Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Толкачева Ирина Александровна

рабочая программа по биологии 9 класс по программе В.В. Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_9_klass.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа с. Вязовка

Екатериновского района Саратовской области

Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:

На заседании МО естественно-математического цикла

Председатель МО:

Заместитель директора по УВР

Директор школы:

«____»______________2014г

«____»______________2014г

Приказ №__ «___»___________2014г.

(Харитонова Н.П.)

(Барданова Е.Ф.)

(Щербакова Н.А.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАССА

ТОЛКАЧЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

УЧИТЕЛЯ 1 КАТЕГОРИИ

2014– 2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения. 

Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение тем «Введение» (3 часа), «Возникновение и развитие жизни» (7 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Экосистемный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные».

Количество часов на изучение тем «Популяционно-видовой уровень», «Биосферный уровень» сокращено, так как авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов), а в 9 классе только 34 учебные недели (68 часов). Этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в курсах «Ботаника» (6 класс), «Животные» (7 класс).

Учебно-тематический план

по___биологии

предмет  

Класс__9__

Учитель:_Толкачева Ирина Александровна

Количество часов

Всего___68___ час; в неделю______2_____ час.

Плановых контрольных уроков _____7______,лабораторные работы ___4___; экскурсии _2__

Административных контрольных уроков _________ч.

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений

Учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с.

название, автор, издательство, год издания

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата

План

Факт

Введение (3 часа)

1.

Биология – наука о жизни

1

02.09

2.

Методы исследования в биологии

1

03.09

3

Сущность жизни и свойства живого

1

09.09

Клеточное строение организмов (4 часа)

4

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

1

10.09

5

Углеводы

1

16.09

6

Липиды

1

17.09

7

Состав и строение белков

1

23.09

8

Функции белков

1

24.09

9

Нуклеиновые кислоты

1

30.09

10

АТФ и другие органические соединения

1

01.10

11

Биологические катализаторы

1

07.10

12

Вирусы

1

08.10

13

Контрольно-обобщающий урок №1 по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

1

14.10

Клеточный уровень (15 часов)

14

Основные положения клеточной теории. Л.Р. №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

1

15.10

15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

1

21.10

16

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки

1

22.10

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

1

28.10

18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

1

29.10

19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

1

11.11

20

Различия в строении клеток эукариот и прокариот

1

12.11

21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

1

18.11

22

Энергетический обмен в клетке

1

19.11

23

Типы питания клеток

1

25.11

24

Фотосинтез и хемосинтез

1

26.11

25

Синтез белка в клетке. Генетический код. Транскрипция

1

02.12

26

Синтез белков в клетке. Т-РНК. Трансляция

1

03.12

27

Деление клетки. Митоз

1

09.12

28

Контрольно-обобщающий урок №2 по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»

1

10.12

Организменный уровень (14 часов)

29

Размножение организмов. Бесполое размножение

1

16.12

30

Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

1

17.12

31

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1

23.12

32

Закономерности наследования признаков установленных Менделем. Моногибридное скрещивание

1

24.12

33

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

1

13.01

34

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

1

14.01

35

Дигибридное скрещивание

1

20.01

36

Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана

1

21.01

37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

1

27.01

38

Модификационная изменчивость. Л.Р. №2 «Выявление изменчивости организмов»

1

28.01

39

Мутационная изменчивость

1

03.02

40

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова

1

04.02

41

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

1

10.02

42

Контрольно-обобщающий урок №3 по теме: «Организменный уровень организации живого»

1

11.02

Популяционно-видовой уровень (3 часа)

43

Вид. Критерии вида. Л.Р. №3 «Изучение морфологического критерия вида»

1

17.02

44

Популяции

1

18.02

45

Экология  как наука. Экологические факторы

1

24.02

Экосистемный уровень (6 часов)

46

Сообщество. Экосистема. Биоценоз

1

25.02

47

Состав и структура сообщества

1

03.03

48

Потоки вещества и энергии в экосистеме

1

04.03

49

Саморазвитие экосистемы

1

10.03

50

Экскурсия в биогеоценоз

1

11.03

51

Контрольно-обобщающий урок №4 по теме: «Экосистемный уровень»

1

17.03

Биосферный уровень (4 часа)

52

Биосфера. Среды жизни

1

18.03

53

Круговорот веществ в биосфере

1

31.03

54

Экологические кризисы

1

01.04

55

Контрольно-обобщающий урок №5 по теме: «Биосферный уровень»

1

07.04

Эволюция (7 часов)

56

Развитие эволюционного учения

1

08.04

57

Изменчивость организмов

1

14.04

58

Борьба за существование. Естественный отбор

1

15.04

59

Видообразование. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»

1

21.04

60

Макроэволюция

1

22.04

61

Основные закономерности эволюции

1

28.04

62

Контрольно-обобщающий урок №6 по теме: «Эволюция»

1

29.04

Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)

63

Гипотезы возникновения жизни. Л.Р. №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

1

05.05

64

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы

1

06.05

65

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое

1

12.05

66

Развитие жизни в мезозое, кайнозое

1

13.05

67

Контрольно-обобщающий урок №7 по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

19.05

68

Обобщение по курсу биологии 9 класса

1

20.05

Содержание программы

Введение (3 часа)

Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (52 часов)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ 2. Эволюция (6 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (6 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета ученики должны:

называть

  • общие признаки живых организмов;
  • признаки царств живой природы;
  • причины и результаты эволюции;

приводить примеры

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;
  • природных и искусственных сообществ;
  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
  • обмен веществ и превращение энергии;
  • роль ферментов и витаминов в организме;
  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
  • размножение, рост и развитие организмов;
  • вирусы как неклеточные формы жизни;
  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

сравнивать

  • строение и функции клеток растений и животных;
  • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

применять знания

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм,  профилактики травм, заболеваний;
  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

  • о клеточном строении организмов всех царств;
  • о родстве и единстве органического мира;
  • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
  • соблюдать правила
  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Список литературы

  1. Федеральный Государственный стандарт.
  2. Примерная программа основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
  3. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
  4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
  5. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.

Дополнительная литература:

  1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 293с.

Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ГИА можно найти на сайтах:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...