Главные вкладки

    Урок по биологии "Главные направления эволюции"
    методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

    Андрейчук Ольга Михайловна
    Цели урока: 1. Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции: • ароморфоз; • идиоадаптация; • общая дегенерация. 2. Развитие навыков самостоятельной работы с Интернетом, создания и представления презентаций, схем. Используемые технологии: проектная технология

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл glavnye_napravleniya_evolyutsii_urok_biologii.docx40.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    СПб ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства»

    Рассмотрено на заседании

    Методического совета

    протокол № 3 от 30.10.2015

    зам. директора по УМР

    __________Е.П. Шаульская

    Методическая разработка урока

    по биологии

    Тема: «Главные направления эволюции»

    Разработчик:

    преподаватель

    биологии

    О.М. Рязанцева

    Санкт-Петербург,2015

    Тема урока «Главные направления эволюции» 

    Цели:
    1. Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции:

    • ароморфоз;
    • идиоадаптация;
    • общая дегенерация.

    2. Развитие навыков самостоятельной работы с Интернетом, создания и представления презентаций, схем.
    3. Воспитание материалистического представления о развитии органического мира.

    Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
    1. Познавательные УУД:

    • Приобретать элементарные навыки работы в сети Интернет, находить нужную информацию, выбирать главное, создавать презентации.

    2. Личностные УУД:

    • Развивать умение справедливо оценивать свою работу и работы одноклассников

    3. Регулятивные УУД:

    • Уметь организованно выполнять заданий учителя.
    • Анализировать изученный материал, формулировать цели урока и делать выводы.

    4. Коммуникативные УУД:

    • Обмениваться информацией с одноклассниками

    Технологии: проектная технология
    Оборудование:  Интернет, раздаточный материал.


    Этапы работы над проектом

    1 этап. Погружение в проект.

    а) Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта происходит в ходе беседы.

    Приводится высказывание “Эволюция - необратимое историческое развитие природы”. Справедливы ли эти слова? Выясняется, что ребята знают о нем, и из каких источников они получили эту информацию.

    б) Итогом беседы является формулирование проблемного вопроса: Каковы причины многообразия органического мира?

    в) Определяются направления работы, формулируются цели и задачи:

    2 этап. Организация деятельности.

    http://festival.1september.ru/articles/608869/img1.jpg

    Биологический прогресс (от лат. progressus - движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации).

    Биологический регресс (от лат. regressus - движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

    Критерии биологического прогресса:

    увеличение численности особей;

    расширение ареала;

    активное образование новых видов, популяций.

    Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие.

    Критерии биологического регресса:

    снижение численности особей данного вида;

    сужение ареала обитания, всё это влечёт к вымиранию группы организмов.

    А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен установили, что биологический прогресс в эволюции достигается путем морфологических изменений в трех направлениях – в результате ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации.

          Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на четыре группы (по желанию и интересам). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задач проекта и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы  (строится общая схема на уроке, дома создаётся презентация).

    3 этап. Осуществление деятельности

          Учащиеся самостоятельно работают по алгоритму. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах отбирается главное, основное содержание будущего проекта и оформляется на листах со схемой оформления мини-проекта. Затем каждая группа оформляет свою часть схемы, расположенную на доске.

    Алгоритм работы:

    1. Определение темы мини-проекта.

    2. Постановка проблемы.

    3. Определение цели и задач.

    4. Выбор объекта исследования.

    5. Формулирование рабочей гипотезы.

    6. Результаты исследований.

    7. Продукт.

    Схема оформления учащимися мини-проекта

    Тема_________________

    Проблема_____________

    Объект исследования________________

    Цель, задачи________________

    Рабочая гипотеза__________________

    Результаты исследований_______________________

    Продукт______________________


    После создания схемы ребята анализируют увиденное,  делают выводы. 

        Урок заканчивается рефлексией, когда учащиеся определяют на примерах  ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации.

        В эволюции происходит закономерная смена одних направлений    другими.

    Таким образом, учащиеся во время урока самостоятельно добывают знания.

    Задание на дом: составить презентацию

    Правила эволюции

    1. Неограниченность эволюции (пока существует жизнь на земле)
    2. Необратимость эволюции (невозможность возврата к состоянию своих предков)
    3. Направленность эволюции – естественный отбор направляет  развитие вида в сторону большей приспособленности к конкурентным условиям среды.
    4. Происхождение от неспециализированных предков
    5. Прогрессирующая специализация (совершенствование приспособлений к определённым условиям жизни)
    6. Адаптивная радиация – филогенетическое развитие группы идёт дивергентно в разных направлениях, в результате чего один ствол распадается на несколько дочерних, осваивающих разные экологические условия.
    7. Чередование главных направлений эволюции – для всех групп животных и растений свойственно чередование ароморфозов, сопровождающихся выходом группы в новую среду, и идиоадаптацией (освоение новых условий среды)

    ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА    

    Биологический

    прогресс

    Пути достижения

    приспособления

    численность

    ареал

     Биологический

     регресс

    О  с   н  о  в  н   ы  е        н  а  п  р  а  в  л  е  н  и  я        э  в  о  л   ю  ц  и  и        

    Ароморфоз                                         Идиоадаптация                                 Дегенерация  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Основные направления эволюции групп организмов"

    Разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюции групп организмов". Цель - сформировать у учащихся знания о главных путях филогенеза – филетической эволюции, дивергенции, конвергенции...

    Презентация для урока: "Главные направления эволюции"

    Данная презентация представлена в помощь учителю и является прекрасным наглядным материалом для учащихся...

    План конспект урока по биологии 9 класс "ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА"

    План конспект  урока по биологии 9 класс "ЭТАПЫ  И  НАПРАВЛЕНИЯ  ЭВОЛЮЦИИ  ЧЕЛОВЕКА"...

    урок биологии в 9 классе "Основные направления эволюции"

    сценарий урока "Основные направления эволюции" с выполнением лабораторной работы...

    План-конспект урока биологии "Главные направления эволюции". 9 класс

    Тема урока  Главные направления эволюции.I.      Организационный момент.II.      Повторение изученного материала.Устный ответ: Что тако...