Рекомендации по организации педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении
статья по психологии

Маскина Ирина Владимировна

Благоприятные условия жизнедеятельности воспитательных организаций, относительно последовательная реализация личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов в образовании создают предпосылки для эффективности индивидуальной помощи человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения своих собственных потребностей и аналогичных потребностей окружающих; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_korrektsiya_trudnostey_v_obuchenii.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении

Благоприятные условия жизнедеятельности воспитательных организаций, относительно последовательная реализация личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов в образовании создают предпосылки для эффективности индивидуальной помощи человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения своих собственных потребностей и аналогичных потребностей окружающих; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму.

Педагогическая поддержка в процессе образования предполагает осознанно предпринимаемые педагогом попытки создать условия или помочь человеку в одном или нескольких необходимых ему аспектах, а именно в решении проблем самопознания и самостоятельного принятия; в определении ближних и более или менее отдалённых перспектив; в адаптации к реальным условиям его жизни; в установлении позитивных отношений с окружающими, особенно со значимыми лицами в поисках сфер и форм самореализации и в самоутверждении.

В нашем случае рекомендации предназначены в первую очередь учителю начальной школы. Учителям нужно учитывать особенности возраста при организации педагогической поддержки младших школьников, испытывающих трудности в обучении. Мы предполагаем, что рекомендации данные помогут учителю начальных классов достичь определенного успеха в решении вопросов помощи детям с трудностями в обучении.

В психолого-педагогической литературе, основные рекомендации в этом плане таковы:

  • 1. Стараться сократить численность группы повысить популярность в группе «отвергаемых» на основе выделения, воспитания и поощрения их положительных качеств, необходимо стремиться, чтобы в классе совсем не стало «отвергаемых», что является надёжным критерием сплочённости коллектива.
  • 2. Устранять враждебные группировки и разрозненность в классе, если таковые имеются.
  • 3. Использовать положительные качества «лидеров» для воспитания других членов классного коллектива; иметь ввиду, что разумное порицание действий «лидера» воспринимается членами коллектива и на свой счёт.
  • 4. Учить детей взаимному вниманию, взаимопониманию, интересу друг к другу и доброжелательности.

Н.Н. Палмышев сформулировал следующие 10 правил работы по педагогической поддержке слабоуспевающих учащихся.

  • 1. Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.
  • 2. Помни, что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Научись ждать успеха ученика.
  • 3. Начав работу со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется, в свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
  • 4. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок - это продолжение предыдущего, он вносит свою лепту в изучаемую тему.
  • 5. Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала. Умейте выбрать главное, изложите его, повторить и закрепить.
  • 6. Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знании.

При обучении таких учеников идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общей учебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.

  • 7. Общение - главная составляющая любой методики. Не наладив общения со слабыми, не получить результатов общения.
  • 8. Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной.
  • 9. Научись привлекать сильных учащихся к слабым. Научись строить процесс обучения путём сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.
  • 10. У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (книги, поэзия, живопись, слайды, образный показ).

В организации учебного процесса очень важно начать не с отработки ЗУН, а с создания необходимых условий для благоприятной адаптации с применением таких приемов:

  • 1. Сотрудничество, которое имеет как бы несколько аспектов: сочувствие, сопереживание, понимание личности ребенка;
  • 2. Приемов психотерапии: внушения, убеждения на дальнейший успех, сюжетно-ролевых психологически коррекционных игр по проблемам учащихся;
  • 3. Создание внутреннего комфорта у ребенка через ситуацию успеха, создание обстановки в классе для мажорного настроения личности (только свободная личность может творчески мыслить).
  • 4. Подчеркнутое уважение к ребенку, ежеминутное, ежедневное, из года в год.

Основной задачей в обучении детей с трудностями в обучении является создание условий для успешной и внеклассной деятельности как средства коррекции их личности, формирования положительных устремлений и мотиваций поведения, обогащения новым положительным опытом отношений с окружающим миром. К условиям, способствующим ломке отрицательных стереотипов поведения детей, испытывающих трудности в обучении, относятся следующие:

  • 1. Создание благоприятной обстановки, щадящего режима для учащихся.
  • 2. Обучающая коррекционная направленность всей педагогической работы.
  • 3. Использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности.
  • 4. Дифференциация требований и индивидуализации обучения, модификация учебной программы в направлении сокращения объема за счет второстепенного материала и высвобождения времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся.
  • 5. Организация системы внеклассной, кружковой работы, имеющей целью повышение уровня развития учащихся, пробуждение интереса к знаниям.
  • 6. Учет особенностей психического развития, причин трудности поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данными детьми.

Одной из основных форм решения задач педагогической поддержки неуспевающего ребёнка на начальной ступени обучения является создание учебного сообщества - группы детей и взрослых, объединяющихся для совместного выполнения учебного задания.

Деловое взаимодействие, согласование действий и мнений всех участников совместной работы гораздо эффективнее, чем сумма индивидуальных достижений.

Это является условием развития в ребёнке «успешности», способствует его социальному становлению, определяет траекторию личностного развития.

Детям, испытывающим трудности по литературному чтению, необходимо как можно больше читать дома не только учебной, но и художественной литературы; заучивать стихи для улучшения памяти.

За детьми, испытывающими трудности в обучении русскому языку, учитель должен следить не только за тем, чтобы учащиеся учили правила, но и умели применять их на практике; дети должны самостоятельно переписывать тексты с учебников, как можно больше с помощью родителей писать под диктовку; обогащать свой словарный запас.

С учащимися, которые испытывают трудности в овладении математикой, необходимо дополнительно заниматься учителю и родителям (обращать особое внимание на решение текстовых задач), использовать задания, которые развивают логическое, образное, абстрактное мышление детей, а также основных психических функций: внимания, памяти, мышления.

Учёные указывают, что в вопросах предупреждения и ликвидации неуспеваемости в школе, большое значение имеют:

  • 1. Работа классного руководителя;
  • 2. Внутри школьный контроль;
  • 3. Рекомендации по работе с неуспевающими;
  • 4. Контроль и помощь со стороны родителей.

По мнению К.Н. Волкова весь перечень средств педагогической помощи и профилактики сводится к 2 группам:

  • 1) организации во внеурочное время дополнительных занятий, повторяющих традиционные методы обучения на уроке;
  • 2) оказанию хорошо известных мер давления, таких, как вызов родителей.

Для слабоуспевающих учеников необходимо организовать помощь со стороны учителя и товарищей.

При работе с такими детьми необходимо наметить определённый порядок действий, так как неуспевающие дети нуждаются в жёсткой регламентации каждого шага в добывании знаний.

Позволяет преодолеть отставание в учебной деятельности и доброжелательное отношение к детям, и систематическая, индивидуальная работа учителя с отстающими школьниками. Необходимо также наладить взаимоотношения таких учащихся с коллективом класса на основе общественно - полезной деятельности.

С детьми, испытывающими трудности в обучении надо вести специальную работу по формированию у них интереса к знаниям. В перестройке мотивационной сферы важное значение имеет формирование правильного отношения к труду.

Слабоуспевающим школьникам необходимо постоянно внушать, что труд - обязанность каждого человека. Система трудовых дел должна быть продумана так, чтобы все слабоуспевающие школьники были организованы для участия в трудовой деятельности.

Полезно давать им постоянные поручения. Любое поручение воспринимается ими как проявление доверия.

В числе рекомендаций, помогающих преодолевать неуспеваемость учащихся, действенной мерой считается выполнение дифференцированных заданий.

Уменьшение объёма заданий для слабоуспевающих учеников оправдано в том случае, если обнаруживается повышенная утомляемость некоторых детей. Наиболее распространённый приём дифференциации заданий - это оказание помощи ученику, то есть облегчение задания не по содержанию, а по методике его предъявления. В этих случаях психологически важно, чтобы ученики испытывали ощущение успеха от самостоятельно решённой задачи.

Экспериментальные исследования, проведённые в ряде научных центров страны (в Москве, Нижнем Новгороде, Прибалтике) показали, что одним из возможных путей профилактики и преодоления трудностей в обучении, является обучение в специально организованных классах.

Они являются эффективными для детей с наиболее низкой способности к обучению Основная задача таких классов - выравнивание школьного старта, которые пришли в школу менее развитыми, чем их сверстники, предоставление этим детям возможностей для получения впоследствии полноценного образования.

Не менее важное влияние на успеваемость оказывает семья. Поэтому работая над преодолением неуспеваемости школьников, учителю следует хорошо знать семью и её воспитательное влияние на ребёнка.

А.С. Еропкина советует в беседах с родителями постоянно, на конкретных примерах объяснять им правила семейного воспитания. Это и советы по развитию положительных качеств ребёнка вовлечь его в общественно-полезную деятельность. И учитель, и родители должны подчёркивать в поведении ребёнка всё хорошее, его успехи в учёбе, всячески поддерживать желание ребёнка стать лучше. Полезно дать советы родителям по организации культуры умственного труда школьника, по приучению его к выполнению режима дня.

Таким образом, можно выделить следующие критерии успешного завершения стабильного этапа начального образования:

  • 1. Одноклассники уже умеют сообща выполнять учебную работу, помогать в учении друг другу;
  • 2. Дети с удовольствием проводят вместе вне учебное время;
  • 3. Каждый ребёнок освоил значительное содержание и способы совместной учебной деятельности, ценит себя за свои учебные достижения, может самостоятельно ставить цели ближайшего шага своего совершенствования в учебных умениях;
  • 4. Дети самостоятельно и систематически выполняют домашнее задания, обращаясь за помощью к родителям лишь в исключительных случаях.

Важным моментом в учебно-воспитательном процессе в начальной школе, на наш взгляд, является реализация педагогических техник и приемов, которые помогают детям чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе.

Ниже приведем их примеры.

Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха (при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения).

Приемы:

  • - Снятие страха - «Ничего страшного...».
  • - Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...».
  • - Авансирование - «У тебя получится...».
  • - Персональная исключительность - «Только у тебя и может получиться...».
  • - Усиление мотива - «Нам это нужно для».
  • - Педагогическое внушение - «Приступай же!».
  • - Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...».

Техники экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя. Например, «Минимизация внимания».

Приемы:

  • - Игнорируйте демонстративное поведение.
  • - Контакт глазами.
  • - Становитесь рядом.
  • - Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.
  • - Посылайте секретный знак.
  • - Посылайте письменные замечания.

Весьма действенной является техника «Делайте неожиданности». Приемы:

  • - Выключите свет.
  • - Издайте музыкальный звук.
  • - Говорите громким голосом.
  • - Измените голос.
  • - Говорите со стеной (или с портретом).
  • - Временно прекратите вести урок.

Техника помощи ученикам в установлении нормальных отношений с педагогом и умения чувствовать свою коммуникативную компетентность.

Таблица:

Приемы

Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Принятие

«Ты хороший»

«Я хороший»

Внимание

«Я вижу тебя»

«Я что-то значу»

Уважение

«Спасибо тебе за...»

«Мои усилия замечены»

Одобрение

«Я знаю о тебе что-то замечательное»

«Я состоятелен»

Теплые чувства

«Ты мне нравишься»

«Кто-то заботится обо мне»

Техника «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность».

Приемы:

  • - Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
  • - Формируйте веру в успех.
  • - Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.
  • - Делайте процесс обучения ощутимым.
  • - Отмечайте достижения.

По нашему мнению, данные приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, и будут способствовать продуктивному развитию личности. Для осуществления педагогической помощи и поддержки учитель начальной школы должен:

  • - правильно оценивать внутреннее (психологическое) состояние учащихся, сочувствовать и сопереживать;
  • - вызывать у ребенка желание и стремление быть лучше;
  • - находить нужный стиль общения с каждым учащимся;
  • - уметь запустить механизм успеха для каждого учащегося с первых дней существования детского коллектива.

Таким образом, поддержка требует особого стиля общения: доброжелательного, доверительного, честного. Она возможна исключительно как позитивное действие, а такие методы, как критика или неодобрение (если и допустить их в небольшой степени), должны быть тактичными и способствовать осмыслению самим ребенком последствий проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации коррекционной работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с трудностями в обучении.

Если  ученик не может вникать в смысл слов, он будет отставать в изучении любого предмета. Эта мысль, которую высказал К. Д. Ушинский более 150-ти лет тому назад, сохраняет свою актуальност...

Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении

Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время об...

Работа инновационной площадки " «Педагогическая поддержка младших школьников в работе по ранней профориентации"

Данный материал рассматривает вопрос о работе учителей начальных классов по  ранней профориентации  с учащимися 1-4 классов в рамках региональной инновационной площадки   Современн...

Методические рекомендации по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов для младших подростков с трудностями в обучении.

Методические рекомендации по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов для младших подростков с трудностями в обучении....