Элективный курс "Практиум по биологии" 10-11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Этого времени так мало, что его не хватает даже для прохождения программного материала. А ведь именно в 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕГЭ. Поэтому элективный курс по биологии для учащихся 10-11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_biologii_10-11_klass.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Этого времени так мало, что его не хватает даже для прохождения программного материала. А ведь именно в 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕГЭ. Поэтому элективный курс по биологии для учащихся 10-11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки. Другой целью курса является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни. Данный курс рассчитан на 2 года обучения по 35 часов, с расчетом по 1 часу в неделю.

Цели курса:

1.Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии и экологии.

Задачи курса:

1.Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач, формировать умения и навыки здорового образа жизни, необходимые в повседневной жизни.

2.При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях общей биологии.

3.Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.

4.Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ.

Ожидаемые результаты обучения:

1.Расширить  и углубить теоретической базы учащихся по биологии.

2.Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников ЕГЭ

3.Развить и усилить интерес к предмету, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

4.Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических задач, зачет по курсу, защита рефератов.

Контролирующие материалы:

1.Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы:

  • Решение типовых заданий ЕГЭ
  • Проведение пробное  ЕГЭ
  • Анализ типичных ошибок при выполнения КИМов

Учащиеся должны знать:

1.Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя, Т.Моргана.

2.Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов, вида и экосистем.

3.Естественную классификацию органического мира.

4.Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.

5.Закономерности наследственности и изменчивости.

6.Механизмы эволюционного процесса.

Учащиеся должны уметь:

1.Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.

2.Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

3.Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.

4.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

5.Сравнивать биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы, биологические процессы и делать выводы на основе сравнения.

6.Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

10 класс
Основное содержание курса:

Бактерии (2часа)

Бактерии. Решение заданий ЕГЭ.

Прокариоты. Решение заданий ЕГЭ.

Прокариоты –особенности строения и жизнедеятельности цианобактерий.

Царство Грибы (2часа)

Классы грибов. Решение заданий ЕГЭ.

Грибы. Решение заданий ЕГЭ.

Царство Растения (15 часов)

Систематика низших растений. Решение заданий ЕГЭ.

Водоросли. Особенности строения водорослей в связи с водным образом жизни.

Мхи. Особенности строения и размножения мхов как примитивных растений.

Лишайники. Особенности строения  Решение заданий ЕГЭ.

Папоротники. Строение и размножения. Особенности строения , размножения и жизнедеятельности растений в связи с выходом на сушу. Решение заданий ЕГЭ.

Систематика высших растений.  Решение заданий ЕГЭ.

Голосеменные растения. Особенности строения и размножения. Решение заданий ЕГЭ.

Покрытосеменные. Особенности покрытосеменных позволили им занять господствующее положение на суше.

Опыление и оплодотворение у цветковых растений. Решение заданий ЕГЭ.

Что представляет собою семя.  Строение семян однодольных и двудольных растений. Решение заданий ЕГЭ.

Семейства класса Однодольные. Решение заданий ЕГЭ.

Семейства класса Двудольные. Решение заданий ЕГЭ.

Решение заданий  части А  ЕГЭ по изученным темам.

Решение заданий  части В  ЕГЭ по изученным темам.

Решение заданий  части С  ЕГЭ по изученным темам.

Пробное  ЕГЭ.

Царство Животные (14 часов)

Систематика беспозвоночных животных. Основные характерные черты организации животных.

Простейшие. Характерные черты организации простейших  (гетеротрофных протистов),

Полость тела, каковы ее виды и функции у животных разных систематических групп.

Типы  кровеносной системы характерны для животных  и их отличительные признаки.

Особенности дыхания  у животных разных групп.

Морфологические типы строения сердца у животных.

Особенности строения и функционирования органов выделения  у различных групп животных.

Типы нервной системы у животных

Признаки кишечнополостных  и их низкий уровень организации среди животных других типов.

Характерные черты строения плоских, круглых, кольчатых червей. Высокий уровень организации кольчатых червей.

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих в связи с освоением  ими наземной среды.

Общие характерные черты строения моллюсков.

Особенности строения ланцетника как низшего хордового животного.

Особенности строения и жизнедеятельности рыб, связанные с водным образом жизни.

Особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первопоселенцев  суши.

Главные отличия  в строении и жизнедеятельности первичноводных и наземных  позвоночных животных.

Особенности строения и жизнедеятельности  птиц в связи  с приспособление к полету.

Принципиально  важные черты организации млекопитающих ,позволившие занять господствующее положение в природе.

Заключительные занятия (4часа)

Пробное ЕГЭ

Анализ типичных ошибок при решении заданий.

11 класс

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни (1 час)

Химический состав живых организмов (6 ч.)

Химический состав живых организмов. Вода и минеральные вещества.

Углеводы, липиды, строение и функции

Белки, их строение и функции

Нуклеиновые кислоты, их строение

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть

Строение клетки (4 часа)        

Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма. Строение клетки:  ядро                        

Строение клетки:  одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки        

Основные различия клеток прокариот и эукариот.                 

Решение типовых заданий ЕГЭ.                        

Обмен веществ и превращение энергии  (5 часов)

Типы питания живых организмов.

АТФ и её роль в метаболизме.                

Фотосинтез, хемосинтез                        

Биосинтез белка.                        

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)                        

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)        

Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Размножение и индивидуальное развитие организмов.                        

Митоз, мейоз                        

Размножение организмов. Жизненные циклы растений.                        

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)                        

Решение типовых заданий ЕГЭ (Часть С)        
                           

 Основы генетики и селекции (8 часов)

Генетика и селекция. Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя.                        

Дигибридное и моногибридное скрещивание.                        

Генетика пола, сцепленное с полом наследование.                        

Селекция, центры происхождения культурных растений.                        

Решение задач на моногибридное скрещивание                

Решение задач на дигибридное скрещивание                        

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)                        

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть В, С)                        

Эволюционное учение (2 часа)

Эволюция. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Развитие органического мира                

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А, В и С)                        

Тестирование учащихся по пройденным темам курса                        

Тестирование учащихся по пройденным темам курса                        

Анализ типичных ошибок при выполнения КИМов                        

Заключительные занятия Пробное ЕГЭ. Анализ типичных ошибок при решении заданий.        

Литература 

1. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10-11 классы. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, изд. Дрофа, 2006 год.

2. Готовимся к ЕГЭ. Общая биология. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов, изд. Дрофа, 2008 год.

3. Биология. ЕГЭ. 2009. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ФИПИ. Изд. Астрель, Москва, 2009.

4. Раздаточный материал тренировочных тестов, готовимся к практическому экзамену. Биология, ЕГЭ, Е.Л.Жеребцова, Тригон, Санкт- Петербург, 2008

5. Весь ЕГЭ от А до Я. Биология в схемах и таблицах. 11 класс. Ю.Щербатых, Ростов - на –Дону, изд. Феникс, 2009.

6. Биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. 2009- 2010, Ростов- на –Дону, изд. Легион.

7. Биология. ЕГЭ-2009 -2010, тесты, ФГУ, Москва

8.Учебно-методический комплекс. Биология. ЕГЭ, 2010, А.А.Кириленко, С.И.Колесников. Подготовка к ЕГЭ-2010, Ростов- на –Дону, изд. Легион, 2009 год.

9. Выпускной экзамен, С.Г.Мамонтов. Биология. Материалы для подготовки к ЕГЭ, изд. Дрофа, Москва-2008

10. Калинова Г.С. Биология. Тематические и итоговые контрольные работы. 10- 11 классы

Дидактические материалы. Москва. Издательский центр. «Венана- Граф»- 2013.

Тематическое планирование  курса Биология 10 -  11 классы

10 класс

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

По плану

Фактически

1

Неклеточные формы жизни (1 час)

1

02.09

Бактерии (2часа)

2

Бактерии. Решение заданий ЕГЭ.

1

09.09

3

Прокариоты. Решение заданий ЕГЭ.

1

16.09

             Царство Грибы (2 часа)

4

Классы грибов. Решение заданий ЕГЭ.

1

23.09

5

Грибы. Решение заданий ЕГЭ.

1

30.09

            Царство Растения (15 часов)

6

Систематика низших растений. Решение заданий ЕГЭ.

1

07.10

7

Водоросли. Особенности строения водорослей в связи с водным образом жизни.

1

14.10

8

Мхи. Особенности строения и размножения мхов как примитивных растений.

1

21.10

9

Лишайники. Особенности строения  Решение заданий ЕГЭ.

1

28.10

10

Папоротники. Строение и размножения. Особенности строения , размножения и жизнедеятельности растений в связи с выходом на сушу. Решение заданий ЕГЭ.

1

11.11

11

Систематика высших растений.  Решение заданий ЕГЭ.

1

18.11

12

Голосеменные растения. Особенности строения и размножения. Решение заданий ЕГЭ.

1

25.11

13

Покрытосеменные. Особенности покрытосеменных позволили им занять господствующее положение на суше.

1

02.12

14

Опыление и оплодотворение у цветковых растений. Решение заданий ЕГЭ.

1

09.12

15

Что представляет собою семя.  Строение семян однодольных и двудольных растений. Решение заданий ЕГЭ.

1

16.12

16

Работа с гербариями  П/р

1

23.12

17

 Решение заданий  части А ЕГЭ по изученным темам.

1

30.12

18

Решение заданий  части В ЕГЭ по изученным темам.

1

13.01

19

Решение заданий  части С ЕГЭ по изученным темам.

1

20.01

20

Пробное ЕГЭ.

1

27.01

Царство Животные (14 часов)

21

Систематика беспозвоночных животных. Основные характерные черты организации животных.

Простейшие. Характерные черты организации простейших  (гетеротрофных протистов),

1

03.02

22

Полость тела, каковы ее виды и функции у животных разных систематических групп.

1

10.02

23

Типы  кровеносной системы характерны для животных  и их отличительные признаки. Морфологические типы строения сердца у животных.

1

17.02

24

Особенности дыхания  у животных разных групп.

1

02.03

25

Особенности строения и функционирования органов выделения  у различных групп животных.

1

09.03

26

Типы нервной системы у животных

1

16.03

27

Признаки кишечнополостных  и их низкий уровень организации среди животных других типов.

1

23.03

28

Характерные черты строения плоских, круглых, кольчатых червей. Высокий уровень организации кольчатых червей.

1

30.03

29

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих в связи с освоением  ими наземной среды.

1

06.04

30

Общие характерные черты строения моллюсков.

1

20.04

31

Особенности строения ланцетника как низшего хордового животного. Особенности строения и жизнедеятельности рыб, связанные с водным образом жизни.

1

27.04

32

Особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первопоселенцев  суши. Главные отличия  в строении и жизнедеятельности первичноводных и наземных  позвоночных животных.

1

04.05

33

Особенности строения и жизнедеятельности  птиц в связи  с приспособление к полету.

1

11.05

34

Принципиально  важные черты организации млекопитающих ,позволившие занять господствующее положение в природе.

1

18.05

35

Заключительные занятия. Пробное ЕГЭ. Анализ типичных ошибок при решении заданий.

1

25.05

         Итого: 35 ч

                                        11 класс

1

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни. (1 час)

1

Химический состав живых организмов (6 ч.)

2

Химический состав живых организмов. Вода и минеральные вещества.

1

3

Углеводы, липиды, строение и функции

1

4

Белки, их строение и функции

1

5

Нуклеиновые кислоты, их строение

1

6

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

1

7

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

1

                             Строение клетки (4 часа)

8

Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма. Строение клетки:  ядро

1

9

Строение клетки:  одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки

1

10

Основные различия клеток прокариот и эукариот.

1

11

Решение типовых заданий ЕГЭ.

1

                        Обмен веществ и превращение энергии  (5 часов)

12

Типы питания живых организмов.

АТФ и её роль в метаболизме.

1

13

Фотосинтез, хемосинтез

1

14

Биосинтез белка.

1

15

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

1

16

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

1

                      Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

17

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

1

18

Митоз, мейоз

1

19

Размножение организмов. Жизненные циклы растений.

1

20

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

1

21

Решение типовых заданий ЕГЭ (Часть С)

1

                                           Основы генетики и селекции (8 часов)

22

Генетика и селекция. Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя.

1

23

Дигибридное и моногибридное скрещивание.

1

24

Генетика пола, сцепленное с полом наследование.

1

25

Селекция, центры происхождения культурных растений.

1

26

Решение задач на моногибридное скрещивание

1

27

Решение задач на дигибридное скрещивание

1

28

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

1

29

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть В, С)

1

                             Эволюционное учение (2 часа)

30

Эволюция. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Развитие органического мира

1

31

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А, В и С)

1

32

Тестирование учащихся по пройденным темам курса

1

33

Тестирование учащихся по пройденным темам курса

1

34

Анализ типичных ошибок при выполнения КИМов

1

35

Заключительные занятия Пробное ЕГЭ. Анализ типичных ошибок при решении заданий.

1

Итого: 35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)

Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...

Элективный курс для 11 класса

Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготов...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...