урок биологии в 9 классе "Основные направления эволюции"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Юровская Лариса Леонидовна

сценарий урока "Основные направления эволюции" с выполнением лабораторной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА (ЗАНЯТИЯ)

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №140  Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Предмет: биология_____________________________________________________________

Класс: ____9________                               

Учитель: Юровская Лариса Леонидовна__________________________________

Тема урока:         Основные направления эволюции_______________________________

Тип урока: общеметодологической направленности______________________________

Технология (если используется конкретная): проблемного обучения_________________

Оборудование: коллекции насекомых, гербарии растений, скелеты рыбы, птицы, лягушки, морских звезд, таблицы «Соотношение направлений эволюции»

Мультимедийное обеспечение: презентация

Цель урока (занятия):

Усвоение учащимися основных направлений эволюции – ароморфоза, идиоадаптации и дегенерации, их соотношение, развитие навыков решения проблемных вопросов, самостоятельной работы с биологическими объектами, развитие умений самоанализа усвоения знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты (для обучающихся):

предметные:

  • узнать понятия ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации
  • усвоить  суть каждого направления эволюции и их соотношение
  • научиться отвечать на проблемные вопросы

метапредметные:

  • научиться  приводить примеры, объяснять на объектах направления эволюции
  • овладеть навыками работы самостоятельной практической работы с биологическим текстом

личностные:

  • научиться самоопределению целей и результатов своей деятельности
  • сформировать личностную оценку усвоения знаний
  • убедиться в объективности своих суждений



Предварительный просмотр:

Урок общеметодологической направленности

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.этап  мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Настрой на работу.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. этап актуализации и пробного учебного действия

Обсуждают что им уже известно по данной теме

Главные и второстепенные силы эволюции (борьба за существование, естественный отбор, мутации, популяционные волны, дрейф генов, изоляция)

(демонстрация презентации)

Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию 

Какие результаты совместных действий факторов эволюции

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.  (Какими путями могут пойти организмы в эволюционном плане?)

Логические – формулирование проблемы.

3.                                     этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения

Дети предлагают свои способы перевода практической ситуации на биологический язык

Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной

Сформировать поняти я биологического прогресса и регресса, основных направлений эволюции, умение на конкретных примерах объяснять различия между ними.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4.этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения

Решают практические задачи различными способами.

Составляют план урока.

Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении

  1. Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс.
  2. Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
  3. Соотношение главных путей эволюции.
  4. Лабораторная работа

Предметные: формирование навыков построения моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

5.этап реализации построенного проекта

Работа с текстом параграфа по нахождению определений ароморфоза, идиоадаптаций и дегенераций, беседа по слайдам: примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций у животных и растений, нахождение примеров этих направлений эволюции на выставленных объектах, записи в тетрадях.

Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении

Предметные: формирование навыков построения моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.этап обобщения

Обобщают полученные знания, объясняют соотношения основных направлений эволюции

Консультирует, проверяет правильность решения

Предметные: формирование навыков обобщения, анализа и синтеза

7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выполняют лабораторную работу по описанию идиоадаптаций у растений и животных

Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении

Предметные: формирование навыков практической деятельности

8.этап включения в систему знаний и повторения

Решение тестового задания

Консультирует, проверяет правильность решения

Предметные: формирование навыков самоконтроля

9. Рефлексия учебной деятельности

-

10. Домашнее задание

11. Подведение итогов урока

Осуществляет самооценку

 собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

 результаты, степень их

соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

Я научился    -------

Я усвоил ----------

Предлагает выбрать формы рефлексии и помогает в планировании последующей коррекции

Оцените по 3-х бальной шкале усвоение каждого понятия направления эволюции и сложите эти баллы с баллами тестового задания

25-30 б – «5»

19-24 – «4»

14-18 – «3»

Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

§7.9, выписать примеры ароморфоза, идиоадаптаций и дегенераций, подготовить презентацию по гомологичным и аналогичным органам.

Приложение (Лабораторная работа)

Отряд Пингвины

Пингвины распространены, главным образом, в Антарктиде и в умеренном поясе Южного полушария. Они обитают на морских побережьях. Географическое распространение пингвинов в значительной мере связано с температурой вод океана, в котором птицы проводят две трети жизни.

Летать и бегать пингвины не могут, но отлично плавают и ныряют. Гнездятся колониями. По суше пингвины ходят неуклюже, переваливаясь и держа туловище вертикально. В случае нужды они падают брюхом на снег и скользят по нему, отталкиваясь всеми 4 конечностями. Передние конечности пингвинов видоизменены в эластичные ласты, которые, благодаря особому устройству скелета, во время плавания вращаются в плечевом суставе почти винтообразно. К хорошо развитому килю грудины прикреплены мощные грудные мышцы, управляющие движением крыльев – ластов. Ноги короткие, толстые имеют по 4 пальца, соединенных плавательной перепонкой. Шея толстая и гибкая, клюв сильный и острый. Ротовой аппарат действует как насос, всасывающий струю воды вместе с мелкой добычей. Взрослые пингвины кормятся мелкой рыбой, некрупными головоногими моллюсками  и планктонными ракообразными. Оперение очень густое. Мелкие перья напоминают плотно прилегающие к телу чешуйки, поверхность перьев покрыта жировым секретом хорошо развитой копчиковой железы и поэтому не намокает. Приспособлением к жизни с низкими температурами служит слой жира под кожей. Окраска у большинства видов схожая: темная спина и белое брюхо. В яичном белке пингвинов находится вещество со свойствами антифриза, препятствующем его свертыванию при воздействии низких температур.

Лабораторная работа                     Ф.И.

Идиоадаптации у животных

Цель: Выявить идиоадаптации у животных на примере птиц и объяснить их значение.

Название птицы

Место обитания

Питание

Идиоадаптации

Вывод

Одуванчик

Одуванчик – род травянистых многолетних растений семейства сложноцветных. Свыше 1000 видов одуванчиков распространено в холодных и умеренных полосах, преимущественно в горных районах Евразии. Некоторые виды этого рода в огромном числе встречаются в садах и парках, на газонах, вдоль дорог.

Русское название «одуванчик» отражает особенность видов этого рода: его плоды с хохолком отлетают от общего цветоложа даже при легком дуновении.

Плоды одуванчика – семянки – имеют летучки – белые волоски, образующиеся из чашелистиков после оплодотворения. Летучка или хохолок               приподнята на оттянутой узкой верхушке – носике. Положение хохолка – выше центра тяжести – придает семянкам значительную устойчивость в полете, повышает динамическую подъемную силу, действующую на семянку.

Лабораторная работа                                Ф.И.

Идиоадаптации у растений

Цель: Выявить идиоадаптации у растения одуванчика на примере особенности семян и плодов и способов их распространения

Название растения

Тип плода

Способ распространения плодов и семян

Идиоадаптации растения к данному способу

Эволюционное значение идиоадаптации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Эволюция пищеварительной системы животных".

Презентация "Эволюция пищеварительной системы животных" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол...

разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции

ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                             ...

Технологическая карта урока биологии в 7 классе.Эволюция органов пищеварительной системы у животных

Урок проводится с применением компьютерной и исследовательской технологий....

Презентация к уроку биологии 9 класса "Результаты эволюции"

Презентация к уроку биологии 9 класса  "Результаты эволюции"...

Разработка урока биологии в 11 классе "Эволюция человека"

Защита проектов в форме открытия музея "Эволюции человека"...

Урок биологии 7 класс "Доказательства эволюции животных"

В помошь моим ученикам при освоении материала используется видеурок, презентация. Для закрепления материала необходимо решить кроссворд...