Главные вкладки

    Методическая разработка урока биологии по теме « Органические вещества. Нуклеиновые кислоты»
    план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

    Адамова Светлана Алексеевна

    Обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, истории.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ Николо- Березовская СОШ

    Методическая разработка

     урока биологии

    по теме « Органические вещества.

    Нуклеиновые кислоты»

    Класс: 10

    Составил учитель биологии и химии:

    Адамова С.А.

    2014 год

    Тема: Органические вещества.

    Нуклеиновые кислоты.

    Цели урока: обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, истории.

    Класс: 10

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • Проследить историю одного из самых блестящих открытий человеческого разума.
    • Рассмотреть виды нуклеиновых кислот, места их локализации в клетке и их функции.
    • Сформировать знание о строении ДНК и РНК, отдельного нуклеотида, соединение мономеров в цепь, основанную по принципу комплементарности.

    Развивающие: развивать умения сравнивать, оценивать, составлять кластеры, развитие воображения, логическое мышление, внимание и память.

    Воспитывающие: воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание.

    Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация,  приемы «Корзина идей, понятий, имен…» и «Составление кластера», синквейн (технология критического мышления).

    Оборудование: рисунки учебника, таблицы, модель ДНК, компьютер.

    Портреты учёных (на доске):

    • Иоган Фридрих Мишер
    • Эрвин Чаргафф
    • Фрэнсис Крик
    • Джеймс Уотсон

    Ход урока:

    1. Организационно-мотивационный момент.

    1. Введение в тему урока.

    Итак, мы продолжаем изучать тему «Органические вещества». На прошлом уроке познакомились с самыми сложными по строению и функциям в живых организмах молекулами — белками. Теперь ясна причина разнообразия живой материи — это связано с разнообразием белков, которое в свою очередь объясняется почти безграничным числом сочетаний двадцати аминокислот.

    Но вот парадокс. Несмотря на столь широкое разнообразие белковых форм жизни, на нашей планете встречаются существа, удивительно схожие между собой целым рядом признаков. Мы привыкли называть их родственниками.

    Если вы хорошо знаете свою родословную (кстати, до какого колена вы можете ее проследить?), то наверняка обнаружите ряд сходств между собой и своими предками, даже отдаленными. А в аристократических семействах (там, где они уцелели) это сделать особенно легко, ведь аристократы традиционно придают значение генеалогии. Известно, например, что в королевской династии Габсбургов характерная форма верхней губы передавалась от поколения к поколению чуть ли не тысячу лет.

    Явление наследственности для нас столь обычно, что мы удивляемся ему скорее по привычке. Восклицая при виде новорожденного: "Ах, как он похож на мать (бабушку, прабабушку и т. д.)", — мы в действительности больше удивились бы отсутствию этого сходства.

    Между тем наследственность — одно из самых замечательных и необычных свойств жизни. Действительно, почему при том, что вероятность случайного копирования белков близка к нулю, белковые структуры различных организмов могут быть так похожи? Живые организмы состоят из клеток. Клетка — это набор так или иначе организованных веществ. Таким образом, всякая функция живого организма может быть приписана какому-либо веществу или группе веществ (исключая, видимо, тайну самой жизни). Мы уже узнали на предыдущих уроках, сколь разнообразны функции белков в организме. Но тогда и функция наследственности должна быть привязана к какому-то веществу. Вот только к какому?

    Итак, тема сегодняшнего урока «Органические вещества. Нуклеиновые кислоты» (Технология критического мышления)

    1. Изучение нового материала

    Первый этап – вызов, на этапе вызова применяем прием «Корзина идей, понятий, имен…». Этот прием позволяет выяснять, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисуем корзину, в которую собираем все то, что учащиеся знают об изучаемой теме).

    Учитель: что вам известно о нуклеиновых кислотах из учебного и жизненного опыта?

    Учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по этой теме (работа групповая, 2 минуты).

    Проводится обмен информация и каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей).

    Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны.

    Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, понятия связываются в логические цепи, а ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

    Список идей по теме «Нуклеиновые кислоты».

    • Нуклеиновые кислоты – биополимеры.
    • Они бывают 2 – х видов: РНК и ДНК.
    • Хранят и передают наследственную информацию.
    • Их впервые обнаружили в ядрах клеток, поэтому их так назвали.
    • Углеводы у них разные: рибоза и дезоксирибоза.
    • Рибоза и дезоксирибоза – моносахариды.

    Второй этап – осмысление. 

    На данном этапе учащиеся:

    • Получают новую информацию;
    • Осмысливают ее;
    • Соотносят с уже имеющимися знаниями (презентация)

    Нуклеиновые кислоты – это высокомолекулярные органические соединения (биополимеры). Они состоят биоэлементов: углерода, водорода, кислорода, фосфора, азота.

    Нуклеиновые кислоты были открыты в 1868 году швейцарским врачом Ф. Мишером в ядрах лейкоцитов, входящих в состав гноя. Впоследствии нуклеиновые кислоты были обнаружены во всех растительных и животных клетках, бактериях, грибах и вирусах, не только в ядрах, но цитоплазме, митохондриях, пластидах.

    В природе существует два вида нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК; и рибонуклеиновая кислота, или РНК. Название произошло от углевода, входящего в состав нуклеиновых кислот. Молекула ДНК содержит сахар дезоксирибозу, а молекула РНК – рибозу.

    Строение ДНК.

    Трехмерная модель пространственного строения молекулы ДНК в виде двойной спирали была предложена в 1953 году американским биологом Д. Уотсоном и английским ученым Ф. Криком. История открытия этого вещества и, следовательно, механизма наследственности является едва ли не самым ярким достижением науки XX века.

    Весенним утром 1953 года Ф. Крик вбежал в лабораторию со словами: «Это не просто спираль. Это двойная спираль!» И как в сказке все сразу стало ясно. Жена Ф. Крика в этот же день набросала рисунок спирали, состоящей из 2-х переплетающихся витков. Этот эскиз и вошел в статью Уотсона и Крика, опубликованную в журнале «Nature» 25 апреля 1953 года.

    В этой статье они предлагали модель двухцепочечной спирали ДНК, похожей на винтовую лестницу, ступеньками которой являются комплементарные пары А-Т, Г-Ц. «Перилами» лестницы служат молекулы сахара дезоксирибозы, а соединяются нуклеотиды в цепочку при помощи фосфорной кислоты.

    Уникальный случай: статья, совершившая переворот в науке, состояла всего из 900 слов и помещалась на одной странице.

    Механизм копирования наследственной информации объяснялся новой моделью с такой ясностью и казался таким очевидным, что почти не встретил возражений.

    В 1962 году Уотсон, Крик за свое открытие были удостоены Нобелевской премии по медицине.

    У модели два достоинства. Она проста и красива. Она однозначно объясняет копирование наследственной информации в процессе роста организма. Красота ее в том… А впрочем, посмотрите на нее сами (демонстрация модели).

    Ученик.

    Существует красивая древняя легенда. Рассказывают, что когда-то в давние времена человек имел неразделенную природу, мужское и женское начало сочеталось в нем гармонично. Но в наказание за прегрешения Создатель мира рассек человека надвое, разделив на женщину и мужчину. С тех пор и бродят мужчины и женщины в поисках утраченной половинки, утраченной гармонии. Нечто подобное происходит при редупликации (удвоении) молекулы ДНК. Каждый раз в процессе митоза гармония утрачивается, чтобы затем восстановиться вновь. Модель жизни в миниатюре!

    Молекула ДНК состоит из двух параллельных полинуклеотидных цепей, образующих правозакрученную спираль. Недавно была открыта левозакрученная ДНК. РНК состоит из одной спирально закрученной полинуклеотидной цепочки. Полинуклеотидная цепь ДНК состоит из нуклеотидов. А что является структурными компонентами нуклеотидов?

    В состав любого нуклеотида ДНК входит одно из четырех азотистых оснований: аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т), цитозин (Ц). В ДНК входят нуклеотиды только четырех видов. Как объединяются две поленуклиетидные цепи в единую молекулу ДНК? (приложение – кластер).

    Между азотистыми основаниями нуклеотидов разных цепей образуются водородные связи (между А и Т – две, а между Г и Ц – три). При этом А соединяется водородными связями только с Т, а Г – с Ц. В результате у всякого организма соотношение количества А-Т и Г-Ц неодинаково. Эта закономерность получила название правила Чаргаффа. Благодаря этому свойству последовательность в другой, т.е. цепи ДНК являются как бы зеркальными отражениями друг друга. Такое избирательное соединение нуклеотидов называется комплементарностью (взаимодополнительностью) и это свойство лежит в основе самосборки новой полинуклеотидной цепи ДНК на базе исходной.

    Чем отличаются составы и функции  молекул ДНК и РНК? (на основе кластера, который по заданию учителя ученик составил дома), учащиеся отмечают особенности молекулы РНК.

    Рибонуклеиновая кислота (РНК), также линейный полимер, но гораздо более короткий. Основания РНК комплементарны основаниям ДНК, но в молекуле РНК одно основание тимин (Т) – заменено на урацил (У) и вместо дезоксирибозы использована просто рибоза, имеющая на один атом кислорода больше. Кроме того, РНК – одноцепочечная структура.

    Виды РНК:  и – РНК (размеры варьируют от 300-до 30 тыс. нуклеотидов)

                          т – РНК (состоят из 75-90 нуклеотидов)

                          р – РНК (состоит из 305 тыс. нуклеотидов)

    Функции: Биосинтез белка.

    1. Закрепление изученного материала

    Тест (отвечая на вопросы теста, и выбрав правильный ответ, вы получите ключевое слово).

    ТЕСТ

    (Отвечая на вопросы теста, и выбрав правильный ответ, вы получите ключевое слово).

    1.        Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?
    А. тимин

    Н. урацил

    П. гуанин

    Г. цитозин

    Е. аденин

    2.        Если нуклеотидный состав ДНК - АТТ-ГЦГ-ТАТ - , то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК?

    А. ТАА-ЦГЦ-УТА

    К. ТАА-ЩГ-УТУ

    У. УАА-ЦГЦ-АУА

    Г. УАА-ЦГЦ-АТА

    3.        В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?
    А. рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин

    И. фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза

    К. остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин

    Г. остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин

    4.        Какую из функций выполняет и-РНК?

    А.        перенос аминокислот на рибосомы

    Л. снятие и перенос информации с ДНК

    В. формирование рибосом

    Т. все перечисленные функции

    5.        Мономерами ДНК и РНК являются?

    Б.        азотистое основание

    У. дезоксирибоза и рибоза

    Л. азотистое основание и фосфорная кислота

    Е. нуклеотиды

    6.        В каком случае правильно названы все отличия и –РНК от ДНК?
    Ш. одноцепочная, содержит дезоксирибозу, хранение информации
    Ю. двуцепочечная, содержит рибозу, передает информацию

    О. одноцепочная, содержит рибозу, передает информацию

    Г.        двуцепочная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию

    7.        Прочная ковалентная связь в молекуле ДНК возникает между:

    В.         нуклеотидами

    И. дезоксирибозами соседних нуклеотидов

    Т. остатками фосфорной кислоты и сахара соседних нуклеотидов

    8.        Какая из молекул РНК самая длинная?

    А. т-РНК

    К. р-РНК

    И. и-РНК

    9.        В реакцию с аминокислотами вступает:

    Д. т-РНК

    Б. р-РНК

    А. и-РНК

    Г. ДНК

    Ключевое слово (нуклеотид).

    Задание: составить синквейн.

    ДНК:   - хранит, передает

          - длинная, спиралеобразная, закрученная

           -1953 год Нобелевская премия

     - полимер

    Третий этап – рефлексия.

    • Что показалось трудным?
    • Что в изученном для вас самое главное?
    • Какие новые мысли, чувства у вас появились?
    • Чтобы вы хотели посоветовать учителю?
    • Успехи ваши и в чем?

    Домашнее задание:

    1. Подготовиться к проверке знаний по § 2.6.
    2. Из дополнительных источников записать в тетради:

    -«правило Чаргаффа».

          3. ТПО § 2.6. зад. 1-5.

    Задание на интерактивной доске выполнить (если успеем)

    Если нуклеотидный состав 1 цепи ДНК - АТТ-ГЦГ-ТАТ - , то каким должен быть нуклеотидный состав 2 цепи ДНК?

             ТАА-ЦГЦ-АТА

    Если нуклеотидный состав ДНК - АТТ-ГЦГ-ТАТ - , то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК?

     УАА-ЦГЦ-АУА


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"

    Целью урока: овладеть  знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мыш...

    Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"

    Цель урока: овладеть  знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мышления ч...

    Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

    Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...

    Обобщающий урок по теме: "Органические и неорганические кислоты" 11 класс 02.04.2013

    Показано обобщение и углубление знаний  в сравнении химических свойств органических и неорганических кислот....

    Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

    Урок биологии 9 класс. Линия Пасечника В.В.Тема: Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.Цель: изучение строения и функций нуклеиновых кислот....

    Разработка урока по теме "Органические и неорганические кислоты"

          Предлагаемые задания помогут обобщить и систематизировать знания учащихся о кислотах. ( урок рассчитан на 90 минут учебного времени)...

    Методическое пособие по теме «Органические вещества клетки»

    Методическое пособие написано в помощь студентам СПО при выполнении домашних заданий и при подготовке к урокам. Здесь находится информация из химии о химических веществам, входящих в состав клетки. В ...