КВН по биологии «Птичий базар»
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Бельчич Ольга Ивановна

Целью проведения конкурса является формирование экологической просвещенности и грамотности обучающихся  5 классов  , активно участвующих в защите природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_po_biologii.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

            КВН по биологии  «Птичий базар»

Бельчич Ольга Ивановна , учитель биологии  МАОУСОШ№1                                                                                

Новопокровского района Краснодарского края

Статья отнесена к разделу : Преподавание биологии

Целью проведения конкурса является формирование экологической просвещенности и грамотности обучающихся  5 классов  , активно участвующих в защите природы.

  1. Под маршевую музыку входят на сцену команды:

Ведущий. Каждая команда должна представить себя в соответствии с выбранным названием. (Высшая оценка – 5 баллов).

 Представление команды «Цыплята».

Приветствие команды:

«Цып, цып, цып мои цыплятки,

Цып, цып, цып мои касатки,

Вы, пушистые комочки, мои будущие квочки».

На 1-й, 2-й рассчитайсь.

Петрович – здесь, Петровна – здесь, Петрушечка, Петрушечка?

Где же мой   Петрушечка – душечка?

Кудах – тах, тах, опять червяков ешь?

Песня (квочка)

Ты предпочитаешь все червей,

А я ведь знаю, что зерно вкусней.

Я тебя прошу, не зли меня, а все хуже день ото дня.

Петрушечка: Не подходи ко мне, не подходи ко мне,

                         Я обиделся, я обиделся раз и навсегда.

Кудах – тах, тах, что за дети пошли?

Цыплята: Мама, все о’кей.

Конечно рядом с вами мы цыплята,

Конечно, нам до вас еще расти.

Ну, очень мы надеемся ребята.

Что ждет и нас победа впереди.

Песня.

Судьи строгие, справедливые, нам поблажки не дадут.

Если только мы проиграем вдруг, нас рассудят судьи и поймут.

Уважаемые судьи, не будьте так сухи, как эти сухари.

Ведущая: А теперь разминка.

Каждой команде предлагается одна из карточек, на которой указаны вопросы. Капитан команды выбирает карточку, но вопросы задает ведущий.

1 Команде:

  1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
  2. Какая птица выше всех летает? (Орел)
  3. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

2 Команде:

     

  1. Какая птица в мире самая большая? (Страус)
  2. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинакова)
  3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)

За каждый правильный ответ – 1 балл. На размышление дается 30 сек.

Если члены команды не могут ответить, вопрос предлагается зрителям.

Жюри объявляет результаты конкурса «Представление команд».

Ведущий: На следующее задание легко ответит тот, кто внимательно прочитал книги А. Поповкиной «Черные лебеди», В.Флинта «Где живет белый журавль», Е. Суровой «Путешествие к пеликанам», которые были предложены для чтения заранее.

Вопросы на карточках, задает их ведущий.

 

1 Команде:

  1. В какой стране строят гнезда и выводят птенцов белые журавли – стерхи? (России)
  2. Каким образом пеликаны – матери, выкармливают своих птенцов? (отрыгивают из зоба размягченную рыбу)
  3. Как чомга спасается от врагов? (погружается в воду как подводная лодка)

2 Команде:

  1. Сколько яиц откладывают стерхи? (2)
  2. Как охотится серая цапля? (стоит  неподвижно втянув шею и поджав одну ногу)
  3. Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)

Ведущий: (обращается к залу)

На каких птиц похожи маленькие лебеди? (на утят)

Кто написал сказку «Гадкий утенок»?  (Г.Х.Андерсен)

Какие еще сказки Андерсена вы помните, в заголовках которых есть название птицы? («Соловей», «Дикие лебеди»).

Ведущий: Взрослых лебедей вы, конечно, видели. А приходилось ли вам видеть маленьких лебедей? (ответ из зала). Из одного заморского зоопарка к нам привезли несколько маленьких лебедей. (Входят четыре мальчика в балетных костюмах).

Посмотрите, как они грациозны. Но это не просто лебеди. Они умеют танцевать. Не верите? Сейчас вы увидите, что я говорю правду.

(Танец маленьких лебедей, П.И.Чайковского «Лебединое озеро»).

Ведущий: (обращается к залу)

Как называется этот балет и кто написал к нему музыку? (ответы детей)

Жюри объявляет результаты конкурсов «Разминка» и «Вопросы по книгам».

Ведущий: Мы продолжаем игру. Вам, членам команд, сейчас предстоит нарисовать обложку одной из книг, название которой указано на карточке.

Прошу капитанов команд выбрать карточку.

1-я карточка. А Поповкина «Черные лебеди». (Вариант рисунка: солнце, вода, и 2 черных лебедя).

2-я карточка. В.Флинт «Где живет белый журавль» (Вариант рисунка: взрослый журавль и птенец).

Ведущий: (обращаясь к зрителям) Пока члены команд будут работать над заданием, я хочу предложить моим друзьям викторину.

  1. У какой птицы самый длинный язык? (дятла, до 15 см.)
  2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвин)
  3. Какая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
  4. Где синицы вьют гнезда? (в дуплах деревьев)
  5. Какую пользу приносят синицы? (поедают жучков и личинок)
  6. Когда гуси бывают особенно злыми? (когда появляются гусята)
  7. Какой длины достигают крылья гуся? (до 1,5м.)
  8. Как гуси защищают своих детей от непогоды? (прячут под своими крыльями)

Ведущий: Я не случайно задала вам так много вопросов о гусях. Когда я была маленький, у моей бабушки были гуси. Вот такой случай произошел однажды у нее с гусями.

Инсценируется песня «Веселые гуси».

Команды предлагают свои варианты выполнения задания «Нарисуй обложку» (оценка 6 – баллов).

Ведущий: Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс на лучшее знание пословиц. ( Командам предлагаются карточки, в которых написаны названия птиц).

Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы.

  1. Воробей. Кулик. (слово – не воробей, вылетит не поймаешь. Старого воробья на мякине не проведешь. Всяк кулик свое болото хвалит).
  2. Гусь. Синица. (Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Синичка невеличка, а птичка).

За каждую названную пословицу команда получает один балл.

Ведущий: (Обращается к зрителям). Я вновь предлагаю вам викторину, но теперь задания содержат вопросы по книгам, которые и вы, зрители, и члены команд, я уверена, прочитали.

  1. Назовите любимое лакомство аистов (лягушки).
  2. Гнездо какой птицы висит над самой водой на конце ветки в виде мягкого мешочка (ремез).

Ведущий:

  1. Что такое «Красная книга»? (книга о животных, которым грозит опасность исчезновения).

Ведущий: Я хочу рассказать вам, ребята, подробней о Красной книге. Много самых разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезенные людьми. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Что бы этого не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную книгу. Вот у меня в руках Красная книга.

Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, наказывают. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса. Сейчас вы услышите голоса некоторых из них. Постарайтесь узнать, какой птице принадлежит та или иная песня. (Звучит запись с голосами птиц: дятла, кукушки, перепела, соловья).

Звучит мелодия «Песенка о капитане» (слова  Лебедева-Кумача, музыка  Дунаевского).

Ведущий:  Вы ,  наверное  уже  догадались, что наступило время для конкурса капитанов.

Прошу капитанов команд подойти и выбрать карточку с заданием.                                  

(Капитанам предложено отгадать загадки)

1 капитану

  1. Летом с пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач)
  2. Он серенький на вид, но пеньем знаменит (соловей)
  3. Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот (сова)

2 капитану

  1. Встали братья на ходули, ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли им с ходулей не сойти (Журавли)
  2. Маленький мальчишка в сером  армячишке ,  по дворам шныряет, крохи собирает. В полях ночует, коноплю ворует   (воробей)
  3. Каждый год я к вам лечу – зимовать у вас хочу. И еще красней зимой ярко-красный галстук мой (снегирь).

Жюри объявляет результаты конкурса знатоков пословиц. Проверка задания «Конкурс капитанов».

Ведущий: Друзья мои, не устали ли вы сидеть? Предлагаю всем вместе потанцевать. Итак, «Танец маленьких утят».

Звучит музыка. Все присутствующие танцуют.

Ведущий: Все мы – взрослые, и маленькие – любим сказки. Следующий конкурс так и называется «Конкурс на лучшее знание сказок». Каждой команде предлагается посмотреть на рисунки с изображением героев разных сказок. Одним из действующих лиц в них обязательно является птица. Вспомните название сказок и их авторов.

  1. Галчонок (Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»).

      Попугай ( Г.Остер «Зарядка для хвоста»).

      Соловей (Г.Х.Андерсен «Соловей»).

      Гусь (С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с гусями»).

      Петушок (А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»).

      Ворон (Г.Х.Андерсен «Снежная королева»).

  1. Сова (А.Милн «Вини Пух и все- все- все»).

Ласточка (Г.Х. Андерсен  «Дюймовочка»)

Жар – птица (П.Ершов «Конек горбунок»).

Воробей (К.Чуковский «Тараканище»).

Лебедь (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»).

Утенок ( Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»).

Ведущий: (Обращаясь к зрителям) Дадим возможность командам вспомнить сказки, а вы в это время постарайтесь отгадать загадки:

  1. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах. На часы не взглядывает, а время знает. ( Петух)
  2. Спереди – шильце. Сзади – вильце, Сверху – синее суконце, снизу – белое полотенце  (Ласточка).
  3. Крылатый,  горластый, красные ласты (Гусь).
  4.  Среди деревьев кузнецы куют ( Дятел).
  5. Мать, отца не знаю, но часто называю, Детей знать не буду – чужим сбуду (Кукушка).
  6. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает (Филин).
  7. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (Сорока).
  8. Шапочка алая, жилеточка не тканая, Кафтанчик рябенький (Курица).
  9. Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – длинноногий, длиннохвостый, он летает на охоту. За лягушками к болоту (Аист).

Проверка задания «Угадай сказку».

Ведущий: В качестве домашнего задания командам было предложено инсценировать одну из басен И.Крылова, среди героев которых есть птицы. Давайте посмотрим предлагаемые варианты.

Члены команд показывают инсценировки басен.

Ведущий: (Обращаясь к зрителям). Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам угадать пословицу, которая вскоре появится на табло. Сейчас вы увидите только одно открытое слово: «Птицу…» Кто продолжит эту пословицу, получит в награду книгу о животных. (Птицу узнают в полете, а человека – в работе).

Члены жюри объявляют результаты игры. Все приветствуют победителей. Завершается КВН награждением участников игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"

Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество  разнообразных форм деятельности  на урок...

Интегрированный урок по литературе, алгебре и началам анализа: "Базаров против Базарова"

Нетрадиционный подход к анализу образа Базарова позволяет учащимся на практике применить знания, полученные на уроках математики и литературы, помогает глубже проникнуть в противоречивый мир героя и с...

Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?

Урок литературы в 10 классе с использованием метапредметности....

Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?

Презентация к уроку литературы в 10 классе с использованием метапредметности....

"Базаров и близкие ему люди"

Урок - диспут, на котором учащиеся решают проблему: прав ли критик Антонович, назвав Базарова "асмодеем нашего времени"....

Базаров-нигилист

Проанализировать произведение Тургенева "Отцы и дети"...

Внеклассное мероприятие по биологии "Птичий переполох"

Цель: формирование познавательного интереса учащихся и бережного отношения к природе.Задачи:- закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках  биоло...