Рабочая программа по биологии, 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме

Чайченко Татьяна Анатольевна

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория

 

по биологии  9-«А», 9-«Б», 9-«В»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 - 2015 учебный год

 

 

 

Пояснительная записка к тематическому планированию

 

Тематическое планирование по биологии

составлено на основе авторской программы В.В. Пасечника в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного  стандарта основного общего образования.

Программа рассчитана на    68 ч в год  (2 часа в неделю)

Программой предусмотрено проведение:

 

 Обобщающий урок     -    7

 Лабораторных работ   -    4

 

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию».

а также дополнительная литература:

Методическое пособие В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию».

 

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольного тестирования.

 

 

 

 

№ п/п

Изменение

Обоснование

1

Тема: «Опорно-двигательная система» увеличена на 1 час

За счет резервного времени

2

Тема: «Дыхание» увеличена на 1 час

За счет резервного времени

3

Тема: «Пищеварительная система» увеличена на 1 час

 

За счет резервного времени

 

4

Тема: «Индивидуальное развитие организма» увеличена на 2 часа

За счет резервного времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи курса:

 

  • Образовательные: раскрыть эволюцию органического мира, строение и функции клеток. Научить решать биологические задачи по генетике.
  • Развивающие: научить анализировать, оценивать, сравнивать, изучать, находить, выявлять ответы на интересующие вопросы.
  • Воспитательные: воспитывать позитивные ценностные отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе.

 

 

Цели курса:

  • Освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке, как о биосоциальном  существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

по биологии

 

Классы – 9-«А», 9-«Б»,9- «В»        

Учитель – Чайченко Татьяна Анатольевна

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 7 .

 Планирование составлено на основе авторской программы В. В. Пасечника

Учебник

«Биология. Человек. 8 класс» Колесов Д.В., Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Дрофа, 2010

Дополнительная литература

«Тематическое и поурочное планирование к учебнику», Колесов Д.В., Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Дрофа, 2008

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

 

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Вид контроля

(количество часов)

Дата проведения урока

план

факт

1.

ВВЕДЕНИЕ

3

 

 

 

1.1

Биология-наука о жизни.

1

 

 

 

1.2

Методы исследования в биологии.

1

 

 

 

1.3

Сущность жизни и свойства живого.

1

 

 

 

2.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

56

 

 

 

2.1

Уровни организации живой природы.: общая характеристика.

1

 

 

 

2.2

Углеводы.

1

 

 

 

2.3

Липиды.

1

 

 

 

2.4

Состав и строение белков.

1

 

 

 

2.5

Функции белков.

1

 

 

 

2.6

Нуклеиновые кислоты.

1

 

 

 

2.7

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

 

 

 

2.8

Биологические катализаторы.

1

 

 

 

2.9

Вирусы.

1

 

 

 

2.10

Контрольно-обобщающий урок 1«Молекулярный уровень организации живой природы». (Входящий контроль)

1

К.Р.

 

 

2.11

Основные положения клеточной теории. Л.Р.№1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» и Л.Р. №2 «Рассмотрение клеток растений, животных под микроскопом»

1

Л.Р.

 

 

2.12

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

1

 

 

 

2.13

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1

 

 

 

2.14

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

 

 

 

2.15

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

1

 

 

 

2.16

 Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

 

 

 

2.17

Различия в строении клеток эукариот и прокариот

1

 

 

 

2.18

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

 

 

 

2.19

Энергетический обмен в клетке.

1

 

 

 

2.20

Типы питания клетки.

1

 

 

 

2.21

Фотосинтез и хемосинтез.

1

 

 

 

2.22

Синтез белков в клетке. Генетический код.

1

 

 

 

2.23

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1

 

 

 

2.24

Деление клетки. Митоз.

1

 

 

 

2.25

Контрольно-обобщающий урок 2«Клеточный уровень организации живой природы».  (Промежуточный контроль)

1

К.Р.

 

 

2.26

Размножение организмов. Оплодотворение. Л.Р. №3 «Выявление изменчивости организма»

 

1

Л.Р.

 

 

2.27

Развитие половых клеток. Мейоз.  Оплодотворение.

1

 

 

 

2.28

Индивидуальное развитие организмов.

1

 

 

 

2.29

Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание.

1

 

 

 

2.30

Закон чистоты гамет.  Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1

 

 

 

2.31

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

 

 

 

2.32

Дигибридное скрещивание.

1

 

 

 

2.33

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Взаимодействие генов

1

 

 

 

2.34

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

 

 

 

2.35

Модификационная изменчивость.

1

 

 

 

2.36

Мутационная изменчивость.

1

 

 

 

2.37

 Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

1

 

 

 

2.38

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

 

 

 

2.39

Контрольно-обобщающий урок 3«Организменный уровень организации 

1

К.Р.

 

 

2.40

Вид. Критерии вида. Л.Р.№4«Изменение морфологического критерия  вида»

 

1

Л.Р

 

 

2.41

Популяции.

1

 

 

 

2.42

Сообщество, экосистема, биогеоценоз (экскурсия)

1

 

 

 

2.43

 Состав и структура сообщества.

1

 

 

 

2.44

 Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

 

 

 

2.45

Саморазвитие экосистемы.

1

 

 

 

2.46

Контрольно-обобщающий урок 4«Экосистемный уровень».

1

К.Р

 

 

2.47

Биосфера. Среды жизни.

1

 

 

 

2.48

 Круговорот веществ в биосфере.

1

 

 

 

2.49

Контрольно-обобщающий урок 5«Биосферный уровень жизни».

1

К.Р

 

 

2.50

Развитие эволюционного учения (экскурсия)

1

 

 

 

2.51

Изменчивость организмов.

1

 

 

 

2.52

 Борьба за существование. Естественный отбор.

1

 

 

 

2.53

Видообразование.

1

 

 

 

2.54

Макроэволюция.

1

 

 

 

2.55

  Основные закономерности эволюции.

1

 

 

 

2.56

 Контрольно- обобщающий урок 6 Основы учения об эволюции».

1

К.Р

 

 

3.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

 

5

 

 

 

3.1

Гипотеза Опарина-Холдейна.

1

 

 

 

3.2

 Современные взгляды на происхождение жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

1

 

 

 

3.3

 Развитие жизни в архее. Развитие жизни в протерозое и палеозое.

1

 

 

 

3.4

Развитие жизни в мезозое.

Развитие жизни в кайнозое.

1

 

 

 

3.5

Контрольно-обобщающий урок 7«Возникновение и развитие жизни на Земле».  (Итоговый контроль)

 

1

К.Р

 

 

4.

ЭКОЛОГИЯ

4

 

 

 

4.1

Экологические факторы.

1

 

 

 

4.2

 Условия среды

1

 

 

 

4.3

  Общие закономерности влияния факторов на организмы

1

 

 

 

 4.4

    Итоговое занятие по курсу.

1

 

 

 

 

Итого

68

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

 

Введение

Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

 

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

РАЗДЕЛ 2. Эволюция

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (5 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающимся по данной программе

 

В результате обучения учащиеся должны:

-  характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки; роль белков , нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды в жизни клетки; строение и функции гена, генетический код, биосинтез белка; обмен веществ и превращение энергии в клетке, роль ферментов в нем; фотосинтез, его роль в природе; строение и функции клеток автотрофов и гетеротрофов; вирусы – неклеточные формы, возбудители опасных заболеваний; бесполое и половое размножение организмов; хромосомы , их роль в хранении и передаче наследственной информации; деление клетки ( митоз, амитоз, мейоз ); оплодотворение и его значение; индивидуальное  развитие организмов;онтогенез; зародышевое и послезародышевое развитие; основную генетическую терминологию и символику; методы генетики; законы наследственности, модификационную, мутатационную изменчивость, их причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, генетики для селекции и здравоохранения; экосистемы и агросистемы, их структурные компоненты; причины колебания численности популяций; саморегуляцию; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение; правила экологической пирамиды; круговорот веществ в экосистеме, егшо значение; учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере; значение живого вещества ( биомассы ) в круговороте веществ и потокеэнергии; влияние хозяйственной деятельности человека на экосистемы, биосферу; меры, направленные на их сохранение; учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; возникновение жизни на Земле, эволюцию органического мира, ее основные направления, основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, причины вымирания видов; происхождение человека, движущие силы антропогенеза; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Н.И.Вавилова о происхождении культурных растений; методы выведения сортов растений и пород животных; роль биотехнологии в селекции растений;

 

-  сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение прокариот и эукариот; организмы – автотрофы и гетеротрофы; митоз и мейоз; способы размножения организмов, фенотипы и генотипы, гомо- и гетерозиготы, мутационную и модификационную изменчивость, развитие агроэкосистемы;

-  обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение мутаций для эволюции, законов генетики , круговорот веществ, разнообразия видов в экосистеме, меры регулирования численности особей, влияние экологических факторов на виды, значение продуцентов, консументов,  редуцентов и человека в агросистемах и в экосистемах в биосфере.

-  овладевать умением самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, рефераты научно-популярных статей, готовить и делать сообщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

1.       Федеральный Государственный стандарт.

2.       Примерная программа основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3.       Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

4.       Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

5.       В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.

6. Микроскопы

7. Лупы

8. Гербарии

9. Таблицы по общей биологии

10. Готовые микропрепараты

11. Видеофильмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. «Рабочие программы по биологии» ( по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Понамаревой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – Образовательный стандарт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        20__г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 2

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория

по биологии  9-«А», 9-«Б», 9-«В»

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка к тематическому планированию

Тематическое планирование по биологии

составлено на основе авторской программы В.В. Пасечника в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного  стандарта основного общего образования.

Программа рассчитана на    68 ч в год  (2 часа в неделю)

Программой предусмотрено проведение:

 Обобщающий урок     -    7

 Лабораторных работ   -    4

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию».

а также дополнительная литература:

Методическое пособие В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию».

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольного тестирования.

№ п/п

Изменение

Обоснование

1

Тема: «Опорно-двигательная система» увеличена на 1 час

За счет резервного времени

2

Тема: «Дыхание» увеличена на 1 час

За счет резервного времени

3

Тема: «Пищеварительная система» увеличена на 1 час

За счет резервного времени

4

Тема: «Индивидуальное развитие организма» увеличена на 2 часа

За счет резервного времени

Задачи курса:

  • Образовательные: раскрыть эволюцию органического мира, строение и функции клеток. Научить решать биологические задачи по генетике.
  • Развивающие: научить анализировать, оценивать, сравнивать, изучать, находить, выявлять ответы на интересующие вопросы.
  • Воспитательные: воспитывать позитивные ценностные отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе.

Цели курса:

  • Освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке, как о биосоциальном  существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Учебно-тематическое планирование

по биологии

Классы – 9-«А», 9-«Б»,9- «В»        

Учитель – Чайченко Татьяна Анатольевна

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 7 .

 Планирование составлено на основе авторской программы В. В. Пасечника

Учебник

«Биология. Человек. 8 класс» Колесов Д.В., Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Дрофа, 2010

Дополнительная литература

«Тематическое и поурочное планирование к учебнику», Колесов Д.В., Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Дрофа, 2008

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Вид контроля

(количество часов)

Дата проведения урока

план

факт

1.

ВВЕДЕНИЕ

3

1.1

Биология-наука о жизни.

1

1.2

Методы исследования в биологии.

1

1.3

Сущность жизни и свойства живого.

1

2.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

56

2.1

Уровни организации живой природы.: общая характеристика.

1

2.2

Углеводы.

1

2.3

Липиды.

1

2.4

Состав и строение белков.

1

2.5

Функции белков.

1

2.6

Нуклеиновые кислоты.

1

2.7

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

2.8

Биологические катализаторы.

1

2.9

Вирусы.

1

2.10

Контрольно-обобщающий урок 1«Молекулярный уровень организации живой природы». (Входящий контроль)

1

К.Р.

2.11

Основные положения клеточной теории. Л.Р.№1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» и Л.Р. №2 «Рассмотрение клеток растений, животных под микроскопом»

1

Л.Р.

2.12

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

1

2.13

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1

2.14

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

2.15

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

1

2.16

 Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

2.17

Различия в строении клеток эукариот и прокариот

1

2.18

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

2.19

Энергетический обмен в клетке.

1

2.20

Типы питания клетки.

1

2.21

Фотосинтез и хемосинтез.

1

2.22

Синтез белков в клетке. Генетический код.

1

2.23

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1

2.24

Деление клетки. Митоз.

1

2.25

Контрольно-обобщающий урок 2«Клеточный уровень организации живой природы».  (Промежуточный контроль)

1

К.Р.

2.26

Размножение организмов. Оплодотворение. Л.Р. №3 «Выявление изменчивости организма»

1

Л.Р.

2.27

Развитие половых клеток. Мейоз.  Оплодотворение.

1

2.28

Индивидуальное развитие организмов.

1

2.29

Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание.

1

2.30

Закон чистоты гамет.  Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1

2.31

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

2.32

Дигибридное скрещивание.

1

2.33

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Взаимодействие генов

1

2.34

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

2.35

Модификационная изменчивость.

1

2.36

Мутационная изменчивость.

1

2.37

 Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

1

2.38

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

2.39

Контрольно-обобщающий урок 3«Организменный уровень организации  

1

К.Р.

2.40

Вид. Критерии вида. Л.Р.№4«Изменение морфологического критерия  вида»

1

Л.Р

2.41

Популяции.

1

2.42

Сообщество, экосистема, биогеоценоз (экскурсия)

1

2.43

 Состав и структура сообщества.

1

2.44

 Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

2.45

Саморазвитие экосистемы.

1

2.46

Контрольно-обобщающий урок 4«Экосистемный уровень».

1

К.Р

2.47

Биосфера. Среды жизни.

1

2.48

 Круговорот веществ в биосфере.

1

2.49

Контрольно-обобщающий урок 5«Биосферный уровень жизни».

1

К.Р

2.50

Развитие эволюционного учения (экскурсия)

1

2.51

Изменчивость организмов.

1

2.52

 Борьба за существование. Естественный отбор.

1

2.53

Видообразование.

1

2.54

Макроэволюция.

1

2.55

  Основные закономерности эволюции.

1

2.56

 Контрольно- обобщающий урок 6 Основы учения об эволюции».

1

К.Р

3.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

5

3.1

Гипотеза Опарина-Холдейна.

1

3.2

 Современные взгляды на происхождение жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

1

3.3

 Развитие жизни в архее. Развитие жизни в протерозое и палеозое.

1

3.4

Развитие жизни в мезозое.

Развитие жизни в кайнозое.

1

3.5

Контрольно-обобщающий урок 7«Возникновение и развитие жизни на Земле».  (Итоговый контроль)

1

К.Р

4.

ЭКОЛОГИЯ

4

4.1

Экологические факторы.

1

4.2

 Условия среды

1

4.3

  Общие закономерности влияния факторов на организмы

1

 4.4

    Итоговое занятие по курсу.

1

Итого

68

8

Содержание тем учебного курса

Введение

Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

РАЗДЕЛ 2. Эволюция

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (5 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающимся по данной программе

В результате обучения учащиеся должны:

-  характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки; роль белков , нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды в жизни клетки; строение и функции гена, генетический код, биосинтез белка; обмен веществ и превращение энергии в клетке, роль ферментов в нем; фотосинтез, его роль в природе; строение и функции клеток автотрофов и гетеротрофов; вирусы – неклеточные формы, возбудители опасных заболеваний; бесполое и половое размножение организмов; хромосомы , их роль в хранении и передаче наследственной информации; деление клетки ( митоз, амитоз, мейоз ); оплодотворение и его значение; индивидуальное  развитие организмов;онтогенез; зародышевое и послезародышевое развитие; основную генетическую терминологию и символику; методы генетики; законы наследственности, модификационную, мутатационную изменчивость, их причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, генетики для селекции и здравоохранения; экосистемы и агросистемы, их структурные компоненты; причины колебания численности популяций; саморегуляцию; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение; правила экологической пирамиды; круговорот веществ в экосистеме, егшо значение; учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере; значение живого вещества ( биомассы ) в круговороте веществ и потокеэнергии; влияние хозяйственной деятельности человека на экосистемы, биосферу; меры, направленные на их сохранение; учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; возникновение жизни на Земле, эволюцию органического мира, ее основные направления, основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, причины вымирания видов; происхождение человека, движущие силы антропогенеза; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Н.И.Вавилова о происхождении культурных растений; методы выведения сортов растений и пород животных; роль биотехнологии в селекции растений;

-  сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение прокариот и эукариот; организмы – автотрофы и гетеротрофы; митоз и мейоз; способы размножения организмов, фенотипы и генотипы, гомо- и гетерозиготы, мутационную и модификационную изменчивость, развитие агроэкосистемы;

-  обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение мутаций для эволюции, законов генетики , круговорот веществ, разнообразия видов в экосистеме, меры регулирования численности особей, влияние экологических факторов на виды, значение продуцентов, консументов,  редуцентов и человека в агросистемах и в экосистемах в биосфере.

-  овладевать умением самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, рефераты научно-популярных статей, готовить и делать сообщения.

 

Перечень учебно-методического обеспечения

1.       Федеральный Государственный стандарт.

2.       Примерная программа основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3.       Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

4.       Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

5.       В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.

6. Микроскопы

7. Лупы

8. Гербарии

9. Таблицы по общей биологии

10. Готовые микропрепараты

11. Видеофильмы

Список литературы

1. «Рабочие программы по биологии» ( по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Понамаревой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – Образовательный стандарт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...