Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Урок биологии 9 класс. Линия Пасечника В.В.
Тема: Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.
Цель: изучение строения и функций нуклеиновых кислот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nukl.k-ty.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии 9 класс. Линия Пасечника В.В.
Тема: Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.
Цель: изучение строения и функций нуклеиновых кислот.
Задачи:
Образовательная: показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере нуклеиновых кислот, входящих в состав клетки.
Развивающая: развитие мыслительной деятельности, формирование умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь.
Воспитательная: воспитание устойчивого интереса к предмету, ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивные, частично-поисковые, эвристическая беседа.
Технологии: информационно-коммуникационные, обучение в сотрудничестве, развитие критического мышления.
Оборудование: Мультимедийная доска, ПК, презентации учащихся, презентация учителя по теме «Нуклеиновые кислоты»
Составил: учитель географии, биологии
ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
Малютина Татьяна Геннадьевна
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие
Подготовка аудитории к работе
- Проверка знаний:
Проверочный тест на мультимедийной доске. (см. Приложение №1)
Формы контроля. Взаимооценка учащимися друг друга.
- Актуализация знаний:
Сегодня, ребята, мы продолжим изучать органические вещества клетки и познакомимся с нуклеиновыми кислотами, рассмотрим их строение и значение в процессах жизнедеятельности живых организмов. Давайте послушаем сообщение (презентация школьников) наших учеников об открытии нуклеиновых кислот.
(Нуклеиновые кислоты - природные высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах.
Впервые они были описаны в 1869 году швейцарским биохимиком Фридрихом Мишером. Макромолекулы нуклеиновых кислот с молекулярной массой от 10000 до нескольких миллионов были открыты в ядрах лейкоцитов, входящих в состав гноя. Из остатков клеток он выделил вещество, в состав которого входят азот и фосфор. Ученый назвал это вещество нуклеином ( от лат. Nucleus-ядро), полагая, что оно содержится лишь в ядре клетки. Позднее небелковая часть этого вещества была названа нуклеиновой кислотой. Впоследствии нуклеиновые кислоты были обнаружены во всех растительных и животных клетках, вирусах, бактериях, грибах.)
- Изучение нового материала.
Что же представляют собой нуклеиновые кислоты? Что является мономерами нуклеиновых кислот? Рассказ, беседа по вопросам о строении и функциях ДНК.
Нуклеиновые кислоты относятся к сложным высокомолекулярным соединениям, состоят из мономерных единиц-нуклеотидов. В природе существует два вида нуклеиновых кислот – ДНК (дезоксирибонуклеиновые) и РНК (рибонуклеиновые). ДНК и РНК различаются строением нуклеотидов, составом и выполняемым функциям.
Каждый нуклеотид состоит из трех компонентов, соединенных прочными химическими связями. Это азотистое основание, углевод (у ДНК-дезоксирибоза, у РНК- рибоза , отличие в молекуле число атомов кислорода на единицу больше) и остаток фосфорной кислоты.
СЛАЙД 6.
СЛАЙД 7.Строение нуклеотида ДНК. Азотистых оснований у ДНК четыре: аденин, гуанин,цитозин или тимин. Они определяют названия соответствующих нуклеотидов: адениловый (А), гуаниловый (Г), цитидиловый (Ц), тимидиловый (Т).
Молекула ДНК имеет сложное строение. СЛАЙД 8. В 1953 году физик Ф.Крик генетик Дж.Уотсон, предположили , что ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями. Такую структуру, свойственную только молекулам ДНК, называют двойной спиралью.
При образовании двойной спирали ДНК азотистые основания одной цепи располагаются в строго определенном порядке против азотистых оснований другой. При этом аденин соединяется только с тимином, а гуанин – с цитозином, т.е. цепи ДНК являются как бы зеркальным отражением друг друга. Такая способность нуклеотидов к избирательному соединению (как ключ к замку) называется комплементарностью. СЛАЙД 9-10.
Между аденином и тимином всегда возникают две, а между гуанином и цитозином –три водородные связи.
Следовательно, у всякого организма число адениловых нуклеотидов равно числу тимидиловых, а число гуаниловых –числу цитидиловых. Зная последовательность нуклеотидов одной цепи ДНК, по принципу комплементарности можно установить порядок нуклеотидов другой цепи.
- Закрепление знаний. Решение задач: СЛАЙД 11-12
Задача№ 1: в молекуле ДНК содержится 17% аденина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится других нуклеотидов.
Задача № 2: В молекуле ДНК содержится 31% гуанина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится других нуклеотидов.
Задача № 3: Фрагмент правой цепи ДНК имеет следующий нуклеотидный состав: ГГГЦАТААЦГЦТ...
Определите порядок чередования нуклеотидов в, левой цепи.
Какие функции выполняет ДНК? Рассказ, беседа СЛАЙД 13
_ Хранение наследственной информации;
- передача наследственной информации следующему поколению;
-передача генетической информации от ядра в цитоплазму.
Каждый вид организмов содержит свой, характерный только для него набор ДНК.
Где же находятся ДНК в клетке? Рассказ, беседа СЛАЙД 14
ДНК локализуется преимущественно в хромосомах клеточного ядра (99% всей ДНК клетки), а также в митохондриях и хлоропластах.
- Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению нового материала «Строение, состав, свойства и функции РНК., СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ И ЗАНЕСЕНИЕ ДАННЫХ В ТАБЛИЦУ.
Характеристика РНК.
- Закрепление изученного на уроке.
- Как достигается огромное разнообразие молекул ДНК?
- Чем отличаются РНК и ДНК по строению, составу, свойствам и функциям? (Ответ с использованием таблицы «Характеристика РНК»)
- Рефлексия.
- Домашнее задание: изучить параграф 1.6., таб. В тетради; подготовить сообщение или презентацию о витаминах (по желанию).
Приложение № 1.
- Какие соединения являются мономерами молекул белка? (глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты)
- Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белков (20, 23, 102)
- Какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга (радикал, аминогруппа, карбоксильная группа)?
- Посредством какой химической связи соединены между собой аминокислоты в молекуле белка первичной структуры (дисульфидная, пептидная, водородная)?
- В каких органеллах клетки синтезируются белки (хлоропласты, рибосомы, митохондрии, ЭС)?
- Для какой структуры молекулы белка характерно образование глобулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная)?
- Какие структуры молекул белка способны нарушаться при денатурации, а затем вновь восстанавливаться (первичная, вторичная, третичная, четвертичная)?
- Каковы главнейшие функции белков (строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая)?
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка знаний.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление знаний. Решение задач.
- Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению нового материала.
- Закрепление изученного на уроке.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"
Целью урока: овладеть знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мыш...
Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"
Цель урока: овладеть знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мышления ч...
Презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. нуклеиновые кислоты"".
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗРАБОТАНА К УРОКУ " ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ" ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ УМК Н.И. СОНИНА...
Биополимеры. Нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения.
Материалы к уроку биологии для учителя: методическая разработка урока и презентация...
«Исследование электропроводности растворов органических веществ и сравнение ее с электропроводностью раствора соляной кислоты»; «Тепловой эффект химических реакций взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами»
Методические разработки по химии с использованием цифровой лаборатории "Архимед"...
Презентация к уроку по химии "Предмет органической химии. Органические вещества. Теория химического строения органических веществ"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели урока:Образовательные: P { margin-bottom: 0.21cm; } Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.сформ...
Методическая разработка урока биологии по теме « Органические вещества. Нуклеиновые кислоты»
Обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов ...