Факультатив (электив) "Экология и природопользование в Ставропольском крае"
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему

Стародубова Галина Александровна

Программа факультативного курса «Экология и природопользование в Ставропольском крае» предназначена для учащихся 10-х класса агро-технологического профиля обучения. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час  в неделю в течение всего учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ООБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Г. ЕССЕНТУКИ

Рабочая программа факультативного  курса

 «Экология и природопользование в Ставропольском крае»

10 класс

Количество часов 34 , 1 час в неделю.

Составитель

Учитель биологии  Стародубова Г.А.

Г.Ессентуки

2015-2016уч.год

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Экология и природопользование в Ставропольском крае» предназначена для учащихся 10-х класса агро-технологического профиля обучения. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час  в неделю в течение всего учебного года.

Цели  и задачи курса:

  • Социально – психологические: оказание помощи в принятии решения о направленности дальнейшего образования.
  • Академические: формирование у учащихся знаний и умений, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и бережным отношением к природе.
  • Сформировать биологические понятия в свете рационального природопользования;
  • Совершенствовать умения решать проблемы с учетом экологических знаний;
  • Способствовать развитию творческих способностей, умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы;
  • Активизация деятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в пропаганде охраны природы
  • Способствовать выбору профиля дальнейшего обучения

Общие принципы отбора материала программы:

  • актуальность, научность;
  • доступность для учащихся;
  • целостность, объективность, вариативность;
  • систематичность содержания;
  • практическая направленность

Основные методы и приемы изучения курса:

  • словесные методы: беседа, лекция;
  • практические работы и решение задач;
  • творческие задачи;

Основные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая форма работы. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе учащихся с дополнительной литературой.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:

  • основные этапы развития природопользования примеры влияния культуры;
  • понятия: природопользования, природные ресурсы, экологический мониторинг;
  • особенности человека нового типа, его отношение к природе;
  • влияние загрязнений природной среды на организм человека

Уметь:

  • получать информацию из различных источников;
  • работа в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;
  • представление результатов работы в различных видах.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или в виде защиты творческих работ учащихся (по выбору учащихся).

В качестве критериев оценки эффективности данного курса можно рассматривать:

  • положительную мотивацию к данному виду учебной деятельности;
  • развитость коммуникативных умений;
  • сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;
  • умение работать в группа и индивидуально;
  • наличие культуры проведения презентаций и защиты проектов;
  • навыки самооценки, умение работать над ошибками.

Содержание программы

(34 часа; 1 час в неделю)

Введение (1час)

Место курса «Экологические основы природопользования» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Понятие «природопользование». Основные виды и формы природопользования. Понятие о «рациональном и нерациональном природопользовании». Биосфера – живая оболочка Земли. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере.

Раздел 1. Взаимодействие природы и общества (2 часа)

Региональная экология. Эколого-географическое положение Ставропольского края

Экология – наука об отношениях живых организмов с окружающей средой. Самостоятельность дисциплины. Глобальная экология. Биологическая экология. Социальная экология. Ландшафтная экология. Прикладная экология. Территория и особенности эколого-географического положения Ставропольского края. Рельеф края. Климат края.

Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Ноосфера – новое эволюционное состояние. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества. Глобальные экологические кризисы и проблемы современности.

Природные условия и ресурсы Ставропольского края и их классификация

Природные ресурсы и их классификация. Основы рационального природопользования и охрана природы.

Раздел 2. Экология  и здоровье человека в крае (8 часов)

 Загрязнители, определяющие здоровье населения в крае.

Понятие о загрязнение биосферы и о загрязнителях. Основные пути миграции и накопления в биосферы загрязнителей. Классификация загрязнений по степени вредности, по области воздействия, по физико – химической природе. Токсичные, мутагенные и канцерогенные вещества, их прямое и косвенное воздействие на здоровье человека.

Демографическая ситуация и состояние здоровья населения в крае. Заболевания и эпидемии.

        Уровень жизни и доходы населения. Условия труда и продолжительность жизни, состояние окружающей среды, различия в уровнях рождаемости в этнических группах населения, возрастной состав. Численность населения СК. Основные демографические показатели. Социально-демографическая ситуация на Ставрополье. Заболевания и эпидемии.

Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека.

Характеристика физического (шумового, теплового, электромагнитного) загрязнения. Химическое загрязнение (загрязнение окружающей среды ядохимикатами, тяжелыми металлами, фреонами, радиоактивными веществами и др.). Характеристика биологического загрязнения (биотическое, микробиологическое). Экологическая безопасность товаров потребления в крае.

Экологический мониторинг (3 часа)

Экологический мониторинг: цели, объекты, методы. Типы экологического мониторинга. Качество окружающей природной среды. Экологический мониторинг в России и Владимирской области. Биоиндикация.

*Практическая работа №1:Знакомство с работой местной организации, занимающейся мониторингом окружающей средой ( по возможности)

Практическая работа №2. Выявление степени загрязненности обследуемой территории по видовому и количественному состоянию лишайников.

Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды в Ставропольском крае (14 часов).

Современное состояние и охрана атмосферы (3 часа)

Значение, строение, состав атмосферы. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Состояние воздуха в Ставропольском крае и регионе КМВ. Меры по охране атмосферного воздуха.

Современное состояние и охрана водных ресурсов (3часа)

Значение воды в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. Экологические проблемы, связанные с водой. Состояние водных ресурсов в Ставропольском крае и регионе КМВ. Меры по охране водных ресурсов.

Рациональное использование  и  охрана почвенных ресурсов (4 часа)

Значение почвы, ее структура. Экологические проблемы, связанные с антропогенным воздействием на почву. Состояние почвенных ресурсов в Ставропольском крае и регионе КМВ. Меры по охране почв. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Рациональное использование и охрана растительного и животного мира (4 часа)

Лес как важнейший растительный ресурс. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование и охрана растительных ресурсов. Растительные ресурсы в Ставропольском крае и регионе КМВ. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная книга Ставропольского края. Особо охраняемые природные территории.

Практическая работа №3: Составление карты – схемы заповедников, заказников Ставропольского края.

Раздел 4. Правовые вопросы природопользования (7 часа)

Закон «об охране окружающей природной среды». Нормативно – правовые акты по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Экологическое движение в России. Международные организации и их деятельность в России.

Обобщение и систематизация знаний по курсу (3 часа)

Практическая работа №4: Решение экологических задач.

Практическая работа №5: Защита проектов.


Тематический план

Название темы

Количество часов

Всего

Практические занятия

Введение

1

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

2

Взаимодействие природы и общества

1

Природные ресурсы и рациональное природопользование

1

Раздел 2. Экология и здоровье человека в крае

8

Загрязнение окружающей среды

2

Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека

3

Экологический мониторинг

1

2

Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды в Ставропольском крае

14

Современное состояние и охрана атмосферы

3

 Современное состояние и охрана водных ресурсов

3

Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов

4

Рациональное использование и охрана растительного и животного мира

3

1

Раздел 4. Правовые вопросы природопользования

6

Обобщение и систематизация знаний по курсу

3

Итого:

34

Литература

  1. Вишнякова В.Ф., Иванов А.Л., Кондратьева А.А., Овдиенко Н.И. и др. Экология Ставропольского края. Учебник для учащихся 9-11 классов. Ставрополь: Сервисшкола, 2000г. 189с.
  2. Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие – М.: Изд. Оникс, 2007.- 224 с.: ил.
  3. Демина Т.А.Экология, природопользование, охрана окружающей среды: пособие для учащихся старших классов общеобразоват. учреждений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 123 с.
  4. ЗеленскаяТ.Г.,ЛысенкоИ.О., Степаненко Е.Е., С.В. Современные проблемы экологии и природопользования. Уч.методич.пособие. Ставропольский Аграрный Университет, Ставрополь,2013г.     
  5. Колесников С.И Экологические основы природопользования. – М.: ИКЦ «МАРТ», 2005. – 336 с.
  6. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. – М.: АСАДЕМА, 2003.
  7. Константинов В.М. Охрана природы. - М.: изд. центр «Академия», 2000. – 240с.
  8. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: изд.центр "Академия", 2006. – 208с.
  9. Крискунов Е.А.и др . Экология 9кл: учеб.для общеобраз. учеб. заведений /. – М.: Дрофа, 1997. – 240 с
  10. Мамонтов Н.М., Суравегина И.Т. Экология 9-11 классы. –М «Школа – Пресс», 1996
  11. Новиков Ю.В.  Экология,  окружающая  среда и человек. – М.:1998
  12. Ракчеева Н. А. Экологические основы природопользования, Конспекты лекций «Региональный многопрофильный колледж», Ставрополь, 2012
  13. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды. – М.: 1993. – C. 156.
  14. Реймерс Н.Ф. Природопользование. – М.: 1990. – С. 210.
  15. Ситоваров В. А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: изд. центр "Академия", 2000. – 280 с.
  16. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.: изд. центр" Академия", 2004. – 480 с.
  17. Чернова Н.В. и др. Основы экологии 10-11 кл. – М.: Дрофа, 1999.
  18. Доклад о состоянии окружающей среды и природопользовании в Ставропольском крае в 2014 году, Ставрополь 2014г.

Интернет-ресурсы

  1. http://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/
  2. http://www.100-edu.ru/geografiya/33883/index.html

Календарно  - тематический планирование

«Экология и природопользование в Ставропольском крае»

№ урока

Наименование разделов, тем уроков

Количество часов

Вид занятий

Дата проведения

Всего

Практич

занятия

Введение (1 час)

1.

Введение.

 Понятие «природопользование». Основные виды и формы природопользования.

1

Вводный урок

Раздел 1. Взаимодействие природы и общества (2 часа)

2.

Региональная экология. Эколого-географическое положение Ставропольского края.

1

Комбинированный урок

3.

Природные условия и ресурсы Ставропольского края и их классификация.

1

Комбинированный урок

Раздел 2. Экология  и здоровье человека в крае (8 часов)

4.

Загрязнители, определяющие здоровье населения в крае.

1

Урок усвоения и закрепления новых знаний

5.

Демографическая ситуация и состояние здоровья населения в крае.

Заболевания и эпидемии.

1

Комбинированный урок

6.

Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека. Характеристика физического загрязнения.

1

Комбинированный урок

7.

Характеристика химического загрязнения и его подвиды.

1

Комбинированный урок

8.

Экологическая безопасность товаров потребления в крае

Комбинированный урок

9.

Понятие об экологическом мониторинге.

1

Комбинированный урок

10.

Экологический мониторинг в России и Ставропольском крае.

 *Практическая работа №1

1

Урок практического применения знаний

11.

Биоиндикация.

Практическая работа №2

1

Урок практического применения знаний

Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды в Ставропольском крае (14 часов).

12.

Атмосфера и ее значение в природе и жизни человека.

1

Комбинированный урок

13.

Состояние атмосферного воздуха в Ставропольском крае и регионе КМВ.

1

Урок усвоения и закрепления новых знаний

14.

Рациональное использование и охрана воздушных ресурсов

1

Комбинированный урок

15.

Значение воды в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека.

1

Комбинированный урок

16.

Состояние водных ресурсов в Ставропольском крае и регионе КМВ.

1

Урок усвоения и закрепления новых знаний

17.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

1

Комбинированный урок

18.

Почва и ее значение в природе и жизни человека.

1

Урок усвоения и закрепления новых знаний

19.

Состояние почвенных  ресурсов в Ставропольском крае и регионе КМВ.

1

Комбинированный урок

20.

Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов.

1

Комбинированный урок

21.

Пищевые ресурсы. Проблема питания и производства сельскохозяйственной продукции.

1

Комбинированный урок

22.

Лес как важнейший растительный ресурс

1

Комбинированный урок

23.

Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная Книга СК

Практическая работа №3

1

Урок практического применения знаний

24.

Рациональное использование и охрана растительных ресурсов.

1

Комбинированный урок

25.

Особо охраняемые природные территории.

1

Комбинированный урок

Раздел 4. Правовые вопросы природопользования (9 часов)

26.

Экологическое законодательство Российской Федерации

1

Урок усвоения и закрепления новых знаний

27.

Методы регулирования охраны природы и природопользования.

1

Комбинированный урок

28.

Виды экологических правонарушений и ответственность за них.

1

Комбинированный урок

29.

Экологическое движение

1

Комбинированный урок

30.

Деятельность крупных предприятий Ставропольского края в области охраны окружающей среды

1

Комбинированный урок

31.

Резервное время

1

Комбинированный урок

32.

Практическая работа № 4

Решение экологических задач

1

Урок практического применения знаний

33 – 34.

Практическая работа № 5

Защита проектов

2

Урок – конференция

Итого::

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературе Ставропольского края

Презентация к уроку литературы Ставропольского края в 8 классе!!!!...

План-конспект урока "Паразитизм в растительном мире. Карантинные паразитические организмы Ставропольского края"

Урок элективного курса "Экология растений с флористическим анализом растительности Ставрополья".Учащиеся узнают об особенностях паразитических организмов и их значении в практической деятельности чело...

Конспект внеклассного занятия в рамках предметной недели проведенного в 6 классе по теме «Разнообразие цветковых растений Ставропольского края».

Растительный покров Ставропольского края отличается большим разнообразием, что обусловлено сложным рельефом, географическим положением территории и его историей. Растительный покров слагается дв...

План работы научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 Александровского района Ставропольского края 2012-2013 учебный год.

Устав научного общества учащихся  «Эврика»МОУ СОШ №16  села Александровского, Александровского районаЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНОГО  ОБЩЕСТВА  УЧАЩИХСЯЦелью научно – исследовательско...

План работы научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 Александровского района Ставропольского края 2012-2013 учебный год.

Устав научного общества учащихся  «Эврика»МОУ СОШ №16  села Александровского, Александровского районаЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНОГО  ОБЩЕСТВА  УЧАЩИХСЯЦелью научно – исследовательско...

презентация к сбору отряда "Ставропольский край - край добрых сердец"

Данная презентация является приложением к сбору отряда "Ставропольский край - край добрых сердец"...

Классный час на тему "Край мой Ставропольский - край дружбы и мира"

Край мой Ставропольский - край дружбы и мира...