Классный час на тему "Край мой Ставропольский - край дружбы и мира"
классный час (5 класс) на тему

Титаренко Анжелика Владимировна

Край мой Ставропольский - край дружбы и мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._kray_moy_stavropolskiy_-_kray_druzhby_i_mira.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

« Край мой, Ставропольский»


Задачи образовательных областей:

Познание: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и с Прасковея). Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Развивать логическое мышление.

Коммуникация: развивать связную речь детей; развивать навык чтения. Обогащать словарь детей по теме. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Социализация: формировать любовь к родному селу, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.

Физическая культура: обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.

Чтение художественной литературы: приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи.

Материал: иллюстрации-ландшафты Ставропольского края (СК), животноводство и сельское хозяйство СК, символы г. Ставрополь и КавМинВод, Символика СК и села Прасковея (флаг и герб), картины П.М.Гречишкина; д книги Ивана Кашпурова, портреты знаменитых людей Ставропольского края, цветок «Цветик-семицветик», семена полевых культур (пшеница, кукуруза, подсолнечник, рис, гречиха, горох, ячмень ,овёс), пшеничные колосья (в вазе), минеральная вода в стекле (Нарзан, Ессентуки, Славяновская, Смирновская), памятные открытки гостям и медальоны детям, хлебобулочные изделия (каравай хлеба, булочки).

Предварительная работа: беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о СК, карты СК; знакомство с творчеством ставропольского художника Гречишкина П.М. и поэта- Ивана Кашпурова; чтение легенд о СК; экскурсия в детскую библиотеку, Дворец культуры.

Словарь: Родина, Ставропольский край, хлеборобный край, край золотого руна, Ставрополь-город креста, герб, флаг, Ставропольская крепость, житница, здравница, полезные ископаемые, обычаи, гостеприимство, хлебосольство, хлебобулочные изделия, мерзлота, города-курорты, источник, поэт, художник, легенда.

Интеграция: П, К, С, Ф, Ч.

Встречаем гостей хлебом, солью. Приветствуем их. (закрепляем обычаи русских людей на Ставрополье)

Ход:

Организационный момент.

Нам радостно, нам весело,

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение

Серьёзней быть пора.

Глазки хорошо открыли,

Уши навострили.

Будем думать, рассуждать

И немного удивлять.

Основная часть. 

-Нашим дорогим гостям очень интересно узнать, чем же мы их будем удивлять и радовать. А удивим мы всех сегодня своими знаниями о родном крае. (рассаживаются на стулья)

Ученик: (под музыкальный фон) 

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Отчий дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка скромница

И ромашковый бугор, 

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной весёлый двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

-Дети, а для вас, что такое Родина?

-Место, где мы родились и сейчас живём, как называется? (малая родина) 

-Для нас с вами наша малая родина-это село .Прасковея. Назовите адрес нашего проживания в России. (село Прасковея, Буденновский район, Ставропольский край, Россия)

-Итак, в каком крае мы живём. (Добиваться полных ответов)

-Главный город края?

-Почему он назван именно так? (в пер. с греч. Ставрополь- город креста. При закладке крепости(защита от врагов)-Ставропольская крепость- более 200 лет назад был сооружён каменный крест. Во время войн крепость была разрушена. Прошло время, в тех местах стали селиться люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополь. Позднее каменный крест восстановили.

-Каменный крест является символом города.

Вношу необычный цветок: сердцевина-очертания территории ставропольского края(СК), вокруг- семь лепестков(богатства края)

-Что у меня в руках? 

-Это необычный цветок , цветик-семицветик. А что в нём необычного? Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает? (очертания территории СК. Если дети затрудняются - можно поднести к карте СК и сравнить)

-Сердцевина цветка-это наш СК, а лепестки –богатства края.

-Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и расскажем чем славен и богат наш край.

Лепестки:

1.Природа края (природные ландшафты, животные, растения)

2.Сельское хозяйство (на лепестке изображены колосья)

3.Животноводство (на лепестке картинки: молочные продукты, мясо, яйца, шерсть, рыба)

4.Подземные богатства (полезные ископаемые)

5.Знаменитые люди края.

6.Символика СК (на лепестке изображены символы СК- герб и флаг)

7. Обычаи ставропольцев.

«Отрываем» по лепестку, надписи на лепестках читают хором все учащиеся

1. Природа края (рассказ учащегося)

- Почему путешествие по ставропольскому краю сравнивают с поездкой по всей России? (потому, что. на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты (поверхности, места): полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озёра, горы и даже мерзлота).

- Назовите основные реки Ставрополья. (Кубань, Терек, Егорлык, Кума)

-Какие озёра вы знаете (Солёное озеро, Маныч-Гудило, Тамбуканское озеро, Провал)

-Назовите водохранилища СК. (Новотроицкое, Сенгилеевское)

- Названия каких гор СК вы запомнили?

Физминутка «Родные просторы»

Край широкий Ставропольский, (идут по кругу, взявшись за руки)

Удивительный мой край. (остановились, развели руки через верх)

Только в нём увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)

Все места родной страны: (разводят руки перед собой)

Степи утопают здесь в цветах, (делают черту рукой перед собой и показывают «бутон»)

Реки горные торопятся, шумят,(бегут «змейкой»,взявшись за руки)

А озёра тихо, лишь качаются, лежат. (в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону)

Юг России, но и здесь есть мерзлота, (показывают «солнце»; изображают, как им холодно)

Что не тает никогда.(показывают указательным пальцем отрицание)

Колосится хлеб родной в полях, (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок-«колос»,покачивают)

Песни птичьи в воздухе звенят. (изображают «летящих птиц» по кругу)

Только тут пирамиды гор встают, (группируются по 2-3 человека, руки вверху соединяют)

И леса могучие растут - (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)

В них животные живут. (изображают разных животных)

И воздух самый чистый… (делают глубокий вдох-выдох)

Ах, Ставрополье, край лучистый.(разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)

Тебя я в сердце сохраню.(держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)

-Ребята, в каком месте на Ставрополье можно увидеть постоянную мерзлоту? (у подножия г. Развалка)

2. Сельское хозяйство. 

-Дети, что изображено на следующем лепестке?(колос пшеничный)

-Как по-другому ещё называют наш край? (Житницей, край хлеборобов)

- Почему?

-Пшеничный колос можно по праву считать символом СК.(вношу вазу с пшеничными колосьями, ставлю на видное место)

-Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье-это пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры. Какие именно сейчас вы нам расскажите. 

Игра «Определи полевую культуру» (на столе баночки с семенами злаков, дети берут , рассматривают и говорят название)

-Для чего выращивают эти культуры? (для приготовления еды человеку, корм животным)

-Что ещё выращивают в ставропольском крае? (овощи, фрукты, виноград)

3. Животноводство. (рассказывает учащийся)

- СК называют ещё и краем золотого руна. Что такое руно? (шерсть)

- Какие животные дают нам шерсть?

-В ставропольском крае на крупных фермах, птицефабриках и в частных подворьях разводят крупный рогатый скот, овец, птицу: кур, уток, гусей и пчёл.

4. Полезные ископаемые. (рассказ ученика)

-Что такое полезные ископаемые? (Это то, что хранится под землёй и приносит человеку пользу)

Стихотворение (ученик)

Мы расскажем вам сейчас, что хранит земля от нас: 

Нефть, песок, природный газ, гравий, глину, известняк, грязь лечебную и соль 

И живительный источник-минеральная вода. 

Вот что прячет Ставропольская земля. 

Рассказ ученика о том, какое природное ископаемое нашли недалеко от нашего села.(сопровождает рассказ иллюстрацией)

Возле х. Родионов нашли 5 лет тому назад кости древнего южного слона. Мамонты жили около двух миллионов лет назад.

- Минеральная вода одно из главных богатств СК. Ребята, вспомните легенду о том, как появилась эта живительная вода (про путника, который отблагодарил горца-нарта за его щедрость и доброту)

- И потянулись к водам коляски, брички, поезда..

И шла молва: от всех недугов целит кавказская вода.

Ставропольский поэт С. Рыбалко о возрождении курортов.

-В местах, где появлялись источники минеральной воды, стали строиться города-курорты. Какие?

-Я вам предлагаю немножко отдохнуть и испить целительный напиток под названием 

… (дети читают на бутылке: нарзан)

-Как по-другому называют этот напиток? (богатырский)

-Почему ?(люди, испившие его становились крепкими и здоровыми)

-Вот и мы с вами немного поправили своё здоровье и сейчас его укрепим.

Физминутка

Раз-подняться, потянуться.

Два- согнуться, разогнуться.

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - на место сесть опять.

5. Знаменитые люди края. (рассказ учащего)

-Посмотрим на эти замечательные картины. Кто их автор? (Гречишкин П. М.-знаменитый ставропольский художник). Что он рисовал? (1-й работой был портрет любимой бабушки, затем стал рисовать природу) 

Людмила И. прочтёт стихотворение замечательного детского ставропольского поэта, с творчеством которого мы с вами уже знакомы. Стихотворение «Ставрополье»

Ставрополье ( Людмила рассказывает)

Я видел Ставрополье на картинах,

в окно вагонов, через дым костров…

Лежит оно в равнинах и горбинах,

лежит на стыке четырех ветров.

Здесь голубые облака гороха

и голубой полыни облака,

и за людьми на динамитный грохот,

в степную марь, торопится река.

Здесь мериносы ноги моют в росах,

метелки проса – словно бьют ключи,

и от зари расходятся прокосы

широкие, прямые, как лучи…

Поля вплотную подступили к селам.

Из сел, в разведку выслав тополя,

сады выходят воинством веселым

и смело наступают на поля.

Ах, Ставрополье, синий край России,

Ты – песня эскадронная отцов.

Меня сады, поля твои растили

под птичий грай и перезвон овсов.

Мне открывали даль твои рассветы,

а стрепеты – немятую траву…

Куда б меня ни заманили ветры –

тебя от сердца я не оторву.

- Кто же автор этого стихотворения? (Иван Кашпуров)

- Какие ещё его стихи вы запомнили. ( названия)

- Илья К. расскажет о своём тренере, он тоже знаменитый человек СК. (в руках держит фото тренера с детьми, посещающими секцию)

Мой тренер- Атоян Тарон Сейранович. Мастер спорта России по дзюдо и самбо. Занял 3-е место на чемпионате Европы по дзюдо.

- В нашем селе проживает ещё один, знаменитый на весь мир человек- спортсмен, супертяжеловес. (Андрей Чемеркин, показ фото)

- Наш край славен известными людьми, которые прославили свой край и родную страну. С некоторыми из них мы уже познакомились. Но мы и дальше будем продолжать знакомиться с творчеством знаменитых и интересных людей Ставрополья.

6. Символика Ставропольского края. (читаю сама)

- Отличительными символами СК являются..? (показываю герб и флаг)

- Как вы считаете, почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (потому, что сначала была построена Ставропольская крепость, а спустя некоторое время-губерния, город)

- Что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев? (хлеборобный и сильный, могучий край)

- Почему всю композицию венчает двуглавый орёл? (это означает, что наш край входит в состав РФ)

- Почему полотнище флага СК золотого цвета? (цвет пшеничных колосьев)

-Что означает белый крест на флаге? (г. Ставрополь-краевой центр)

-Ребята, чей это герб и флаг? (показ символов села Прасковея)

-Что означает виноград, колосья? (наше село расположено в окружении полей, 
знаменито виноградниками)


7. Обычаи Ставропольцев. 

-Наш край многонациональный край. В нём проживают люди разных национальностей. Каких, подскажите. (русские, украинцы, армяне, грузины, греки, дагестанские народы-чеченцы, даргинцы, карачаевцы)

-Но всех нас, людей проживающих в СК объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи-это действия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу, из поколения в поколение. Как сегодня мы встречали наших гостей ? ( хлебом, солью, низким поклоном). – Почему именно с солью встречали гостей? (потому, что соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям)

-Какие ещё обычаи гостеприимства вы знаете? (если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай) 

-Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям. Мы с вами и этот обычай выполним: так как наш край хлеборобный край, то и угощать будем наших гостей самым дорогим-хлебобулочными изделиями, ну и, конечно же, подарки-открытки: самые красивые места СК. (дети угощают гостей и дарят открытки, рассаживаются на свои места)

Заключительная часть. 

-Мы рассмотрели все лучики-богатства СК. Давайте прикрепим их обратно к центру. Я креплю, а вы ещё раз вспоминаете чем же славен и богат наш Ставропольский край.

-Вот наш цветик-семицветик, все богатства СК.

-Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю . Вы, действительно, порадовали нас и удивили своими знаниями о СК. Всё, что вы видите , всё, что вы знаете о СК-запомните и сохраните в своих сердцах.

Читает учащийся: (Никита П.)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых 

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

Идёт музыкальный фон

- СК-удивительный, необычный край, который таит в себе много интересного, неизведанного нами. Я очень надеюсь, что у вас появилось желание узнать о родном крае ещё больше. 

Помогут вам в этом наши занятия, ваши родители расскажут что-то интересное или покажут, когда вы будете путешествовать по Ставрополью; интересные книги, иллюстрации, передачи и фильмы о родном крае. 
-Помните, знания о родных просторах покоряются только трудолюбивым и любознательным.

-За ваши старания и знания я награждаю вас вот такими памятными открытками. (подарки сувениры детям и взрослым).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературе Ставропольского края

Презентация к уроку литературы Ставропольского края в 8 классе!!!!...

План-конспект урока "Паразитизм в растительном мире. Карантинные паразитические организмы Ставропольского края"

Урок элективного курса "Экология растений с флористическим анализом растительности Ставрополья".Учащиеся узнают об особенностях паразитических организмов и их значении в практической деятельности чело...

Классный час в 6 классе "Символика России, Ставропольского края, Новоалександровского района, станицы Расшеватской"

Классный час в 6 классе призван  углубить и упрочить знания о государственной символике России, родного края, района, станицы. Структура предложенного материала может использоваться классными рук...

презентация к сбору отряда "Ставропольский край - край добрых сердец"

Данная презентация является приложением к сбору отряда "Ставропольский край - край добрых сердец"...

классный час ко Дню Ставропольского края

Материал позволит узнать много полезной информации для ребят, живущих на Ставрополье...

Классный час "День Ставропольского края"

Классный час "День Ставропольского края"...