Урок . «Бактерии – крохотные разрушители органических веществ».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Арпова Ольга Николаевна

Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3urok.doc53.5 КБ
Office presentation icon 3urok.ppt1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Урок . «Бактерии – крохотные разрушители органических веществ».

Цели.

Предметные результаты:

  • сформировать умение рассказывать о строении бактерий;
  • сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;
  • сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Этап

Содержание

Оборудо-вание

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Проблем-ная ситуация и актуали-зация знаний.

1. Вариант с проблемной ситуацией из учебника. Диалог Антошки и биолога, с. 60.

Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Как устроена бактерия? Как она питается? 1

Другой вариант. Зачитать отрывок со с. 60, не читая слово бактерии: «При увеличении в 1000 раз … выглядят как точки, запятые, чёрточки, скопления точек. Увеличенные в 10 000 раз, они

выглядят как цистерны, шары, шланги, заполненные жидкостью». О каких организмах идёт речь? Предположите, какая будет тема урока? Что мы знаем о бактериях? Где они обитают? Какова их роль в экосистеме? Что вы хотели бы узнать о них ещё?

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о бактериях из своего жизненного опыта и начальной школы.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, в случае необходимости комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1

– Какую роль играют бактерии? (3-й класс.)

– Что такое инфекционные болезни? (3-й класс.)

– Как могут изменяться молекулы? (§ 8.)

– Какие химические реакции ты знаешь? (§ 8.)

 Таблица «Бакте-рия»

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

II. Совмест-ное открытие знаний.

1. – На какие вопросы учебник предлагает найти ответы (см. с. 60)?

1) Из каких частей состоит тело бактерии?

2) Какими свойствами живых организмов обладают бактерии?

(Зафиксируем их на доске и будем писать ответы по мере изучения.)

2. – Можно ли увидеть бактерии? Что можно сказать о бактериях (рисунок 9.1 на с. 60)?

Задача 9.9 из задачника-практикума.

3. – В какой среде им лучше жить? Почему?

Задача 9.10 из задачника-практикума.

Максимум.

– Одиночные или колониальные? Как лучше?

Работа в парах.

Составьте таблицу.    2  3  4

4. – Роль бактерий в экосистеме. Что можно разрушать? (Какие тела?)     2

5. Работа с текстом на с. 61–62 «Как устроена клетка бактерии» и рисунком 9.2. 

– Что узнали о строении бактерий?

Задачи 9.2 и 9.5 из задачника-практикума. 4

6. Работа в парах с текстом учебника (с. 62 «Бактерии изменяют среду своего обитания»). 

– Можно ли узнать о присутствии бактерий, не видя их? Как? Приведите примеры. Объясните, почему такое происходит?        2  3  4

7. – Как бактерии передвигаются? Могут ли сами? Есть ли помощники?

8. – Если условия неблагоприятны – все бактерии погибнут?

Рисунок 9.4. Задача 9.6 из задачника-практикума.             3

9. – А если условия для жизни благоприятны, то как бактерии будут себя вести? См. рис. 9.5.      3

10. – Клетка бактерии – живой организм. Какое важное свойство ей присуще? Что включает в себя понятие обмен веществ? Где происходит обмен веществ (в какой части клетки)? От чего будет зависеть осуществление обмена веществ (от какой части)?

Работа с рис. 9.6 и заданием к нему. Задачи 9.3 и 9.4 из задачника-практикума. 2  3  4

11. Максимум.

Работа в парах с текстом учебника.      2 – Какие условия среды могут влиять на бактерии? Как?

Рисунок 9.7 на с. 64 и 9.8 на с. 65.

Подведение результата изучения темы.

 

Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.

Вопросы на доске.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

3. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

2. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

III. Самосто-ятельное примене-ние знаний.

  1. Из каких частей состоит тело бактерии?
  2. Какими свойствами живых организмов обладают бактерии?

Вопросы 1–6 на с. 66

ТОУУ

Регулятивные УУД

3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Итог урока

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока). Предскажите цепочку событий: что случится, если на Земле исчезнут все бактерии?

Домашнее задание:

§ 9–10, вопросы 7–10. Задача 9.7 из задачника-практикума.

– Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий?

© ООО «Баласс», 2012            Страница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор презинтации Арапова О.Н. Биология, 5-й класс Презентация к уроку Учебник «Биология.Грибы.Бактерии.Растения» В.В.Пасечник. БАКТЕРИИ — КРОХОТНЫЕ РАЗРУШИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Слайд 2

Определяем проблему Биолог: Рта, конечно, нет. Но они обходятся без него. Антошка: Как же бактерии питаются, ведь у таких маленьких существ наверняка нет рта? Предположи, какие вопросы мог бы задать биологу Антошка в продолжение этого диалога. Как устроена бактерия? Как она питается?

Слайд 3

Вспомни то, что знаешь Какую роль играют бактерии? Что такое инфекционные болезни? Как могут изменяться молекулы? Какие химические реакции ты знаешь?

Слайд 4

Решаем проблему, открываем новые знания На какие вопросы учебник предлагает найти ответы? 1) Какими свойствами живых организмов обладают бактерии? 2) Из каких частей состоит тело бактерии?

Слайд 5

Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте тексты «Бактерии не увидеть без увеличительных приборов» и «Вся жизнь бактерий проходит в растворах» и выпишите свойства живых организмов, которыми обладают бактерии: 1. движение (есть жгутики); 2. впитывают вещества; 3. превращают их в другие; 4. выделяют ненужные вещества.

Слайд 6

Решаем проблему, открываем новые знания Рассмотрите рисунок и назовите части клетки бактерии. Цитоплазма Цитоплазматическая мембрана Клеточная стенка Рибосомы

Слайд 7

Зачем нужны рибосомы? Рибосомы — молекулы-инструменты, которые создают белки 1. мембрана; 2. молекулы-инструменты; 3. молекулы-стройматериалы (сырьё)

Слайд 8

Работа в парах с текстом учебника (с. 62 «Бактерии изменяют среду своего обитания») Мы можем увидеть бактерии? Нет, они слишком мелкие. Каким образом мы можем обнаружить существование бактерий? По изменению среды обитания: молоко прокисает, раствор сахара превращается в спирт, жидкости становятся мутными.

Слайд 9

КАК БАКТЕРИИ ПЕРЕЖИВАЮТ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ? Бактерии образуют споры.

Слайд 10

КАК РАЗМНОЖАЮТСЯ БАКТЕРИИ? ДЕЛЕНИЕ МАТЕРИНСКОЙ КЛЕТКИ НА ДВЕ ДОЧЕРНИЕ КЛЕТКИ

Слайд 11

КАК БАКТЕРИИ ПОГЛОЩАЮТ ВЕЩЕСТВА? В мембране клетки есть молекулы-инструменты, которые переносят нужные вещества

Слайд 12

Работа в парах с текстом учебника Какие условия среды могут влиять на бактерии? Как?

Слайд 13

КУЛЬТИВИРОВАНИЕ БАКТЕРИЙ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ПОСЕВ НА ПИТАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ПРОБЫ ВОЗДУХА. БАКТЕРИОФАГ УНИЧТОЖАЕТ БАКТЕРИИ В ЦЕНТРЕ ЧАШКИ ЧЕСНОК, ФИТОНЦИДЫ ПРЕПЯТСТВУЮТ РАЗМНОЖЕНИЮ БАКТЕРИЙ

Слайд 14

Неблагоприятные для бактерий условия – антибиотики Посевы инкубируют при 37 градусах в течение суток. По диаметру зон задержки роста культуры судят о её чувствительности к соответствующим антибиотикам. При зоне задержки роста до 15 мм культура расценивается как нечувствительная или низко чувствительная, 15–24 мм – средняя чувствительность, 25 мм и более – высокочувствительная. Определение чувствительности бактерий к антибиотикам Бактериальную культуру засевают газоном на питательный агар, после чего на его поверхность пинцетом помещают на равномерном расстоянии друг от друга бумажные диски, содержащие определённые дозы разных антибиотиков.

Слайд 15

Делаем вывод по проблеме урока Бактерии – одноклеточные организмы, впитывающие растворы.

Слайд 16

Домашнее задание § 9 – 10, вопросы 7–10 . Задача 9.7 из задачника-практикума. – Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий?

Слайд 17

Ссылки: Слайд 7: http://www.sciencephoto.com/image/493954/350wm/C0151358-Bacterial_ribosome_and_protein_synthesis-SPL.jpg Слайд 10: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biology/1411/Клубеньковые Слайд 13, 14: http://microbiologygpma.narod.ru/sreda.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Кислородсодержащие органические вещества"

Презентация к уроку Обобщающий урок по теме "Кислородсодержащие органические вещества"...

Презентация к уроку по химии "Предмет органической химии. Органические вещества. Теория химического строения органических веществ"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели урока:Образовательные: P { margin-bottom: 0.21cm; } Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.сформ...

Методическая разработка урока биологии по теме « Органические вещества. Нуклеиновые кислоты»

Обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов ...

Презентация к уроку "ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ"

Презентация содержит информацию, а также иллюстрации к вводному уроку предмета ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. На слайдах информация об основных признаках органических веществ, о их многообразии и причинах этого ...

Сценарий урока « Предмет изучения органической химиии. Органические вещества»

Представлен сценарий урока в модели " Смена рабочих зон" по предмету химия. Технологическая карта урока отображает использованные активные приемы на этом уроке....