Рабочая программа по биологии для 8 класса, 2 часа в неделю, авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Фролова  Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа по биологии для 8 класса, 2 часа в неделю, авторы  А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._bio_8kl.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ильинская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР                                                                      Приказ руководителя ОУ

_______________________                                                                                 №  ____от ______201_г

Рабочая программа

курса

   «Биология»

8 Класс

2015-2016 учебный год

               

 Составитель/ Разработчик

 программы

Фролова Татьяна Геннадьевна

                         

Красногорск

2015год

                                 

Пояснительная записка.

      Рабочая программа составлена в соответствии с компонентом  ФГОС основного общего образования, /приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010г №1897/, Закона « Об образовании РФ от 29.12.12г в соответствии с планом  МБОУ «Ильинская СОШ» на 2015-2016 учебный год. Данная программа разработана с использованием  Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для  8 класса общеобразовательных учреждений, авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. Издательство:  Вентана- Граф. Год издания: 2009

  Данная программа не предусматривает изменения и дополнения в программу основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторов А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш.

Учебник:«Человек»Автор:А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. Издательство:Вентана-Граф. Изд:2009

Цель составления рабочей программы: в результате обучения у школьников должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. Это представление формируется при усвоении следующих основных понятий: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.

Изучение биологии направлено на достижении   следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы. 

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать / понимать:

• сущность биологических процессов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности  организма; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Учащиеся должны уметь:

• объяснять:  роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

 изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

 распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;  рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

   Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Содержание учебной программы:

Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 5 часов. В рамках данной темы изучается строение, химический состав и жизнедеятельность  клеток человека. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов. Данная тема позволяет изучить  строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Правила оказания первая помощи при травмах. Строение, значение, работу мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 10 часов. Тема рассматривает внутреннюю среду организма, значение крови, ее состав, иммунитет. Строение, работу сердца, круги кровообращения. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Правила оказания первой помощи при кровотечениях.

Тема 4. "Дыхание" - 5часа. Во время изучения данной темы происходит знакомство учащихся со строением и значением системы дыхания. Рассматривается, как происходит газообмен в легких и тканях, дыхательные движения, регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.                   

Тема 5. "Пищеварение" -6 часов. Тема «Пищеварение» позволяет учащимся узнать значение пищи и ее состав. Рассмотреть органы пищеварения и процессы, происходящие в ротовой полости и желудке и кишечнике. Заболевания органов пищеварения.                                     

Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 3 часа. Данная тема рассматривает обменные  процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

 Тема 7. "Выделение. Кожа". –  3часов В рамках изучения данной темы  происходит знакомство  со строением, значением, заболеваниями почек и кожи.

Тема 8. "Эндокринная система" - 2 часа. Тема изучает железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Тема 9. "Нервная система. Органы чувств". - 10 часов. Данная тема позволяет изучить значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативную нервную систему. Спинной и головной мозг. Значение и строение органов чувств .

Тема 10. "Поведение и психика" - 6 часов. В данной теме изучаются врожденные и приобретенные формы поведения, закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 5 часов.  Тема изучает половую систему человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Психические особенности личности.

Повторение 3ч.    

                       

                                                          Календарно-тематическое планирование

                                                     

                                                          ТЕМА

Количество часов

Сроки изучения

Практическая

часть

1.  Введение. Организм человека. Общий обзор.      

5

сентябрь

Л.р. № 1;  П/р №1

2.  Опорно – двигательная система.

8

октябрь

Л.р.№ 2; П/р № 2-6    

3.  Кровь и кровообращение.

10

ноябрь

Л.р.№3; П/р№ 7-10

4.  Система дыхания

5

декабрь

Л.р.№ 4,5 П/р№ 11,12

5. Система пищеварения        

6

Декабрь-январь

Л.р. № 6 П/р№  13  

6.  Обмен веществ и энергией. Витамины.

3

февраль

7. Мочевыделительная система.  

2

февраль

Л.р. № Тест

8. Кожа

3

февраль

П/р№  14

9. Эндокринная система.  

2

март

10. Нервная система. Органы чувств.

10

Март-апрель

П/р№  15-19 Тест

11.  Поведение и психика.

6

май

П/р№  20

12. Индивидуальное размножение человека.

5

май

14. Повторение.

3

май

                                                                        ИТОГО

68

Л/Р-6,   П/Р-20

Перечень   лабораторных  работ

                                            Тема

Дата

1

 «Клетки и ткани под микроскопом»

сентябрь

2

 «Строение костей и поперечно- полосатой мышечной ткани под микроскопом»

октябрь

3

 «Строение крови лягушки и крови человека»

октябрь

4

 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

декабрь

5

 «Изготовление самодельной модели Дондерса»

Декабрь

6

«Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки»

январь

                                       Итого:  Л/р – 6    

Перечень   практических  работ

                                            Тема

Дата

1

 «Получение мигательного рефлекса и его торможения»

сентябрь

2,3,4

 «Роль плечевого пояса в движении руки; функции костей предплечья при повороте кисти; утомление при статической и динамической  работе»

октябрь

5,6

«Определение нарушений осанки и плоскостопия; функции основных мышечных групп»

октябрь

7

 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение»

ноябрь

8,9

 «Опыты, выявляющие природу пульса; определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»»

ноябрь

10

«Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку»

ноябрь

11,12

 «Определение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимнее время»

Декабрь

13    

 «Наблюдение за  подъемом  гортани при глотании, функцией надгортанника  и нёбного  язычка.»

Декабрь

14

 «Определение  жирности кожи с помощью бумажной салфетки.»

февраль

15,16

 «Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативные сосудистые рефлексы при штриховом раздражении кожи»

март

17,18,19

 «Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие  цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении»

март

20

 «Тренировка наблюдательности; иллюзии зрения»

апрель

                                       Итого:       П/р – 20    

ПОУРОЧНОЕ      ПЛАНИРОВАНИЕ     ПО      БИОЛОГИИ     8    КЛАСС.  

                                            Тема

Часы

Дата

Коррекция

1

1

Введение. Организм человека. Общий обзор. Науки об организме человека.

5

2

2

Структура тела. Демонстрации: Торс человека.Таблицы.

3

3

Клетка. Строение и химический состав,жизнедеятельность

4

4

Ткани. Л/Р №1 «Клетки и ткани под микроскопом»

5

5

Системы органов.  П/р №1 «Получение мигательного рефлекса и его торможения»

2

Опорно – двигательная система.

8

6

1

Система опоры и движения. Скелет Строение, состав,соединения костей. Демонстрации: Скелет. Таблицы. Л/р №2 «Строение костей и поперечно- полосатой мышечной ткани под микроскопом» 

7

2

Скелет головы и туловища. П/р №2,3,4  «Роль плечевого пояса в движении руки; функции костей предплечья при повороте кисти; утомление при статической и динамической  работе»

8

3

Скелет конечностей.

9

4

Первая доврачебная  помощь при травмах конечностей.

10

5

Мышцы.

11

6

Нарушение осанки и плоскостопие. П/р № 5,6«Определение нарушений осанки и плоскостопия; функции основных мышечных групп»

12

7

Развитие  опорно-двигательной системы.

13

8

Проверочная работа по теме: «Опорно – двигательная система» Тест

3

Кровь и кровообращение

10

14

1

Кровь и кровообращение.  Внутренняя среда организма.

15

2

Состав и свойства крови. Л/р №3 «Строение крови лягушки и крови человека»

16

3

Иммунитет.

17

4

Строение сердца и его работа. Демонстрации: Торс человека. Модель сердца. Тонометр. Таблицы.

18

5

Круги кровообращения. П/р№7«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение» 

19

6

 Движение лимфы

20

7

.Движение крови по сосудам. П/р№ 8,9 «Опыты, выявляющие природу пульса; определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»»

21

8

Регуляция работы сердца  и кровеносных сосудов. П/р №10 «Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку»

22

9

 Гигиена сердечно – сосудистой системы.  Виды кровотечений. Первая, доврачебная помощь при травмах сосудов. Демонстрация приемов оказания доврачебной помощи.

23

10

Проверочная работа по теме: «Кровь и кровообращение» Тест

4

Система дыхания

5

24

1

Система дыхания. Значение дыхания. Органы дыхания. Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса.

25

2

Строение легких. Газообмен. Л/р№4«Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

26

3

Дыхательные движения. Л/р № 5 «Изготовление самодельной модели Дондерса»

27

4

Регуляция дыхания. П/р №11,12 «Определение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимнее время»

28

5

Заболевания системы дыхания. Травмы органов дыхания и первая доврачебная помощь. Проверочная работа по теме: «Кровь и кровообращение»

5

Пищеварительная система

6

29

1

Пищеварительная система. Значение пищи и ее состав.

30

2

Органы пищеварения. Демои. Торс человека.

31

3

Пищеварение в ротовой полости. П/р №  13 «Наблюдение за  подъемом  гортани при глотании, функцией надгортанника  и нёбного  язычка.» Л/р №6 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки»

32

4

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Кишечное всасывание.

33

5

Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения

34

6

Проверочная работа по теме: «Система пищеварения»

6

Обмен веществ и энергии.

3

35

1

Обменные процессы в организме

36

2

Нормы питания.

37

3

Витамины.

7

Мочевыделительная система

2

38

1

Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Демонстрация. Торс человека. Модели мочевыделительной системы.

39

2

Предупреждение заболеваний  мочевыделительной системы.

8

Кожа

3

40

1

Значение  кожи и ее строение. Демо. Рельефная таблица строения кожи.

41

2

Нарушение кожных покровов. П/р № 14 «Определение  жирности кожи с помощью бумажной салфетки.»

42

3

Роль кожи в терморегуляции.

2

9

Эндокринная система

43

1

Эндокринная система Железы  внешней и внутренней секреции. Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой.

44

2

Роль  гормонов в обмене веществ. Рост и развитие  организма

10

Нервная система и органы чувств

10

45

1

Нервная система Значение, строение и функции нервной системы.

46

2

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. П/р №15,16 «Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативные сосудистые рефлексы при штриховом раздражении кожи»

47

3

Спинной мозг

48

4

Головной мозг. Демонстрации. Модель головного мозга.

49

5

Функции органов чувств и анализаторов.

50

6

Орган зрения и зрительный анализатор. Демо. Модель черепа, глаза.  П/р№ 17,18,19  «Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие  цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении»

51

7

Заболевания и повреждения глаз.

52

8

Органы слуха и равновесия. Демонстрации. Модель черепа, уха.

53

9

Органы осязания и обоняния, вкус.

54

10

Проверочная работа по теме: «Нервная  система и органы чувств»

11

Поведение и психика.

6

55

1

Врожденные формы поведения

56

2

Приобретенные формы поведения.

57

3

Закономерности  работы головного мозга. Демо. Модель головного мозга; выработка динамического стереотипа зеркального письма.

58

4

Биологические ритмы. Сон и его значение.

59

5

Особенности высшей нервной деятельности.  П/р № 20«Тренировка наблюдательности; иллюзии зрения»

60

6

Проверочная работа по теме: «Поведение и психика» Тест

12

Индивидуальное развитие человека.                                                        

5

61

1

Строение половой системы человека.

62

2

Наследственные и врожденные заболевания человека. Болезни, передающиеся половым путем. Влияние вредных привычек на развитие организма.

63

3

Внутриутробное развитие человека. Демо. Модели зародышей человека.

64

4

Развитие после рождения

65

5

Проверочная работа по теме: «Индивидуальное развитие человека»

66\68

Повторение курса анатомии и физиологии человека

3

                                       Итого:  Л/р – 6,      П/р – 20    

Информационно – методическое обеспечение

Основная литература:  

1. Учебник «Человек» Автор: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Издательство: Вентана- Граф Год изд:2011

2. Программ основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторы А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Издательство:  Вентана- Граф. Год издания: 2011

3. «Биология. Человек» -поурочные планы по учебнику Р.Д. Маша, автор составители Г.В. Чередникова,  Издательство «Учитель», 2011г

Дополнительная литература:

1.Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания В.Н. Фросин,В.И.Сивоглазов. «Дрофа», 2011г.

2..«Биология. Секреты эффективности современного урока» 6-11 классы. Авторы –составители Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова Издательство «Учитель» Волгоград, 2011г.

3.«Занимательная биология» на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Издательство «Глобус», 2010г.

4.  «Биология в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов» составитель Онищенко А.В., Санкт- Петербург,2012г.

5.  «Экология человека. Культура здоровья» В.С.Кучменко. Издательство: Вентана- Граф

Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания, разбор - решения задач. Олимпиады  по биологии 8 класс,  с 2006 года, школьный муниципальный уровень. Материал, накопленный учащимися города и школы – участниками экологических   НПК.

Материально – техническое  обеспечение уроков биологии

Ресурсы Интернета

1.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебнику «Человек» Автор: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. (http://school-collection.edu.ru/).

2. http://био.1september.ru/index.php – журнал «Биология в школе».

3.. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

4.. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

5.  http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека 

6. www.nature.ru   –«Научная сеть»

7. www.bio.msu.ru   факультет  биологии МГУ им. М.В. Ломоносова

8. «Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии». Авторы-составители М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007г.

  Электронные ресурсы кабинета химии

1.  Видеофильмы:  «Анатомия» в 2-х частях;

2. Коллекция презентаций  для 8класс: «Клетки. Ткани» «Общее знакомство с  организмом человека»;«Система опоры и движения»; «Система Кровообращения»;«Система дыхания»«Система пищеварения»;«Кожа»;«Обмен веществ и энергии»;«Нервная система и органы чувств».

 3.Презентации  к игровым урокам, конференция, классным часам, детские презентации: «Своя игра», «О вреде курения»,  «Чума -20-века», «Внимание - ветрянка», «Грипп – штука заразительная».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 10 класс (1ч. в неделю)

Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»**. В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образова...

Рабочая программа по биологии 11 класс (2ч. в неделю)

Курс биологии 11 класса построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на 68 часов (на 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по биологии 10 класс (2ч. в неделю)

Курс биологии  10 класса построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Программа разработана на основе П...

Рабочая программа по биологии 11 класс ( 1ч. в неделю)

Курс биологии 11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ...

Рабочая программа по биологии 5 класс 1час в неделю, итого 34, УМК Пономарев И.Н.

Представлена рабочая программа по биологии 5 класс , УМК Пономарев И.Н....

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии, 5 класс, 1час в неделю

Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих документов:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 201...