Главные вкладки

    Работа инновационной площадки " «Педагогическая поддержка младших школьников в работе по ранней профориентации"
    учебно-методический материал

    Замарина Мария Владимировна

    Данный материал рассматривает вопрос о работе учителей начальных классов по  ранней профориентации  с учащимися 1-4 классов в рамках региональной инновационной площадки   

    Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Педагогическая поддержка младших школьников в работе по ранней профориентации».

    Информационно-аналитическая справка о результативности инновационной деятельности образовательного учреждения:

        Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.

         Исходя из анализа актуальности в нашей школе учителями начальных классов была разработана программа

    «Педагогическая поддержка младших школьников в работе по ранней профориентации», которая направлена на создание условий для формирования  у младших школьников  конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.

    Реализация данной Программы позволит решить следующие

    задачи подготовки младших школьников к жизни и труду:

    - формирование у школьника убеждения, что труд – основа жизни человека;

    - формирование начальных представлений о трудовой деятельности людей, о разнообразных профессиях, отраслях промышленности;

    - формирование у учащихся убеждения в получение прочных и глубоких знаний основ наук;

    - изучение индивидуальных способностей и склонностей учеников.

        Этапы реализации программы:

    Срок выполнения программы: 2016 - 2020 годы

    2016 - 2017 учебный год - подготовительный этап, проектный

    Цель: подготовка условий профориентационной работы

     2017 - 2019 учебный год - основной этап, практический

    Цель: реализация программы по профориентации.

     2019 - 2020 учебный год – завершающий этап,  аналитический

    Цель: анализ итогов реализации программы.

    В рамках  I этапа: (проектного) – 2016 -2017 учебного года:

    в ОУ издан приказ «Об открытии инновационной площадки» от 01.09.2016г

    -Разработана программа «Педагогическая поддержка младших школьников в работе по ранней профориентации»;

    -Организовано  сетевое взаимодействие и сотрудничество  с ЦРР с. Старые Бурасы  «Малышок»

    - Учителями начальных классов разработаны мероприятия по тематическим периодам:

    1 класс: «Мир профессий».

    2 класс: «Все работы хороши -выбирай на вкус!»

    3 класс: «Профессия в кадре».

    1. класс: «Кем  быть?»

    Наименование периода

    Творческие конкурсы и проекты

    Внеклассные

    мероприятия

    Встречи с людьми разных профессий

    Экскур

    сии

    Результаты

    1 класс

    «Мир профессий»

     Мини-проект

    «Азбука профессий»

    Участие в областном профориентационном конкурсе детского творчества «Калейдоскоп профессий»,

    в муниципальном конкурсе  «Неопалимая купина»  

    Игра «Угадай профессию»

    Утренник

    « Очень интересные разные профессии»

    Учитель

    Библиотекарь

    Знакомство со школой,

    в библиоте

    ку

    Выставка рисунков

    2 класс

    «Все работы хороши –выбирай на вкус»

    Проект «Идем за покупками»

    Участие в областном профориентационном конкурсе детского творчества «Калейдоскоп профессий»,

    в муниципальном конкурсе  «Неопалимая купина»  

    Встреча с воспитателями  центра развития ребенка «Малышок»

    Утренник

    « Труд в почете любой. Мир профессий большой»

    Воспитатель

    Продавец

    В детский сад,

    магазин

     Выставка рисунков

    3

    класс

    «Профессия в кадре»

     Проект «Огород на подоконнике»

    Участие в областном профориентационном конкурсе детского творчества «Калейдоскоп профессий»,

    в муниципальном конкурсе  «Неопалимая купина»  

    Встреча с родителями «Профессия моей мамы» (повар)

    КВН

    « Когда ты станешь взрослым»

    Викторина

     «Все профессии нужны, все профессии важны»

    Повар, почтальон

    Школьная столовая, почта

    Фотовыставка

    4

    класс

    «Кем быть?»

     Проект «Лекарственные растения Саратовской области»

    Участие в областном профориентационном конкурсе детского творчества «Калейдоскоп профессий»,

    в муниципальном конкурсе  «Неопалимая купина»  

    Устный журнал

    « Сто дорог – одна твоя»»

    Познавательно-развлекательная программа

    « Труд не в тягость, а в радость»

    Викторина

    «Профессии моего села»

    Механизатор широкого профиля,

    Мед работник

     МТС

    Врачебная амбулатория

    Сочинения, презентации

        Основные мероприятия включают: творческие конкурсы и проекты, внеклассные мероприятия ( утренники, КВНы, викторины, познавательно-развлекательные  программы) сюжетно- ролевые игры, встречи с людьми разных профессий и экскурсии, выставки рисунков, фотовыставки, сочинения, презентации.

        Цель мероприятий: расширять знания и представления детей о

    различных профессиях  и их пользе.

    Задачи:

    •  Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
    • Развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей.
    • Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

    Планируемый результат:

       Мероприятия  позволят выработать у школьников   понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

       Школьник будет понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии.

    Говоря о профориентационной работе с учащихся 1-4 классов, следует подчеркнуть, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Важно дать младшему школьнику почувствовать в любых педагогически организуемых ситуациях (уроке, вне урока, процесс трудового обучения) силу и красоту человеческого  труда, потребность быть полезным людям, ответственность в выполнении общественных поручений.

    Профориентация через учебные предметы

     Для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых мы включаем  информацию о профессиях в процесс обучения.

    В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

    Работа с иллюстрациями и языковым материалом может успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира и др. На уроках русского языка и литературного чтения  используем пословицы и поговорки о труде,   загадки о профессиях.  В 1 кл. при изучении букв  алфавита  знакомились с миром профессий,   подготовили  мини-проект «Азбука профессий»,

    На уроках математики профессиональная ориентация может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей. Значительным профориентационным потенциалом на уроках математики так же обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), где   ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения).

            Уроки окружающего мира   также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации.   Младшие школьники усваивают, что получение продуктов - это результат работы людей разных профессий (хлеборобов,   пекарей, трактористов, водителей, фермеров и т.д.)  

         Учащиеся 3 класса, работая над проектом «Огород на подоконнике», изучили темы «Жизнь растений», « Строение, развитие и размножение  растений» и  вырастили лук, редиску, рассаду томатов и огурцов.

          Учащиеся 4 класса, изучая раздел «Природные сообщества» расширили кругозор о сельских профессиях (животновод, растениевод, зоотехник и др.) и подготовили проект «Лекарственные растения Саратовской области».

          В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения  занятий с младшими школьниками. В структуру уроков начальной школы мы включаем профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.

       На уроке игровая мотивация перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни.

    Игра, богатая различными положительными эмоциональными переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след.

         Начиная с 1 класса   используем  в качестве одного из основных средств сюжетно-ролевые игры.  Сюжетно-ролевые игры из внешкольной жизни детей( «Дочки-матери», «Почта», «Магазин»,    «Парикмахерская» и другие занимательные игры, связанные с трудовой деятельностью людей( «Посадка и уборка картофеля»,   «Карнавал профессий», «Угадай профессию по жестам».)Такие игры расширяют кругозор детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работы и т.

          Экскурсиям принадлежит одно из ведущих мест по ознакомлению учащихся с трудом взрослых. Младшие школьники знакомятся с обязанностями труда представителей разных профессий, чувствуют слаженность работы. Экскурсии, в результате, побуждают детей к игровой деятельности: они более осмысленно, чем в дошкольном возрасте, играют в строителей, школу, магазин и так далее, используя атрибуты различных профессий. Мы проводим для первоклассников экскурсию по школе, рассказываем  о труде учителей, библиотекаря, поваров и других, которые делают все возможное, чтобы дети учились, знакомим школьников и с профессиями родителей, организуя встречи с ними на классных часах и праздниках.

          Знакомя младших школьников с профессиями и занятиями людей труда, рассказываем о том, как взрослые работают на своих рабочих местах: какими инструментами, на каких машинах, какие операции выполняют, обращаем внимание на слаженность трудового процесса, в котором занято много людей, на напряженность ритма рабочего дня, на порядок на рабочем месте, на правила гигиены, технику безопасности.

          Среди детей проводили анкетирование  и выяснили, что младшие школьники знакомы со многими профессиями, но больше всего предпочитают такие профессии как: модельер, продавец, военные,  механизатор,   водитель-таксист, полицейский.

        В 4 классе (10 ч.) была проведена диагностика «Самооценка способностей»,  где обучающиеся оценивали степень развития у себя  способностей.

    3 ч. - способности развиты очень хорошо;

     4 ч. –способности развиты так же, как и у большинства людей;

     2 ч.  – способности развиты лучше, чем у большинства людей;

     1ч.  – способности развиты недостаточно.

    Профориентационная работа с родителями обучающихся начальных классов

          Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Поэтому мы даем  советы родителям, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель помогает разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

        Проведенное анкетирование  способствовало выявлению следующих результатов:  из 30 опрошенных  в 2017-2018уч. году  16 человек, а 2018-2019 уч.г. 19 человек  -активно  обучают ребенка полезным трудовым  умениям и навыкам, помогают проявлять себя,  способствуют  расширению его кругозора;

        8 человек – понимают важность семейного воспитания в подготовке ребенка к труду, однако имеются  резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;

       не очень много внимания уделяют трудовому воспитанию  своих детей  в подготовке  их к жизни. в 2017-2018уч. году 6 человек, а 2018-2019 уч.г. 3человека


         Наши достижения: участие в областном  профориентационном конкурсе детского творчества «Калейдоскоп профессий»

    Монахов Сергей (1кл.)  « Щи и кашу я люблю- поваром быть хочу»  победитель конкурса - 3 место, участники конкурса: (8 человек)

     Трегулов Сулейман: номинация «Реклама – презентация профессий», Былинкина Валерия: номинация «Арт-Профи рисунок»

    Муршудов Анар (2кл.) «Я архитектором быть хочу- пусть меня научат»,

    Шибаев Андрей (1кл.) « Строитель- профессия важная и нужная»

    Васильева Надежда (3кл.) Я фотографом быть хочу – пусть меня научат»

    Микула Елизавета (4кл.)  «Модельер»

    Молчанов Александр (1кл.)  «Я механиком быть хочу- пусть меня научат»

    Небалуева  Дарья  (4кл.) « Я лошадку свою люблю- быть наездницей хочу»

    В целях  популяризации  профессии «Пожарный» учащиеся начальных классов принимали участие в муниципальном конкурсе  «Неопалимая купина» и заняли призовые места:   ( 1ч. – 1 место, 6 ч. - 2 место, 7 ч. -3 место)

     Грачев Максим -1 место,  Васильева Светлана – 2 место, Лантух Денис - 3 место, Васильева Надежда -3 место, Молчанов Александр (1кл) - 3 место, Тугушева Самира(1кл.)- 3 место, Шибаев Андрей (1кл.) – 2 место, Монахов Сергей (1кл.)-3 место; Грачёв Максим (2кл) - 2 место, Царева Кира (2кл.) - 2 место, Пигалова Василиса (2кл.) - 3 место, Васильева Надежда (3кл.)- 2 место, , Тугушев Ильдар (4кл)-2 место, Малофеев Егор (4кл.) -3 место.

    Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

          Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

     Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

     

     

     



    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Программа «Педагогическая поддержка младших школьников в работе по ранней профориентации».

    Слайд 2

    Задачи подготовки младших школьников к жизни и труду включают: - формирование у школьника убеждения, что труд – основа жизни человека; - формирование начальных представлений о трудовой деятельности людей, о разнообразных профессиях, отраслях промышленности; - формирование у учащихся убеждения в получение прочных и глубоких знаний основ наук; - изучение индивидуальных способностей и склонностей учеников.

    Слайд 3

    Этапы реализации программы: Срок выполнения программы: 2016 - 2020 годы 2016 - 2017 учебный год - подготовительный этап; Цель: подготовка условий профориентационной работы 2017 - 2019 учебный год - основной этап, практический; Цель: реализация программы по профориентации. 2019 - 2020 учебный год – завершающий этап, аналитический. Цель: анализ итогов реализации программы. Направления работы: 1 класс: «Мир профессий». 2 класс: «Все работы хороши – выбирай на вкус!» 3 класс: «Профессия в кадре». 4 класс: «Кем быть?»

    Слайд 4

    Профориентация через учебные предметы

    Слайд 5

    Сюжетно-ролевые игры

    Слайд 6

    Экскурсиям принадлежит одно из ведущих мест по ознакомлению учащихся с трудом взрослых. Младшие школьники знакомятся с обязанностями труда представителей разных профессий, чувствуют слаженность работы.

    Слайд 7

    Анкетирование обучающихся 3-4 классов (17 ч.) - модельер – 4 ч. - продавец- 3 ч. - военные- 2 ч. - механизатор – 3 ч. - водитель-таксист -2 ч. - полицейский – 3 ч.

    Слайд 8

    Диагностика обучающихся 4 кл. (10 ч.) «Самооценка способностей» - способности развиты очень хорошо – 3 ч. - способности развиты так же, как и у большинства людей – 4 ч. - способности развиты лучше, чем у большинства людей – 2ч. - способности развиты недостаточно – 1ч.

    Слайд 9

    Анкетирование родителей

    Слайд 10

    Муниципальный конкурс «Неопалимая купина» Областной профориентационный конкурс детского творчества «Калейдоскоп профессий»

    Слайд 11

    Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы инновационной площадки «Тьюторские центры по реализации в бюджетных общеобразовательных учреждениях г. Омска курсов «ОРКСЭ» и «ОДНКНР»

    С 2014 года являюсь руководителем инновационной площадки «Тьюторские центры по реализации в бюджетных общеобразовательных учреждениях г. Омска курсов «Основы религиозной культуры и светской этики» и «...

    "Организация работы инновационной площадки по средовому подходу"

    Выступление на межрегиональном форуме педагогов исследователей среды "Средовой подход в решении образовательных задач" г. Нижний Новгород...

    "Организация работы инновационной площадки по средовому подходу"

    Выступление на межрегиональном форуме педагогов исследователей среды "Средовой подход в решении образовательных задач" г. Нижний Новгород...

    Отчет о работе инновационной площадки Первичного отделения РДШ

    Аналитическая справка о промежуточных итогах  инновационной деятельности Первичного отделения РДШ...

    Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

    Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

    Практика реализации воспитательной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки «Педагогический класс»

    Данная работа представляет собой обобщение опыта включения учащихся в воспитательную работу образовательного учреждения....