Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Глазырина Галина Михайловна

Конспект урока о причинах эволюции с презентацией - сокращенный вариант. Можно доработать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsor_darvin_o_prichinah.doc83.5 КБ
Office presentation icon 7_kl_darvin_o_prichinah_evolyutsii_-.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Село: Тюбук

МОУ «Тюбукская СОШ  № 3»

Учитель: Глазырина Г.М.

Класс: 7

Тема учебного занятия: «Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цели: Раскрыть понятие о наследственности, изменчивости, борьбе за существование и естественном отборе как факторах эволюции

           животного мира. Проконтролировать и откорректировать знания учащихся.

           Развивать речевую деятельность учащихся; творческую деятельность. Развивать умения работать с текстом учебника.

           Воспитание рефлексивных качеств личности. Формирование эволюционного мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация «Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира».

Дидактические материалы к учебному занятию: тесты, критерии оценивания тестов.

Ход учебного занятия:

I этап: организационный

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

II этап

Актуализация и проверка знаний

5 мин

Обозначить тему урока силами учащихся; проверить и уточнить знания

Доказательства эволюции

Узнавать на рис. палеонтологические, эмбриональные доказательства; доказывать развитие органического мира

Методы стимулирования и мотивации учения

Индивидуальная, фронтальная и парная работа.

Тестовый и устный контроль

Презентация слайды 2 - 6

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-  «Дайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?»  

- «Для того чтобы вспомнить и проверить как вы  усвоили материал, ответим на вопросы. (имена) будут работать письменно. Напоминаю, что выполняете только одну, выбранную вами часть. Выполнив, сдаете на проверку (имена). А остальные работают все вместе устно».

-1 «На основании, каких результатов исследований можно судить об эволюции животного мира? Что такое эволюция?»

- 2 (слайд 1) Посмотрите на экран. Что здесь изображено и какая наука изучает это?

Какие ископаемые останки позвоночных позволили выяснить происхождение птиц?

- 3 (Слайд 2) Какие доказательства эволюции здесь изображены? Какая наука изучает эти доказательства?

- 4 (слайд 3) Что изучает сравнительная анатомия? Какой сравнительно – анатомический материал свидетельствует о родстве различных представителей позвоночных животных?

- 5 Какие органы называют гомологичными? Приведите примеры. Давайте проверим (слайд4)

- 6 Что такое рудименты и атавизмы? Приведите примеры.

- 7 (слайд 5)Почему крылья  птицы и ласты дельфина считают гомологичными органами, а крыло бабочки и крыло птицы аналогичными органами?

Ну что, справились отлично (хорошо)…

- «Об эволюции, доказательствах эволюции»

Письменно выполняют тестовые задания, устно отвечают на вопросы. Выполненные тесты сдаются одноклассникам, которые по критериям выставляют оценку.

- «На основании палеонтологических данных можно судить об эволюции животного мира. Эволюция – историческое развитие органического мира».

Отпечатки. Окаменелости. Палеонтология – наука о вымерших животных

Археоптерикс; и предки птиц, которые имели скелет близкий по строению с современными птицами

Сравнение зародышей позвоночных. Эмбриология – наука, изучающая зародышевое развитие.

- сравнительную характеристику строения. Например, скелет позвоночных имеет сходное строение, это говорит о единстве происхождения.

-органы, имеющие одинаковое строение и происхождение, но выполняющие разные функции: крыло птицы и рука обезьяны и др.

-органы, утратившие свои функции

- признаки предков

Т.к.  крыло птицы и бабочки имеют разное строение и происхождение.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III этап

Изучение нового материала

35 мин

Знакомство с жизнедеятельностью Ч.Дарвина; с причинами эволюции

Причины эволюции

Работать с дополнительными источниками информации, делать краткие сообщения

Объяснительно-иллюстративный

Самостоятельная работа.

Фронтальная и групповая работа, самостоятельная работа

Презентация слайды

7 - 17

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 1 Введение в тему (1 мин)

Мы с вами уже знакомы с доказательствами эволюции, ранее изучили, как эволюционировали, т.е.  изменялись системы органов у животных. Что еще мы можем изучать, рассматривая эволюцию животного мира?

Совершено верно (или можно сказать и так…). Сегодня мы поговорим о причинах эволюции. Тема урока.  Запишите.

Отталкиваясь от темы, попробуйте сформулировать основные цели урока». Учитель на доске кратко записывает на доске: (1. Ч.Дарвин. 2. Причины эволюции).

2. Вступительное слово учителя (4 мин)

« - Каковы причины многообразия животного мира?

   - Всегда ли животный мир был такой как сейчас?

Много лет господствовало религиозное учение о сотворении всего живого на Земле Богом, о неизменности и постоянстве видов животных. Объяснить многообразие животного мира пытались многие ученые и философы -  Эмпедокл, Аристотель, Карл Линней, Жан Батист Ламарк. Античные философы – Эмпедокл, Аристотель – высказывали идеи об изменяемости окружающего мира и об исторических преобразованиях организмов. К. Линней придерживался религиозных взглядов. Первоначально он считал, что каждый вид оставался неизменным со дня сотворения, но позднее он заметил, что могут возникать новые виды.

Ж.Б.Ламарк – является создателем первой эволюционной теории, в которой были неточности. Глубокое научное объяснение изменениям и развитию животного мира дал английский ученый Ч. Дарвин. Сейчас мы послушаем сообщения о жизни и деятельности Ч.Дарвина».

3. Основные положения эволюционного учения 2 мин)

«В результате своей многолетней работы Ч.Дарвин сформулировал положения эволюционной теории.

Он отметил. Что свойствами всех живых организмов являются наследственность и изменчивость. Так, например, у кошки рождаются котята, а у медведя – медвежата, т.е. видовые признаки передаются по наследству. Но в то же время котята могут быть разными по окраске, размерам, длине шерсти – это и есть изменчивость.

Дарвин говорил о том, что все виды животных стремятся воспроизвести многочисленное потомство, но большая часть его не выживает по тем или иным причинам. Здесь большую роль играет борьба за существование. В ходе борьбы за пищу, свет, тепло выживают те особи, которые наиболее приспособлены к условиям. Таким образом, борьба за выживание приводит к естественному отбору. В конечном итоге могут сформироваться новые виды. Что не понятно на данном этапе? Отметьте положения в тетради.

Так что же такое наследственность?

 запишите определение в печатной тетради № 1 на стр. 128.

4. Самостоятельная работа с учебником(28 мин: 18+ 10)

Чтобы подробнее узнать о других причинах эволюции поработаем по учебнику (слайд 6). Работаем по вариантам. Внимательно читайте задания.

Закончили. Давайте посмотрим, что же такое изменчивость  и какая она бывает.

 определение запишите в тетрадь.

Изменчивость бывает наследственная и ненаследственная или неопределенная и определенная.

Определенная – т.е. можно определить причины изменений, они как правило, внешние (например, изменение температуры или количество корма)  и признаки эти не передаются по наследству. Мы говорим, ненаследственная изменчивость.

Неопределенная изменчивость – ее причины определить сложно и новые признаки передаются по наследству – наследственная изменчивость.

Чтобы запомнить, можно провести аналогию (написать на доске:

наследственная и.                     ненаследственная и.

неопределенная  и.                   определенная и.). Вам необходимо знать, что изменчивость бывает наследственная и ненаследственная и что это означает.

Всем понятен материал? Тогда поговорим о БЗС запишите определение.

Что такое естественный отбор?

Запишите».

Учащиеся пытаются предположить, что будет на уроке.

Записывают тему в тетрадь.

- познакомиться с Ч.Дарвином и его жизнедеятельностью

- выяснить причины эволюции животного мира

Сообщения учащихся

Записывают в тетрадь

Учащиеся отвечают

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Рассказ учащихся

Записывают (№ 2 стр.128)

Рассказ учащихся

Записывают

Рассказ

записывают


Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV этап

Закрепление

1 мин

Закрепить и уточнить новые знания

Причины эволюции по Дарвину

Перенос знаний в незнакомую ситуацию

Беседа

Фронтальная работа

Презентация - слайд 18

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 «Мы сейчас проговорили причины эволюции по Дарвину. (слайд 7 частьI)

Давайте проверим. Все ли причины назвали.(открываю по одному).

Учащиеся называют

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

V этап

Выводы

1 мин

Проверить насколько учащиеся умеют делать выводы

Естественный отбор – основная движущая сила эволюции

Обобщать знания

Частично - поисковый

Индивидуальная, фронтальная.

Презентация слайд 19

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 «Мы выяснили, что же является причинами эволюции». (слайд 8 часть I чуть позже II) учитель читает. IIIчасть

Возможно – естественный отбор, т.к. именно естественный отбор оставляет лучших и в результате могут появиться новые виды.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI  этап

Рефлексия и итоги урока

2 мин

Переосмысление опыта учащимися

Оценивать свой опыт

Методы

стимулирования

Индивидуальная работа

Презентация слайд 20

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 «Ну что ж, молодцы. Вспомните цели нашего урока и скажите, смогли мы их решить или нет.

А сейчас прошу вас ответить на вопросы

За работу на уроке получили отлично----------

                                                  хорошо ----------

а за тесты оценки скажут (имена)

Откройте дневники, поставьте оценки и запишите д/з».

Идет рефлексия

Записывают в дневники

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VII

Домашнее задание

1 мин

Повторение изученного материала

Движущие силы эволюции

Давать определения понятиям; работать в power Point

Методы

организации учебно-познавательной  деятельности

Индивидуальная

Презентация слайд 21

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 (слайд 9) Комментарий.

Записывают в дневники

Список литературы и цифровых носителей, использованных при подготовке к уроку.

  1. диск «Биология 1С репетитор»
  2. диск «БЭНП Биология 6 – 9»
  3. диск «Открытая биология»
  4. Захарова Н.Ю. Тесты по биологии к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные 7 класс». – М.: Экзамен, - 2006. – 126.
  5. Ишкина И.Ф. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина. – Волгоград: Учитель – АСТ, - 2002. – с.124.
  6. Латюшин В.В. Рабочая тетрадь Биология 7.- М.: Дрофа, - 2006. – с. 141.
  7. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные 7 класс.- М.: Дрофа, - 2002. – с. 304.
  8. Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс. – М.: Экзамен, - 2006. – с.158.
  9. Пепеляева О.П., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии к учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: Вако, - 2006. – с.432.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Задание для самостоятельной работы Прочтите текст на стр. 257 Выясните, что такое изменчивость Какие формы изменчивости выделял Ч.Дарвин Составьте краткий рассказ по теме (5 – 6 предложений) Прочтите текст на стр. 258 Выясните, что такое борьба за существование и естественный отбор Составьте два небольших рассказа (3 – 4 предложения)

Слайд 7

Какие причины эволюции животного мира называл Ч.Дарвин ? - изменчивость - наследственность - борьба за существование - естественный отбор

Слайд 8

Что Ч.Дарвин считал основной движущей силой эволюции ? естественный отбор Как вы думаете почему ?

Слайд 9

Домашнее задание Изучить § 50, проработать определения В рабочей тетради выполнить № 4 на стр. 128 По желанию создать слайды, разъясняющие основные причины эволюции (1 – 2 слайда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самостоятельная работа к уроку "Эволюция животного мира" 7 класс

Урок по программе И.Н. Пономаревой для учащихся 7 класса. Тема "эволюционное учение" семиклассникам дается нелегко, да и изучается  она  в  конце  учебного   года, , ...

Доказательства эволюции животного мира на Земле

Попытки понять, как возникли растения и животные на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности. Долгое время господствовали религиозные взгляды на природу, согласно кот...

Презентация по биологии 7 класс на тему "Чарльз Дарвин. Причины эволюции"

Представленнные в презентации материалы помогут наглядно показать обучающимся основные движущие силы эволюции....

Тест для 11 класса.Место человека в cистеме животного мира. Эволюция человека.

Тест для 11 класса.Место человека в  cистеме животного мира. Эволюция человека....

урок биологии 7 класс "Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира

Учащимся предалагется план изучения материала с использованием видеурока и презентации,закрепеление изученного с помощью выполнения теста...

Презентация по биологии 7 класс "Законы России об охране животного мира. Рациональное использование животного мира."

Данная презентация разработана для учащихся 7 класса как вспомогательный материал изучения при дистанциооном образовании....

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА»,8 класс

                   ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА»,8 класс...