Рабочая программа по "Основам валеологии" -9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме

Решняк Ирина Вячеславовна

Рабочая программа поредпрофильного курса "Основы  влеологии" для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса напавлеа на развитие таких задая как: формирование знаний о физическом и духовном здоровье человека; развитие практических навыков  и умений сохранения и укрепления здоровья; закрепление  в сознании учащихся необходимости здорового образа жизни и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_valeologii-9_klass.rar884.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

    Рабочая  программа   предпрофильного   курса  « Основы  валеологии» для предпрофильной  подготовки  учащихся  9 класса направлена  на решение таких задач, как:

  • формирование знаний о физическом и духовном здоровье человека;
  • развитие практических навыков  и умений сохранения и укрепления здоровья;
  • закрепление в сознании учащихся  необходимости здорового образа жизни.

Согласно  учебному плану на преподавание валеологии в 9 классе отведено   0,5 часа  в неделю,  18 часов в год.

 Цели курса:

  •  создание универсальной предметно-информационной среды, способной обеспечить индивидуальность саморазвития и образования человека, через общение с природой, развитие экологической культуры и культуры жизни.

Задачи курса:

  •  формирование представлений о связях систем организма с окружающей средой, изменений протекающих в организме под влиянием природной среды, закреплении знаний о самом себе и взаимоотношении с природой;
  • развитие и укрепление познавательного интереса школьника к окружающему миру, к человеку – как части природы, осознание зависимости благополучии среды от культуры поведения человека;
  • развитие умения рационально организовать свою жизнь, бережно относиться к своему здоровью, знание элементарных способов управления своим эмоциональным состоянием;
  • расширение знаний учащихся о различных предметах и явлений окружающего мира, формирование элементарной эрудиции ребенка и его кругозора, воспитание нравственно-этического отношения к природе, соответствующие общественным нормам морали.

Учение о факторах здоровья включает:

  • Наследственность (является фактором здоровья. Но не определяет его полностью);
  • Богатство природного окружения ( является могущественным фактором здоровья. но не детерминирует его окончательно);
  • Здоровый образ жизни (поддерживает здоровье, но не формирует его целиком);
  • Здравоохранение (оберегает здоровье человека, но не может полностью отвечать за здоровье населения и каждого человека)

    Центральным  в содержании курса определилось понятие - идея-«здоровью надо учиться»

Краткое описание методики преподавания:

В ходе реализации задач предпрофильного курса на занятиях применимы традиционные и нетрадиционные формы работы: беседы, практикумы, тренинги, исследования, проекты, моделирование, постановка и решение исследовательских задач.., где учитель и ученик выступают как партнеры, в результате чего выстраиваются субъект- субъектные отношения.

Традиционные формы работы: рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, наблюдение. Эти формы чаще всего используются на вводных занятиях или при обобщении какой-либо темы.

Нетрадиционные формы работы: дискуссии, конференции, семинары, встречи с медицинскими работниками, заочные путешествия, разработка и  защита концепций, тренинги, рефлексия, самооценка, моделирование и проектирование, постановка и решение исследовательских задач… Благодаря использованию нетрадиционных форм педагог развивает в учащихся коммуникативные навыки, наблюдательность, исследовательские и познавательные способности, прививает потребность в здоровом образе жизни как необходимом условии формирования полноценной личности.

Характер деятельности учащихся: поисковый, частично-исследовательский, исследовательский, репродуктивный, деятельность по избранному образцу.

Формы организации деятельности обучающихся : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.

Особенностью программы является практикум, который включает в себя деятельность по наблюдению, измерению, проведению опытов ( они позволят получить данные о и сформулировать оценки, соматометрии учащихся, их работоспособности и тренированности, режима питания, ритмического характера жизненных  функций и др.)

Содержание программы:

1.Введение (3 ч.)

Валеология – наука о здоровом образе жизни.. Частная, общая валеология. Экология и здоровье человека. Здоровье человека . Понятие здоровья. Влияние экологии на здоровье человека. Понятие о здоровом образе жизни.

Практическая  работа

 № 1Составление родословной

2.Питание и здоровье(5ч.)

Питание и здоровье. Суточный  рацион питания. Рациональное питание и здоровье. Гигиена пищи. Значение включения овощей и фруктов в рацион питания. Химическая  азбука пищи. Еда под микроскопом.  Витамины, их роль в организме. Искусственная  пища: за и против. Культура  питания.  Принципы современного питания. Питание и вес тела. Индекс массы тела  человека.Что мы получаем с едой. Вода , белки, жиры, углеводы.Каллории.Молоко и молочные продукты. Рыба и морепродукты. Крупы.

Практическая  работа

№2 «Подсчет энергетических затрат  и определение  калорийности рациона.Составление суточного рациона питания для подростка»

№3 «Определение белков, жиров и углеводов  в пищевых прдуктах».

№4« Определение  витамина  С»

№5 «Санитарная проверка пищевых продуктов»

3. Красота и здоровье(2ч)

Кожа, ее функции, уход за кожей.  Гигиена  человека. Что нужно  нашей коже.Типы  кожи. Глаза.Зубы, здоровье зубов. Уход за зубами и деснами.Волосы, здоровье волос, уход за волосами и ногтями.Гигиена одежды и обуви.Причины кожных заболеваний.Травмы, обморожения.Терморегуляция организма.Закаливание.

4.Болезни  человека(4 ч)

 Классификация  болезней. Причины, вызывающие болезни.

Признаки болезней.  Инфекционные болезни, причины их вызывающие,лекарственные болезни.Действие лекарств на системы органов,аллергия, правильное использование лекарств. Наследственные болезни, причины их вызывающие, наследственная  предрасположенность

Профилактика заболеваний. Профилактика СПИДа и венерических заболеваний. Репродуктивное здоровье человека и его сохранение. Влияние употребления алкоголя, курения на развитие подростка. Факторы среды, влияющие на репродуктивное  здоровье  человека. Роль диеты, возрастные  особенности и проблемы  подростков.Хирургические операции.

5. Здоровый образ жизни.(5ч)

 Образ жизни - фактор здоровья. Роль самого человека  для сохранения собственного здоровья. Экологическая  безопасность  продуктов питания. Воздух и здоровье. Вода-источник жизни. Радиация- невидимая смерть. Свет и живые организмы. Шум. Дефицит  тишины. Источники экологической опасности.Микроклимат в квартире. Бытовые химические  вещества. Способность человека вырабатывать навыки  негативного отношения  к вредным  привычкам. Влияние  алкоголя , никотина, и наркотических веществ на здоровье  человека.      Экология и здоровье  человека. Семья и здоровый  образ жизни. Психологические  особенности подростка. Определение типа темперамента. Секреты  хорошего настроения. Физическая  активность человека и полноценный отдых. Культура движения. Мышечная активность и эмоции. Ритмичность физической  и  умственной активности. Регуляция  мышечного тонуса и двигательной  активности. Сон и сновидения. Стадии сна. Нарушения сна. Вредные привычки, их профилактика. Курение, алкоголь, наркомания.

Практическая  работа.

№6 «Проведение соматометрических  измерений (рост, вес, пропорции  тела)

№7 « Определение типа темперамента»

№ 6 «Упражнения для снятия  усталости».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

 - что изучает  «валеология», как происходит ее становление как науки;

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины возникновения наиболее распространённых болезней;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

 - основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Уметь:

-соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.

- применять полученные знания на практике

Календарно- тематическое планирование по  предпрофильному  курсу

« Основы  валеологии»  в 9 классе

№п/п

Дата

Тема

Основное содержание

Формы, методы работы

1.Введение (2 ч.)

1

15.01.

Валеология- наука о здоровом образе жизни. 

Практическая  работа №1

«Составление родословной»

Что такое  валеология. Наследственность. Моя родословная. Секреты долгожительства

лекция

2

22.01.

Здоровье человека . Понятие здоровья.

Физическое здоровье. Основы регуляции здоровья.Самооценка здоровья. Психическое здоровье. Общение.

Лекция,   беседа

2.Питание и здоровье(5ч.)

3

29.01.

Питание и здоровье.

Практическая  работа №2

«Подсчет энергетических затрат  и определение  калорийности рациона.Составление суточного рациона питания для подростка»

Суточный  рацион питания. Рациональное питание и здоровье. Гигиена пищи. Значение включения овощей и фруктов в рацион питания.

Принципы современного питания. Питание и вес тела. Индекс массы тела  человека.Что мы получаем с едой. Вода , белки, жиры, углеводы.Каллории.Молоко и молочные продукты. Рыба и морепродукты. Крупы.

семинар

4

05.02.

Химическая  азбука пищи. Еда под микроскопом.

Практическая  работа №3

«Определение белков, жиров и углеводов  в пищевых прдуктах».

беседа

5

12.02.

Витамины, их роль в организме.

Практическая  работа №4

« Определение витамина  С»

Сообщения учащихся

6

19.02.

Искусственная  пища: за и против.

Практическая  работа №5

«Санитарная проверка пищевых продуктов»

Сообщения учащихся,

презнтации

7

26.02.

Культура  питания. 

беседа

3. Красота и здоровье  (2ч)

8

04.03.

Кожа, ее функции, уход за кожей.

Что нужно  нашей коже.Типы  кожи. Глаза.Зубы, здоровье зубов. Уход за зубами и деснами.Волосы, здоровье волос, уход за волосами и ногтями.Гигиена одежды и обуви.Причины кожных заболеваний.Травмы, обморожения.Терморегуляция организма.Закаливание.

Сообщения учащихся,

презнтации

9

11.03.

Гигиена  человека.

Беседа, сообщения учащихся

4.Болезни  человека (4 ч)

10

18.03.

Классификация  болезней. Причины, вызывающие болезни.

Инфекционные болезни, причины их вызывающие,лекарственные болезни.Действие лекарств на системы органов,аллергия, правильное использование лекарств. Наследственные болезни, причины их вызывающие, наследственная  предрасположенность

Встреча с медсестрой ФАПа.

11

01.04.

Признаки болезней.  Профилактика заболеваний.

лекция

12

08.04.

Профилактика СПИДа и венерических заболеваний

Лекция, сообщения учащихся

13

15.04.

Репродуктивное здоровье человека и его сохранение

Влияние употребления алкоголя, курения на развитие подростка. Факторы среды, влияющие на репродуктивное  здоровье  человека. Роль диеты, возрастные  особенности и проблемы  подростков.Хирургические операции.

лекция

5. Здоровый образ жизни  (5ч)

14

22.04.

Образ жизни - фактор здоровья.

Практическая  работа №6

«Проведение соматометрических  измерений (рост, вес, пропорции  тела)

Роль самого человека  для сохранения собственного здоровья. Способность человека вырабатывать навыки  негативного отношения  к вредным  привычкам. Влияние  алкоголя , никотина, и наркотических веществ на здоровье  человека.                    

беседа

15

29.04.

Экология и здоровье  человека.

Экологическая  безопасность  продуктов питания. Воздух и здоровье. Вода-источник жизни. Радиация- невидимая смерть. Свет и живые организмы. Шум. Дефицит  тишины. Источники экологической опасности.Микроклимат в квартире. Бытовые химические  вещества.

Сообщения учащихся

16

06.05.

Семья и здоровый  образ жизни.

 Практическая  работа №7

« Определение типа темперамента»

Психологические  особенности подростка. Определение типа темперамента. Секреты  хорошего настроения.

тест

17

13.05.

Физическая  активность человека и полноценный отдых.

Практическая  работа №8

«Упражнения для снятия  усталости»

Культура движения. Мышечная активность и эмоции. Ритмичность физической  и  умственной активности. Регуляция  мышечного тонуса и двигательной  активности. Сон и сновидения. Стадии сна.Нарушения сна.

Беседа. Сообщения учащихся

18

20.05.

Вредные привычки, их профилактика.

Курение, алкоголь, наркомания

Беседа. Сообщения учащихся

Литература:

  • Анастасова Л.П., Кучменко В.С.,Цихместеренко Т.А. Формирование  здорового образа жизни  подростка на уроках  биологии: Методическое пособие 8-9 клаассы.-М.: Вента-Граф,2009 г, 208 с.
  • Билач Г.Л., Назарова Л.В. Основы  валеологии. С-Пб: 2008 г. 558с.
  • Здоровью надо учить. Валеология через школьные предметы. Под ред. Н.П. Абаскаловой. Новосибирск: Изд. Компания « Лада», 2000г. 291 с.
  • Практикум по гигиене.Человек. М.: Издательство Аркти, 2002г.. 93 с.
  • Соковна-Семенова И.И., Иванова Н.В. Основы сексологии (факультативный курс) – «Первое сентября», Биология, №17-18,1994.
  • Рыжова Н.А., Алилепиева Л.М. «Окружающая среда и здоровье» / Биология в школе, №2, 1994.
  • Афанасьева Т.М. «Семья» - М., Просвещение, 1988.
  • Разумихина Г. «Мир семьи» - М., Просвещение, 1986.
  • Шариков Г., Крушельницкий Е. «Для тебя и отебе» - М., Просвещение», 1991.
  • Ковалев С.В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» - М., Просвещение, 1991.

Материально-техническое обеспечение.

1.Информационно-коммуникационные средства.

1. Компьютер

2. Экран

3. Мультимедийный проектор

Приложение.

Лабораторная работа №1

 «Составление родословной»

Цель работы: получить навыки по составлению родословной.

Ход работы:

1. Составьте свою  родословную.

Лабораторная работа  № 2

«Составление дневного рациона с учетом энергетических затрат и сбалансированной пищи».

Цель: научиться грамотно составлять суточный пищевой рацион человека.

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийности.

Ход работы:

При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

– калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;

– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей — возраста), количество белков, жиров и углеводов;

– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 — 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности);

– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;

– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.

При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.

Составьте суточный пищевой рацион для двух групп: дети

5 — 7 лет и подростки 15 — 16 лет. Данные по составу пищевых продуктов и их калорийности возьмите из справочной литературы (Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология» т 2 стр 21 — 23)

Форма отчетности

Результаты расчетов занесите в таблицу

Состав суточного пищевого рациона

Лабораторная работа № 3
«Определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах»

Цель: обнаружение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.

1. Качественные реакции на крахмал и жиры

Оборудование: кусок белого хлеба, спиртовой раствор йода, фильтровальная бумага.

Спиртовой раствор йода растворяют в воде до цвета крепкого чая и обрабатывают им хлеб. Наличие темно-синей окраски говорит о присутствии в нем крахмала.

Небольшой кусок хлеба заворачивают в фильтровальную бумагу и сильно сжимают. После этого бумагу разворачивают и просматривают на свет. Видно жирное пятно.

2. Качественная реакция на глюкозу

Оборудование: таблетка глюкозы или карамель, 10%-ный раствор NaOH, 2%-ный раствор CuSO4, нагревательный прибор, штатив с пробирками. Глюкоза используется в виде водного раствора.

К 1 см3 глюкозы приливают 1 см3 щелочи и по каплям медный купорос до образования синего осадка. После этого пробирку нагревают на огне. Выпадает ярко-оранжевый осадок, который и указывает на присутствие глюкозы. Если содержание глюкозы в пробе было большим, оранжевый осадок выпадает сразу без нагревания.

3. Качественная реакция на белки

Оборудование: раствор белка (белок одного куриного яйца разводят в 0,5 л воды), 10%-ный раствор NaOH, 1%-ный раствор CuSO4, пипетка, штатив с пробирками.

К 2 мл исследуемого раствора белка приливают столько же щелочи и по каплям медный купорос. После каждой капли пробирку тщательно встряхивают. Появление фиолетового окрашивания говорит о присутствии белка (биуретова реакция).

Форма отчетности

Заполните таблицу.

Лабораторная работа №  4
«Определение витамина C»

Цель: познакомиться с качественной реакцией на витамин C.

1-й вариант

Оборудование: 1%-ая вытяжка плодов шиповника, 5%-ный раствор феррицианида калия (железосинеродистый калий), раствор хлорного железа, вода, пробирки.

Ход  работы:

В пробирку внесите 2 капли феррицианида калия и 1 каплю раствора хлорного железа. В результате жидкость приобретает бурую окраску. Затем добавьте 5 — 7 капель 1%-ной вытяжки плодов шиповника (приготовленной из экстракта). Раствор меняет цвет на зеленовато-синий, после чего выпадает осадок темно-синего цвета (берлинская лазурь). При добавлении воды цвет осадка становится более отчетливым.

2-й вариант

Цель: йодометрическим способом исследовать яблочный сок на предмет содержания в нем витамина C.

Оборудование: яблочный сок, йод.

Ход  работы:

Добавьте несколько капель йода в яблочный сок. Йод в присутствии витамина C восстанавливается, поэтому раствор обесцвечивается.

Форма отчетности

Опишите проделанный опыт в тетради.

Ответьтенаследующие вопросы. Какое биологическое значение имеют витамины? Что нужно учитывать при приеме витаминов в виде драже или таблеток?

Лабораторная работа №5

«Санитарная проверка пищевых продуктов»

Цель: провести санитарную проверку пищевых продуктов.

Оборудование: банки из-под сгущенного молока, рыбных и мясных консервов; пластмассовые коробки из-под маргарина, йогурта; коробки из-под кукурузных палочек, жевательные резинки, шоколад, банки из-под кофе, какао; детское питание; сухие соки.

Ход работы:

1. Экспертиза упаковки

А. Вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной металлической крышкой, стеклянная банка с пластмассовой крышкой, пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага и т.д).
Б. Сохранность упаковки (механическое повреждение, коррозия и т. д).
В. Наличие бомбажа банки.

2. Экспертиза этикетки

А. Полнота информации на этикетке:

— наименование предприятия-изготовителя, его адрес;
— наименование товара, его масса;
— состав;
— калорийность;
— условия и срок хранения;
— дата изготовления;
– рекомендации по применению;
— противопоказания (в случае необходимости);
— наличие консервантов и пищевых добавок;
— обозначения ГОСТа или ТУ.

Б. Соответствие информации на этикетке штриховому коду:

— номер изделия под штриховым кодом чаще всего состоит из 13 цифр;
— первые две цифры соответствуют шифру страны-изготовителя или продавца товара;
— следующие 5 цифр — код предприятия-изготовителя;
— и еще 5 цифр — наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет;
— последняя цифра — контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.

Код страны-изготовителя может состоять из трех знаков, а код предприятия из — четырех. Товары, имеющие небольшие размеры, могут иметь краткий код из восьми цифр.

В. Соответствие информации на этикетке и штампа на банке.

Трехрядная маркировка.

Первый ряд — дата изготовления (например: 301096);

Второй ряд — номер смены (например 102);

Третий ряд — тип консервов и номер предприятия (например: Р100): «Р» — рыбные, «Д», «КП», «К», «ЦС», «МС», «ОХ» — мясные.

Икра лососевая маркируется в 3 ряда:

1-й дата изготовления (декада — одна цифра, месяц и год — по две цифры);
2-й ряд ассортиментный знак «икра»;
3-й ряд — до трех знаков — номер завода, один знак смена, Р — индекс рыбной промышленности.

Двухрядная маркировка.

Сгущенное молоко:

1-й ряд — буква «М» (знак молочной промышленности) и номер предприятия (например: 2000);
2-й ряд — номер смены (до трех цифр) и дата (месяц — две цифры и год — две цифры).

Икра осетровая:

1-й ряд — дата (декада — одна цифра, месяц и год — по две цифры);
2-й ряд № мастера (одна–две цифры).

Г. Наличие консервантов и пищевых добавок.

Консерванты и пищевые добавки (эмульгаторы, красители, смачиватели и др.) в соответствии с международным шифром обозначаются буквой «Е» с тремя цифрами. Многие из добавок не безопасны для здоровья.

Наиболее вредные пищевые добавки

Условные обозначения

«РК» — вызывает расстройство кишечника; «РД» — влияет на артериальное давление; «С» — вызывает сыпь; «Р» — канцероген; «Х» — холестерин; «П» — подозрительный; «РЖ» — вызывает расстройство желудка; «О» — опасный по ряду причин; «ОО» –очень опасный по ряду причин; «ВК» — вреден для кожи; «З» — запрещен к применению.

Международный шифр добавки

Форма отчетности

Заполните таблицу.

Заключение: укажите возможность использования продукта для питания.

Лабораторная работа  № 6

«Проведение  сомаметрических  измерений»

Цель: научиться измерять и оценивать показатели физического развития.

Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.

ХОД РАБОТЫ

Измерение роста

Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.

Измерениеокружностигруднойклетки

Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.

Определите экскурсию грудной клетки – разность между величинами окружности груди на выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.

Определение массы тела

Измерение проводится с помощью медицинских весов. Полученный результат запишите.

Форма отчетности

1. Заполните таблицу.

2. Оцените результаты.

Величина экскурсии грудной клетки у молодых здоровых людей обычно лежит в интервале от 6 до 9 см.

3. Сравните полученные вами данные со среднестатистическими данными таблиц.

4. Сделайте вывод о степени вашего физического развития.

Используя данные таблицы, найдите соответствующий «коридор» для каждого из ваших показателей (на пересечении возраста и ближайшего значения величины показателя). «Коридор» характеризует встречаемость показателя данного признака в различных половых и возрастных группах: чем больше номер «коридора», тем ближе ваши показатели к среднестатистическим данным.

Пример

1. Ваш возраст – 15 лет, длина тела – 160 см. «Коридор» № 4 (для мальчиков).

2. Ваш возраст – 14 лет, масса тела – 40 кг. «Коридор» № 3 (для девочек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Валеология"

Рабочая программа  внеурочной деятельности для 7-9 класса...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 класса в соответствии с ФГОС на основе комплексной программы ОБЖ под общей редакцией А. Т. Смирнова.

Рабочая программа по ОБЖ для 10 и 11 класса разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС на основе программы и УМК А.Т.Смирнова...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...