Рабочая программа по биологии для 7 класса. Программа 2100.
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Соловьёва Анастасия Анатольевна

Программа по биологии для 7 класса было составлена в соответствии с требованиями Положения о составлении рабочих программ образовательного учреждения. Программа включае в себя часы по ОБЖ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_a.docx79.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением французского

языка Выборгского района Санкт-Петербурга

           «Рассмотрено»                                             «Согласовано»                                     «Утверждено»

на заседании                                         Заместитель директора                                    Директор

методического объединения                         по УВР Басс О. Л.                                     ГБОУ школы №65

учителей естественных наук                      от «25»августа 2015 г.                           Ермолаева Н.Я.

                           Протокол №1 от «25»августа 2015г.                                                                                          Приказ №144-ШК                                                  

               Руководитель                                                                                         от  « 1 » сентября  2015г.

                                методического объединения

                      Медведева Н.Ю.        

Рабочая программа по биологии для 7 «А» класса

2 часа в неделю (всего 68 часов)

                                                                           Автор-составитель:

                                                                    Соловьёва А.А.

2015-2016 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и обеспечена учебником

Учебник: А.А. Вахрушев, Бурский О.В., Г.Э.,Раутин А.С. Биология «От амебы до человека» 7 класс. М.: Баласс 2013

         Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы 

         Основной целью курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по биологии (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 7 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 68 учебных часов.  

В связи с отсутствием часов по ОБЖ в 7 классе, в программу по биологии  был вставлен Модуль 2 из рабочей программы по ОБЖ.

Так как в  настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства. Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Модуль взят из рабочей  программы по ОБЖ,  разработанной на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,  а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9  классов под редакцией А.Т. Смирнова,  Москва, Просвещение, 2012 г.

         При  разработки программы для 7 «А» класса учитывались их возрастные психологические особенности.

Период семиклассников - предподростковый. Происходит переход от детства к отрочеству, который  характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика.

     Психические новообразованиями данного возраста являются:
чувство взрослости, стремление к самостоятельности; критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа; становление нового уровня самосознания Я – концепции.

Учащиеся 7 «А» класса обучаются по программе «Школа 2100» с первого класса. Дети, обучающиеся по данной программе, отличаются образной речью и мышлением.

Учащиеся в данном классе разного  уровня подготовки. На уроке активные, шумные. Работать нужно в быстром темпе. Продуктивно и быстро выполняют различного уровня самостоятельные работы. Многие заинтересованы биологией,  самостоятельно исследуют дополнительную литературу. Изучая курс биологии  по программе  «Школа 2100» учащиеся умеют:

  • применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи, и благоприятной среды обитания человечества;
  • находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;
  • находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;
  • пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
  • обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;
  • классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
  • приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;
  • пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
  • приводить примеры приспособлений у растений и животных;
  • находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
  • объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
  • находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.

Общая характеристика учебного предмета «Биология»

          Программа 7-го класса продолжает и развивает функциональный и сравнительный подход, заложенный программой  предыдущего года обучения. Однако, учитывая гораздо большее фундаментальное разнообразие животных, потребовалось его дополнить. Впервые в школьный курс вводится рассмотрение основных планов строения всех крупных групп животного царства, которое производится в сравнении. Главная особенность этого подхода заключается в том, что основные системы органов в теле животного рассматриваются в их функциональных взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, в противоположность традиционно изолированному рассмотрению отдельных систем и функций животного. Это позволяет обеспечить целостный подход к рассмотрению строения и функций организма. Такого рода структура курса позволяет исключить неизбежные повторения в тех случаях, когда та или иная система органов у двух групп животных сходна. При этом вместо ее повторного изложения учителем  (в режиме изучения нового материала) отдается предпочтение повторению знаний самими учениками. Это позволяет уделить на уроках больше времени изучению преобразований тех систем органов, которые играли ведущую роль в происхождении и эволюции данного таксона.
           Использованный метод изложения материала позволяет представить эволюционную последовательность усложняющихся конструкций животных как постепенное совершенствование присущих им всем фундаментальных

функций. Таким образом, на конкретном материале зоологии осуществляется необходимое предварительное введение материала общей биологии  (закономерности эволюции, закон зародышевого сходства, биологический прогресс. Основная же цель всех этих новшеств – достигнуть более глубокого понимания учениками природы изучаемых животных, их строения в связи с жизнедеятельностью.

В  основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по биологии для основной школы является составляет вместе с другими предметами (физической географией, химией, физикой) непрерывный школьный курс естествознания. Основные идеи курса:

- Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Основной идеей программы 9-го класса служит регуляция жизненных процессов как основа устойчивого существования и развития, показанная на всех уровнях организации живого.

- Исторический подход к явлениям жизни. В 9-м классе исторический подход последовательно проведен не только в эволюционных, но и в экологических разделах курса.

- Экосистемный подход.

- Сравнительный метод  (теория классификаций).

Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального компонента учебного плана СОШ №65 предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс, общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю). Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по биологии 7  класса включает входную, полугодовую и годовую мониторинговые контрольные работы;  лабораторные работы.

Требования к уровню подготовки учащихся по биологии    за курс 7 класса

              В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов  животных; популяций; экосистем, животных своего региона;
  • сущность биологических процессов обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
    выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,
    регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии
    в экосистемах;

 Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 7 классе  являются следующие умения:

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

-осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

 - с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

 - учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;

 Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

 Осознавать свои интересы находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

 Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

 Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

 Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

 Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

 Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:

- риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);

- поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

 - давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

 - осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

 - обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

 Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

 Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

 Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1– 4 линии развития:

- осознание роли жизни (1-я линия развития);

 - рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);

- использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

 - объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

 В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

 Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

 Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения биологии в 7 классе  являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

- определять роль в природе изученных групп животных.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– выделять существенное сходство, связанное с родством;

- приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;

 - находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 - объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

  • 3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
  • – объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;

 – приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

- применять сравнительный метод в изучении многообразия живых организмов;

– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);

 характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;

 - понимать смысл биологических терминов;

 – различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;

 - проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:

- соблюдать и объяснять правила поведения в природе;

 - характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

 - использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

 – осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными.

Содержание учебного предмета «Биология»

7-й КЛАСС (68 ч., 2 ч. в неделю)

«БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ЖИВОТНЫЕ»

Часть 1. Кто такие животные (7 ч)

Сравнительный метод (3 ч).

Цель науки - предсказание на основе опыта. Сравнительный метод. Сравнение по существенным и соответственным признакам. Гомология - существенное сходство, унаследованное от предков. Признаки гомологии органов: сходный набор частей, сходное положение органа среди других, наличие промежуточных форм. Аналогия - поверхностное сходство, не связанное с общностью происхождения.

Систематика. Искусственная и естественная системы. Систематическая группа. План строения - комплекс органов с их взаимосвязями, свойственных организмам определенной систематической группы. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Отличия животных от других организмов (3 ч).

Строение клеток. Преимущество ядерных организмов – защита наследственного материала от процесса обмена веществ в клетке. Разделение труда между органоидами. План строения животной клетки. Автотрофный, гетеротрофный и осмотрофный способы питания.

Существенные признаки, объединяющие всех животных, отличающие их от других групп организмов (наличие пищеварения, подвижность, чувствительность, активный обмен веществ). Исключения из правила.

Характерные свойства доядерных, растений, грибов и лишайников. Комбинации признаков, отличающих животных от других групп (способы питания, движения, поведение, роль в экосистеме).

Часть 2. Простейшие (4 ч)

План строения простейших. Жизнедеятельность простейших на примере амебы и инфузории-туфельки. Примеры многообразия простейших. Вода – среда активной жизни простейших.

Понятие о жизненном цикле. Жизненные циклы простейших (амеба, эвглена, грегарина, инфузория, малярийный плазмодий).

Роль простейших в биосфере и жизни человека. Роль фораминифер и радиолярий в образовании осадочных пород; роль паразитических простейших в регуляции численности позвоночных; болезни человека, вызываемые простейшими (на примере малярийного плазмодия). Представление о природных очагах инфекционных заболеваний.

Лабораторные работы. Наблюдение инфузорий.

Часть 3. Низшие многоклеточные (8 ч)

Преимущества и недостатки многоклеточности. Разделение труда между клетками и взаимозависимость клеток разных типов. Координация функций клеток. Губки. Регенерация низших многоклеточных.

Кишечнополостные – настоящие многоклеточные животные. Двухслойное строение и появление настоящих тканей. Возникновение кишечной полости и полостного пищеварения. Нервная система. Полип и медуза – жизненные формы. Жизнедеятельность и жизненные циклы гидроидных и сцифоидных кишечнополостных, коралловых полипов. Чередование поколений. Теория происхождения коралловых островов Ч. Дарвина.

Особенности размножения и жизненный цикл кишечнополостных. Многообразие кишечнополостных.

Плоские черви – ползающие животные. Появление кожномускульного мешка, мезодермы, выделительной системы. Жизнедеятельность и жизненные циклы свободноживущего и паразитических плоских червей. Приспособления к паразитизму. Жизнедеятельность и жизненные циклы сосальщиков и ленточных червей. Меры профилактики заражения.

Круглые черви. Биологический прогресс на примере круглых червей. Первичная полость тела круглых червей. Сквозной кишечник. Жизнедеятельность и жизненные циклы круглых червей. Паразитические черви и борьба с очагами вызываемых ими болезней.

Часть 4. Высшие многоклеточные (45 ч)

Членистые и моллюски (15 ч).

План строения кольчатого червя. Вторичная полость тела (целом). Роль вторичной полости тела в жизни высших многоклеточных. Сегментация и причины ее возникновения. Возникновение кровеносной системы и примитивных конечностей (параподиев).

Тип кольчатые черви. Жизненные циклы. Раздельнополые и гермафродитные кольчатые черви. Типы жизненных форм: подвижные (ползающие, плавающие), роющие, сидячие. Нереида и ее роль в питании морских рыб. Образ жизни дождевых червей и их роль в процессе почвообразования.

Общие черты планов строения моллюсков и членистоногих: появление наружного скелета (его преимущества и недостатки), распад кожно-мускульного мешка, редукция вторичной полости тела, не-замкнутая кровеносная система.

План строения моллюсков. Раковина. Возникновение почек. Разбросанно-узловая нервная система. Сравнительный анализ брюхоногих, двустворчатых и головоногих.

План строения членистоногих. Разделение тела на отделы при сохранении сегментации. Хитиновый покров и рост во время линек. Членистые конечности. Разделение функций конечностей. Сравнительный анализ ракообразных, паукообразных и насекомых.

Тип моллюски. Примеры жизненных форм и жизненных циклов двустворчатых моллюсков; брюхоногих (морские моллюски, прудовик, виноградная улитка, слизень). Роль моллюсков в жизни человека (промысел и разведение съедобных моллюсков, добыча жемчуга и разведение жемчужниц, разрушение деревянных построек, повреждение урожая).

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (планктонные рачки, криль, краб, дафнии и циклопы, речной рак). Роль ракообразных в жизни человека и питании промысловых животных.

Тип членистоногие. Класс паукообразные. Приспособления к жизни на суше. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (паук, клещ). Паутина: ловчие сети, убежище, кокон и парашют. Роль паукообразных в жизни человека (пауки-мухоловы, ядовитые пауки, клещи – переносчики клещевого энцефалита, возбудители чесоток).

Тип членистоногие. Класс насекомые. Приспособления к жизни на суше. Строение ротовых аппаратов. Полет насекомых. Окраска насекомых. Насекомые с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых. Жизненные формы насекомых (фитофаги, хищники, паразиты, сапрофаги) на примере представителей отрядов прямокрылых, перепончатокрылых, жуков, двукрылых, чешуекрылых. Общественные насекомые (пчелы, осы, муравьи). Роль насекомых в жизни биосферы и человека. Насекомые – опылители. Насекомые-фитофаги. Насекомые-«вредители». Биологические методы борьбы с «вредителями». Насекомые – обитатели квартир (постельный клоп, таракан, фараонов муравей). Регуляция численности насекомых. Нарушение природных и создание антропогенных сообществ как причина появления «вредителей».

Лабораторные работы. Наблюдение за дождевыми червями. Наблюдение за моллюсками. Наблюдение за дафниями и циклопами. Внешний вид насекомого.

Тип хордовые (30 ч.)

План строения и жизненные циклы низших хордовых. Закон зародышевого сходства и биогенетический закон и их роль в объяснении происхождения позвоночных животных.

Позвоночные животные. Позвоночник – внутренний скелет. Бесчелюстные – первые позвоночные. Надкласс рыбы. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Как рыба плавает? Непарные и парные плавники, их пассивная (рули глубины) и активная функции. Покровы рыб. Возникновение челюстей – органов схватывания добычи. Нервная система и органы чувств. Боковая линия. Двухкамерное сердце. Почки.

Жизненный цикл рыб. Наружное оплодотворение, высокая плодовитость или забота о потомстве. Брачное поведение и брачный наряд. Проходные рыбы.

Многообразие рыб. Класс хрящевые (акулы и скаты). Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Класс костные рыбы. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Жизненные формы лучеперых рыб. Двоякодышащие. Кистеперые рыбы – предки наземных позвоночных.

Особенности экосистемы океана. Промысловое значение рыб. Рыбный промысел и его география. Основные группы промысловых рыб. Перепромысел и загрязнение водоемов – главные причины сокращения рыбных запасов. Пресноводное и морское рыборазведение. Реакклиматизация и акклиматизация рыб. Аквариумное рыбоводство.

Класс земноводные. Важнейшие черты строения, связанные с жизнью на суше. Усиление опорной функции конечностей: неподвижное прикрепление пояса задних конечностей к позвоночнику. Шея, ее биологическая роль и причины отсутствия у рыб. Два круга кровообращения и трехкамерное сердце. Исчезновение механизма дыхания костных рыб. Возникновение легочного и кожного дыхания. Интенсификация кожного дыхания: голая влажная железистая кожа. Органы чувств земноводных.

Размножение и развитие земноводных. Связь размножения с водой. Метаморфоз. Хвостатые и бесхвостые амфибии и их особенности. Характерные земноводные своей местности.

Класс пресмыкающиеся. Первые настоящие наземные позвоночные. Интенсификация легочного дыхания. Практически полное разделение венозного и артериального токов крови даже при трехкамерном сердце и эффективный газообмен. Сухая, лишенная желез кожа. Защитный чешуйчатый покров и характер линьки. Экономный водный обмен. Интенсификация обмена и активизация жизнедеятельности. Особенности использования растительных кормов. Усложнение поведения, органов чувств и центральной нервной системы.

Размножение и развитие рептилий. Прямое развитие (без личинки и метаморфоза). Зародышевые оболочки. Скорлупа или наружные плотные оболочки яиц, препятствующие потере воды и обеспечивающие защиту развивающегося зародыша. Независимость рептилий от водной среды.

Современные отряды (черепахи, ящерицы, змеи и крокодилы) и важнейшие жизненные формы пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в природных сообществах. Характерные пресмыкающиеся своей местности.

Возникновение теплокровности. Экономный обмен веществ у рептилий и расточительный обмен веществ у птиц и млекопитающих.

Класс птицы. Полет. Среда обитания и требования, которые она предъявляет к организации птиц. Оперение и разнообразие его функций. Строение и функции пера. Как птица летает? Облегчение тела. Ограничение на использование зеленых растительных кормов летающими птицами. Интенсивный обмен веществ. Четырехкамерное сердце и его биологическая роль. Шея с головой и челюсти становятся основным манипулирующим органом. Беззубый клюв, зоб и их биологическая роль. Особенности дыхания птиц: легкие и воздушные мешки. Усложнение поведения и центральной нервной системы. Главный орган чувств – зрение.

Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве: крупное яйцо, насиживание и выкармливание, защита птенцов. Выводковые и птенцовые птицы. Брачные инстинкты. Жизненный цикл птицы. Сезонные миграции и их причины. Оседлые и перелетные птицы.

Основные экологические группы птиц: воздушные (козодои, стрижи, колибри и ласточки), наземно-бегающие (страусы, дрофы и журавли), дневные хищники, совы, водно-воздушные (чайки и трубконосые), водно-прибрежные (кулики, пастушки, аистообразные и фламинго), водоплавающие (гусеобразные и пеликаны), ныряющие (гагары, поганки, бакланы, пингвины), наземно-лесные (куриные), древесные (ракшеобразные, кукушки, птицы-носороги, туканы, попугаи, дятлы, голуби, воробьиные). Характерные птицы своей местности.

Роль птиц в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи птицы и рациональное использование их ресурсов. Охрана птиц и привлечение насекомоядных птиц. Домашние птицы.

Класс млекопитающие. Интенсификация обмена веществ. Волосяной покров и разнообразие его функций. Вторичное нёбо, сложная жевательная поверхность щечных зубов, дифференцировка зубной системы и обработка пищи во рту. Четырехкамерное сердце. Развитие центральной нервной системы и органов чувств. Происхождение млекопитающих.

Размножение и развитие у однопроходных, сумчатых и плацентарных. Забота о потомстве: утробное развитие, выкармливание детенышей молоком, обучение.

Основные экологические группы сумчатых, плотоядных (хищные и насекомоядные), рукокрылых, копытных (хоботные, непарно- и парнокопытные), мелких растительноядных (зайцеобразные и грызуны), приматов и морских млекопитающих (китообразные и ластоногие). Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи звери и рациональное использование их ресурсов. Охрана зверей. Домашние звери, разнообразие и происхождение их пород. Характерные млекопитающие своей местности.

Лабораторные работы. Скелет и покровы рыб. Потери тепла через поверхность. Скелет и покровы птиц. Зубная система и мех зверей.

Заключение (1 ч).

Животные – самый яркий пример биологического прогресса. Самое разнообразное царство живых организмов. Широкое распространение животных. Разнообразие типов животных и разнообразие в типе. Сложные и простые животные. Самые сложные: формы поведения, общественная жизнь, размножение, жизненные циклы, формы заботы о потомстве. Венец эволюции животных – человек.

Программа по ОБЖ, реализуемая в рамках биологии в 7 классе.

Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Разделы 4: «Основы здорового образа жизни»

Тема урока

Содержание учебного материала

Знания

Умения

1.

Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека

Психологическая уравновешенность .Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияния стресс на состояния здоровья человека.

Психологическая уравновешенность. Стресс

Умение завести друзей. Борьба со стрессом

2.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек.

Особенности развития организма человека в подростковом возрасте

Соблюдение правил личной гигиены  в подростковом возрасте

3.

Формирование личности подростка при взаимоотношен. Со сверстниками

Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками.

Рост потребности общения со сверстниками. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.

Умение анализировать и делать выводы

4.

Формирование взаимоотношен. Со сверстниками противоположного пола

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола

Умение работать с учебником, выделять главное

5.

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. Значение правового воспитания для социального развития подростка

Уголовная ответственность

Знание основных понятий

6.

Общие правила оказания первой помощи.

Общие понятия и определения ПП.

Доврачебной помощи, первая врачебная помощь

Порядок действий при оказании ПП. Вызов «скорой помощи»

7.

Оказание первой помощи при наружном кровотечении

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

Наружное кровотечение. Артериальное, венозное

Оказание первой помощи при наружном кровотечении

8.

Оказание первой помощи при ушибах и переломах

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах

Ушиб, перелом

Оказание первой помощи при ушибах и переломах

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 7 КЛАСС

п/п

Тема

Количество часов

В том числе К/Р

1

Кто такие животные

7

1

2

 Простейшие

4

3

Низшие многоклеточные

8

1

4

  Высшие многоклеточные

45

2

ИТОГО

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела программы.

Тема урока

Кол-

во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования  к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домаш-нее

задание

Дата проведения

1

Раздел 1. Кто такие животные(7часов)

Введение. Зоология – наука о животных.

1

Урок изуче-ния нового мате-риала

Зоология.

Знать: Царства живых организмов.  Признаки живого.  

Стр. 3-5

Сравнительный метод (3часа)

3

2

Важнейшие методы науки

1

Урок изуче-ния нового мате-риала

Сравнительный метод. Сравнение по

существенным и соответственным признакам

Применять знания об эволюции для установления родства животных разных классов

? 1-3

Стр. 10

§ 1

? 5-8

Стр.10

3

Гомологичные органы

1

Комби-ниро-ванный урок

Гомология. Признаки гомологии органов. Аналогия.

Применять знания об эволюции для установления родства животных разных классов

? 1-5

Стр. 15

§ 2

4

Что изучает систематика

1

Комби-ниро-ванный урок

Систематика. Систематическая группа. Основные систематические категории.

Учащиеся должны называть

основные систематические категории животных

? 1-4

Стр. 20

§ 3-4

? 5 и 6

Стр.20

Отличия животных от других организмов

3

5

План строения животной клетки

1

Комби-ниро-ванный урок

План строения животной клетки. Автотрофный, гетеротрофный и осмотрофный способы питания.

Рассказывать о строении жизнедеятель-ности клетки животных

? 1-4

Стр. 31

§ 5. 4.3-4.5

6

План строения животного

Исключения», подтверждающие правило

1

Комби-ниро-ванный урок

Существенные признаки, объединяющие всех животных. Характерные свойства доядерных, растений, грибов и лишайников

Учащиеся должны называть

 признаки Царства   животные .Сравнивать клетки бактерий, грибов, растений и животных

? 5-8

Стр. 31

§5, §6, задания 5.8 по желанию

 

7

Стартовая Контрольная работа по биологии за 6 класс

1

Урок контроля знаний

.

КР

Раздел 2. Простейшие (4 часа)

4

8

Клетка  в роли организма

1

Комби-ниро-ванный урок

План строения прос-тейших. Жизнедеятель-ность амёбы и инфузории-туфельки.

Учащиеся должны знать:

строение и жизнедеятель-ность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки)

? 1-4

Стр.44

§7-8

? 5-8

Стр. 44

9

Многообразный мир простейших.

 Лабораторная работа №1 Наблюдение инфузорий

1

Комби-ниро-ванный урок

Примеры многообразия простейших.

Учащиеся должны знать:

строение и жизнедеятель-ность простейших Учащиеся должны уметь:

проводить наблюдения за жизнедеятель-ностью животных; ставить простейшие биологические эксперименты и объяснять их результаты

§ 7-8

10

Размножение – основа жизни

1

Комби-ниро-ванный урок

Жизненные циклы простейших. Бесполое и половое размножение. Паразит.

Учащиеся должны знать:

 жизнедеятель-ность и способы размножения простейших

? 1 и2

Стр. 49

§9,? 3,4,5

Стр. 49. 9.15-9.16

11

Большая роль маленьких простейших

1

Комби-ниро-ванный урок

Роль простейших в природе и жизни человека.

Учащиеся должны знать: роль простейших в биосфере и жизни человека. Применять св знания и умения

СР

§10

? 4-6

Стр.49

 Раздел 3. Низшие многоклеточные (8 часов).

8

12

Возникновение многоклеточных

1

Комби-ниро-ванный урок

Преимущества и недостатки многоклеточности.Раз-деление труда между клетками.Губки.

Учащиеся должны знать: многоклеточность и её биологический смысл

? 1-3

Стр.60

§11

? 4 и 5

Стр.60

13

Настоящие многоклеточные

1

Комби-ниро-ванный урок

Кишечнополостные.Двуслойное строение.Кишечная полость. Нервная система

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения кишечнополост-ных

? 1-7

Стр.69

§12-13

Стр. 61-64, 12.5

14

Особенности размноже-ния и жизненный цикл кишечнополостных. Многообразие кишечнополостных.

1

Комби-ниро-ванный урок

Жизнедеятельность и жизненные циклы гидроидных и сцифоидных кишечнополостных, коралловых полипов.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения кишечнополост-ных

? 8-10

Стр. 69

§12-13

Стр. 64-69

15

Рождённые ползать

1

Комби-ниро-ванный урок

Плоские черви. Появление кожномускульного мешка, мезодермы, выделительной системы.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения плоских червей

? 1-5

Стр. 77

§14-15

Стр. 70-73?

16

Многообразие плоских червей.

1

Комби-ниро-ванный урок

Приспособления к паразитизму. Жизнедеятельность и жизненные циклы сосальщиков и ленточных червей.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения плоских червей, особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней

? 6-10

Стр.77

§14-15

Стр. 73-77?

17

Круглые черви и прогресс

1

Комби-ниро-ванный урок

Круглые черви. Биологический прогресс. Первичная полость тела. Сквозной кишечник.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения круглых червей

?1-2

Стр. 85

§16-17

Стр.78-82

18

Многообразие круглых червей. Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека

1

Комби-ниро-ванный урок

Жизнедеятельность и жизненные циклы круглых червей. Паразитические черви.

Учащиеся должны знать:

– особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней

? 3-8

Стр.85

§16-17

Стр. 82-85, 16.14-16.16

19

Простейшие и низшие многоклеточные.

1

Повто-рение  и обобщение и проверка знаний

Применять св знания и умения при выполнении заданий

КР

Раздел 4. Высшие многоклеточные (45 часов)

45

Членистоногие и моллюски (15 часов)

15

20

Сегментированные животные

Лабораторная работа №2 Наблюдение за дождевыми червями

1

Комби-ниро-ванный урок

План строения кольчатого червя. Вторичная полость тела. Сегментация и причины её возникновения. Возникновение кровеносной системы.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения кольчатых червей Учащиеся должны уметь:
проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных

? 1-4

Стр.92

§19

?5-8

Стр.92

21

Кольчатые черви в экосистемах

1

Комби-ниро-ванный урок

Жизненные циклы. Раздельнополые и гермафродиты. Типы жизненных форм: подвижные, роющие, сидячие. Образ жизни дождевых червей и их роль в процессе почвообразования.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения кольчатых червей

? 1-4

Стр. 97

§20

? 5-7

Стр.97

22

Животные с наружным скелетом

1

Комби-ниро-ванный урок

Общие черты строения моллюсков и членистоногих: появление наружного скелета, распад кожно-мускульного мешка, редукция вторичной полости тела, незамкнутая кровеносная система.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения моллюсков и членистоногих

? 1-4

Стр.103

§21

 ? 5-7

Стр.103

23

Моллюски - тихоходы

1

Комби-ниро-ванный урок

План строения моллюсков. Раковина. Возникновение почек. Разбросанно-узловая нервная система.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения моллюсков

?1-3

Стр.112

§22-23. 22.10 и 22.15

24

Многообразие моллюсков.

Лабораторная работа №3 Наблюдение за моллюсками

1

Комби-ниро-ванный урок

Жизненные формы и жизненные циклы  брюхоногих, двустворчатых и головоногих. Роль моллюсков в жизни человека.

Учащиеся должны знать:

Жизненные формы моллюсков и их значение

Учащиеся должны уметь:

проводить наблюдения за жизнедеятель-ностью животных

§ 22-23

? 5-9

Стр. 113

25

Ракообразные - водные членистоногие

1

Комби-ниро-ванный урок

Хитиновый покров. Разделение тела на отделы. Членистые конечности. Разделение функций конечностей.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения членистоногих

? 1-2

Стр. 120

§ 24-25

Стр.113-115

26

Многообразие ракообразных.

Лабораторная работа№4 Наблюдение за дафниями и циклопами

1

Комби-ниро-ванный урок

Многообразие и роль ракообразных. Жизненные формы. Роль ракообразных в жизни человека и питании промысловых рыб.

Учащиеся должны знать:

Жизненные формы членистоногих и их значение

Учащиеся должны уметь:
проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных;– ставить простейшие биологические эксперименты и объяснять их результаты

? 3-7

Стр. 120

§24-25

Стр. 115-120

27

Паукообразные – жители суши

1

Комби-ниро-ванный урок

Класс паукообразные. Приспособления к жизни на суше.

Учащиеся должны

знать:

основные приспособления паукообразных к жизни на суше

? 1-5

Стр. 128

§26-27

28

Многообразие паукообразных

1

Комби-ниро-ванный урок

Примеры жизненных форм и жизненных циклов (паук, клещ). Роль паукообразных в жизни человека.

Учащиеся должны

знать:

основные приспособления паукообразных к жизни на суше;
основные жизненные формы паукообразных, их роль в природе и значение для человека

? 6-7

Стр. 128

§26-27, 26.12-26.20

29

Насекомые - рекордсмены многообразия

Лабораторная работа №5 Внешний вид насекомого

1

Комби-ниро-ванный урок

Класс насекомые. Приспособления к жизни на суше. Строение ротовых аппаратов. Полёт насекомых. Окраска насекомых.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения насекомых Учащиеся должны уметь:

 проводить наблюдения за жизнедеятель-ностью животных; ставить простейшие биологические эксперименты и объяснять их результаты

? 1-6

Стр. 135

§28

? 7 и 8

Стр. 135

30

Превратности превращений

1

Комби-ниро-ванный урок

Насекомые с полным и неполным превращением.

Знать:
о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением

? 1 и 2

Стр.141

§29

? 3-5

Стр. 141, 29.12 по желанию

31-32

Слагаемые успеха насекомых

2

Комби-ниро-ванный урок

Жизненные формы насекомых на примере представителей отрядов прямокрылых, перепончатокрылых, жуков, двукрылых, чешуекрылых.

Учащиеся должны знать:

жизненные формы насекомых

? 1-5

Стр. 150

§30-31

? 6-9

Стр. 150

33

Насекомые в экосистемах суши.

1

Комби-ниро-ванный урок

Роль насекомых в биосфере и жизни человека. Общественные насекомые. Насекомые – вредители. Насекомые – обитатели квартир. Регуляция численности насекомых.

Знать:

 роль в природе и хозяйстве челове-ка насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);
важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; насеко-мые человеческого жилища

? 1-4

Стр. 155

§ 32

? 5 и 6

Стр. 155

34

Высшие многоклеточные беспозвоночные.

1

Повто-рение и обобщение И Проверка знаний

Комплексное применение своих знаний и умений

КР

Тип хордовые (30 часов)

35

Наши морские предки

1

Комби-ниро-ванный урок

Хорда. Закон зародышевого сходства и биогенетический закон.

? 1-5

Стр. 165

§34

? 6-10

Стр. 165, 34.20 дополнительно

36

Рыбы – водные позвоночные

1

Комби-ниро-ванный урок

Позвоночник – внутренний скелет. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Как рыба плавает. Покровы рыб. Нервная система и органы чувств. Боковая линия. Двухкамерное сердце. Почки.

Знать:

 приспособления рыб к жизни в воде,
отличительные черты планов строения рыб

? 1 и 4

Стр.173

§35-36

? 2,3,5-7

Стр. 173

37

Рыбы – водные позвоночные

Лабораторные работы №6 Скелет и покровы рыб

1

Комби-ниро-ванный урок

Позвоночник. Непарные и парные плавники. Покровы рыб.

Учащиеся должны уметь:
проводить наблюдения и объяснять их результаты

§ 35-36

38

Жизненный цикл рыб

1

Комби-ниро-ванный урок

Жизненный цикл рыб. Наружное оплодотворение. Высокая плодовитость или забота о потомстве. Брачное поведение и  брачный наряд. Проходные рыбы.

 Знать:

особенности размножения и развития рыб

? 1-7

Стр. 178

§ 37

39

Разнообразие рыб: хрящевые рыбы.

1

Комби-ниро-ванный урок

Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни.

Учащиеся должны знать:

жизненные формы рыб и их значение

?1-2

§ 38-39,

40

Разнообразие рыб: костные рыбы

1

Комби-ниро-ванный урок

Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности  образа жизни.

Учащиеся должны знать:

жизненные формы рыб и их значение

?3-4

§ 38-39, 38.17

41

Рыбные ресурсы. Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

1

Комби-ниро-ванный урок

Промысловое значение рыб. Рыбный промысел и его география. Основные группы промысловых рыб. Пресноводное и морское рыборазведение.

Знать:

 о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов

? 1-3

Стр. 192

§40

? 4,5,6

42-43

Земноводные - первые наземные позвоночные

2

Комби-ниро-ванный урок

Земноводные. Пояса конечностей. Лёгкие. Кожное дыхание. Два круга кровообращения и трёхкамерное сердце.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения земноводных

? 1-4

Стр. 201

§ 41-42

? 5-9

Стр.201

44

Дети водной среды

1

Комби-ниро-ванный урок

Размножение и развитие земноводных. Связь размножения с водой. Метаморфоз. Многообразие земноводных.

Знать:

особенности размножения и развития земноводных

? 1-5

§ 43

? 6-9

45-46

Пресмыкающиеся – первые хозяева суши

2

Комби-ниро-ванный урок

Пресмыкающиеся. Интенсификация лёгочного дыхания. Защитный чешуйчатый покров и линька. Экономный водный обмен. Усложнение поведения, органов чувств и нервной системы. Оболочки яйца. Зародышевые оболочки. Внутреннее оплодотворение.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения пресмыкающихся

? 1-5

Стр.214

§ 44-45

? 6-10 Стр. 214, 44.10 и 44.13

47-48

Разделение среды обитания:

2

Комби-ниро-ванный урок

Современные отряды (черепахи, ящерицы, змеи и крокодилы) и важнейшие жизненные формы. Роль пресмыкающихся в природных сообществах.

Учащиеся должны знать:

жизненные формы пресмыкающихся и их значение

? 1-5

Стр. 223

§ 46-47

? 6-10

Стр. 223, 41.6 запомнить

49

Плата за независимость

Лабораторные работы №7 Потери тепла через поверхность

1

Комби-ниро-ванный урок

Возникновение теплокровности. Экономный обмен веществ у рептилий и расточительный у птиц и млекопитающих.

Знать:

 о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности

Учащиеся должны уметь:
проводить наблюдения и объяснять их результаты

? 1-5

Стр. 228

§ 48

? 6-10

Стр. 228

50

Рождённые для полёта

1

Комби-ниро-ванный урок

Класс птицы. Полёт. Оперение и его функции. Строение и функции пера. Четырёхкамерное сердце. Особенности дыхания: лёгкие и воздушные мешки. Усложнение поведения и нервной системы.

Учащиеся должны знать:

отличительные черты планов строения птиц

?  1-5

Стр. 237

§ 49-50, задание 49.17

51

Рождённые для полёта Лабораторная работа №8  Скелет и покровы птиц

1

Комби-ниро-ванный урок

Скелет. Покровы птиц.

Учащиеся должны уметь:
проводить наблюдения и объяснять их результаты

§ 49-50

52

Под материнским крылом. Оказание первой помощи при наружном кровотечении

1

Комби-ниро-ванный урок

Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве: крупное яйцо, насиживание и выкармливание, защита птенцов. Выводковые и птенцовые птицы. Брачные инстинкты.

? 1-5

Стр. 243

§51, 51.13-51.14

53

В поисках сезонной выгоды

1

Комби-ниро-ванный урок

Жизненный цикл птицы. Сезонные миграции и их причины. Оседлые и перелётные птицы.

? 1-6

Стр. 248

§ 52

? 7-11

Стр. 248

54-55

Жизненные формы птиц

2

Комби-ниро-ванный урок

Основные экологические группы птиц.

Знать:

основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих

? 1-6

Стр.257

§53-54

? 7-10

Стр.257

56

Птицы и люди. Общие правила оказания первой помощи

1

Комби-ниро-ванный урок

Роль птиц в природе и жизни человека. Промысловые и охотничьи птицы и рациональное использование их ресурсов. Охрана птиц. Орнитология. Красная книга.

? 1-5

Стр.265

§ 55

? 9, 55.14-55.15

57

Звери: «Из грязи – в князи»

1

Комби-ниро-ванный урок

Класс млекопитающие. Интенсификация обмена веществ. Волосяной покров и разнообразие его функций. Дифференциация зубов. Диафрагма. Четырёхкамерное сердце. Кора.

?1-5

Стр. 274

§56-57

? 1-9

Стр. 274

58

Звери: «Из грязи – в князи»

Лабораторная работа №9  Зубная система и мех зверей

1

Лабораторная работа

Дифференцировка зубной системы. Волосяной покров и разнообразие его функций.

Учащиеся должны уметь:
проводить наблюдения и объяснять их результаты

§ 56-57, 36.13

59

Как вырастить смышлёное дитя

1

Комби-ниро-ванный урок

Развитие и размножение у однопроходных, сумчатых и плацентарных животных. Забота о потомстве: Утробное развитие, выкармливание детёнышей молоком. Условный рефлекс.

Знать:

особенности размножения и развития млекопитающих

? 1-4

Стр. 281

§ 58

? 5-7

Стр. 281

60

Охотники за насекомыми

1

Комби-ниро-ванный урок

Основные экологические группы сумчатых, плотоядных и рукокрылых.

Знать:

основные экологические  млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих

? 1-3

Стр. 285

§59

? 4-6

Стр. 285, 59.4-59.5

61

Обитатели пастбищ

1

Комби-ниро-ванный урок

Основные экологические группы парнокопытных и непарнокопытных.

Знать:

основные экологические группы млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих

? 1-3

Стр. 291

§ 60

? 4-6, 60.5. 60.8

62

На вершине экологической пирамиды

1

Комби-ниро-ванный урок

Основные экологические группы хищных и морских млекопитающих.

Знать:

основные экологические группы  млекопитающих, важнейшие

отряды млекопитающих

? 1-3

Стр.296

§ 61

? 4-6

Стр. 296

63

Малые, да удалые

1

Комби-ниро-ванный урок

Основные экологические группы грызунов.

Знать:

основные экологические группы млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих

? 1-3

Стр. 302

§ 62

? 4-6

Стр. 302, 62.6-62.8

64

Наше родословное дерево. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

2

Комби-ниро-ванный урок

Основные экологические группы приматов.

Знать:

основные экологические группы млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих

? 1-3

Стр. 307

§ 63

? 4,5

Стр. 307

65

Тип хордовые.

1

Обоб-щаю-щий

§ 64, задание 64.16, 64.20

66

Чему нас учат животные. Формирование личности подростка при взаимоотношен. Со сверстниками

2

Обоб-щаю-щий

Животные – яркий пример биологического прогресса. Самое разнообразное царство. Широкое распространение. Венец эволюции – человек.

§ 65, задание 65.9-65.10

67

ГОДОВАЯ КР

1

Контроль знаний

КР

68

Экскурсия «Животный мир  парка»

1

Экскур-сия

Знать:

характерных животных своего региона

Резервные уроки -5 часов.

Учебное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»):

  1. Учебник: Биология 7 класс.  От амебы до человека. »Баллас» – 2005г. А.А. Вахрушев. О. В. Бурский,  а. С. Раутиан
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику биологии, 7 класс.-М.:Баласс, 2007.-80 с.
  3. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику «От амёбы до человека». 7-й класс.

Дополнительная литература: 

Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.

           Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя, - М.: Изд-во «1 сентября», 1999.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, модульная система экспериментов, планшет, цифровой микроскоп, интерактивная доска.

=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа"Изобразительное искусство"6 класс- школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

Рабочая программа по биологии 6 класс .Программа Пасечник. Линия Вертикаль.

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК Пасечник В.В.. Линия учебников Вертикаль, издательства Дрофа....

Рабочая программа по биологии 5 класс. Программа Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль

Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по биологии для 5 класса разработана в соответствиями требований ФГОС. УМК Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль....

Рабочая программа по биологии. 9 класс. Программа В.В. Пасечник.

Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии 9 класс "Введение в общую биологию и экологию" В.В.Пасечник....

Рабочая программа по биологии. 10 класс. Программа В.В. Пасечник.

Рабочая программа по биологии по авторской программе В.В. Пасечника для 10 класса....

Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г

Рабочая программа по биологии для  класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г...