Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Фишер Елена Андреевна

Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии. Программа по естесствознанию 5 класс. по биологии 6 класс и 7 класс  включают основные требования  к знаниям и умениям учащихся. Учебно – тематическое планирование  составлено на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_6_7_8_kl_programmy_8_vid.doc393 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТА:

 Педагогическим советом школы

 Протокол №1 от 31.08.2015г.

 УТВЕРЖДАЮ:

                                   Директор школы______Т.Ф.Калужина  

Приказ № _______ от _________2015г.

                                                                                                          Рабочая программа

по учебному предмету

естествознание (биология)

7 класс для учащихся VIII вида

на 2015-2016учебный год

Учебно – тематическое планирование  составлено на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1

                                                                                                                                                 Составитель: учитель  Фишер Елена Андреевна

                                                                                                                                                                                   высшая квалификационная категория

                                                       

                                                                                                     Тюменцево  2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VI вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2000г. и учебника Биология. Растения, бактерии, грибы для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автора З.А. Клепининой. – М.: «Просвещение», 2011.

          Основными задачами изучения естествознания в 7 классе являются: сообщение учащимся знаний о многообразии растений, грибов и бактерий, о строении и значении органов цветкового растения, об основных группах растений, о биологических особенностях выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растениях.

Преподавание естествознания должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.

Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 час в неделю).  Рабочая программа составлена на основании изложения материала в учебнике. Программа состоит из 5  разделов: « Растения вокруг нас», « Общее знакомство с цветковыми растениями», « Многообразие растительного мира», «Бактерии» и «Грибы».

        Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
  • различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям и листьям, по цветкам, плодам и семенам;
  • устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
  • осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
  • работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.

            Учащиеся должны знать: 

  • внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
  • общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
  • признаки сходства и различия между растениями;
  • особенности выращивания культурных растений: о сроках и способах посева и посадки культур, о некоторых приемах ухода за ними.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник:

  • Клепинина З. А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011.

Методическое пособие учителя:

  • Королева Т.В. Королева 7 класс Биология Растения, грибы, бактерии. – М.: Владос, 2009.
  • Бгажнокова И. М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2010.

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)

Тематическое планирование

Содержание

Количество часов

Что такое естествознание.

                                      1

2

Многообразие живой природы

1

3

 Значение растений. Практическая работа Работа с гербарием.

Охрана растений.

1

4

Общее знакомство с цветковыми растениями.

Строение растения. Лабораторная работа

« Строение цветкового растения».

1

5

 Цветок. Строение цветка. Лабораторная работа «Строение цветка».

1

6

 Виды соцветий.

1

7

 Опыление цветков

1

8

Плод. Разнообразие плодов;

1

9

 Размножение растений семенами. Распространение

    плодов и семян.

1

10

Семя. Внешний вид и строение семени фасоли.

Лабораторная работа

«Внешний вид семени фасоли», «Строение семени фасоли»

1

11

Строение семени пшеницы.

Лабораторная работа «Строение зерновки пшеницы

1

12

 Условия прорастания семян; Лабораторная работа

«Условия, необходимы для прорастания семян».

1

13

 Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву;

Лабораторная работа «Определение всхожести семя»

1

14

 Корень. Виды корней.

1

15

Корневые системы.

1

16

 Значение корня.

1

17

 Видоизменения корней.

1

18

Лист. Внешнее строение листа.

1

19

Из каких веществ состоит растение. Образование  органических веществ в растении. Лабораторная работа: Демонстрация опытов «Образование крахмала в листьях растения на свету».

1

20

 Испарение воды листьями. Лабораторная работа:

Демонстрация опытов: «Испарение воды листьями»

1

21

 Дыхание растений. Лабораторная работа:

Демонстрация опытов: «Дыхание растений».

1

22

Стебель. Строение стебля.

1

23

 Значение стебля в жизни растения. Лабораторная работа:

Демонстрация опытов: «передвижение питательных веществ»

1

24

Разнообразие стеблей.

1

25

Растение  - целостный организм. Взаимосвязь

 частей растения. Связь растения со средой обитания.

1

26

 Итоговое занятие « Что мы узнали о цветковом растении».

1

27

Многообразие цветковых растений

1

28

 Деление растений на группы.

1

29

 Мхи. Практическая работа: Демонстрация опыта как мох впитывает влагу.

1

30

 Папоротники.

1

31

 Голосеменные. Хвойные растения.

1

32

 Покрытосеменные или цветковые. Деление цветковых на классы.

1

33

Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых.

1

34

Хлебные злаковые культуры. Практическая работа:

Изучение гербария злаковых культур.

1

35

 Выращивание зерновых.

1

36

 Использование злаков в народном хозяйстве.

1

37

 Лилейные. Общие признаки лилейных.

1

38

 Цветочно-декоративные лилейные.

1

39

 Овощные лилейные. Лук Лабораторная работа: «Строение луковицы».

1

40

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

1

41

 Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

1

42

 Дикорастущие пасленовые. Паслен.

1

43

 Овощные и технические пасленовые. Картофель. Выращивание картофеля.  Лабораторная работа: «Строение клубня картофеля»

1

44

Овощные пасленовые. Томат.

1

45

Овощные пасленовые. Баклажан и перец.

1

46

 Цветочно-декоративные пасленовые. Петуния. Душистый табак. Ядовитые пасленовые. Белена.

1

47

 Бобовые. Общие признаки бобовых.

1

48

Пищевые бобовые растения.

1

49

Фасоль и соя – южные бобовые культуры.

1

50

 Кормовые бобовые растения. Клевер, Люпин.

1

51

 Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник.

1

52

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.

1

53

 Груша

1

54

 Вишня.

1

55

 Малина.

1

56

 Земляника.

1

58

 Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры.

1

59

 Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник.

1

60

 Однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. Календула и бархатцы.

1

61

 Многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. Маргаритка, георгин.

1

62

 Перевалка и пересадка комнатных растений. Лабораторная работа: «Перевалка и пересадка комнатных растений».

1

63

Осенняя перекопка почвы. Значение. Весенняя перекопка почвы. Значение. Практическая работа: «Осенняя перекопка почвы», «Весенняя перекопка почвы»

1

64

Итоговое занятие «Растение – живой организм»

1

65

Бактерии. Группы бактерий.

1

66

Строение грибов.

1

67

 Съедобные и несъедобные грибы.

1

68

 Ядовитые грибы. Отличительные признаки грибов- Двойников.

1

69

 Итоговое занятие « Что мы узнали о растениях».

1

70

Экскурсия: « Весенняя работа в саду»

1

            Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТА:

 Педагогическим советом школы

 Протокол №1 от 31.08.2015г.

 УТВЕРЖДАЮ:

                                   Директор школы______Т.Ф.Калужина  

Приказ № _______ от _________2015г.

                                                                                                         Рабочая программа

по учебному предмету

естествознание (биология)

неживая природа

6 класс для учащихся VIII вида

Учебно – тематическое планирование  составлено на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1

                                                                                                                                                 Составитель: учитель  Фишер Елена Андреевна

                                                                                                                                                                  высшая квалификационная категория

                                                                                                          Тюменцево  2013 г.

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе государственной программы и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.

     Основными задачами изучения естествознания в 6 классе являются: сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздуха, воде, полезных ископаемых, почве), формирования правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, туман.

     В процессе знакомства с неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения.

     Учащиеся получают знания по неживой природе; у них формируется представление о мире, который окружает человека.

     В 6 классе учащиеся узнают: чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

     Программа 6 класса состоит из 4-х разделов: «Вода», «Воздух»,  «Полезные ископаемые» и «Почва».

Учащиеся должны знать:

        1    Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

        2.   Отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

        3.   Некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

Учащиеся должны уметь:

  1. Обращаться с простым лабораторным оборудованием;
  2. Определять температуру воздуха, воды;
  3. Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Список УМК:

1. Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа. 6 класс/ А.И.         Никишов, Н.И. Арсиневич. – М: Просвещение, 2009.

  1. Королева Н.В. Естествознание. Неживая природа. 6 класс/ Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М: Владос 2005.
  2. Прокашев А.М. Почвы Вятского края. – Киров 1992.

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

1

Природа живая и неживая  9 часов

 Твердые тела, жидкости и газы

1

2

 Для чего необходимо изучать неживую природу

Вода в природе Лабораторная работа

Демонстрация опыта по изменению формы воды.

1

3

Вода – жидкость, непостоянство форм и текучесть воды.

 Лабораторная работа Демонстрация опытов по выявлению свойств воды.

 Температура воды и ее измерение  Лабораторная работа

Демонстрация опытов.

1

4

Изменение уровня воды при нагревании; Лабораторная работа

Демонстрация опытов.

Изменение состояния воды при замерзании. Практическая работа

Температура теплой и холодной воды.

1

5

Лед – твердое тело. Лабораторная работа Демонстрация опытов.

 Превращение воды в пар при нагревании. Кипение воды.

Лабораторная работа Демонстрация опыты (нагревание воды до кипения).

1

6

 Три состояния воды.

 Вода - растворитель  Лабораторная работа Демонстрация опытов.

1

7

Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Лабораторная работа Демонстрация опытов.

 Нерастворимые в воде вещества. Лабораторная работа  Демонстрация опытов.

1

8

 Вода прозрачная и мутная. Лабораторная работа

Демонстрация опытов.

 Питьевая вода

1

9

 Использование воды в быту, промышленности и с/х. Охрана воды.

 Что мы узнали о воде. Урок - обобщение

1

Воздух в природе. Практическая работа

Демонстрация опытов.

1

10

 Воздух занимает место.Лабораторная работа Демонстрация опытов.

 Воздух сжимаем и упруг. Лабораторная работа

Демонстрация опытов. (с воздушным шариком, с резиновым мячиком)

1

11

 Воздух – плохой проводник тепла. Лабораторная работа

Демонстрация опытов.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Лабораторная работа Демонстрация опытов.

1

12

 Теплый воздух легче холодного. Лабораторная работа

Демонстрация опыта: «Движение теплого и холодного воздуха»

Движение воздуха в природе.

1

1

13

 Состав воздуха

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Лабораторная работа Демонстрация опыта

1

14

Углекислый газ и его свойства. Применение углекислого газа.

 Значение воздуха.

1

15

Чистый и загрязненный воздух. Значение воздуха и борьба за его чистоту.

 Что мы узнали о воздухе. Урок-обобщение.

1

Что такое полезные ископаемые.

16

Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Гранит.

 Известняки Практическая работа Рассматривание коллекции известняков.

1

17

 Песок и глина

Горючие полезные ископаемые.

1

18

 Торф

Каменный уголь Лабораторная работа

«Влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля».

1

19

 Нефть

Природный газ

1

20

 Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений.

 Калийная соль. Лабораторная работа

«Определение растворимости калийной соли»

1

21

 Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения.

1

22

 Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Практическая работа: Рассмотрение коллекции полезных ископаемых.

 Железные руды

1

23

 Черные металлы. Чугун.

 Сталь

1

24

 Медная и алюминиевая руда.

Алюминий.

1

25

Медь и олово. Практическая работа  «Распознавание черных и цветных металлов»

1

26

 Что мы узнали о металлах. Урок обобщение.

1

Что называют почвой?

27

 Состав почвы. Лабораторная работа

«Выделение составных частей почвы»

1

28

 Перегной – органическая часть почвы. Лабораторная работа

«Выделение органического вещества из почвы».

1

29

 Минеральная часть почвы -  песок и глина.

1

30

 Минеральные соли в почве. Лабораторная работа

«Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки».

1

31

Различие почв по их составу.

 Как проходит вода в разные почвы.

1

32

 Испарение воды из почвы.  Лабораторная работа

«Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее».

1

33

Весенняя (предпосевная) обработка почвы Практическая работа

«Различие песчаных и глинистых почв»

Осенняя (основная)  обработка почвы.

 Значение почвы для н/х. Охрана почвы.

1

34

 Почвы родного края.

Экскурсия на крутой берег реки.

1

35

Практическая работа на учебно-опытном участке

 Урок-обобщение «Неживая природа»

1

            Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТА:

 Педагогическим советом школы

 Протокол №1 от 31.08.2015г.

 УТВЕРЖДАЮ:

                                   Директор школы______Т.Ф.Калужина  

Приказ № _______ от _________2015г.

Рабочая программа

по учебному предмету

естествознание (биология)

животные

8  класс для учащихся VIII вида

Учебно – тематическое планирование  составлено на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1

                                                                                                                                                 Составитель: учитель  Фишер Елена Андреевна

                                                                                                                                                                  высшая квалификационная категория

                                                                                                        Тюменцево  2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа составлена на основе государственной программы и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.

         Основными задачами изучения естествознания в 8 классе являются: сообщение учащимся знаний об основных признаках беспозвоночных ( черви, насекомые) и позвоночных ( рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) животных, их внешнем и внутреннем строении, размножении.

       В процессе знакомства с живой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.

       В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных. Получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям жизни. Так же через весь курс проводится экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, животных и людей), а так же бережное отношение к природе.

     Программа 8 класса состоит из 2-х разделов: «Беспозвоночные животные» и «Позвоночные животные».

     В разделе «Беспозвоночные животные» рассматриваются: многообразие беспозвоночных, общие признаки беспозвоночных. Даются сведения о внешнем и внутреннем строении дождевого червя, его роли в почвообразовании, а так же многообразии насекомых их внешнем и внутреннем строении, о пользе и вреде насекомых. Проводится экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

     Раздел «Позвоночные животные» охватывает сведения об общих признаках рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих их внешнем и внутреннем строении, размножении, образа жизни, поведении, а так же значение в хозяйственной деятельности человека. В этом разделе изложены основные требования ухода за домашними  и некоторыми сельскохозяйственными животными. Проводится экскурсия в питомник для наблюдения за поведением животных.

Учащиеся должны знать:

1 Основные отличия животных от растений;

2 Признаки сходства и различия между изученными группами животных;

3 Общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

4  Места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

5 Названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а так же в хозяйственной деятельности человека;

6 Основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны уметь:

  1. Узнавать изученных животных ( иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах;
  2. Кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
  3. Устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
  4. Проводить несложный уход за некоторыми домашними животными, рассказывать о своих питомцах.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник:

  • Клепинина З. А. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011.

Методическое пособие учителя:

  • Королева Т.В. Королева 7 класс Биология.Животные. – М.: Владос, 2009.
  • Бгажнокова И. М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2010.

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

1.Многообразие  животного мира

1

2. Беспозвоночные животные. Дождевой червь.

   Лабораторная работа Демонстрация влажного препарата дождевого червя.

1

3. Роль дождевого червя. Черви – санитары.

1

4. Круглые черви. Черви – паразиты.

1

5.Насекомые.Экскурсия:«Наблюдение за насекомыми»

1

6. Бабочка – капустница.

1

7. Яблонная плодожорка

1

8.Майский жук

9. Комнатная муха

1

10. Медоносная пчела Практическая работа Зарисовка в тетради «Развитие пчелы»

1

11.Тутовый шелкопряд

1

12. Колорадский жук

1

13. Что мы узнали о беспозвоночных животных.

1

14. Значение одомашненных насекомых

1

15. Общие признаки позвоночных животных

1

16. Общие признаки рыб. Среда обитания

1

17.  Внешнее строение и скелет рыбы.

1

18. Внутреннее строение рыбы

1

19. Размножение и развитие рыб.

1

20. Речные рыбы

21. Морские рыбы Практическая работа

Зарисовка морских и речных рыб.

1

22. Рыбный промысел и охрана рыб.

1

23.Земноводные. Среда обитания, внешнее строение.

1

24. Внутреннее строение земноводных.

Практическая работа Зарисовка сердца в тетради.

1

25. Размножение и развитие лягушки.

1

26.Пресмыкающиеся. Внешнее строение.

Практическая работа Зарисовка в тетради пресмыкающихся.

1

27.Внутреннее строение пресмыкающихся.

1

28.Размножение и развитие пресмыкающихся.

1

29.Птицы. Внешнее строение.

Экскурсия: «Наблюдение за поведением птиц».

1

30. Скелет и внутренние органы птицы.

1

31.Размножение и развитие птиц.

1

32. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Практическая работа«Зарисовка ласточки».

1

33. Птицы леса Практическая работа

«Зарисовка птиц леса» Демонстрация: Презентация «Птицы леса»

1

34. Хищные птицы. Практическая работа

«Зарисовка хищных птиц».

1

35. Птицы водоемов и болот.

1

36. Птицы, обитающие вблизи жилья человека.

1

37. Нелетающие птицы Демонстрация:

Презентация « Пингвины».

1

38. Домашние утки и гуси. Куры. Птицеводство.

1

39. Млекопитающие. Внешнее строение.

1

40. Скелет и нервная система млекопитающих.

1

41. Внутренние органы млекопитающих.

1

42. Грызуны. Демонстрация: Презентация  «Грызуны»

Практическая работа «зарисовка грызунов»

1

43. Значение грызунов в природе.

1

44. Зайцеобразные. Практическая работа

«Зарисовка зайцеобразных»

1

45. Разведение домашних кроликов.

1

46. Хищные звери. Практическая работа

«Зарисовка хищников» Демонстрация:

Просмотр видеофильма «Хищники».

1

47. Дикие пушные хищные звери.

1

48. Разведение норки на зверофермах.

1

49. Ластоногие. Демонстрация: Презентация «Ластоногие».

1

50. Китообразные Демонстрация: Презентация

«Китообразные»

1

51. Парнокопытные

1

52. Непарнокопытные

1

53. Приматы. Демонстрация: Презентация

«Человекообразные обезьяны»

1

54. Урок-обобщение по теме: Млекопитающие»

1

55. Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова.

1

56. Породы коров.

1

57. Содержание коров на фермах.

1

58. Выращивание телят.

1

59. Овцы.

1

60.Породы овец

1

61.Содержание овец и выращивание ягнят.

1

62.Верблюды Практическая работа:

Зарисовка в тетрадь верблюда.

1

63. Северные олени.

1

64. Домашние свиньи.

1

65. Содержание свиней.

1

66. Выращивание поросят.

1

67.Домашние лошади.

1

68.Содержание лошадей и выращивание жеребят.

1

69. Урок-зачет «Домашние животные»

1

70. Повторение  по теме « Млекопитающие»

1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТА:

 Педагогическим советом школы

 Протокол №1 от 31.08.2015г.

 УТВЕРЖДАЮ:

                                   Директор школы______Т.Ф.Калужина  

Приказ № _______ от _________2015г.

Рабочая программа

по учебному предмету

природоведение (биология)

5 класс для учащихся VIII вида

Учебно – тематическое планирование  составлено на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1

                                                                                                                                                 Составитель: учитель  Фишер Елена Андреевна

                                                                                                                                                                   высшая квалификационная категория

                                                                                                      Тюменцево  2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Рабочая программа по природоведению  в 5 классе составлена на основе  учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 «Владос», Москва, 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации..

Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  • формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
  • установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе,  чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:

  • Окружающий нас мир;
  • Наша страна;
  •   Природа нашей Родины (неживая природа и живая природа);
  •   Охрана здоровья человека;
  •   Охрана природы и экология;
  •   Труд на пришкольном участке;
  • Экскурсии и практические работы.

Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов  Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать  отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения.

Практика взаимодействия с окружающим миром

  • Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
  • Развитие способности использовать знания по природоведению  и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных  и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;

Обучающиеся  должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
  • выполнять рекомендуемые практические работы;
  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся  должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
    природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
  • расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
  • основные правила охраны природы и необходимость бережного  отношения к ней; основные отделы тела человека

Ресурсное обеспечение  рабочей    программы:

  1.  Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2001, под редакцией В. В. Воронковой
  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,2000. – С152-172.
  3. Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания  умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
  4. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

1

Земля- планета солнечной системы

1

2

Небесные тела. Солнце- раскаленное небесное тело

1

3

Планеты солнечной системы.

1

4

Освоение космоса людьми.

1

5

Сезонные изменения в природе. Погода. Явления природы.

1

6

Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года. Смена времён года

1

7

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Экскурсия в природу с целью наблюдения сезонных изменений в природе. Признаки осени.

1

8

Осенние изменения в жизни растений и животных.

1

9

Человек и природа осенью. Подготовка к зиме.

1

10

Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная)Признаки зимы.

1

11

Зимние изменения в жизни растений и животных. Подкормка животных зимой.

1

12

Человек и природа зимой. Зимние праздники и развлечения.

1

13

Весна (ранняя, поздняя) Признаки весны.

1

14

Весенние изменения в жизни растений и животных.

1

15

Человек и природа весной. Весенние заботы и праздники человека.

1

16

Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое)Признаки лета.

1

17

Растения и животные летом.

1

18

Уход человека за растениями летом. Летние праздники.

1

19

Времена года в жизни человека.

1

20

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население.

1

21

Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы  (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы)

1

22

Транспорт  в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси)

1

23

Города нашей Родины. Золотое кольцо России.

1

24

  Город Киров -наш областной центр.

1

25

Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный)

1

26

Неживая природа. Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы.

1

27

Почвы: песчаная, глинистая, плодородная, неплодородная

1

28

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны.

1

29

Свойства воды.Значение воды для человека.

1

30

Воздух вокруг нас. Значение воздуха.Ветер-движение воздуха.

1

31

Температура воздуха. Знакомство с термометрами.

1

32

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мрамор, нефть, газ, каменная соль.

1

33

Неживая природа в жизни человека.

1

34

Живая природа. Растения леса. Лиственные и хвойные деревья.

1

35

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина. Кустарнички: брусника, черника.

1

36

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать -и -мачеха, мох.

1

37

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

1

38

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан)

1

39

Птицы леса: кукушка, дятел, синица, соловей.

1

40

Насекомые леса (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи)

1

41

Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня.

1

42

Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина садовая земляника – клубника.

1

43

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные-лягушки, жабы.

1

44

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох).

Зеленые культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат.

1

45

Друзья и враги огородных растений. Уход за культурными растениями.

1

46

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза)

1

47

Вредители полей: суслик, полевая мышь. Хомяк, насекомые и их личинки.

1

48

Растения луга – травы: клевер, колокольчик, мятлик, тимофеевка. использование лугов человеком.

1

49

Животные луга: насекомые (бабочки, жуки.), птицы, звери (крот, полевка, кузнечик)

1

50

Растения болота: травы, мхи, кустарничек багульник, ягодные растения (клюква, морошка)

1

51

Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

1

52

Растения водоёмов(водоросли и цветковые):кувшинка, кубышка, рогоз и др.

1

53

Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.

1

54

Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи.

1

55

Растительный и животный мир Вятского края.

1

56

Многообразие живой природы.

1

57

Растения и животные в жизни человека.

1

58

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.

1

59

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности)

1

60

Органы чувств.

1

61

Значение правильной осанки для здоровья человека

1

62

Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных)

1

63

Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. Вред курения и употребления алкоголя.

1

64

Здоровье человека.

1

65

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира.

1

66

Пересадка комнатных растений.

1

67

Весенняя обработка почвы на клумбах.

1

68

Посев и посадка растений на школьные клумбы.

1

70

Обобщающий урок «Стань природе другом»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении

Приводится  программа  корекционной  работы  для  детей с трудностями в обучении...

Система мер своевременной помощи детям, испытывающим трудности обучения и индивидуальной адаптации.

Делюсь опытом работы с ребенком с глубокой умственной отсталостью при индивидуальном обучении....

Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении

Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время об...

Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении

Программапсихолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих  трудности в обучении...

План работы с обучающимися испытывающими трудности в обучении математики

        Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении...