Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Фатихова Фанзиля Мавлявиевна

Программа соответствует ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена  на  основании   нормативных и инструктивно – методических документов:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, программы  для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. –  92 с.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой  «Природа. Неживая и живая.  5 класс»,  М.: Дрофа, 2008.-222,[2]с. 

При составлении календарно-тематического планирования  учтена последовательность изложения материала в учебнике, время изучения тем, указанное в программе для общеобразовательных учреждений.  Резервное время (8 часов) распределено следующим образом: введение (экскурсия «Природа неживая и живая» 1 час); изучение звезд, созвездий (тема «Вселенная» 1 час); на уроки обобщения и систематизации знаний по темам «Вселенная» (1 час); «Воздух» (1 час); «Вода» (1 час); на изучение охраны недр и почв «Горные породы» (1 час); «Почва» (1 час);  «Итоговый урок. Летние задания» (1 час).

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Данная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
           Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению - "Как человек изучает природу", "Многообразие тел, веществ и явлений природы", "Здоровье человека и безопасность жизни" - и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. д.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;  оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (3 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. Экскурсия «Природа неживая и живая».

1. Вселенная (7 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце - раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна - спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

2. Строение и свойства вещества (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

        Лабораторная работа

Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

3. Воздух (7 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

   Лабораторные работы

Описание погоды за месяц и сезон.

4. Вода (4 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

5. Горные породы (4 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

    Лабораторные работы

Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

6. Почва (5 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

7. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология - наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

        Экскурсия

Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям внешней среды.

8. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

   Лабораторные работы

Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

Определение названий растений с помощью атласа-определителя.

Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

        Лабораторная работа

Узнавание съедобных и ядовитых грибов.

10. Животные (5 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

        Лабораторная работа

Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

11. Ваши любимые растения и животные (3 часа)

Растения и животные - ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

        Лабораторная работа

Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

12. Природа едина (2 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторные работы

Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

14. Итоговый урок. Летние задания (1 час)

Летние задания: наблюдения за растениями и животными в природе, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опытов и наблюдений.

Виды контроля и система оценивания учащихся:

Для контроля уровня обученности используется традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь оценки за устный ответ и другие формы контроля тематического материала; за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  используются  индивидуальные занятия, лекционные, семинарские занятия, самостоятельные  работы учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 - исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

           В основе осуществления  целей образовательной программы обучения используется  личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

 Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-  текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

-    аттестация по итогам года;

-  формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по  природоведению, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

УМК и оборудование:

  • Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс (учебник). М.: Дрофа, 2008.-222,[2]с.  ;
  • Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2008 (рабочая тетрадь для учителя);
  • Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2008.

 Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.    

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯОбъекты натуральные

  • набор муляжей плодов и корнеплодов, культурных растений;
  • гербарий растений;
  • аквариум;
  • плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи).Оборудование лабораторное

Приборы

  • Лупа (7-10*)
  • Лупа препаровальная

Оборудование для опытов

  • Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
  • Зажим пробирочный ЗП
  • Колба коническая Кн-1-500-34
  • Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
  • Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
  • Мензурка 500 мл
  • Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
  • Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
  • Цилиндр измерительный 250 мл
  • Чаша выпарительная
  • Чаша коническая с обручем 190 мм
  • Шпатель фарфоровый
  • Штатив лабораторный
  • Лоток для раздаточного материала
  • Препаровальные инструменты
  • Иглы препаровальные

Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

.

                 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во

уроков

дата

Оборудование

Примечание

План.

Факт.

1

Введение

Д тел живой и неживой природы

Д приборов и инструментов для проведения наблюдений, опытов, экспериментов.

Человек и природа

1

02.09

2

Как изучают природу

1

08.09

Вселенная

3

Что такое Вселенная.Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

09.09

4

Звёзды и созвездия

1

15.09

№1Определение на звездной карте созвездий Северного полушария

 Д: глобус, компас. Презентация «Земля – наш дом».

5

Земля – наш дом

№2Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий

1

16.09

№2Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий

7

Оболочки Земли

1

22.09

Д: глобус, физическая карта полушарий. Презентация «Оболочки Земли».

8

Луна – естественный спутник Земли

1

23.09

Пр. работа №1

Ориентирование на местности с помощью компаса Пр. работа №2

Ориентирование на местности по солнцу в полдень и по часам

 Д: рисунки, фотографии

9

Солнце. Солнечная система

1

29.09

10

Обобщающий урок по теме:  «Вселенная»

1

30.09

Строение и свойства вещества

11

Тела и вещества.

№3Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел

1

06.10

№3Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел

12

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов

1

07.10

Д/о: три состояния воды.

13

Вещества и смеси

1

13.10

Д/о: свойства серы и железа и свойства их смеси.

14

Молекулы. Атомы. Элементы.

1

14.10

Д: модели молекул разных веществ.

15

Движение частиц вещества

1

20.10

Д/о: диффузия в газах и жидкостях.

16

Взаимодействие частиц

1

21.10

Д/о: взаимодействие между молекулами в жидкостях.

17

Разнообразие веществ

1

27.10

Д: модели молекул простых и сложных веществ.

18

Явления природы. Физические явления

1

28.10

Д/о: физические явления; электролиз тел путем трения.

19

Химические явления. Горение

1

10.11

Д/о: горение трех свечей в разных условиях

20

Окисление

1

11.11

Д/о: образование ржавчины.

21

Обобщающий урок по теме: «Строение и свойства вещества»

1

17.11

Воздух

22

Состав воздуха

1

18.11

23

Свойства воздуха

1

24.11

Д/о, доказывающий свойства воздуха.

24

Вес воздуха и атмосферное давление

1

25.11

Д/о, доказывающий, что воздух имеет вес и что он оказывает давление со всех сторон.

25

Изменение давления воздуха с высотой

1

1.12

Д: барометр.

Д/о: Э. Торричелли.

28

Обобщающий урок по теме: «Воздух». Значение воздуха в природе и его охрана

1

2.12

4

Вода

29

Три состояния воды

1

8.12

30

Тепловое расширение воды.

1

9.12

Д/о: вода – плохой проводник тепла; тепловое расширение воды.

31

Вода – растворитель. Работа воды в природе.

1

15.12

32

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Вода».

1

16.12

                                                       Горные породы

33

Внутреннее строение Земли.

1

22.12

№4Описание минералов и горных пород, определение их свойств

Горные породы

№4Описание минералов и горных пород, определение их свойств

1

23.12

34

Разрушение горных пород

1

29.12

Д/о: расширение твердых тел при нагревании и сжатие при охлаждении.

35

Полезные ископаемые. Металлы. №5Ознакомление с местными полезными ископаемыми

 и их физическими свойствами

1

30.12

№5Ознакомление с местными полезными ископаемыми

 и их физическими свойствами

36

Охрана природных ресурсов

1

12.01

Почва - особое тело Земли

37

Образование почв и их разнообразие

1

13.01

38

Состав и свойства почвы

1

19.01

Д/о по определению состава и свойств почвы.

39

Уход за почвой

1

20.01

40

Влияние растений на почву

1

26.01

41

Разрушение почв.

1.

27.01

                                                     Организмы. Свойства организмов.

42

Организм и его свойства

1

2.02

Д/о: пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

43

Условия жизни организмов

1

3.02

Д: гербарные образцы, муляжи, таблицы.

44

Увеличительные приборы

1

9.02

Лупа, микроскоп, коллекции, гербарии

45

Строение организмов

1

10.02

Д: гербарные образцы, муляжи, таблицы, микропрепарат клетки.

46

Многообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные организмы

1

16.02

47

Обобщающий урок по теме: «Организмы»

1

17.02

Растения – посредники между небом и Землей

48

Признаки растения

1

24.02

Комнатные растения Д: таблицы, фотографии живых растений.

49

Разнообразие растительного мира

1

2.03

Д: гербарий.

50

Строение цветковых растений

№6Распознавание органов цветкового растения Сорта цветковых растений

1

3.03

№6Распознавание органов цветкового растения Сорта цветковых растений

51

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».

№7Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян

1.

10.03

№7Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян (опыты в домашних условиях)

52

Красная книга растений

1

16.03

№8Определение названия растений с помощью атласа-определителя.

53

Многообразие культурных растений

№8Определение названия растений с помощью атласа-определителя.

1

17.03

ЦОР для Smart Д: гербарий, кинофильм или слайды «растения Красной книги».

54

Обобщающий урок по теме «Растения»

1

23.03

2

Грибы – растения ли это?

55

Разнообразие грибов.

1

6.04

№9Узнавание съедобных и ядовитых грибов Д: белая и зеленая плесень на продуктах.

56

Шляпочные грибы. №9Узнавание съедобных и ядовитых грибов

1.

7.04

Животные - братья наши меньшие

57

Признаки животных

1

13.04

ЦОР для Smart Д: животные, рисунки, муляжи, влажные препараты.

58

Условия жизни и многообразие диких животных№10Узнавание животных своей  местности

1

14.04

Д: животные, рисунки, муляжи, влажные препараты. Организация наблюдения за животными. №10Узнавание животных своей  местности

59

Значение диких животных и их охрана

1

20.04

Красная книга

60

По страницам Красной книги

1

21.04

61

Домашние животные

1

27.04

Д: животные, рисунки, муляжи, влажные препараты

Ваши любимые растения и животные

62

Растения в вашем доме. Создание благоприятных условий для жизни животных. Уход за ними.

1

28.04

Д: разнообразие комнатных растений.

П/р №3: уход за комнатными растениями.

63

Животные уголка живой природы. Создание благоприятных условий для жизни животных. Уход за ними.

1

4.05

Д: рисунки, фотографии кошек и собак.

64

Растения и животные – ваши любимцы

. №11Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

1

11.05

Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Природа едина

65

Связи живого и неживого

1

12.05

66

Природа – наш друг. Любите природу и помогайте ей.

1

18.05

Человек. Его здоровье и безопасность жизни

67

Человек и окружающая среда№12Определение показателей развития своего организма

1

19.05

№12Определение показателей развития своего организма

68

Как беречь свое здоровье и жизнь?

 №13 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах

1

25.05

№13 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах

69

Вредные привычки и их предупреждение

1

26.05

70

Итоговый урок. Летние задания.

1

27.05

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...