РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Сологубова Тамара Михайловна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС. УМК "Живой организм". Линейный. К учебнику Н.И. Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog._bio.5klass.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатых в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Предлагаемая рабочая программа реализуется  на основе учебно-методического комплекса авторского коллектива Н.И. Сонина и А.А.Плешакова. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе  природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

 В соответствии с ФГОС  базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся  высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Курс для учащихся  5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

В основу данного курса положен системно -  деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Курс включает 35 часов, 1 час в неделю.

Запланировано:

           Лабораторных работ -4, практических работ-2.

Л.р.1 «Знакомство  с оборудованием для научных исследований».

Л.р.2 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа»        

Л.р.3 «Строение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах»

           Л.р.4 «Определение состава семян пшеницы»

П.р.1 «Определение наиболее распространённых растений и животных.

П.Р.2  «Измерение своего роста и массы тела»

Содержание программы курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс».

Раздел 1. Живой организм. Строение и изучение. (8 часов).

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Лабораторные и практические работы: Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические  вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Лабораторные и практические работы: Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Строение клеток кожицы чешуи лука. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 2. Многообразие живых  организмов.(14 часов) 

              Как развивалась жизнь на Земле.

Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.

Царства живой природы: Бактерии, Грибы.  Лишайники. Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека

Водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов  в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов.  (6часов.)

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.

Раздел 4 . Человек на Земле. (5часов).

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.

           Раздел 5. Резервное время. Обобщение материала. (2 часа).

Планируемые результаты освоения учебной  программы по биологии в 5 классе:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

- умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

- умение постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы, оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

 - умение оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;  

- умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД):

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта), работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, в  диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений, осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания), строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта, составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.), вычитывать все уровни текстовой информации,  уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

                                                                   Тематическое планирование

                                               Раздел

Количество часов

1.

Живой организм: строение и изучение.

8

2.

Многообразие живых организмов.

14

3.

Среда обитания живых организмов.

6

4.

Человек на Земле.

5

5.

Обобщение

2

Итого

35

Содержание

К-во

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

Предметные        

УУД:

 Регулятивные,  Познавательные, Коммуникативные

(Р,П,К)        

Личностные

Раздел 1. Живой организм. Строение и изучение. (8 часов).

1.

Что такое живой организм.        

1

-задает вопросы, исходя из опыта учащихся; сравнивает разные живые организмы;        

-ищет ответы на вопросы; формирует понятие «живой организм»;        

Выделяет существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах;        

Выделяет существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах обсуждает с учителем и учащимися их ответы.        

Осмысливает понятие «живой организм

2.

Наука о живой природе.

1

Показывает презентацию, противопоставляет различные науки о природе, предлагает выполнить задания.        

Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает, выполняет задания.

Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе.

Р – осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе;

П – логически сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию, ищет необходимую информацию;

К – выражает свои мысли, ставит вопросы для обсуждения        

Осмысливает разнообразие наук о природе

3.

Методы изучения природы.

1

Демонстрирует методы изучения природы, дифференцирует работу по группам, наблюдает за действиями учащихся        

Воспринимает методы изучения, работает в группе, определяет основные методы биологических исследований,

демонстрирует методы изучения природы Л.р.1 «Знакомство  с оборудованием для научных исследований».

Структурирует и обобщает полученные знания, приобретает навыки их использования        

Р – планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию;

П – исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;

К – планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера

Осмысление методов изучения природы

4.

Увеличительные приборы.

1

Показывает работу с лупой и световым микроскопом, рассказывает строение светового микроскопа,

Учится работать с лупой и световым микроскопом.

Л.р.2 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа»        

Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, распознает части светового микроскопа, знакомится с микропрепаратами

Р – ставит перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляет самопроверку;

П – моделирует работу с лупой и световым микроскопом, приготовление микропрепарата, преобразует полученную информацию;

К – разрешает конфликты, ставит вопросы, работает в группе

Понимание важности открытия увеличительных приборов

        

5.

Живые клетки.

1

Задает вопросы, создает проблемную ситуацию, дифференцирует работу по группам, коррекция знаний учащихся        

Ищет ответы на вопросы, формулирует понятие «клетка», работает в группе, отрабатывает основные понятия

Л.р.3 «Строение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах»

Знакомится с новыми понятиями, распознает части клетки, структурирует знания

Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты;

П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию;

К – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками

Осознание единства строения клеток

6.

Химический состав клетки.

1

Информирует о химических веществах, входящих в состав клетки, противопоставляет разницу веществ живой и неживой природы

Запоминает химические вещества клетки, сравнивает химический состав тел живой и неживой природы. Л.р.4 «Определение состава семян пшеницы»

Знакомится с названиями химических веществ  клетки, обобщает знания о клетке

Р – определяет цель важности клетки для живого организма;

П – анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний;

К – разрешает конфликты, планирует свою работу в группе со сверстниками

Осознание сложности строения клеток, их химического состава

7.

 Вещества и явления в окружающем мире.

1

Задает вопросы, создает ситуацию осмысленного чтения текста учебника, слайдовой презентации;

Отвечает на вопросы, воспринимает полученную информацию, объясняет разницу между химическими и физическими явлениями;

Формулирует отличия явлений и веществ окружающего мира;

Р – корректирует свои знания, оценивает сложность протекания химических и физических явлений;

П – отбирает необходимую информацию о веществах и явлениях;

К – ставит вопросы, выражает свои мысли        

Понимание сложности отличия веществ и явлений

8.

Великие естествоиспытатели.

1

Информирует имена великих естествоиспытателей и их значение для истории биологии, создает проблемную ситуацию.

Запоминает имена ученых и их значение для биологии,

самостоятельно находит ответы на вопросы, работает с текстами.        

Формулирует  оценку вклада ученых-биологов в развитие науки, знакомится с новыми понятиями         

Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки;

П – выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию;

К – выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение,

Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе

Раздел 2. Многообразие организмов, их классификация. (14часов).

9.

Как развивалась жизнь на Земле.

1

Создает интерес к изучению темы, задает вопросы о возникновении и развитии жизни на Земле; обращает внимание на то, что жизнь зародилась в океане и возникшие организмы постоянно изменялись.

-ищет ответы на вопросы; составляет план выполнения учебной задачи;

Структурирует и обобщает полученные знания, приобретает навыки их использования.

Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки;

П – выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию;

К – выражает свои мысли , ставит вопросы для обсуждения.        

Размышляет о возникновении жизни на Земле.

10.

Разнообразие живого.

1

Показывает картинки разных представителей царств живой природы, помогает сравнить представителей царств живой природы, оценивает ответы учащихся        

Сравнивает представителей царств, делает выводы на основе сравнения, приводит примеры основных представителей царств живой природы        

Определяет предмет изучения систематики, выявляет отличительные признаки представителей царств живой природы

Р – осуществляет самопроверку, корректирует свои знания;

П – ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов;

К – выражает свои мысли

Понимание разнообразия живых организмов

11.

Бактерии.

1

Учитель дает первоначальные знания и понятия о бактериях, представителях отдельных царств живой природы.

Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы.

Учащиеся добывают новую информацию о бактериях, грибах, лишайниках; делают записи новых понятий в тетради. Пользуясь текстом параграфа, учащиеся составляют опорный план-конспект.        

Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий.

12.

Грибы.

1

Учитель знакомит ребят с царством Грибов.  Дает понятия грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты.

самостоятельно находят  ответы на вопросы, сравнивают строение шляпочных и плесневых грибов. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа.         

Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Знание правил сбора съедобных грибов

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

13.

Водоросли.

1

Учитель знакомит учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Учащиеся находят информацию по водорослям,  новые понятия, приводят примеры,

делают рисунки и подписи к ним.        

Выделение существенных особенностей в строении водорослей их значение в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками

Понимание строения водорослей связанные со средой обитания.

14.

Мхи.

1

Урок начинается с беседы о мхах с их демонстрацией на таблице и гербариях.

Учащиеся работают в группах, выполняют работу, слушают учителя и затем отрабатывают  новые понятия, приводят примеры,

делают рисунки и подписи к ним.

Сравнивают строение водорослей и мхов.

Сфагнум - торфообразующий мох.

Значение мхов в природе и жизни человека.        

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание строения мхов связанные со средой обитания.

15.

Папоротники.  

1

Учитель рассказывает о представителях папоротников об особенностях их строения.

Учащиеся работают с информацией  и делают необходимые записи в тетрадь.

Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа.

Распознают части папоротника, узнают значение

 папоротников в образовании каменного угля.        

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Понимают необходимость воды для размножения папоротников.

16.

Голосеменные растения.          

1

Мотивирует на изучение нового материала.

Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся.

Выявляют общие черты семенных растений. Объясняют преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Называют виды голосеменных растений и заполняют таблицу.

Знание особенностей строения органов голосеменных на примере сосны и ели.

Приводят доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.

Познавательные УУД:

 умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.

Регулятивные УУД:

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп

Представляют о голосеменных как о более прогрессивных представителях растительного мира по сравнению со споровыми растениями. Умеют применять полученные на уроке знания на практике

17.

Покрытосеменные (цветковые) растения.

1

Мотивирует на изучение нового материала.

Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся.

        

Выявляют черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных.

Называют и сравнивают представителей разных классов покрытосеменных растений.        

Знание особенностей строения органов и тканей покрытосеменных растений. Различение органов цветковых на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения растений класса Однодольные и Двудольные.

Познавательные УУД:

умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

Регулятивные УУД:

 умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения.

Представляют преимущества покрытосеменных растений, позволившие им занять господствующее положение в современном мире растений.

        

18.

Значение растений в природе и жизни человека.

1

задает вопросы, анализирует допущенные ошибки, корректирует знания

Транслируют свои знания, умение работать с различными источниками, самостоятельно находят  ответы на возникшие вопросы.        

Знание роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека.

Умение приводить примеры дикорастущих и культурных растений

Познавательные УУД:

 умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Регулятивные УУД:

 умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Осознание значимости растений в природе и жизни человека, необходимости охраны растений

19.

Животные. Простейшие.

1

Учитель вводит понятия о простейших животных.

Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы.

Контролирует работу, корректирует, задает вопросы, анализирует допущенные ошибки, корректирует знания.

самостоятельно находят ответы на вопросы, пользуясь текстом параграфа отличают простейших друг от друга, делают рисунки.        

Знание особенностей строения Амебы, инфузории, эвглены и других простейших. Различение простейших и паразитических простейших на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения представителей разных классов

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Понимание строения простейших.

Осознание отличительных особенностей беспозвоночных; роль этих животных в круговороте веществ.

20.

Беспозвоночные.

1

Учитель дает общую характеристику беспозвоночных животных,  используя таблицы и данные диска        

Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают  новые понятия, приводят примеры.

Работая в группах, учащиеся  к каждому из типов беспозвоночных дают характеристику

Знание основных систематических единиц царства Животные

Познавательные УУД:

умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

Регулятивные УУД:

 умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения.

Осознание отличительных особенностей беспозвоночных; роль этих животных в круговороте веществ.

21.

Позвоночные.

1

Учитель дает общую характеристику позвоночным  животным,  используя таблицы и данные диска

Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают  новые понятия, приводят примеры.

Работая в группах,  учащиеся  к каждому из классов позвоночных дают характеристику.

Знание основных систематических единиц царства Животные.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Осознание отличительных особенностей позвоночных; роль этих животных в круговороте веществ.

22.

Значение животных в природе и жизни человека.

1

Формирует представления о значении животных в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Анализируют  и дополняют свои знания по заданной теме.

Знание о существовании различных пород животных, их хозяйственном значении.

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ

П:умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте.

К: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению  одноклассников, аргументировать  точку зрения

Раздел 3. Среда обитания живых организмов – 6 ч.

23-24

Среды обитания животных. Приспособленность организмов к разным средам обитания

2

Обеспечивает активное участие каждого учащегося  в составлении характеристик различных сред обитания.

Выявляют приспособления организмов к среде обитания

П.р.1 «Определение наиболее распространённых растений и животных.

  Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах.

Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять схемы .

К: умение слушать учителя, высказывать  и аргументировать свое мнение.

Знание сред обитания и их особенностей. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах.

25-26.

Жизнь на разных материках.

1

Формирует

элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты

Систематизируют информацию о многообразии растительного и животного мира материков.

П.Р.2  «Измерение своего роста и массы тела»

Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

27.

Природные зоны Земли.

1

Организует знакомство с картой природных зон Земли.

В ходе работы с картой формируют навыки исследовательской деятельности применительно к выявлению зависимости  видового многообразия от природных условий.

Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

28.

Жизнь в морях и океанах.

1

Формирует представления о роли Мирового океана на планете. Организует изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана

Выявляют особенности строения  обитателей морей и океанов; объясняют их взаимосвязь со средой обитания.

Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне

Р:Развитие навыков оценки и самоанализа.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.

К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

 

Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.

Раздел 4. Человек на Земле – 5 ч.

29.

Как человек появился на Земле?

1

Формирует научное мировоззрение по вопросу возникновения  и развития человека, знакомит с основными этапами антропогенеза.

Выявляют характерные особенности предковых форм человека разумного.

Осознание человека разумного как биологического вида.

Р: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

П: . Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Представление об эволюции человека как биологического и социального существа.

30.

Как человек изменил Землю.

1

Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе.

Приводят примеры положительной и отрицательной деятельности человека в природе. Доказывают необходимость активной природоохранной работы.

Понимание закономерностей развития природной среды и  соответствие хозяйственной деятельности человека  законам развития природы.

Р: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

П: . Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

 Осознание необходимости личного участия в природоохранной деятельности.

31.

Жизнь под угрозой.

Формирует нетерпимое отношение к любым проявлениям безрассудного поведения в природе.

Называют исчезнувшие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.

Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа

П:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны.

32.

Не станет ли Земля пустынней?

1

Формирует ответственное отношение к решению экологических задач.

Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления  рек. Определяют степень личного участия в природоохранной работе.

Понимание необратимости процесса опустынивания земель в результате неправильной хозяйственной деятельности человека.

Р:умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.

П:умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.

К:умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками.

Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны.

33.

Здоровье человека и безопасность жизни.

1

Формирует представления о живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека и способах защиты от них.

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.

Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных.

Р: умение систематизировать полученную информацию, группировать данные и определять последовательность личных действий по охране окружающей среды.

П: умение обобщать информацию, находить способы решения экологических задач.

К:  умение выслушать мнения одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Понимание важности бережного отношения к природе.

правил поведения в живой природе. Умение применять полученные на уроке знания на практике.

                                                                                                     Раздел 5.Обобщение – 2 ч.

34.

Растительный и животный мир Иркутской области.

1

Формирует представления о живых организмах, которые обитают на территории Иркутской области.

Выясняют, какие виды растений и животных обитают на территории Иркутской области.

Научиться узнавать некоторых представителей растительного и животного мира.

Р: добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: научиться выделять представителей животного и растительного Иркутской области.

К: добывать недостающую информацию с помощью информационно- коммуникационных технологий.

Формирование и развитие мотивации к изучению Иркутской области.

35

Биология как наука о живом организме.

Проводит фронтальную беседу.

Учатся обобщать ранее изученный материал.

Р: добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.

К: формировать навыки учебного сотрудничества.

Формирование и развитие мотивации к дальнейшему изучению биологии, умения обобщать полученные знания, сравнивать и делать выводы.

        

Используемая литература.

1.Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс. –М.: Дрофа, 2014.

2.Кириленкова В.Н. Биология. Введение в биологию. 5класс. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс».- М.: Дрофа, 2013.

3.Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс.: учебник  для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.

4. Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс.» – М.: Дрофа, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...