Рабочая программа по биологии 6 класс.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Великая Людмила Николаевна

Рабочая программа по биологии 6 класс, 1 час в неделю Составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роль растений, о методах познания растительного организма;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в  окружающей среде.

2. Общая характеристика учебного предмета. 

                Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

              В VI классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

        Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

                Программа по биологии строится с учетом с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;
  • биологическая природа и социальная сущность человека;
  • уровневая организация живой природы.

                       Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

                       Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, лишайниках.

                       В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

                      Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с общебиологическими закономерностями.

3. Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане.

                 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -280 часов. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1, 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).

                 В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 35 часов: 1 час                    неделю. Из них:  лабораторных  работ – 13 , контрольных работ – 4, из них тематических – три и итоговая контрольная работа.

                 В связи с тем,  что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа  2011,  нет темы  «Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования  содержится требование к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),  была введена тема «Классификация растений»;  

- уменьшено число часов в теме  «Клеточное строение организмов» с  4 часов до 3 часов;

( данная тема подробно рассматривалась в 5 классе);

- увеличено число часов в теме   «Растения» на 1 час, в теме   «Жизнедеятельность растений» на 1час;

- внесена тема «Классификация растений» - 4 часа;

«Развитие растительного мира» - 1час.

               Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков. При выполнении лабораторной работы изучаются биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции.

 4. Содержание учебного курса

1. Введение. Биология – наука о живой природе (1 час).

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

2. Клеточное строение организмов (3 ч.)

 Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ  в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

 2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Знать: царства живых организмов, биологические дисциплины, строение клетки, процессы жизнедеятельности клетки

Уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

2. Царство Бактерии и Грибы.  (3 ч.)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Знать: строение бактерий, их роль, процессы жизнедеятельности, способы размножения бактерий

Уметь: работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

3.  Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

4.  Изучение строения тел шляпочных грибов.

Знать: строение  грибов, их роль, процессы жизнедеятельности, способы размножения грибов

Уметь: работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем; различать ядовитые и съедобные грибы

4. Царство растения (6ч.)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

5.  Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

6. Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Знать: строение   растений, их роль, процессы жизнедеятельности, способы размножения  растений; основные этапы развития растительного мира; охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране; основные растения региона, особенности их возделывания

Уметь: 

-  вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями; ухаживать за растениями,  выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы

7. Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

8. Строение мочковатых и стержневых корневых систем.

9. Строение почек и расположение их на стебле.

10. Строение цветка.

11. Классификация плодов.

Знать: строение органов растений;  взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах

Уметь:  

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

6. Жизнь растений (7 ч.)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа № 12 «Химический состав растений»

Знать: 

процессы жизнедеятельности растений

Уметь: 

- размножать растения; ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при   их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

7. Классификация растений (4 ч.)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа № 13 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

Знать: 

- сведения о таксономических единицах;

- способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

Уметь: классифицировать растения

- соблюдать правила поведения в природе; 

8. Природные сообщества (1 ч.)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

9. Развитие растительного мира (1 ч.)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений. 

Знать: 

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

Уметь: 

-  вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

10. Повторение и обобщение за курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» (2 ч.)

Итоговая контрольная работа.

        

5.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,

ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Контроль-

ные работы

Проектные работы (по новым ФГОС)

Лабора-торные

1.

Введение

1

2.

Глава 1. Клеточное строение организмов.

3

2

3.

 Глава 2. Глава 2. Бактерии и Грибы.

3

1

2

4.

Глава 3. Царство Растения.

6

1

2

5.

Глава 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений.

8

5

6.

Глава 5. Жизнь растений.

7

1

1

7.

Глава 6. Классификация растений.

3

1

8.

Глава 7. Природные сообщества.

1

9.

Глава 8. Развитие растительного мира.

1

10.

Повторение и обобщение.

2

1

Итого:

35

4

13

6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

Четверть

Кол-во часов

Кол-во часов и

причины

опережения или

отставания

по

программе

по

КТП

факт

1

Всего:

9

9

2

Всего:

7

7

3

Всего:

9

9

4

Всего

10

10

Итого:

35

35

8.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Класс

Учебники

(автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

6

В.В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М: Дрофа, 2012.

1. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник 6 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения»– М: Дрофа, 2012.

2. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2011.

1. Биология. 6-9 классы. Тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы/ Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова, Е.А.Никишова

- М.: Вентана-Граф, 2011.

2. Биология: проверочные тесты, разноуровневые задания 6-11 классы /О.П. Дудкина/ Волгоград.: Учитель, 2011.

3. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: Пособие для учителя /В.З. Резникова, А.Н. Мягкова. – М.: Просвещение; Учеб. лит., 2011.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1

Учебно-лабораторное оборудование и приборы

Микролаборатория с препаратами, микроскоп цифровой, видеоокуляр. Учебная и методическая литература. Комплекты таблиц. Наглядные пособия. Модели-аппликации. Гербарии.

2.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Информатизированное рабочее место учителя;

мобильный компьютерный класс для учащихся; интерактивная доска; мультимедиа;

компьютер и множительная техника;

подключение к Интернет и к внутришкольному ресурсному центру

3.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Мультимедийное учебное издание. Биология. 5-9 классы. Многообразие живых организмов. 2 и 3 части. Дрофа, 2010.

2. Цифровые атласы-определители. Растения средней полосы России. Травы и деревья.

3. Слайдовые презентации, созданные учителем и учащимися.

http://bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

 www.bio.nature.ru – научные новости биологии.

 www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.

 www.km.ru/education - учебные материалы и словари.

9.  Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов:   клеток и организмов растений,   грибов и бактерий;    растений   и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,   регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,   растения разных отделов; наиболее распространенные растения   своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,   бактериями и  грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

10.  ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

(форма обучения)

Дата проведения по факту

(подпись, расшифровка подписи)

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...