Внутренняя среда организма. Кровь
материал по биологии на тему

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_vntur_sreda_organizma.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

Урок по теме «Внутренняя среда организма. Кровь»

      Развернутый конспект урока

  1. (2 мин) Организационный момент.

  Здравствуйте ребята!  Сегодня на уроке мы приступим к изучению новой темы.

Но вначале мы коротко поработаем над материалом, изученном на прошлом уроке. Пожалуйста, коротко, повторите  пройденный материал.

  1.   (6 мин) Проверка изученного материала.

Мы будем решать тесты на компьютере и на  бумажных носителях на отметку. Один решает тесты по компьютеру (по желанию), остальные на бумажных носителях. Приложение 1.

Выставление оценок за решение тестов. (Слайд №1. Приложение 2). С правильными ответами и правилами выставления отметок. Проводиться самооценка учащимися своих тестовых работ.

И так: Тема «Внутренняя среда организма. Кровь»!

На уроке мы просмотрим фрагмент фильма, заполним таблицу, выполним номера в рабочей тетради, выполним Лабораторную работу и в конце урока проведём биологический диктант и будем решать тесты по новому материалу.  Вы знаете, что за выполнение лабораторной работы вы получите все оценки и тесты также на оценку.  Будьте, пожалуйста, аккуратными  и  внимательными на протяжении всего урока!

Откройте свои рабочие тетради страница 74 и запишите на полях  число.

              (1мин)  Актуализация знаний.

Внимание! Тема «Внутренняя среда организма». Кто может сказать, что  относится к ней?

По консистенции это, какие все вещества?

А почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде?

А как вы думаете, что нам предстоит выяснить о крови,  на уроке?

Предложения учащихся. В течение урока мы должны будем выяснить состав внутренней среды организма, значение и состав крови.

  1.     (25 мин) Изучение нового материала.

  1. Просмотрим фрагмента фильма «Внутренняя среда организма». По ходу просмотра вы заполняете таблицу в рабочей тетради №111.

            Далее идёт промежуточное закрепление материала. Проверка работы по фильму,

            т.е. таблицы.

  1. Сообщение учащегося. Значение крови.[3]  Учащиеся, слушая сообщение, заполняют №112,страница74  в рабочей тетради.

Какие основные функции крови вы узнали?

  1. Состав крови. Работа с натуральным объектом -  кровью. Учащиеся смотрят и сравнивают образец крови с рисунком крови в учебнике страница 130 и с рисунком на таблице.

Узнают из сообщения учителя, что кровь, это особый вид соединительной ткани. У взрослого человека количество крови составляет 5-6 литров (около 7% массы тела).

Кровь состоит из межклеточного вещества – плазмы, клеток крови (эритроцитов и лейкоцитов) и кровяных пластинок (тромбоцитов).

Плазма кров - это межклеточное вещество, оно составляет около 60% её объёма и на 90 – 92% состоит из воды. В состав плазмы входят минеральные вещества (соли натрия, кальция и многие другие) и органические вещества (белки, глюкоза и другие). Плазма принимает участие в транспорте веществ и в свёртывании крови.

  1. Выполнение лабораторной работы «Микроскопическое строение крови человека»

                                                 Лабораторная работа

«Микроскопическое строение крови человека»

Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека, микроскоп.

Цель работы    1.  Изучить строение крови человека.

  1.  Выяснить какие клетки входят в состав крови человека, каких клеток больше в крови?
  2. Закрепить навыки работы с лабораторным оборудованием.
  3.  Формировать навыки самостоятельной формулировки выводов по результатам работы.

                                              Порядок работы

  1. Выполнение и оформление лабораторной работы №115 на странице 76.
  2. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.
  3. Зарисуйте их. Подпишите на рисунке клетки крови.

Отчетное задание

  1. Сделайте вывод, какие клетки входят в состав крови человека, каких клеток больше в крови.
  2. Объясните, как строение клеток крови связано с выполняемыми ими функциями. [7]

  5.Свёртывание крови. Сообщение учителя.

  6.Дополнительные сведения. [7] Сообщение,  подготовленное учащимся.

Приложение 3.

  1. ( 5мин) Закрепление.

1. Биологический диктант. Приложение 4. [9]

2. Решение тестов. Слайд 2. Приложение 5.  (Решение первых 2х тестов).

3. Вопрос рубрики  «Подумайте» Стр.135 в учебнике.  И у нас этот вопрос стоял в начале

   урока. А почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде?

     5. (1мин) Домашнее задание.

  1. Стр.127-132.  2. В рабочей тетради №113, стр.75.   3. Решение тестов № 1-4 стр.79 в

       рабочей тетради. 4. По желанию. Составить тесты по теме урока на электронном

         носителе. Количество произвольное.

            6.  Рефлексия. 

       Нарисуйте кружок на доске цветными мелками при выходе из класса. Красный – если

       вас урок заинтересовал, синий – если ни очень заинтересовал, зелёный – если урок

       совсем не вызвал  интереса. [8]

                                     

             

Фото 1. Выполнение учащимися лабораторной работы.                                  

                                         Самоанализ урока

         Реальные возможности класса средние. Уровень их подготовленности к эффективному восприятию данного учебного материала хороший, так как этот урок очень благоприятен в отношении связи биологических знаний о человеке с соответствующими знаниями о животных.  Что и прослеживалось в течение урока. Я как учитель ставила в вопросах это во главу так сказать угла для опоры в течении всего урока. Данный урок в теме «Внутренняя среда организма» занимает первое место.

Задачи урока.

   Образовательные:

Познакомить с понятием внутренняя среда организма, её составом;

Разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма и значении постоянства её состава;

сформировать знания о составе крови, представление о значении крови.

 Расширять кругозор учащихся и способствовать активному включению учащихся в учебный процесс, при помощи ИКТ.

   Развивающие:

развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои  творческие  работы;

развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;

развивать умения и навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием.

 Формирование  навыков  работы на электронном  тренажёре  и обеспечение обратной связи в процессе обучения при помощи ИКТ.

   Воспитательные:

воспитывать культуру питания необходимую для получения нужных организму  питательных веществ и научить применять теоретические знания на практике;

показать приоритет отечественной науки в открытии фагоцитоза;

прививать навыки здорового образа жизни;

формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека;

 воспитывать у детей осознанное отношение к собственному здоровью, необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.

Воспитывать индивидуальную и коллективную форму работы с применением ИКТ.

Методы.

К концу урока учащиеся должны знать роль жидкой внутренней среды для функционирования клеток в организме человека, знать, что относится к ней. И иметь представление о составе крови как одной из составляющей внутренней, жидкой  среды организма. Это учащиеся и узнали довольно таки в полном объёме.  Также уметь обосновывать свою точку зрения, делать выводы, уметь работать с электронными носителями.

  Учащиеся в течение урока формировали собственное умение  и навыки работы  с микроскопом,  микропрепаратами, и с электронными носителями. Развивали логическое мышление и речь в результате напряжённой умственной работы на уроке. Получали информацию во время просмотра фрагментов фильма,  со слайдов развивая тем самым кругозор и увеличивая багаж знаний.

  Я, как учитель активизировала деятельность учащихся, организовывала и направляла их во время просмотра фильма, выполнения лабораторной работы и работы со слайдами, подводила к соответствующим выводам. Обращала внимание на более существенные моменты и разъясняла домашнее задание.

   Домашнее задание носило развивающий, тренировочный, творческий характер. Его объём не превышает классную работу.

   Психологическая атмосфера урока в классе увлекательно – познавательная, поисковая, эвристическая. Взаимоотношения учащихся доброжелательные. Присутствует взаимопомощь.

При выставлении отметок было выявлено, что 85%  учащихся получили отметку хорошо, а 15% получили отметку удовлетворительно. Результат работы учащихся с применением ИКТ  показал положительный результат в отношении качества знаний. 85% это высокий показатель для этого класса.

И рефлексия показала высокую заинтересованность учащихся работой на уроке. Все буквально нарисовали кружочки красного цвета.

  Настроение учителя, что является немало важным, после проведённого урока удовлетворительное. А после анализа удовлетворение хорошее, но наводит мысль на некоторые размышления. Так как, при очень хорошей оценке и доброжелательном отношении, при обсуждении некоторых моментов урока, я пришла к заключению, что можно и по другому, попробовать организовать некоторые этапы. На будущее нужно учесть.

                                                                                                                     

                                                                                                                       

Литература

  1.  Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Москва. Просвещение. 1988.
  2. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, человек. 9класс. Поурочные тесты и задания. Москва. Аквариум.1998.
  3. Попова Л.А. Открытые уроки биологии. Москва. Вако. 2013.
  4. Резанова Е.А. Биология человека. Москва. Просвещение. 2007.
  5. Сонин Н.И. Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8класс. Москва. Дрофа. 2010.
  6. Сонин Н.И. Биология. Человекю 8класс. Учебник. Москва.Дрофа.2010.
  7. Сонин Н.И. Рабочая тетрадь для учителя. Биология. Человек. 8класс. Москва. Дрофа. 2001.
  8. Чередниченко И.П. Биология. Предпрофильная подготовка. Волгоград. Учитель. 2006.
  9. Журнал «Биология в школе» № 2, 4, 6,7. 2012год.
  10. Диски «Кирилл и Мефодия» Человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя среда организма. Кровь.

Методическая разработка  урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. Сонина Н.И. и Сапина М.Р. Тема выбрана не случайно, поскольку практически во всех учебник...

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...

Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...

«ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, СОСТАВ КРОВИ».

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса. Урок разработан в рамках эксперимента по гуманитарному образованию....

Урок биологии"Внутренняя среда организма.Кровь.Как наш организм защищается от инфекции"

Пояснительная запискас приложениемк  уроку  по биологии  в 8 классе по теме:«Внутренняя среда организма. Кровь. Как наш организм защищается от инфекции»Учебник Н. И. Сонин, М. Р. Сапин ...

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма....