пары.

Автотрофы                                                       осина

                                                                            подорожник

                                                                            опенок

                                                                            кошка

                                                                            лошадь

                                                                            ромашка

                                                                            мухомор

                                                                            бактерии

Гетеротрофы                                                    сосна

Переставь буквы.              ФОРОТРТЕГЕ

                                               ТОРФОАВТ

                                                РОПХЛОСАЛТ

                                               СИТОФОЗЕТН

В басне «Листья и корни» И.Крылова, корни, споря с листьями, говорят:

- Мы те,

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас.

Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится;

 А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас.

В чем ошибка знаменитого баснописца.

Аукцион.

Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти растения, их ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же это ягода. Растение относится к классу двудольных. (Огурец).

Этот плод употребляется в свежем, сушеном, моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое (опылители – насекомые), морозоустойчивое, выдерживает морозы до – 30 градусов. Плоды полезные, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь. (Яблоко).

Это семена. Родина этого растения – Мексика. В 1874 году академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получить из них масло, пережженные семена имеют запах кофея». Что это за лакомство? (Семена подсолнечника).

Это талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект, поперек объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что это? (Луковица).

Домашнее задание:

А. § 34 вопросы 1-3

В.  Одна богатая лондонская дама, узнав, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его. Как вы объясните даме ее ошибку?

С. Известно, что углекислый газ играет большую роль в образовании органических веществ. Предложите опыт, который показал бы, для чего необходим углекислый газ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Фотосинтез" УМК "Spotlight" 10 класс

Предлагаю вашему вниманию материалы для проведения  межпредметного урока по теме "Фотосинтез" УМК "Spotlight"  в 10 классе (конспект урока,  презентация, текст песни)....

урок по теме Фотосинтез 6 класс

Конспект урока с презентацией по теме: " Фотосинтез" для 6 класса, можно использовать для уроков по биологии по УМК Д.И. Трайтака...

Конспект биоадекватного урока по теме "Фотосинтез".

Класс – 6Тема: « Фотосинтез», «Путешествие в страну Зеленого Листа» Цель урока: ознакомление с процессом воздушного питания растений – фотосинтезом и космической роли зеленых растенийМетод обучения: б...

Конспект урока по теме: "Фотосинтез и хемосинтез"

Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся....

Презентация и конспект урока по теме "Фотосинтез"

На уроке применяется модульная технология...

Кейс для урока по теме "Фотосинтез" (9 класс)

Кейс, которрый можно использовать на уроке по теме "Фотосинтез", 9 класс...