Представление собственного инновационного педагогического опыта
методическая разработка по биологии на тему

Назимкина Ольга Юрьевна

Формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА  ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности.

Назимкина

Ольга

Юрьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22»

г. о. Саранск Октябрьского района Республики  Мордовия, 430007    

ул. П.Морозова, д.11

Учитель

Биологии, экологии

           26 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уроках биологии.

2.  Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

  В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены. В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного, думающего человека,  способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения.

Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований по формированию универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия, по сути, являются  конкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающих, кроме предметных, также метапредметные  и личностные.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний

Что касается ученика, то наиболее заметным антропологическим результатом обучения работе с проблемами на метапредмете является развитие рефлексивности и многомерности его мышления, а также усиление процессов его самоопределения

   

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения и становления опыта

1.  Принятие Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения заставляет по новому взглянуть на преподавание биологии в школе.

2.Выступление М.А. Якунчева на республиканском семинаре биологов 16.04.2012г по теме: Проблема формирования УУД школьников при обучении биологии.

3.Педсовет: Новое качество образования и пути его достижения.(август 2012г.)

4.Педсовет:Повышение качества образования, анализ и перспективы развития в формате ФГОС.(август 2013г.).

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения закладывает условия, при которых ребёнок получает возможность сохранить и развить свой потенциал в процессе онтогенеза. Доказано, что каждый ребёнок рождается одарённым. Однако дар в каждом ребёнке разный и развиваться он может по мере познания окружающего мира. Биология как учебная дисциплина, по своей природе являясь основным направлением естествознания и занимая особое положение в материально – гуманитарной сфере, способствует этому. Всё это можно проследить на теории эволюционного учения, которая при помощи биологии распространяется в химии, географии, физике, астрономии, обществознании, лингвистике, этнографии и других науках. Развитие исследовательских компетенций школьников при обучении биологии связывают её с экспериментальными основами физики, химии, математики, географии, геологии и многими другими естественными науками. Уникальные особенности каждой живой системы, каждого уровня организации живой материи, организация среды обитания человека роднят с гуманитарными и общественными науками: философией и диалектикой, историей и обществознанием, социологией и этнографией, а также науками об управлении.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов, методов и приёмов во взаимодействии с учащимися. На мой взгляд, опираться в данном вопросе нужно на метапредметный подход к обучению биологии.

3. Наличие теоретической базы опыта

Система работы по внедрению и использованию приёмов формирования метапредметных УУД опирается на идеи, заложенные в трудах ведущих специалистов:

Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.- 285 с.

Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540с.

Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. – 376 с.

Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.

Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.

Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.

Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p3aa1.html/

Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22Кроме того, расширению теоретической базы и повышению собственной профессиональной компетенции в контексте заявленной темы способствует участие в республиканских, муниципальных, школьных семинарах.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий ( далее - УУД).

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос.

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист  самооценки

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

 Для формирования метапредметных знаний у обучающихся как общеобразовательного, так и профильного уровней, необходимо использовать исследовательскую и экспериментально – прикладную деятельность. Биология – практикоориентированная дисциплина, поэтому включаю такие методы, как эксперимент, анализ, моделирование и наблюдение.

5. Анализ результативности

В течение ряда лет работаю над проблемой: «Формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уроках биологии».    

Цель: отработка приёмов формирования познавательных, регулятивных коммуникативных УУД

Показатели, по которым определялась результативность опыта:

1. мониторинг результатов освоения образовательных программ и динамики достижений по биологии и экологии (с 2010 по 2015 год) –приложение 1

2. результаты обучающихся во внеурочной деятельности по предмету (приложение 3)

3. результатам внешнего мониторинга.(приложение 4)

4. внеурочная (кружковая деятельность)

В школе уже восьмой год активно работает НОУ « Знание», руководителем которого являюсь. Ежегодно проводится школьная научно-практическая конференция. Исследовательская деятельность формирует познавательные потребности обучающихся и определяет образовательный заказ.

Одновременно по совместительству являюсь педагогом дополнительного образования ГУДОД «РЦ ДОД». В течение восьми лет на базе МОУ» СОШ №22» проводились кружки: «Юный биолог», «Мир растений», «Мир животных». Кружковцы ежегодно участвуют в экологических сборах «Сура-2015», «Сура-2014».  Результатом целенаправленной работы   является то, что мои учащиеся любят  уроки биологии и экологии. Активно участвуют в конкурсах исследовательских работ, являются членами НОУ «Знание», в внеурочное время посещают кружки биолого-экологической направленности от РЦЦ ДОД на базе МОУ «СОШ № 22» Многие мои   ученики  поступили на химико-биологический факультет МГПИ им. М.Е. Евсевьева и медицинский и биологический факультеты МГУ им. Н.П. Огарёва.

Наиболее эффективно достигать  прогнозируемых результатов и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика  мне помогает обучение в сотрудничестве. Атмосфера общения является ведущей чертой урока, проявляют личную заинтересованность в выполнении заданий. Это является одним из мотивационных факторов. На всех уроках стараюсь создать необходимые условия для включения школьников в активную работу, чтобы обеспечить учащимся требуемый уровень владения иноязычной речевой деятельностью.

Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся. Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей Организация учебной деятельности осуществляется через рациональное применение интерактивных методов обучения, методов информационно-коммуникационных технологий.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Однако существуют трудности в применении метапредметного подхода:

  1. ограниченность продолжительности урока, которую можно компенсировать за счёт интенсификации времени по разбору материала, что может снизить качество усвоения нового материала;
  2. серьёзные требования к теоретическим и практическим знаниям исследовательских подходов и межпредметных вопросов учителем;
  3. отсутствие инструментария и единой методики оценки метапредметных знаний.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Распространение собственного педагогического опыта реализовано в  выступлениях  на внутри школьных семинарах, школьном методическом объединении учителей естественно-гуманитарного цикла, мастер-классах. В 2011-2012 году на базе МОУ «СОШ №22» был проведён семинар: «Реализация метапредметного принципа на уроках биологии» (27.11.2012г.) для учителей города. В рамках данного семинара был дан открытый урок в 7Б классе: «Живая  подлодка»  В течение многих лет я являюсь руководителем НОУ «Знание»  и  делюсь  своим опытом работы со студентами – биологами.

Мастер-класс класс «Гигиена сердечно-сосудистой системы» (январь2013)

Выступление на внутри школьном семинаре «Проектно-исследовательская деятельность» (март 2013)

Работа над  собственной страничкой на образовательном сайте    http://nsportal.ru/nazimkina-olga-yurevna

8.Наглядные приложения

Приложение 1 – Конструктора урока и использование в образовательном  процессе.  

Приложение 2  -  Результаты освоения образовательных программ и динамика достижений по биологии и экологии.

Приложение 3 – Позитивные результаты внеурочной работы по биологии и экологии  

С уроками «Живая подлодка» и « Гигиена сердечно-сосудистой системы», можно ознакомиться по адресу:     http://nsportal.ru/nazimkina-olga-yurevna                                          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...