Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Цель урока: овладеть  знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Урок

Тема:  ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА:  НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

Цель: овладеть  знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.

Оборудование: таблица «Виды нуклеиновых кислот, их состав и строение».

Ход урока

I. Проверка знаний.   10 «А» - тестовые задания.

10 «Б».  Двое учащихся работают с индивидуальными заданиями.

Опрос учащихся.

Вопросы:

1. Что является мономерами белков?

2. Назовите сходства и различия в строении молекул всех аминокислот.

3. Как происходит соединение аминокислот в процессе образования белка? Дайте названия связи, соединяющей аминокислоты в молекуле белка. (Можно по таблице или рисунку учебника.)

4. Как образуются вторичная и третичная структура белка?

5. Что такое денатурация белка? Что может являться при чиной денатурации?

6. Всегда ли возможна ренатурация белка?

7. Назовите известные вам функции белков. В чём заключаются: и где они осуществляются?

П. Изучение новой темы.

1. Заслушивание сообщения учащегося об открытии нуклеиновых кислот.

Нуклеиновые кислоты - природные высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах. Они были обнаружены во всех растительных, животных клетках, вирусах, бактериях и грибах.

2.Рассказ учителя о видах нуклеиновых кислот.

В природе существует два вида нуклеиновых кислот – ДНК  (дезоксирибонуклеиновые) и РНК (рибонуклеиновые). Различие в названиях объясняется тем, что молекула ДНК содержит сахар дезоксирибозу, а молекула РНК - рибозу.

В настоящее время известно большое число разновидностей ДНК и РНК, отличающихся друг от друга по строению и значению в метаболизме. Например, в бактериальной клетке кишечной палочки содержится около 1000 различных нуклеиновых кислот, а у животных и растений - ещё больше. Каждый вид организмов содержит свой, характерный только для него набор этих кислот. ДНК локализируется преимущественно в хромосомах клеточного ядра 

(99 % всей ДНК клетки), а также в митохондриях и хлоропластахРНК входит в состав ядрышка, рибосом, митохондрий, пластид и цитоплазмы.

3.Рассказ, беседа по вопросам о строении и функциях ДНК. 

Запись в тетрадях

а)Что представляют собой нуклеиновые кислоты? 
(Нуклеиновые кислоты являются гетерополимерами.)

б) Что является мономерами нуклеиновых кислот?  (Нуклеотиды.)

в) Из чего состоит нуклеотид ДНК?     

азотистого основания (аденин, гуанин, тимин, цитозин), дезоксирибозы (пентоза – 5 атомный сахар), остатка фосфорной кислоты.

В одну молекулу может входить 108  и более нуклеотидов.

В каждой цепи нуклеотиды соединяются между собой путем образования фосфодиэфирных связей между дезоксирибозой одного нуклеотида и остатком фосфорной кислоты другого нуклеотида. А две цепи ДНК объединяются при помощи водородных связей между азотистыми основаниями.

Против    Аденина----Тимин

                Гуанина----Цитозин

Такая способность к избирательному соединению и называется комплементарностью (дополнение).

Функции ДНК:    1. Хранение наследственной информации

                            2. Передача наследственной информации

                            3. Биосинтез белков и РНК

ПI. Закрепление знаний.

Оформление таблицы самостоятельно:

Признаки

           ДНК

         РНК

1.Нахождение в клетке

Ядро, митохондрии, хлоропласты

Ядро, митохондрии, рибосомы,

 цитоплазма, хлоропласты

2. Нахождение в ядре

Хромосомы

Ядрышко

3.Строение макромолекулы

Двойная свернутая спираль

Одинарная цепь, кроме вирусов

4.Состав нуклеотида

Азотистое основание(А,Т,Г,Ц),

дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты.

Азотистое основание(А,У,Г,Ц),

рибоза, остаток фосфорной

 кислоты.

5.Свойства

Способна к самоудвоению по принципу комплементарности. Стабильна.

Не способна к самоудвоению

Лабильна.

6.Функции

Хранение наследственной информации. Передача наследственной информации. Биосинтез белков и РНК.

и-РНК передача информации о пер-

 вичной структуре белка. Участ-

вует в биосинтезе. р-РНК строит

тело рибосомы.

 т-РНК подносит амиинокислоты к

 месту синтеза белка.

10 «А» заполняет всю таблицу. 10 «Б» заполняет только ДНК.

Домашнее задание: §5 стр22-25 Задания в конце параграфа.

                               

                                          Карточка №1

                           Задание 1

I. Важнейшими органическими веществами, входящими в со став всего живого        являются ………………… и ……………………………….. .

2. Молекула белка содержит огромное число…………………. и имеет очень сложное химическое строение, связанное не только с количеством ……………,

 но и с их расположением в молекуле.

                              Задание 2

1. Белок — непериодический полимер, мономерами которого являются ……………

2. В молекуле любой аминокислоты имеется две характерные группы …………… и     ……………………….

                                          Карточка №2

                      Задание 1

1.Наличие двух характерных групп в молекуле любой аминокислоты приводит к тому, что аминокислоты способны проявлять в реакциях как ………………………, так и ……………… свойства

и легко соединяться друг с другом в длиннейшие цепи с разной последовательностью ………………

 2. Молекула каждого белка представляет собой цепочку аминокислот, в которой  ……………………………….. -группа одной аминокислоты, теряя гидроксил ОН, соединяется с ………………  - группой другой аминокислоты; при соединении  их выделяется молекула …………………………..

                                 

                                                      Задание  2

 1.До недавнего времени считалось, что имеется всего …….. аминокислот, строение которых хоро-

шо изучено, но за последние годы в растениях и вирусах найдено еще несколько. Однако даже небольшого числа аминокислот достаточно для того, чтобы за счет изменения их последователь-

ности получить огромное разнообразие …………

                                           Карточка №3

                        Задание 1. 

1.Последовательность …………………… в виде цепочки разных мономеров образует

 так называемую …………………… структуру белка, от которой зависят его физико -   биологические свойства.

2.Расшифровка состава и чередования …………………………. в белке позволяет ученым целенаправленно синтезировать те или иные белковые молекулы.

                    Задание 2

 1.В живой клетке многие белковые молекулы находятся в виде спирали с одинаковыми расстоя-

ниями между витками. Такая спираль представляет собой …………..структуру белка. Положительно

 и отрицательно заряженные группы радикалов, притягиваясь, свертывают спираль в клубок, образуя …………………………. структуру белка.

  2.Некоторые белки, например гемоглобин, состоят из нескольких цепей, которые, соединяясь, образуют …………………………………….. структуру белка.

      

  Тестовые задания          «ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ»

Органические вещества клетки

1.        Белки — это:

       а)       мономеры

б)        гомополимеры

в)        гетерополимеры. ○

2.        Аминокислоты различаются:

   а)        радикалом ○        

б)        карбоксильной группой        

в)        аминогруппой.

3.        Чередование аминокислот в молекуле белка определяет:

а)        прочность химических связей;

б)        возможность спирализации молекулы белка;
   в)        индивидуальность белков организма.○

4.     Вторичная структура белка представлена:

а) цепочкой        в) глобулой.

  б) спиралью○

5.     Дисульфидными мостиками поддерживается ... белка:

а)        первичная структура

б)        вторичная структура

в)        третичная структура.○

6.     Мономером белка является:

а) нуклеотид  6)аминокислота ○   в) глюкоза.

7. Первичная структура белка представлена

       а)       цепочкой ○

       б)       спиралью

       в)        глобулой

 

8. Белки способны к ренатурации, если:

       а) сохранена первичная структура; ○

       б) не порвались водородные связи вторичной структуры;

       в) если не нарушены гидрофобные связи третичной структуры

9. Полисахариды состоят из остатков:

                а)глюкозы ○        в) дезоксирибозы.

                 б) рибозы

10.  Целлюлоза в клетках выполняет функции:

а) запасающую        в) энергетическую.

б) строительную ○

 11.  Углевод растительных клеток — это:

  а) хитин        в) гликоген.

  б) крахмал ○

  12.  К моносахаридам относят:

а)   глюкозу○        

б)   сахарозу

в)    целлюлозу.

     13.  Углеводов содержится больше:

а) в растительных клетках○        

б)  в животных клетках

в)  одинаковое количество в тех и других.

      14.  Основная функция жиров в клетке:

 а) энергетическая  ○        

б)  информационная

в)  ферментативная.

       15.  Жиры растворимы:

а)  в воде

б)  в спирте

в) в бензине.○

Ответы: 1в, 2а, 3в, 4б, 5в, 6б, 7а, 8а, 9а, 10б, 11б, 12а, 13а, 14а, 15в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 9 классе с использованием ИКТ "Нуклеиновые кислоты"

Материал урока позволяет в доступной форме объяснить и показать строение и функции нуклеиновых кислот....

Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Нуклеиновые кислоты.

Материал урока позволяет в доступной форме объяснить и показать строение и функции нуклеиновых кислот....

Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"

Целью урока: овладеть  знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мыш...

Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного  пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта,10 класс, Органическая химия

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО ТЕМАМ:    «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта, 10 класс, органическая химия....

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

Урок биологии 9 класс. Линия Пасечника В.В.Тема: Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.Цель: изучение строения и функций нуклеиновых кислот....

Методическая разработка урока биологии по теме « Органические вещества. Нуклеиновые кислоты»

Обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов ...