Рабочая программа по биологии для 9 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко И.Н. Пономарева.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Фролова  Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа по биологии для 9 класса, 2 часа в неделю, авторы  В.С. Кучменко И.Н. Пономарева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_._bio_9kl.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ильинская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР                                                                      Приказ руководителя ОУ

_______________________                                                                                 №  ____от ______201_г

Рабочая программа

курса

   «Биология»

9Класс

2015-2016учебный год

                 

 Составитель/ Разработчик

 программы

Фролова Татьяна Геннадьевна

                         

Красногорск

2015год

                                 

Пояснительная записка.

      Рабочая программа составлена в соответствии с компонентом   ФГОС основного общего образования, /приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010г №1897/, Закона « Об образовании РФ от 29.12.12г в соответствии с планом  МБОУ «Ильинская СОШ» на 2015-2016 учебный год. Данная программа разработана с использованием  Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 9 класса общеобразовательных учреждений (курс «Основы общей биологии», авторы Пономарева И.Н., Чернова Н.М.). Издательство:  Вентана- Граф. Год издания: 2009

Учебник: «Основы общей биологии»  Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева. Издательство: Вентана- Граф. Год издания: 2009

Цель изучения курса «Основы общей биологии в 9 классе»: изучение курса «Основы общей биологии»  направленно на достижения базового уровня биологического образования, завершения знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема  «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.  Данная программа не предусматривает изменения и дополнения в программу основного общего образования по биологии для 9 класса общеобразовательных учреждений, курс «Основы общей биологии», авторы Пономарева И.Н., Чернова Н.М.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.

Требования к уровню подготовки: В результате изучения биологии ученик   должен:                                                                                                                                                                  Знать\ понимать:  признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений,  животных,    грибов и бактерий; популяций;  экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения,  жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;                                                                                              

Уметь:   объяснять: роль биологии в формировании современной  естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;  родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и  окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,   проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме. Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и   животных,  сезонными изменениями в природе,  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты. Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых  объектах и таблицах органы цветкового растения,  органы и системы органов животных, растения разных отделов,  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей  отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах;

Использовать  приобретенные знания в практической деятельности для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения  в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных; проведения наблюдений за состоянием собственного организма

 Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.

Содержание тем учебного курса биологии

1. Введение в основы общей биологии (4ч.)  Данная тема предусматривает изучение  свойств, многообразия  живого организма. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Особенность региональной флоры и фауны.                                                                                                                                  2. Основы учения о клетке (10 ч) В рамках данной темы изучается строение, химический состав клетки. Органические вещества. Обмен веществ, биосинтез белка и углеводов. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания.  Лабораторная работа:  «Строение эукариотических  (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток»                                                                                                                          3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч) Тема позволяет рассмотреть особенности процесса размножения в органическом мире. Типы размножения организмов: половое и бесполое. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Лабораторная  работа: «Рассмотрение под микроскопом делящихся клеток»                                                                                                                                                                           4. Основы учения о наследственности и изменчивости (10ч)  В рамках данной темы рассматриваем основные термины и законы генетики. Виды и причины изменчивости. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы. Лабораторные работы: «Решение генетических задач », «Выявление  генотипических и фенотипических проявлений у особей вида или сорта, произрастающих  в неодинаковых условиях», «Изучение изменчивости»                                                                                                                                               5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4ч) Данная тема позволяет рассмотреть генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции.                                                                           6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч) Данная тема позволяет рассмотреть основные представления о возникновении жизни на Земле. Этапы развития жизни на Земле. Особенности региональной флоры и фауны. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.                                            7. Учение об эволюции (9ч) В рамках данной темы происходит изучение основных положений теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Рассматриваются виды изменчивости. Особенности региональной флоры и фауны. Современные представления об эволюции органического мира. Популяции, процессы видообразования. Основные направления  и закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на процессы в популяциях и его  ответственность за состояние окружающей среды. Лабораторные работы:«Приспособленность организмов к среде обитания»                                                                                                                                                        8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)  Данная тема изучает место человека в системе органического мира. Его сходство с животными и отличия от них.                                                          Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.                                                                                                                                                                                9. Основы экологии (11ч) В рамках данной темы происходит изучение основных понятий и законов экологии, разнообразие наземных и водных экосистем, естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.  Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации. Лабораторная работа: «Оценка санитарно- гигиенического качества  рабочего места»                                                                                                                              Повторение  (4ч) Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                        ТЕМА

Количество часов  

Сроки изучения

Практическая

часть

1.  Введение  в основы общей биологии

 

4

сентябрь

2. Основы цитологии. Клетка-единица живого.

10

Сентябрь-октябрь

Л/р№1

3.Размножение и индивид. развитие (онтогенез) организмов

5

ноябрь

Л/р№2

4 Основы генетики

10

Ноябрь-декабрь

Л/р№3,4,5

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

4

январь

6. Происхождение жизни и развитие органического мира

5

январь

7. Учение об эволюции

9

февраль

Л/р№6

8. Происхождение человека.

6

март

9. Основы экологии.

11

апрель

Л/р№7

10. Повторение курса «Основы общей биологии»

4

май

                                                       ИТОГО:

68

Л/р 7

  Перечень лабораторных работ

                                     ТЕМА

Сроки

1

 «Строение эукариотических  (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток»

октябрь

2

 «Рассмотрение под микроскопом делящихся  клеток»

ноябрь

3

 «Решение генетических задач »

декабрь

4

«Выявление  генотипических и фенотипических проявлений у особей вида или сорта, произрастающих  в неодинаковых условиях»

декабрь

5

 «Изучение изменчивости»

декабрь

6

«Приспособленность организмов к среде обитания»

февраль

7

 «Оценка санитарно- гигиенического качества  рабочего места.»

апрель

Информационно – методическое обеспечение

Основная литература:  

  1. «Основы общей биологии»  Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева. Издательство: Вентана- Граф
  2. Программа по биологии. Автор:В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева  Издательство:  Вентана- Граф. Год издания: 2009
  3. «Поурочные разработки по биологии. 9 класс»  О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова, к учебнику «Основы общей биологии»  Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева 2006г

Дополнительная литература:

1.Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания В.Н. Фросин,В.И.Сивоглазов. «Дрофа», 2011г.

2..«Биология. Секреты эффективности современного урока» 6-11 классы. Авторы –составители Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова Издательство «Учитель» Волгоград, 2011г.

3.«Занимательная биология» на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Издательство «Глобус», 2010г.

4.  «Биология в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов» составитель Онищенко А.В.,Санкт- Петербург,2012г.

Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания, разбор - решения задач.

Олимпиады  по биологии 9 класс,  с 2006 года, школьный муниципальный уровень.

      Материал, накопленный учащимися города и школы – участниками экологических   НПК.

                           

 Материально - техническое  обеспечение уроков биологии

Ресурсы Интернета

1.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебнику  «Основы общей биологии» Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева   (http://school-collection.edu.ru/).

2. http://био.1september.ru/index.php – журнал «Биология в школе».

3.. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

4.. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

5.  http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека 

6. www.nature.ru   –«Научная сеть»

7. www.bio.msu.ru   факультет  биологии МГУ им. М.В. Ломоносова

8. www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm  «Редкие и исчезающие животные России»                                                                        9. www.povodok.ru/encyclopedia/brem/ «Мир животных Брема»

  Электронные ресурсы кабинета химии

1. Видеофильмы:  «генетика», «Закономерности изменчивости»

2. Коллекция презентаций 9-11класс:«Цитоплазма. Клеточная оболочка»;«Химический состав клетки»;«Готовимся к ГИА и  ЕГЭ по биологии»;«Эволюция»;«Происхождение человека»;«Возникновение жизни на Земле»;«Генетика»;«Виды изменчивости»;«Наследственность и изменчивость».

 Презентации  к игровым урокам, конференция, классным часам, детские презентации:

  • «Путешествие в макромир» - поле чудес, «Своя игра»;

 

ПОУРОЧНОЕ    ПЛАНИРОВАНИЕ     ПО   БИОЛОГИИ     9   КЛАСС

                                     ТЕМА

Часы  

Прак.

часть

Сроки

Коррекция

1

Введение  

4

1

1

Биология как наука. Дем. портретов ученых - биологов

2

2

Общие свойства живых организмов.

3

3

Многообразие форм живых организмов     

4

4

Уровни организации

2

Основы цитологии.   Клетка-единица живого.

10

5

1

Цитология- наука  изучающая клетку. Многообразие клеток. Демонстрация  моделей клеток и микропрепаратов клеток растений и животных.

Демо

6

2

Химический состав клетки. Неорганические вещества  

7

3

Химический состав клетки

8

4

Белки и нуклеиновые кислоты. Демонстрация модели ДНК

Демо

9

5

Органоиды клетки и их функции. Л/р № 1 «Строение эукариотических  (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток»

Л/Р№1

10

6

Обмен веществ - основа существования клетки

11

7

Биосинтез белков

12

8

Биосинтез  углеводов – фотосинтез.

13

9

Обеспечение  клеток энергией.

14

10

Итоговая работа по теме: «Основы цитологии» Тест.

Тест

3

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов

5

15

1

 Типы размножения.  Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды размножения

Демо

16

2

Митоз. Л/р № 2 «Рассмотрение под микроскопом делящихся  клеток»

Л/р№2

17

3

 Мейоз. Образование половых леток.

18

4

Индивидуальное развитие организмов- онтогенез.

19

5

Итоговая работа  по теме: «Размножение и развитие  организмов»

Тест

4

Основы генетики.

10

20

1

Из истории развития генетики.

21

2

Основные понятия генетики

22

3

Генетические опыты Менделя. Моногибридное скрещивании. 1и2 законы Менделя. Л/р №3 «Решение генетических задач »

Л/р№3

23

4

Дигибридное скрещивание. 3-й закон Менделя.

24

5

Сцепленное наследование  генов и кроссинговер. Л/р №4 «Выявление  генотипических и фенотипических проявлений у особей вида или сорта, произрастающих  в неодинаковых условиях»

Л/р№4

25

6

Взаимодействие  генов и их множественное действие

26

7

Определение  пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

27

8

Изменчивость. Л/р №5 «Изучение изменчивости»

Л/р№5

28

9

Наследственные болезни сцепленные  с полом.

29

10

Итоговая работа по теме: « Основы генетики»

Тест

5

Основы селекции растений, животных, микроорганизмов.

4

30

1

Генетические основы селекции.

31

2

Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений.

32

3

Особенности селекции животных.

33

4

Основные направления селекции микроорганизмов.

6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

5

34

1

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

35

2

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

36

3

Значение  фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

37

4

Этапы развития жизни на Земле.

38

5

Этапы развития жизни на Земле.

7

Учение об эволюции

9

39

1

 Идея развития органического мира в биологии

40

2

Основные положения  теории Ч. Дарвина об эволюции.

41

3

Современные представления  об эволюции.

42

4

Вид. Его критерии

43

5

Видообразование. Л/Р № 6«Приспособленность организмов к среде обитания»

Л/р №6

44

6

Макроэволюция – результат  микроэволюции.

45

7

Основные направления эволюции.

46

8

Основные закономерности  биологической эволюции.

47

9

Итоговая работа по теме: « Учение об эволюции»

Тест

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

48

1

Эволюция приматов

49

2

Доказательства эволюционного происхождения Человека

50

3

Этапы эволюции Человека

51

4

Первые и современные люди.

52

5

Человеческие расы, их родство и происхождение.

53

6

Человек, как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

9

Основы экологии

11

54

1

Условия жизни на Земле.

55

2

Общие закономерности действия факторов среды на организмы.

56

3

Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

57

4

Биотические связи в природе.

58

5

Функционирование популяций.

59

6

Динамика численности  популяций.

60

7

Сообщества, биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

61

8

Развитие и смена  биогеоценозов.

62

9

Основные законы устойчивости живой природы. Л/Р № 7 «Оценка санитарно- гигиенического качества  рабочего мест»

Л/р №7

63

10

Рациональное использование природы и ее охрана. Тестирование

Тест

64

11

Итоговая работа за курс 9 класса.

Тест

6568

10

Повторение

4

                            ИТОГО:    Л/р – 7;    Тесты – 6

68



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 10 класс (1ч. в неделю)

Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»**. В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образова...

Рабочая программа по биологии 11 класс (2ч. в неделю)

Курс биологии 11 класса построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на 68 часов (на 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по биологии 10 класс (2ч. в неделю)

Курс биологии  10 класса построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Программа разработана на основе П...

Рабочая программа по биологии 11 класс ( 1ч. в неделю)

Курс биологии 11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ...

Рабочая программа по биологии 5 класс 1час в неделю, итого 34, УМК Пономарев И.Н.

Представлена рабочая программа по биологии 5 класс , УМК Пономарев И.Н....

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии, 5 класс, 1час в неделю

Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих документов:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 201...