Формирование гуманистического отношения к природе у школьников средней и старшей ступени в процессе изучения биологии
проект по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Работа раскрывает важность воспитания у детей средней и старшей школы гуманистического отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumanisticheskoe_otnoshenie_k_prirode.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения

квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

 «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Педагогический проект по теме:

«Формирование гуманистического отношения к природе у школьников средней и старшей ступени в процессе изучения биологии»
время обучения: 1 сессия: 25.03 – 29.03.2013 г.

                            2 сессия: 22.04 – 26.04.2013 г.

                                     Выполнила:
                                                                       Ломанцева Алла Владимировна,

                                                                учитель биологии высшей категории

                                                                                                 МБОУ СОШ №83

г.о. Самара

Самара, 2014 г.

Введение.

Ключ к решению глобальных эколого-экономических проблем современности — в повышении уровня экологической культуры общества, совершенствовании человеческих качеств. В связи с этим одной из важнейших проблем современного образования является воспитание у учащихся гуманистического отношения к природе, утверждение в их сознании природы как универсальной ценности для жизни человека, необходимости бережного отношения к ней.

В современную эпоху, когда обостряются глобальные проблемы человечества, связанные с его выживанием, традиции, принципы и идеи гуманизма приобретают особую актуальность.

Сегодня необходимо искать способы повышения   гуманистического потенциала биологического образования, разрабатывать методики, обеспечивающие успешность процесса формирования у учащихся гуманистического отношения к природе.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у учащихся общеобразовательной школы гуманистического отношения к природе в современном его понимании, с одной стороны, и недостаточностью для этого педагогических средств, с другой.

Это противоречие обозначило проблему: изучение  эффективной модели формирования гуманистического отношения к природе у учащихся средней и старшей ступеней общеобразовательной школы на основе совершенствования содержания, форм и методов естественнонаучного образования.

Объект исследования: процесс воспитания гуманистического отношения к природе у учащихся средней и старшей ступеней в ходе изучения ими биологии. Предмет исследования: педагогические средства, условия, факторы успешности процесса воспитания гуманистического отношения к природе. Цель работы заключается в изучении опыта педагогического обеспечения процесса воспитания у учащихся гуманистического отношения к природе.

Гипотеза: воспитание гуманистического отношения к природе у учащихся будет происходить наиболее успешно, если:

— усилить гуманитарную составляющую уроков биологии за счет их интеграции с предметами гуманитарного и художественно-эстетического циклов;

— обеспечить в  процессе обучения и воспитания практическую деятельность в природе, непосредственное взаимодействие и общение с объектами окружающей среды, подчеркивая важность гармонии окружающего мира.

Результатом этого станет проявление у школьников гуманистического отношения к природе, выражающееся в  заботе о ней, стремлении улучшить состояние окружающей среды, в привычке находить прекрасное в обыденном, в уважении ко всем проявлениям жизни на Земле.

Задачи исследования:

  1. Уточнить содержание понятия «гуманистическое отношение к природе».
  2. На основе изучения теоретических источников и педагогического опыта выявить подходы к модернизации содержания биологического образования, удовлетворяющие задаче воспитания гуманистического отношения к природе.
  3. Изучить методические рекомендации по изучаемой проблеме.

Методы исследования.  Для решения  поставленных в исследовании  задач и проверки рабочей гипотезы были использованы методы: историко-логический, аналитический, сравнительно-сопоставительный, изучение и обобщение опыта.

Научная новизна исследования состоит в том, что уточняется содержание понятия «гуманистическое отношение к природе», которое раскрывается в гармоничном сочетании моральных, мировоззренческих и деловых качеств личности.

Нормативно-правовой базой проекта являются: Закон об образовании; Образовательная инициатива «Наша новая школа»; Программа Юнеско; Образовательный стандарт основного общего образования по биологии.

Воспитание гуманистического отношения к природе у школьников.

Гуманистическое отношение, по мнению автора, есть сплав чувств, знаний и действий, предполагающих ответственность человека перед природой.

Каждому человеку необходимо искать альтернативные, экологически обоснованные,  гуманистически ориентированные решения в целях сохранения окружающей его природы как среды обитания. Гуманистическое отношение человека к природе так же важно, как и гуманизация межчеловеческих отношений. Природа всегда была необходимым условием существования человека. Современная экологическая политика, основанная на бережном отношении к природе, обрела статус важного гуманистического требования, поскольку превратилась в необходимое условие  самого существования человечества.

Процесс становления гуманистического отношения к природе растянут во времени и непрерывен. Его активная фаза приходится на средний и старший школьный возраст.

Средствами воспитания гуманистического отношения к природе выступают все объекты, окружающие становящуюся личность: художественная и иная литература, газеты, журналы, кино, театр, выставка, музеи, спорт, художественная самодеятельность, различные предметы природы и культуры, природные объекты (озер, реки, животных и растения), натурмодели, видеопродукция, Интернет и религия. Натурмоделями являются предметы, имеющие природное происхождение, помогающие создать в учебно-воспитательном процессе видимость аналогов реальных биологических систем. В натурмоделировании можно использовать такие приемы, как создание арома- и звукосреды, регуляция цветовой гаммы ближайшего учебного окружения и т.д.

Во все времена педагоги-гуманисты (Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой и др.)  стремились показать воспитанникам красоту природы, учили их наслаждаться и любить эту красоту, формировали нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру. Воспитание гуманистического отношения к природе велось  через непосредственное живое общение с ее объектами, гуманизацию отношений между воспитателем и воспитанником и между самими воспитанниками. Их идеи были  и остаются важнейшим средством воспитания гуманистического отношения учащихся к природе.

В большей степени знания о природе, об окружающем мире учащиеся получают в цикле естественных дисциплин, в первую очередь биологии и экологии. Эти дисциплины формируют определенную картину мира, воспитывают отношение к природе в той или иной степени. Без полноценного мировосприятия, принятия целостности, системности мира,  невозможно осознание места человека в объективной реальности. Биология и экология имеют большой гуманистический потенциал, т.е. возможности и средства образовательного процесса, которые могут быть использованы для обеспечения успешности воспитания гуманистического отношения к природе. [2]

Цель экологического образования — воспитание гуманистического отношения к окружающей природе, формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием роли человека на Земле.

Процесс воспитания гуманистического отношения к природе в современной школе основывается на содержании образования в виде усвоения опыта предшествующих поколений, воспитанием поведения, физическом и умственном развитии (В.С.Леднев, И.Я.Лернер). В плане формирования гуманистического отношения к природе образование является бесценным транслятором человеческого опыта, способным без потерь передать все культурные богатства, накопленные за всю историю человечества. Задачи современной школы по воспитанию гуманистического отношения к природе и экологической культуры в целом можно объединить в три взаимосвязанных группы:

  1. создание экогуманистической образовательно-воспитательной среды, способствующей эффективному воспитанию гуманистического отношения к природе (содержание обучения, система воспитательной работы);
  2. формирование системы обобщенных знаний, необходимых для экологически целесообразной деятельности;
  3. воспитание и развитие личности, формирование таких личностных качеств, которые обусловили бы  природосообразную деятельность.

На взгляд автора, важной является интеграция биологии и экологии с другими естественнонаучными дисциплинами, так как это даёт возможность сформировать осознанное отношение к природе. Интеграцию можно рассматривать как один из способов гуманизации образования, поэтому интеграция естественнонаучного и гуманитарного в содержании образования выступает в качестве одного из важнейших условий в формировании гуманистического отношения к природе. Принцип интеграции в воспитании гуманистического отношения к окружающему миру является одним из важнейших. [1]

Воспитание гуманистического отношения к природе — непреходящая идея многих воспитательных систем. Однако в современной школе большее внимание обращается на знаниевый компонент личности, нежели на нравственный; лишь в последнее время стал заметен возврат к истинным ценностям личности, в частности, к воспитанию нравственного, гуманистического отношения к природе.

Воспитание гуманистического отношения к окружающему миру через литературу вполне доступно каждому при условии достаточного развития чувственно-эмоциональной сферы личности.

В своих произведениях И.Тургенев, И.Бунин, А.Куприн, В.Бианки , Д. Даррел, Д.Лондон не просто воспевают красоту и ценность природы, но и говорят о ее формирующей, воспитывающей функции.

Биология и экология имеют большой гуманистический потенциал, т.е. те источники и компоненты,  возможности и средства образовательного процесса, которые могут быть использованы для обеспечения успешности воспитания гуманистического отношения к природе.

Процесс воспитания гуманистического отношения к природе в современной школе основывается на содержании образования в виде усвоения опыта предшествующих поколений, воспитанием поведения, физическом и умственном развитии. Гуманистическое отношение к природе можно охарактеризовать как систему ценностных ориентаций, нацеленных на поддержание и развитие социального и культурного богатства общества в области взаимодействий с окружающей средой. Гуманистическое отношение к природе является частью экологической культуры, представляющую собой совокупность экологических навыков, умений и знаний, экологически продуманную технологию,  систему ценностных ориентаций.

К воспитанию гуманистического отношения к природе необходимо подходить комплексно, системно, учитывая взаимосвязь между обучением, воспитанием и развитием личности. В связи с этим задачи современной школы по воспитанию гуманистического отношения к природе и экологической культуры в целом можно объединить в группы: 

  1. создание образовательно-воспитательной среды, способствующей эффективному воспитанию гуманистического отношения к природе (содержание обучения, система воспитательной работы);
  1. формирование системы обобщенных знаний, необходимых для экологически целесообразной деятельности;
  1. воспитание и развитие личности, формирование таких качеств, без которых невозможна природосообразная деятельность. [4]

В практике средства воспитания должны быть использованы комплексно.

Огромное внимание  должно уделяться художественной литературе. Литераторы, анализируя произведения с точки зрения нравственной оценки происходящих событий, характеров, поступков, оказывают огромную услугу воспитываемой личности, на конкретных примерах показывая неразрывность связи личности, социума и природы. Воспитание гуманистического отношения к природе будет сильно затруднено без акцентирования внимания учащихся на таких достояниях мировой литературы, как бессмертные произведения Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина, А. Куприна, С. Есенина, которые великолепным слогом описывали красоту природы, ее ценность, ее влияние на человека, его поступки, характер. Трудно обойтись в процессе воспитания ценностного, гуманистического отношения к окружающей среде и без произведений М. Пришвина и К. Паустовского.

Иногда прочтения короткого фрагмента достаточно, чтобы вызвать мощный душевный отклик у детей, создать сильный эмоциональный всплеск, который, в свою очередь, оставляет в душах неизгладимую печать, помогая  поэтапно воспитывать в детях отношение к природе, как к необходимой, важной, прекрасной части жизни.

Многие произведения литераторов нашли свое отражение и на сценах театров. Идея о посещении театра часто не находит положительного отклика среди детей, однако театр — мощнейшее воспитательное средство. Чтение литературы предполагает наличие развитой фантазии, способности к созданию мысленных образов, которая у многих детей сведена к очень низким величинам. И тогда театр приходит на помощь, предлагая, как и кино, готовый видеоряд. Чтение произведения дает намного больше, обогащая человека всесторонне, однако посещение театра — прекрасная дополнительная возможность развить чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи, такта и культуры поведения.

Современная кино- и видеопродукция, к сожалению, не всегда ориентированы на развитие в людях гуманных, высоконравственных качеств. Многие современные фильмы, в особенности предлагаемые Национальным географическим обществом National geografic society, BBC, вызывают у ребят весьма положительную реакцию, способствующую воспитанию гуманистического отношения к окружающей среде.

Особым средством воспитания служат газеты и журналы. Периодическая печать уделяет много внимания проблемам охраны окружающей среды, акцентируя внимание читателя на том, как негативно отражается на природе деятельность человека, заботящегося о сиюминутной выгоде. Однако ни газеты, ни журналы практически не интересуют подрастающую молодежь, и воспитательный потенциал  периодики остается нераскрытым. Помочь в этом может учитель, который обратит внимание детей на ту или иную проблему, отраженную в газетных или журнальных публикациях, и предложит обсудить ее. В данном случае учитель сам представляет собой средство воспитания, а именно выступает в качестве интересного собеседника.

Посещение выставок и музеев представляет нам прекрасную возможность лучше понять внутренний мир детей, взглянуть на них в разных ситуациях, оценить степень сформированности их личностного отношения к сверстникам, старшим, социуму и природе. Как правило, на выставках и в музеях вниманию детей будут предложены не только экспонаты, но и отличный материал, подготовленный экскурсоводом. Единственной проблемой при использовании выставки и музея как средства воспитания является необходимость многократного возвращения к материалу, подготовленному экскурсоводом, с целью более полного его усвоения.

На выставках дети сталкиваются с различными предметами природы и искусства, которые могут вызвать у них мощный эмоциональный отклик и привести к качественным сдвигам в воспитании гуманистического отношения к окружающему миру. Такие единичные экспонаты также выступают средствами воспитания, так как повторное к ним обращения помогает более глубоко раскрыть суть эмоционального всплеска, произошедшего в душе у ребенка, что позволит углубить представления ребенка о природе как о ценности.  

Трудно переоценить роль непосредственного контакта с природными объектами как средство воспитания гуманистического отношения к природе. Несмотря на то, что непосредственное общение с природой есть едва ли не залог воспитания ценностного, гуманного к ней отношения, проблема использования  таких средств воспитания, как природные объекты, находится на уровне практики создания живых уголков. Именно тесный, душевный контакт воспитанников с природными объектами — животными, растениями, — а также непосредственный контакт собственно с природой (экскурсии к озерам, рекам, водопадам, в горы, пещеры) позволяет детям по-иному взглянуть на мир, осознать его красоту и значимость.

Художественная самодеятельность и спорт также являются прекрасными средствами воспитания гуманистического отношения к природе.

Средством воспитания гуманистического отношения к природе служит и религия.

Новым средством воспитания является Интернет и интернет-продукция. К сожалению, столь бесценное средство воспитания сильно засорено произведениями современной субкультуры. Комплексное использование данных средств воспитания позволит в должной мере помочь в воспитании гуманистического отношения к окружающему миру, поможет осознать его ценность и значимость. [6]

Можно выделить три фактора воспитания гуманистического отношения к природе: фактор личностный, социальный и природный.

Личностный фактор отражает как готовность личности к принятию идеологии реального гуманизма, ее оформленность, так и активность личности в воспитании гуманистического отношения к природе. Без создания определенной базы крайне трудно подойти к вопросу собственно воспитания гуманистического отношения к окружающему миру. Соответственно, одним из качеств личности, необходимым для дальнейшего воспитания в ней гуманистического отношения к окружающей среде, должно быть ценностное отношение к природе, восприятие природы как неотъемлемой части жизни человека. Вместе с тем пассивная личность скорее всего не будет включена в процесс воспитания и лишь пробуждение в ней активной социальной позиции позволит в дальнейшем сформировать гуманистическое отношение к природе.

Социальный фактор отражает позицию общества, социума в воспитании гуманистического отношения к окружающей среде,  показывая единство общества и природы, связь трех значимых компонентов окружающего нас мира: социума, природы и личности.

Природный фактор показывает значимость общения с окружающей миром в воспитании гуманистического отношения к нему, подчеркивая его значимость, красоту и необходимость. [5]

Условиями воспитания гуманистического отношения к природе являются: ценностность (сформированность ценностного отношения к природе);  натурность (прямое общение с природой);  педагогическое сотрудничество;  активность познания;  комфортность (внутренний душевный комфорт учеников);  эмоциональный настрой школьников;  эмоциональность (развитость эмоциональной сферы);  интеграция естественнонаучных и гуманитарных дисциплин;  использование художественных средств воспитания;  коллективность;  мастерство учителя. Выполнение данных условий необходимо и достаточно для воспитания гуманистического отношения к природе.

Ценностность, т.е. сформированность ценностного отношения к природе, является необходимым условием для воспитания гуманистического отношения к окружающей среде, так как восприятие среды как значимой ценности есть залог того, что интересы личности не будут становиться вразрез с интересами среды, не будет прямого противопоставления, приводящего к негативным последствиям. Воспринимая природу как ценность, человек, рассчитывая получить выгоду, не будет вредить ей, так как поймет, что при исчезновении природы или причинении ей значительного вреда его собственные интересы будут ущемлены.

Натурность, или прямое общение с природой, очевидно, является основным условием воспитания гуманистического отношения к окружающей среде. Ни один фильм, ни одно произведение литературы и живописи не заменит прямого контакта с природой. К сожалению, этому вопросу мало внимания уделяется в современной школе: стало мало экскурсий к природным объектам, редки живые уголки.

Педагогическое сотрудничество является важным условием воспитания гуманистического отношения к природе. Нельзя рассчитывать на душевный отклик от детей, если они не настроены на сотрудничество с учителем, не помогают ему. Совместная деятельность педагога и детей дает значительно более стойкие, положительные  результаты, чем самостоятельная работа детей. Во многом успех образовательного процесса зависти от того, как в нем участвуют дети, насколько полно они сотрудничают с учителем. Соответственно, с педагогическим сотрудничеством связаны такие условия, как активность познания, эмоциональный настрой детей и комфортность (внутренний душевный настрой). Соблюдение этих условий позволяет создать прочный тандем «ученик—учитель», позволяющий добиться успехов в воспитании гуманистического отношения к природе.

Немаловажным условием является и эмоциональность, т.е. развитость эмоциональной сферы учащихся. Воспитание тесно связано с внутренним душевным миром ребенка, и вызвать определенный отклик у ученика можно лишь при наличии развитой эмоциональной сферы. Нередко дети, обладающие врожденной развитой чувственностью, очень эмоционально переживают те или иные сюжеты, предлагаемые их вниманию учителем. Отсутствие отклика со стороны детей сильно затрудняет процесс воспитания гуманистического  отношения к природе. [3]

Для воспитания у школьников среднего звена гуманистического отношения к природе важно попытаться изменить их отношение к организмам-раздражителям (змеи, лягушки, пауки), играющим важнейшую роль в экосистеме. Среди детей шестых классов был проведён опрос с целью выяснить, какой процент детей относится к этим животным отрицательно. Опрос показал, что более половины детей негативно относятся к этим животным, считая их опасными и неприятными. Для того чтобы изменить их отношение, силами детей седьмого класса был проведён урок-викторина, где дети рассказали о пользе этих животных. Повторный опрос показал, что примерно у 30% опрошенных мнение об организмах-раздражителях изменилось в лучшую сторону.

Одним из средств повышения гуманистического потенциала естественнонаучного образования выступает натурмоделирование — создание модели непосредственного взаимодействия и общения с окружающей средой, которая создает благоприятные условия для воспитания гуманистического отношения к природе. Натурмоделирование развивает субъектно-этическую позицию по отношению к любым проявлениям жизнедеятельности природных объектов, воспитывают прагматическое и, вместе с тем, сочувственное, бережное отношение к окружающей среде, способствуют развитию интереса к окружающему миру, мотивируют практическую экологически целесообразную деятельность детей в природе.

Примером такого моделирования может стать выращивание какого-либо растения и уход за ним.

Для выполнения работы желуди, собранные детьми осенью, семена кленов, клубни картофеля, семена фасоли, гороха и бобов, хлорофитумы и другие неприхотливые растения, за которыми дети наблюдают «от семени». Трудно переоценить значение той радости, которую испытывают дети от наблюдения за прорастающим семенем, нельзя не заметить их заботу о растении. Очень часто те, кто не захотел или забыл поначалу посеять семя, впоследствии включаются в эту игру.

Интересно детям делать домашние задания: ведь они описывают условия обитания не какого-либо неведомого им растения, а своего питомца. И здесь на деле они убеждаются и в необходимости солнечного света, и в важности плодородия почвы, полива, температурного режима и многого другого.

Вместе с тем в кабинете дети наблюдают, какие разительные перемены происходят со знакомыми им видами растений, когда их поливают водой с незначительным содержанием нефтепродуктов, намеренно запыляют,  держат в емкостях с уплотненной городской землей и т.д. Дети видят, что такие растения не цветут, выглядят угнетенными; как правило, ребята не разрешают проводить длительные эксперименты с растениями, забирая питомцев под свою опеку. Можно с уверенностью сказать, что на примере своего маленького подопечного ученик постиг азбуку гуманного отношения к природе.

Основной акцент при подобном моделировании делается не на знания, умения и навыки, которые ученики демонстрируют в процессе обучения, а на развитие творческих способностей детей, умения мыслить, и, конечно, на воспитание ценностного, гуманистического отношения к природе.

Развитие экологической ответственности, гуманистического отношения к природе предполагает преобразование общественно-значимых экологических ценностей в личностно-значимые. Этот процесс преобразования связан с усвоением норм ответственного поведения,  развитием чувств, убеждений, привычек и свойств характера. Центром воспитания личности становится ответственность и как социальная, и как психологическая категория.

При воспитании гуманистического отношения к природе прежде всего учитель должен обращать внимание детей на общечеловеческие ценности, так как они могут быть системообразующим фактором воспитательной системы. История мировой школы и опыт российской педагогики подсказывают, что для формирования человека высокогуманного необходимо обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем ценностям, устоям общества, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человечества.

В определении этих ценностей существуют различные подходы и уровни.

Первый уровень — уровень религиозного сознания: это Божьи заповеди. Привлекательность религиозного подхода заключается в том, что мы сталкиваемся здесь с «мудростью поколений».

Второй уровень — уровень житейского сознания. Основополагающим принципом этого уровня является золотое правило нравственности — не делай другим того, чего себе не желаешь.

Третий уровень — обращение к фундаментальным ценностям. Такими ценностями можно считать человека, жизнь, семью, культуру, Землю (природу), Отечество, мир,  труд и знания. Обращение к данным фундаментальным ценностям со всеми средствами воспитания позволяет воспитывать истинно гуманных людей, имеющих, помимо прочих качеств, развитое ценностное, гуманистическое отношение к природе. [7]

Заключение.

На основании исследования можно сделать следующие выводы:

1. Гуманистическое отношение к природе есть содержательная часть экологической культуры, гармоничное сочетание моральных, мировоззренческих и деловых качеств личности, выражающихся в ответственном, бережном отношении к окружающей среде и проявляющихся  в сознательном соблюдении нравственных принципов и правовых норм.

2. Условиями воспитания гуманистического отношения к природе можно считать: ценностность;  натурность;  педагогическое сотрудничество;  активность познания; эмоциональный настрой воспитанников;  эмоциональность;  интеграция естественнонаучных и гуманитарных дисциплин;  использование художественных средств воспитания.

3. Выявлен гуманистический потенциал естественнонаучных дисциплин, заключающийся в том, что содержание естественнонаучного образования, выступая одним из средств воспитания, способно развить ценностное отношение личности к природе, вызвать эмоциональный отклик у детей; найдены средства повышения гуманистического потенциала за счет использования в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам произведений художественной литературы, музыки, шедевров мировой живописи и пр.

4. Для отбора содержания экологического образования целесообразно применять принцип наглядности, дополненный идеями натурности.

5. Натурмоделирование как вариант деятельностного подхода в  процессе обучения и воспитания, модель непосредственного взаимодействия и общения с окружающей средой, создает благоприятные условия для воспитания гуманистического отношения к природе. Натурмоделирование воспитывает сочувственное, бережное отношение к окружающей среде, способствует развитию интереса к окружающему миру.

Библиографический список.

  1. Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания. М.: Мысль, 2004 г.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 г.
  3. Ерошенко В.И. Подготовка будущих учителей к формированию у школьников гуманистического отношения к природе. М.: Горизонт, 2003 г.
  4. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Волгоград: Перемена, 2004 г.
  5. Игнатова В.А. Реальный гуманизм и практика экологического образования. Тюмень: ТГУ, 2005 г.
  6. Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования. М.: Тобол, 2006 г.
  7. Оплетаева Л.М. Отношение школьников к природе.  М.: Педагогика, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование умений чтения на средней и старшей ступенях обучения

В работе отражены  следующие аспекты чтения: подходы к классификации, требования к обучению, цели обучения, принципы обучения, умения и стратегии чтения, требования к подбору текстов, виды тестов...

Обучение аудированию на уроках английского языка на средней и старшей ступени

В статье раскрываются цели и методика обучения аудированию, методы и приёмы работы с аудиотекстами....

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

Применение здоровьесберегающих технологий на средней и старшей ступенях обучения

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в общеобразовательных школах на средней и старшей ступенях обучения....

Формирование ценностных отношений к природе в практике обучения биологии

Перед школьным биологическим образованием, в связи с новым уровнем развития и новыми проблемами биологической науки, ставятся новые задачи. На первое место выходит формирование моральных ценностей чел...

Формирование гуманистических отношений у школьников среднего звена через урочную и внеклассную деятельность.

Гуманность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого обучающегося, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждог...