Статья "Экологическая тропа как одна из форм учебно-исследовательской деятельности по изучению родного края"
статья по биологии (6 класс) на тему

Соловьёва Анастасия Анатольевна

Внеклассное мероприятие по биологии или экологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa_kak_odna_iz_form_uchebno.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа как одна из форм учебно-исследовательской деятельности по изучению родного края

А.А.Соловьёва, учитель биологии

ГБОУ школа №65 Выборгского района,

 г. Санкт-Петербург

« Страдает человек. Сильно страдает, мил дружки вы мои хорошие. А почему? Потому сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой…»

Борис Львович Васильев. Не стреляйте в белых лебедей

В связи с переходом на новые стандарты образования важным является гуманитаризация педагогического процесса, в том числе и экологического образования, что  обусловливает преемственность науки на разных этапах ее развития. Поэтому важнейшей задачей на сегодняшний день является экологическое воспитание – формирование у учащихся чувства экологической ответственности.  А так как любовь к природе у детей не приходит сама собой, ее нужно пробудить. Особенность экологического обучения и воспитания на экологических тропах и маршрутах состоит в том, что он строится на основе не сухого дидактически-назидательного изложения, а непринужденного усвоения информации, целостных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении в процессе непосредственного соприкосновения ученика с природой[1,2].

Экологическая тропа – это учебно-просветительный «кабинет» в природных условиях.  Это определяется и рядом требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов, подготовке экскурсоводов.  Маршрут экологической тропы  проходит через различные природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. Для создания учебных троп подходят и городские лесопарковые зоны, зоны отдыха, скверы и даже леса промышленного использования. Как сказал американский эколог Олдо Леопольд, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой. Однако его не всегда пожинают»[4].

Учебные экологические тропы могут не быть длинными, их протяженность может составлять 2-3 км, что при прохождении составляет 1-2 часа. Но обязательным условием тропы являются эмоциональная насыщенность и информационная емкость маршрута.

Экологическая тропа в Московском парке Победы

Выбранное место для разработки маршрута нашей экологической тропы отличается привлекательностью и разнообразием природных объектов. Место достаточно живописное в городе Санкт-Петербурге-Московский парк Победы.

Актуальность прокладывания экологической тропы в этом парке продиктовано празднованием 70-летия победы в ВОВ. Это дает возможность учащимся пройтись не только по экологической тропе, но и вспомнить страницы истории, подвиг советского народа.

Здесь, на  сравнительно небольшой территории можно познакомиться с примером водной экосистемы, увидеть лужайки с разнообразной растительностью, кустарники и разнообразные деревья.

Можно совершить экскурс в  годы блокады Ленинграда, когда вместо парка Победы, существовавший тогда Кирпичный завод, выполнял функцию Крематория.

 Целью экологической тропы является: произведение оценки экологического состояния флоры Парка Победы, моделирование путей решения сложившейся проблемы  на основе полученных данных.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с флорой  парка.
  2. Оценить жизненное состояние древесных растений (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное), используя методы работы в природе.
  3. Ознакомить учащихся с основными заболеваниями и их источниками зеленых насаждений, различными видами повреждения деревьев и кустарников.
  4. Показать зависимость состояния древесных растений от их месторасположения в парке.
  5. Развивать навыки работы в группах.
  6. Инициировать потребность учащихся к охране окружающей среды.
  7. Показать зависимость качества окружающей среды от деятельности человека и собственных действий учащихся.

Перед началом путешествия по экологической тропе, учитель, выступающий в роли экскурсовода должен озвучить правила поведения в парке, перечисляет остановочные пункты (этапы) тропы.

Этапы экологической тропы:

  1. «Сирень». Первый пункт экологической тропы расположен в трехстах метрах от метро « Парк Победы», по тропинке вправо от центральной дорожки. Учитель рассказывает малоизвестную скандинавскую легенду о том, что сирень создали солнце и радуга: «Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирeни, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи, так к лиловой сирeни присоединилась белая сирень»[5].

Каждый учащийся получает маршрутный лист с таблицей, в которой указаны критерии оценки состояния деревьев и кустарников: хорошее (без признаков ослабления), удовлетворительное (ослабленные и сильно ослабленные) и неудовлетворительное (усыхающие).

  1. «Аллея Тополей». Учащиеся характеризуют аллею тополей по следующим параметрам: видовое название растения, ареал распространения, оценка состояния деревьев,  интересные факты, роль в природе и жизни человека. Формулируются общие выводы.
  2. «Береза». Участникам экологической тропы предлагается немного отдохнуть и вспомнить песни и стихи о березе. После учитель рассказывает о том, что береза отличный индикатор чистоты воздуха. В зависимости от степени загрязненности района, где она произрастает, ее листья меняют форму. Такие методы исследования среды называют методами дендроиндикации. Оказывается, листья берез, растущих в неблагоприятных условиях, становятся асимметричными. И чем деревья хуже себя чувствуют, тем больше степень асимметрии. Ученики определяют степень ассиметрии листьев, записывают данные в маршрутный лист.
  3. «Сосна». Подойдя к этому пункту, экскурсовод спрашивает у учащихся: «Откуда пошла поговорка «Уничтожил, как сосну?»». Выслушивает версии участников тропы и тут же рассказывает о «проценте рождаемости» этого растения. Вывод предлагается сделать   ученикам. Он напрашивается сам собой: « Уничтожил, как сосну – значит уничтожил то, что нельзя восстановить. Ведь сосна – трудно-восстанавливающееся растение». Учитель показывает хвою сосны. Учащиеся исследуют растение и делают соответствующие записи о жизненном состоянии сосны в таблицу.
  4. «Аллея памяти». Учитель настраивает учащихся на то, что наступила священная и памятная минута экологической тропы. Идя по «Аллее памяти», учащиеся вспоминают великие подвиги советского народа, величайший пример мужества, самоотверженности и героизма.  Каждый может рассказать о бессмертном подвиге солдата, который сохранился в памяти.

В конце экологической тропы, перед обсуждением и обобщением выводов, на аллее можно провести игру-исследование.

Ребята делятся на 3 группы. Первая группа «журналистов» опрашивает случайных прохожих, отдыхающих в парке о том, что бы они сделали для охраны природы парка Победы. Вторая группа «наблюдателей» анализируют поведение отдыхающих в парке. Третья группа «художников» создает картину на специально подготовленных листах ватмана  «Сегодняшнее и  будущее состояние парка».

В качестве выводов учащиеся дают оценку экологического состояния флоры Парка Победы. В качестве домашнего задания: моделируют пути  решения сложившейся проблемы  на основе полученных данных.

Вот такую экологическую тропу можно провести в памятном месте нашего города. Она позволяет создать условия для приобретения опыта принимать экологически оправданные решения на основе полученных знаний: как относиться к живым обитателям,  как правильно отдыхать в парке, в лесу, как оборудовать стоянку и где проложить тропу; позволяет расширить  знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне, о памятных местах побед в нашем городе. Такая экологическая тропа – не только средство обучения в природных условиях, но и отдых учащихся, что повышает уровень их активности.

Литература

  1. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия и векторы развития. – М.: Эгвес, 2000.
  2. Пономарева И. Н., Соломин В. П. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика / Под редакцией Соломина В. П. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. – 415с.
  3. Демидов В.А. Проект «Экологическая тропа»// Биология в школе, 2009, №2
  4. Комольцева Н. А. Школа природы// Биология в школе, 2007, №11
  5. Красиков СЛегенды о цветах. – М.: Молодая гвардия, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии проектирования при изучении родного края"

Сертификат за участие во Всероссийской научно-практической конференции "Географическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика" по теме "Использование технологии проектирования при изучении родн...

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

Изучение родного края через исследовательскую деятельность обучающихся.

  Основной смысл краеведческой  деятельности вижу в том, чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, историю и культуру, развивать способности к исследовательской деятельности. Такая деятельн...

Технология организации экспериментально-исследовательской деятельности по изучению родного края.

Методические рекомендации окажут помощь учителю в организации исследовательской деятельности  по изучению родного края.Рекомендации пошагово  раскрывают организацию работы ....

Формирование интереса к изучению родного края средствами учебных предметов (ино яз) и внеурочной деятельности.

Мир вокруг нас. Организация внеурочной деятельности обучающихся в 6-9 классах....

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НА НЕЙ, КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ.

Данный материал содержит краткие рекомендации по созданию экологической тропы на территории дошкольного учреждения....