Главные вкладки

    Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении
    консультация

    Малых Ольга Александровна

    Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время объяснения»… Родители говорят: «Шустрый, много вертится», «Трудная программа»… Все они, и родители, и учителя, говорят об одном и том же. Об успеваемости ребенка, о том, что наш ребенок не усваивает учебную программу. Они просят помочь ученику.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_neuspevaemosti.doc242.5 КБ
    Файл malyh_o.a.pptx826.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа № 5

    города Новошахтинска

    Выступление на педсовете :

     «Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении».

                                                                                                      Подготовила:

                                                                                                              Педагог-психолог

                                                                                                    Малых Ольга Александровна

    г. Новошахтинск

    «Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении».

    Проблемы школьной неуспеваемости волнуют всех участников педагогического процесса. Учителя, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены проблемой неуспешной учебы. В школе нет ни одного ребенка, который сознательно хотел бы плохо учиться.

    Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время объяснения»… Родители говорят: «Шустрый, много вертится», «Трудная программа»… Все они, и родители, и учителя, говорят об одном и том же. Об успеваемости ребенка, о том, что наш ребенок не усваивает учебную программу. Они просят помочь ученику.

    Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования 2-х терминов: «неуспеваемость»; «отставание».

    В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.

    Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).

    По мнению Абрама Марковича Гельмонта, «неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально)».

    По наблюдениям психологов набор средств помощи отстающим ученикам в основном сводится к организации дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказанию различных мер давления на ученика. Но эти средства не всегда эффективны, и нередко оказываются даже вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.

    Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

    Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

    Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

    Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

    Психологические причины неуспеваемости делятся на 2 группы:

    1. Недостатки познавательной деятельности

    • несформированность приемов учебной деятельности;
    • недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
    • неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

    2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

    Выделяют следующие виды неуспеваемости:

    1. ОБЩЕЕ И ГЛУБОКОЕ ОТСТАВАНИЕ - по многим или всем учебным предметам длительное время.
    2. Частичная, но относительно СТОЙКАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика).
    3. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.

    Существуют определенные признаки, которые сигнализируют педагогу о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.        

    1. Ученик не может сказать, в чём трудности задачи, наметить план  её  решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате её решения. Ученик не может ответить на вопросы к тексту, сказать, что нового из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
    2. Ученик не задаёт вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
    3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идёт поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителей, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
    4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценку своей работе, не контролирует себя.
    5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
    6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимися соответствующих вопросов.

    Школьные трудности не являются персональными трудностями одного ребенка. Трудности эти – наши общие, и преодолимы они только сообща...

     

    Система работы по формированию положительного отношения к учению

    у неуспевающих школьников

     

    Виды помощи неуспевающему ученику на каждом этапе урока

    Рекомендации, памятки - «добрые советы» учителю, работающему с проблемными детьми.

    • СОЗДАВАЙТЕ в классе благоприятный психологический климат;
    • НЕ РАЗДРАЖАЙТЕСЬ, будьте терпеливы и настойчивы;
    • требуя, УЧИТЫВАЙТЕ реальные возможности ученика;
    • КАЖДОМУ УЧЕНИКУ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, дозированный темп и объем работы;
    • УЧИТЫВАЙТЕ зоны ближайшего развития, постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку;
    • УЧИТЕ посильным приемам регуляции поведения.

    10 правил работы со «слабоуспевающими»

    1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать  ему эту веру.
    2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его.  Научитесь ждать.
    3. Рационально распределяйте учебный материал (трудное – сначала!). Многократно повторяйте основной материал. Каждый урок – продолжение предыдущего.
    4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
    5. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
    6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
    7. Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
    8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
    9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих».
    10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных –    посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.

    Благодарю Вас за внимание!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении».

    Слайд 2

    Выделяют 3 основные причины неуспеваемости: Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи. Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции. Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

    Слайд 3

    Выделяют следующие виды неуспеваемости: ОБЩЕЕ И ГЛУБОКОЕ ОТСТАВАНИЕ - по многим или всем учебным предметам длительное время. Частичная, но относительно СТОЙКАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика). НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.

    Слайд 4

    Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

    Слайд 5

    Виды помощи неуспевающему ученику на каждом этапе урока

    Слайд 6

    Рекомендации, памятки - «добрые советы» учителю, работающему с проблемными детьми. СОЗДАВАЙТЕ в классе благоприятный психологический климат; НЕ РАЗДРАЖАЙТЕСЬ, будьте терпеливы и настойчивы; требуя, УЧИТЫВАЙТЕ реальные возможности ученика; КАЖДОМУ УЧЕНИКУ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД , дозированный темп и объем работы; УЧИТЫВАЙТЕ зоны ближайшего развития, постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку; УЧИТЕ посильным приемам регуляции поведения.

    Слайд 7

    10 правил работы со «слабоуспевающими» Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать. Рационально распределяйте учебный материал (трудное – сначала!). Многократно повторяйте основной материал. Каждый урок – продолжение предыдущего. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно). Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить. Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих». Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении.

    Освоить приёмы и техники взаимодействия с "трудными" учащимися. классифицировать причины неуспеваемости. разработать стили взаимодействия учителя и учащихся....

    Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии

    Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии. Программа по естесствознанию 5 класс. по биологии 6 класс и 7 класс  включают основные требования ...

    ПРОГРАММА по учебному предмету «Обществознание» для обучающихся 9 класса с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении)

    Одной из стратегических задач развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года является обеспечение непрерывного сопровождения детей с учетом их особенностей, индивидуальн...

    Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

    Доклад на тему: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их ус...

    Характеристика на обучающегося, испытывающего трудности в социальной адаптации

    Характеристика на обучающегося, испытывающего трудности в социальной адаптации...

    Эффективное средство нравственного развития обучающихся, испытывающих трудности в социальной адаптации

    Актуальность применения форм  изобразительного искусства как эффективного средства в работе с детьми с трудностями в адаптации состоит в том, что на начальном этапе взаимодействия в основном испо...