Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Исмаилова Тамара Михайловна

Под ред.Н.И.Сонин, М.Р.Сапин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_kl._2015.docx156.17 КБ

Предварительный просмотр:

\\server\общий доступ\печать РП 2015.jpg

Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Москвы

« Школы с углубленным изучением отдельных предметов  №879»

на 2015-2016 учебный год

по  курсу «Биология» для 8 класса

к учебнику Н.И.Сонина «Биология.Человек»

Учителя  биологии

Исмаиловой Тамары Михайловны

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Рабочая программа по биологии для 8 класса основной школы составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,

Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Вклад биологии в достижение целей основного общего образования

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления биологического образования:

  • усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
  • реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;
  • отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
  • воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественно-научного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы.

Общая характеристика курса

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественно-научные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социомо-ральная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Место раздела в учебном плане

Рабочая программа для 8 класса разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Общее число учебных часов в 8 класс 68 часа( 2 час в неделю).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Требования к результатам структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения  включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4)        сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5)        формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  1. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  2. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
  3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  5. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  6. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
  7. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  4. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  5. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  6. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  8. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты обучения  включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

  1. усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;
  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3)приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4)понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5)формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7)овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8)формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9)освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание образования по учебному предмету

Название темы

Количество часов

Тема: «Место человека в системе органического мира» (2 часа)

Урок 1. Место человека в системе органического мира

1

Урок 2 Особенности человека

1

Тема: «Происхождение  человека» (3 часа)

Урок3. Происхождение человека, этапы его становления

1

Урок 4 Расы, их происхождение и единство

1

Тема: «Краткая история развития знаний о человеке»(1 час)

Урок 5. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

Тема: «Общий обзор организма человека» (4 часа)

Урок 6  Клеточное строение организма человека

1

Урок7 Ткани

1

Урок 8Ткани

1

Урок 9 органы и системы органов

1

Тема 6 « Координация и регуляция (11 часов)

Урок 10 Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

1

Урок 11 Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.

1

Урок12  Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

Урок 13 Спинной мозг

1

Урок 14 Строение и функции головного мозга

1

Урок 15 Полушария большого мозга

1

Урок16 Обобщающий урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция

1

Урок 17 Анализаторы (органы чувств), их строение и функции.

Зрительный анализатор.

1

Урок 18 Анализаторы слуха и равновесия.

1

Урок19 Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1

Урок 20 Чувствительность анализаторов. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. Обобщение знаний.

1

Тема: «Опора и движение» (9 часа)

Урок 21 Аппарат опоры и движения, его функция. Скелет человека, его значение, строение

1

Урок 22 Строение и свойства костей

1

Урок 23 Типы соединения костей

1

Урок 24 Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

Урок25 Мышцы, их строение и функции.

1

Урок26 Работа мышц

1

Урок27 Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

1

Урок28 Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

1

Урок 29 Обобщающий урок по теме «Опора и движение

1

Тема: «Внутренняя среда  организма » (4 часа)

Урок30 Внутренняя среда организма, её значение.

1

Урок31 Плазма крови и ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции

1

Урок32 Иммунитет

1

Урок33 Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор.

1

Тема: «Транспорт веществ » (5 часа)

Урок34 Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

1

Урок35 Работа сердца

1

Урок 36 Движение крови по сосудам

1

Урок37 Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение

1

Урок38 Обобщающий урок по теме «Кровь и кровообращение

1

Тема: «Дыхание  » (5часа)

Урок39 Строение органов дыхания

1

Урок40 Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

Урок41 Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

1

Урок42 Регуляция дыхания

1

Урок43 Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

1

Тема: «Пищеварение» (5часа)

Урок 44 Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме.

1

Урок 45 Пищеварение в ротовой полости.

1

Урок46 Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

Урок47 Всасывание

1

Урок48 Рациональное питание

1

Тема: «Обмен веществ и энергии. Витамины» (2часа)

Урок 49 Обмени веществ и энергии.

1

Урок50 Витамины.

1

Тема: «Выделение» (2часа)

Урок51 Выделение. Строение и работа почек.

1

Урок52 Заболевания почек. Их предупреждение

1

Тема: «Покровы тела» (4часа)

Урок53Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

1

Урок54 Роль кожи в терморегуляции организма.

1

Урок55 Закаливание организма

1

Урок56 Обобщающий урок по темам: Обмен веществ, выделение, покровы тела»

1

Тема: «Размножение и развитие » (2часа)

Урок 57 Половая система человека.

1

Урок58 Возрастные процессы.

1

Тема: «Высшая нервная деятельность » (5часа)

Урок 59 Поведение человека. Рефлекс.

1

Урок 60 Торможение, его виды и значение

1

Урок 61 Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

1

Урок 62 Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

1

Урок63 Типы нервной деятельности.

1

Тема: «Человек и его здоровье » (3часа)

Урок64 «Золотые сны», от которых не просыпаются. О наркотиках и наркомании.

1

Урок65 СПИД

1

Урок66 Организм и окружающая среда

1

Тема: «Повторение и обобщение  изученного материала » (2часа)

Урок 67 Организм - единое целое

1

Урок 68 Место человека в органическом мире

1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■        Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

 Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■        Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■        Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

  • Демонстрация схем систем органов человека.
  • Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■        Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точекприложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
  • Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6. Опора и движение (9 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо-хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■        Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■        Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической

работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета1.

  • Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
  • Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ (5 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■        Демонстрация моделей сердца человека, таблиц исхем строения клеток крови и органов кровообращения.

■        Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.Определение пульса и подсчет числа сердечных

сокращений*.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■        Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемовискусственного дыхания.

■        Практическая работа Определение частоты дыхания*.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■        Демонстрация модели торса человека, муляжейвнутренних органов.

■        Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны

на крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■        Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплоре-гуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■        Демонстрация схем строения кожных покрововчеловека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (2 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность(5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (3 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■   Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.

Тема17 Тема: «Повторение и обобщение  изученного материала » (2часа)


Примерное тематическое планирование.

Темы, раскрывающие данный раздел программы и число часов, отводимых на данный раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (3 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Объяснять место и роль человека в природе.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Приводить доказательства  (аргументация)  родства человека с   млекопитающими животными.

Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей, органов и систем органов человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Называть ведущие методы биологического познания.

Понимать основные закономерности развития научного познания.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Приводить доказательства  (аргументация)  родства человека с   млекопитающими животными.

Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей, органов и систем органов человека.

Сравнивать  клетки, ткани  организма человека, делать выводы на основе сравнения.

 Различать на таблицах органы и системы органов человека.

Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах

Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств

Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Называть структурные компоненты отделов мозга и их функции, железы внутренней секреции.

Называть органы чувств, отделы анализаторов.

Объяснять основной механизм работы анализаторов.

Устанавливать особенности  строения и основные функции желез внутренней секреции.

Сравнивать отделы головного мозга человека и млекопитающих, делать выводы о причинах сходства и различий.

Сравнивать функции симпатической и парасимпатической систем, соматического и вегетативного отделов.

Описывать и сравнивать механизмы работы разных анализаторов.

Различать на таблицах и муляжах органы нервной и эндокринной систем

Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха.

Тема 6. Опора и движение (9 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо-хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека.

Выявлять  влияние физических упражнений  на развитие  скелета   и  мускулатуры;  взаимосвязь между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно-двигательной системы.

Приводить доказательства (аргументация)   необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки  и развития плоскостопия.

На основе наблюдения определять нарушения осанки и наличие плоскостопия. Осваивать приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Выделять существенные признаки   транспорта веществ в организме; процессов свертывания и переливания   крови,   иммунитета,   вакцинации   и действия лечебных сывороток.

Объяснять особенности строения форменных элементов в связи с выполняемыми функциями.

Подготавливать материалы для презентации о вкладе И.И. Мечникова в развитие отечественной науки.

Описывать характерные особенности клеточного и гуморального механизмов иммунитета..

 Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах.

Тема 8. Транспорт веществ (5 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение

Выделять существенные признаки   транспорта веществ в организме

Приводить доказательства  (аргументация)  необходимости соблюдения  мер профилактики сердечно-сосудистых   заболеваний. Различать  на  таблицах органы  кровеносной  и лимфатической системы.

Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена.

Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением.

Различать на таблицах органы дыхательной системы.

Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов.

Осваивать приемы определения жизненной емкости легких; профилактики простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения.

Различать на таблицах   и муляжах органы пищеварительной системы.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз

Выделять  существенные  признаки  обмена   веществ и превращений энергии в организме человека.

Приводить доказательства  (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма.

Различать на таблицах органы мочевыделительной системы.

Приводить доказательства  (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы

Тема 13. Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение

Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями.

Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека.

Объяснять  механизмы  проявления  наследственных заболеваний у человека.

Тема 15. Высшая нервная деятельность(5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека

Выделять существенные особенности поведения и психики человека.

Называть виды рефлексов, типы торможения.

Объяснять механизмы торможения.

Тема 16. Человек и его здоровье (3 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Осваивать приемы рациональной организации труда   и   отдыха,   проведения   наблюдений   за состоянием собственного организма.

 Приводить доказательства  (аргументация)  необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек.

Выявлять эстетические достоинства человеческого тела.

Находить в научно-популярной литературе информацию о факторах здоровья и риска, оформлять ее в виде доклада или реферата, участвовать в обсуждении информации. Анализировать  и оценивать  целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия    влияния факторов  риска  на здоровье человека.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений

Тема17 Тема: «Повторение и обобщение  изученного материала » (2часа)

Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение; обмен   веществ   и   превращения энергии; рост, развитие,  размножение; наследственность и изменчивость; эволюция; связь со средой

Выделять  отличительные признаки живых организмов.

Планирование курса « Биология.  Человек» к учебнику Н.И. Сонин, М.Р. Сапин

 на 2015-2016 учебный год. 8 класс 2 часа в неделю

Дата урока

№п/темы

№п\п

Темы уроков

Экскурсии

Л/р

Применение ИКТ на уроке

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Мониторинг

1-4.09

1

1

Место человека в системе органического мира

Место человека в системе органического мира.

2

2

Особенности человека.

7-11.09

3

3

Особенности человека.

1

4

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Происхождение человека, этапы его становления

Презентация

14-18.09

3

5

Расы, их происхождение и единство

Презентация

1

6

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ (1 час)

История развития знаний о строении и функциях организма человека

21-25.09

1

7

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 часа)

Клеточное строение организма человека

Презентация

А15-16 В2В5 С1-3

2

8

Ткани

А15-16 В2В5 С1-3

28-2.10

3

9

Ткани. ЛР №1 «Ткани человека».

. ЛР №1

А15-16 В2В5 С1-3

4

10

Органы. Системы органов. Организм.

презентация

А15-16 В2В5 С1-3

5-9.10

1

11

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ. ЭНДОКРИННЫЙ АППАРАТ.

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Презентация

А15-16 ,18В2В5 С1-3

2

12

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.

А15-16 ,18В2В5 С1-3

12-16.10

1

13

НЕРВНАЯ СИСТЕМА(5часов)

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Презентация

А15-16 ,18В2В5 С1-3

2

14

Спинной мозг. ЛР №2«Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга».

ЛР №2

А15-16 ,18В2В5 С1-3

19-23.10

3

15

Строение и функции головного мозга.

Презентация

А15-16 ,18В2В5 С1-3

4

16

Полушария большого мозга ЛР №3– тест на выяснения объёма внимания.

ЛР №3–

А15-16 ,18В2В5 С1-3

2-6.11

5

17

Обобщающий урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция

А15-16 ,18В2В5 С1-3

Мониторинг

1

18

АНАЛИЗАТОРЫ.(4 часа)

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции.

Презентация

А15-16 ,18В2В5 С1-3

9-13.11

19

Зрительный анализатор. Строение органа зрения.

2

20

Анализаторы слуха и равновесия.

Презентация

А15-16 ,18В2В5 С1-3

16-20.11

3

21

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

А15-16 ,18В2В5 С1-3

4

22

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. Обобщение знаний.

А15-16,19 В2,5 С1-3

Мониторинг

23-27.11

1

23

ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ.

Аппарат опоры и движения, его функция. Скелет человека, его значение, строение.

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

2

24

Строение и свойства костей

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

30-4.12

3

25

Типы соединения костей Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

5

26

Мышцы, их строение и функции. Работа мышц.

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

7-11.12

7

27

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. ЛР №4 «Определение функций костей, мышц, суставов».

ЛР №4

А15-16 В 2,5 С1-3

8

28

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

А15-16,19 В2,5 С1-3

14-18.12

29

Обобщающий урок по теме «Опора и движение»

Мониторинг

1

30

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

Внутренняя среда организма, её значение.

21-25.12

2

31

Плазма крови и ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. ЛР №5 «строение клеток крови».

ЛР №5

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

3

32

Иммунитет

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

28-30.12

4

33

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор.

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

11-15.01

1

34

ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

А15-16 В 2,5 С1-3

2

35

Работа сердца.

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

18-22.01

3

36

Движение крови по сосудам. Круги кровообращения ЛР №6«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений».

. ЛР №6

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

4

37

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. ЛР №7 «Первая помощь при кровотечениях».

ЛР №7

А15-16,19 В2,5 С1-3

25-29.01

5

38

Обобщающий урок по теме «Кровь и кровообращение

Мониторинг

6

39

ДЫХАНИЕ (5 часов)

Строение органов дыхания. ЛР №8«Гигиена дыхания»

оценка микроклимата помещений».

ЛР №8

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

1-5.02

7

40

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

8

41

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

А15-16 В 2,5 С1-3

8-12.02

9

42

Регуляция дыхания. ЛР №9 «Дыхательные упражнения для формирования дикции».

ЛР №9

А15-16 В 2,5 С1-3

10

43

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. ЛР № 10 «Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения».

.

ЛР № 10

А15-16,19 В2,5 С1-3

15-19.02

1

44

ПИЩЕВАРЕНИЕ

Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме.

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

2

45

Пищеварение в ротовой полости.

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

29-4.03

3

46

Пищеварение в желудке и кишечнике. ЛР №11 «Воздействие желудочного сока на белки».

ЛР №11

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

4

47

Всасывание

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

7-11.03

5

48

Рациональное питание. ЛР №12 «Состав пищевых продуктов».

ЛР №12

А15-16,19 В2,5 С1-3

1

49

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ, ВИТАМИНЫ

Обмени веществ и энергии.

А15-16 В 2,5 С1-3

14-18.03

2

50

Витамины.

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

1

51

ВЫДЕЛЕНИЕ

Выделение. Строение и работа почек.

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

21-25.03

2

52

Заболевания почек. Их предупреждение.

А15-16 В 2,5 С1-3

1

53

ПОКРОВЫ ТЕЛА (3 часа)

Строение и функции кожи. Гигиена кожи. ЛР №13«изучение строения кожи, волос и ногтей».

ЛР №13

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

28-1.04

2

54

Роль кожи в терморегуляции организма. ЛР №14«приемы наложения повязок на условно поврежденный участок».

ЛР №14

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

3

55

Закаливание организма

.

А15-16,19 В2,5 С1-3

4-8.04

4

56

Обобщающий урок по темам «Обмен веществ, выделение, покровы тела»

Мониторинг

1

57

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Половая система человека.

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

18-22.04

2

58

Оплодотворение. Внутриутробное развитие.

3

59

Возрастные процессы.

А15-16 В 2,5 С1-3

25-29.04

1

60

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Поведение человека. Рефлекс.

А15-16 В 2,5 С1-3

2

61

Торможение, его виды и значение.

А15-16 В 2,5 С1-3

2-6.05

3

62

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

Презентация

А15-16 В 2,5 С1-3

4

63

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Типы нервной деятельности.

А15-16 В 2,5 С1-3

9-13.05

1

65

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ ( 3 часа)

«Золотые сны», от которых не просыпаются. О наркотиках и наркомании.

2

65

СПИД

16-20.05

3

66

Организм и окружающая среда

1

67

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Место человека в органическом мире.

23,24.05

2

68

Организм - единое целое


Формы и методы контроля.

Название темы

Тема: «Место человека в системе органического мира» (2 часа)

Урок 1. Место человека в системе органического мира

Урок 2 Особенности человека

тест

Тема: «Происхождение  человека» (3 часа)

Урок3. Происхождение человека, этапы его становления

Урок 4 Расы, их происхождение и единство

Самостоятельная работа

Тема: «Краткая история развития знаний о человеке»(1 час)

Урок 5. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

Тема: «Общий обзор организма человека» (4 часа)

Урок 6  Клеточное строение организма человека

Урок7 Ткани

Тест

Урок 8Ткани

Урок 9 Органы и системы органов

Зачет

Тема 6 « Координация и регуляция (11 часов)

Урок 10 Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

Урок 11 Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.

Самостоятельная работа

Урок12  Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Урок 13 Спинной мозг

Урок 14 Строение и функции головного мозга

тест

Урок 15 Полушария большого мозга

Урок16 Обобщающий урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция

Зачет

Урок 17 Анализаторы (органы чувств), их строение и функции.

Зрительный анализатор.

Урок 18 Анализаторы слуха и равновесия.

Урок19 Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Самостоятельная работа

Урок 20 Чувствительность анализаторов. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. Обобщение знаний.

Тест

Тема: «Опора и движение» (9 часа)

Урок 21 Аппарат опоры и движения, его функция. Скелет человека, его значение, строение

Урок 22 Строение и свойства костей

Урок 23 Типы соединения костей

тест

Урок 24 Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Урок25 Мышцы, их строение и функции.

Самостоятельная работа

Урок26 Работа мышц

Урок27 Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Урок28 Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

Урок 29 Обобщающий урок по теме «Опора и движение

Зачет

Тема: «Внутренняя среда  организма » (4 часа)

Урок30 Внутренняя среда организма, её значение.

Урок31 Плазма крови и ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции

Урок32 Иммунитет

Тест

Урок33 Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор.

Самостоятельная работа

Тема: «Транспорт веществ » (5 часа)

Урок34 Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Урок35 Работа сердца

Урок 36 Движение крови по сосудам

Тест

Урок37 Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение

Урок38 Обобщающий урок по теме «Кровь и кровообращение

Зачет

Тема: «Дыхание  » (5часа)

Урок39 Строение органов дыхания

Урок40 Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Урок41 Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

Тест

Урок42 Регуляция дыхания

Урок43 Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Самостоятельная работа

Тема: «Пищеварение» (5часа)

Урок 44 Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме.

Урок 45 Пищеварение в ротовой полости.

Урок46 Пищеварение в желудке и кишечнике.

Самостоятельная работа

Урок47 Всасывание

Урок48 Рациональное питание

Зачет

Тема: «Обмен веществ и энергии. Витамины» (2часа)

Урок 49 Обмени веществ и энергии.

Урок50 Витамины.

Тест

Тема: «Выделение» (2часа)

Урок51 Выделение. Строение и работа почек.

Урок52 Заболевания почек. Их предупреждение

Самостоятельная работ

Тема: «Покровы тела» (4часа)

Урок53Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

Урок54 Роль кожи в терморегуляции организма.

Урок55 Закаливание организма

Урок56 Обобщающий урок по темам: Обмен веществ, выделение, покровы тела»

Зачет

Тема: «Размножение и развитие » (2часа)

Урок 57 Половая система человека.

Урок58 Возрастные процессы.

Тест

Тема: «Высшая нервная деятельность » (5часа)

Урок 59 Поведение человека. Рефлекс.

Урок 60 Торможение, его виды и значение

Урок 61 Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

Тест

Урок 62 Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Урок63 Типы нервной деятельности.

тест

Тема: «Человек и его здоровье » (3часа)

Урок64 «Золотые сны», от которых не просыпаются. О наркотиках и наркомании.

Урок65 СПИД

Урок66 Организм и окружающая среда

Самостоятельная работа

Тема: «Повторение и обобщение  изученного материала » (2часа)

Урок 67 Организм - единое целое

Урок 68 Место человека в органическом мире

Учебно-методическое сопровождение

1. Учебник Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Человек»

2. Дидактические материалы 7-8 «Подготовка к ЕГЭ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...