Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Шоникова Алла Анатольевна

Рабочая программа по биологии 5 класс к УМК Т.С.Суховой, линия "Живая природа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новослободская основная школа»

Утверждено

решением педагогического совета

Протокол №____ от «____»__________2015г.

Приказ № ____от «____»________2015г.

Директор МБОУ «Н-Слободская основная школа»______________ /Полянцев В.Н./

Рабочая программа

Биология. Введение в биологию.5 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 5 класса

составлена в соответствии с требованиями

федерального государственного образовательного стандарта  общего образования второго поколения

                                 Программа согласована                                                                       Программа составлена

                                  Зам. директора по УВР                                                                           учителем биологии

                     МБОУ «Н-Слободская основная школа»                                                       МБОУ «Н-Слободская основная школа»                                                                                                                                                                                          

                             ___________/Царькова О.А./                                                                         Шониковой А.А.

.                        «_____»_____________2015г.                                                

с.Новая Слобода, 2015 год

Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» соответствует положениям

федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям

к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

         Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

         Предлагаемая рабочая программа реализуется  на основе учебно-методического комплекса концентрической линии «Живая природа», входящей в систему «Алгоритм успеха», авторский коллектив Т.С.Сухова и др.

Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.

         Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, знания о живой природе лежат в основе  природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Таким образом, целями биологического образования являются:

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных

обществом в сфере биологической науки;

 - обеспечение ориентации в системе моральных норм и ценностей:

признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека;

формирование ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств

личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной,

информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

    Курс для учащихся  5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование универсальных действий, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

         В основу данной программы положен системно -  деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

При изучении курса «Ведение в биологию» используются  развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные и проектные педагогические технологии.

Рабочая программа соответствует экологической направленности Программы развития МБОУ «Н-слободская основная школа», и включает аспекты формирования экологической культуры обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета « Биология»

   Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии, о человеке как биосоциальном существе.

   Биология как учебный предмет раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии

общества, способствует формированию научного мировоззрения.

   Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Школьники должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. 

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие

познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую  деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, структурировать материал и др.

Содержание курса биологии распределено по годам обучения следующим образом:

  • 5 класс. Вводный курс
  • 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения.
  • 7 класс. Животные.
  • 8 класс. Человек и его здоровья.
  • 9 класс. Общие биологические закономерности.

В 5 классе у обучающихся происходит формирование представлений о строении и жизнедеятельности живых организмов, единстве живой и неживой природы, общих биологических закономерностях.  

Описание курса в базисном учебном плане

         Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В 5 классе на изучение предмета выделяется 35 часов (1 час в неделю). Курс биологии в 5 классе направлен на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе. Он представляет собой введение в биологию и содержит общие представления о разнообразных формах жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в живой природе.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены демонстрации, наблюдения, экскурсии, лабораторные и практические работы.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их самостоятельной учебной работе.

Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:

1.Личностными результатами изучения предмета «Введение в биологию» являются:

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

 - формирование потребности и готовности к самообразованию и саморазвитию, в том числе, и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных

умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

 - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

2.Метапредметными результатами освоения программы пятиклассниками являются:

Регулятивные: УУД:

 -   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

- осуществление контроля и коррекции в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном.

- оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Коммуникативные УУД:

  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

-формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Познавательные УУД:

-   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели  и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3.Предметными результатами освоения программы являются:

-усвоение системы научных знаний о живой природе для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, о взаимосвязи живого и неживого;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;

-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе.

Содержание учебного курса

Тема 1. Биология — наука о живом (9 ч)

Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Уникальность планеты Земля, несущей жизнь. Условия для существования жизни на Земле. Разнообразие и расселение живых организмов на планете. Среды обитания, освоенные живыми организмами. Наука о живой природе — биология. Отличительные признаки живых организмов, особенности их химического состава, приспособленность к условиям окружающей среды. Свойства живых организмов. Строение животной и растительной клетки. Систематика и эволюция органического мира. Отличительные признаки царств живой природы. Место человека в системе живого мира. Методы изучения живой природы. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Устройство увеличительных приборов. Приготовление микропрепаратов. Клетки и ткани.

Лабораторные работы

1. Знакомство с микроскопом.

2. Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

3. Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

Опыты

1. Выращивание плесени на хлебе.

Тема 2. Особенности живых организмов (22ч)

    Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Размножение, рост и развитие животных и растений. Вегетативное размножение растений.
   Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия разных видов в экосистеме. Пищевые связи в экосистеме.

     Питание растений. Фотосинтез. Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Методы исследования живых организмов. Строение растительной клетки. Питание растений. Органы растения. Паразитизм как способ питания.

    Роль питания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Особенности химического состава живых организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Обмен веществ и превращение энергии. Движение. Рост и развитие организмов. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма. Единство живой и неживой природы. Черты сходства и различия человека и животных. Биологическая сущность человека. Экологические проблемы.

Лабораторные работы

1. Изучение строения семени.

2. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.

3.. Рассматривание корней растения.

Практические работы

1. Уход за комнатными растениями.

2. Подкармливание птиц зимой.

3. Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе и в семье.

Экскурсия

1. Живые организмы зимой.

Опыты

1. Наблюдение за прорастание семян.

2. Условия, необходимые для прорастания семян.

3. Испарение воды  листьями.

4. Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян.

Наблюдения

1. Наблюдение за домашними животными.

Демонстрации

1. Обнаружение минеральных солей в почве.

2. Обнаружение воды в сухих семенах, стебле и клубне картофеля.

3. Доказательства защитной роли процесса испарения от перегрева.

4. Движение растений к свету.

5. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

6. Выделение кислорода листьями на свету.

Тема 3. Единство живой и неживой природы (3 ч)

     Экосистемная организация живой природы. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера. Проблема охраны окружающей среды. Защита исследовательских проектов.

Экскурсия

1. Живые организмы весной. Звуки в живой природе.

Тематическое планирование

Распределение учебных часов по темам

№ п/п

Тема

Количество

часов

Лабораторные работы

Практические работы

Экскурсии

1

 Биология — наука о живом мире

9

3

-

-

2

Особенности живых организмов

22

3

3

1

3

Единство живой и неживой природы

3

-

-

1

Всего часов

34

6

3

2

№ и тема урока

Дата проведения

Тип урока

Основное содержание

Оборудование

Характеристика видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

план

факт

Личностные

Метапредметные

Предметные

Тема 1. Биология – наука о живом (9ч)

1.

Земля – планета жизни.

Комб.

Знакомство с учебником.

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Биология – наука о живом. Разнообразие и расселение живых организмов

по планете. Среды обитания.

Таблицы.

Презентация «Среды обитания»

Работа с текстом учебника, схемами, иллюстрациями.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа с биологическими терминами.

Заполнение таблицы «Среды обитания живых организмов»

Формирование познавательного интереса к изучению биологии, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Регулятивные:

-формулировать и удерживать учебную задачу;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

Познавательные:

-извлекать информацию из различных источников, выделять главное, давать определение понятий.

Коммуникативные:

-слушать учителя и одноклассников;

-задавать вопросы, формулировать собственное мнение

 Давать определение понятий наука биология, организм, среда обитания. Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Характеризовать различные среды обитания живых организмов.

2.

Как отличить живое от неживого?

Комб.

Общие признаки тел живой и неживой

природы.

Особенности химического состава живых организмов. Свойства живых организмов

Приспособленность организмов к условиям

окружающей среды.

Демонстрация: «Обугливание при горении – признак органического вещества»

Таблицы.

Спиртовка,пробирки, держатель, соль, мука, семена посолнечника.

Работа с текстом учебника, схемами, иллюстрациями.

Анализ содержания демонстрационного опыта

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Разработка алгоритма выполнения проекта «Живая и неживая природа»

Формирование способности к саморазвитию. Формирование целостного взгляда на разнообразие мира природы.

Регулятивные:

-формулировать и удерживать учебную задачу;

Познавательные:

Ставить, формулировать и решать учебные задачи

Узнавать, называть и определять объекты живой и неживой природы

Формировать навыки проектной деятельности

Коммуникативные:

Строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Давать определения понятиям, отражающим общие свойства живого: обмен веществ, рост, развитие, наследственность и др.

Сравнивать объекты живой и неживой природы, делать выводы об их сходстве и различии.

3.

Клеточное строение – общий признак живых организмов

Комб.

Клеточное строение бактерий, грибов,

растений, животных, человека. Вирусы —

неклеточные формы жизни. Строение

растительной и животной клеток, их

сходство и различия.

Понятие

об органоидах клетки.

 

Таблицы: Строение растительной, животной и бактериальной клеток, вирусы.

Презентация «Органоиды клетки»

Выполнение мини-проектов «Строение клетки»

Работа с текстом учебника, таблицами, иллюстрациями.

Синквейн  «Клетка».

Запись основных характеристик органоидов клетки.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Формирование способности обучающихся к саморазвитию. Формирование ответственного отношения к учению.

Регулятивные:

 -определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Познавательные:

-осуществлять смысловое чтение;

-искать и выделять информацию из различных источников

Коммуникативные:

-строить монологическое высказывание;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности

Давать определение понятиям, относящимся к строению клетки.

Характеризовать взаимосвязь между строением клетки и способом питания животных и растений.

4.

Деление живых организмов на группы.

Комб.

Понятие о систематике и систематических

группах. Принцип объединения ор ганизмов в одну систематическую группу.

Понятие о виде. Царства живой природы.

Место человека в системе живого

мира.

Таблицы «Царства живой природы» Карточки для составления схем «Система органического мира»

Работа с текстом учебника, иллюстрациями, таблицами.

Составление схемы «Система органического мира»

Запись в тетрадь основных аспектов систематики.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Формирование целостного взгляда на разнообразие мира природы.

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу;

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение;

-установление причинно-следственных связей

Коммуникативные:

задавать вопросы, слушать учителя и одноклассников.

Давать определение понятий систематика, вид, царство, эволюция.

Характеризовать царства живой природы. Выделять общие признаки организмов.

5.

Как человек изучает живую природу? Посмотри вокруг и подумай.

Комб.

Методы изучения живой природы: опыт,

наблюдение, описание, измерение. Лабораторное

оборудование и измерительные

приборы. Знакомство с увеличительными

приборами.

Домашний опыт «Выращивание плесени на хлебе»

Микроскоп, лупа, сантиметровая лента, линейка, пробирки, спиртовка.

Работа с текстом учебника, иллюстрациями.

Работа с лабораторным оборудованием.

Составление правил работы в кабинете биологии.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Проведение опыта (домашнего).

Формирование способности обучающихся к саморазвитию. Формирование ответственного отношения к учению.

Регулятивные:

-способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию

Познавательные:

-применять на практике разные методы изучения природы

Коммуникативные:

-формулировать цель и пути ее достижения;

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Использовать биологические методы для изучения любого живого объекта. Характеризовать методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

6. Прибор, открывающий «невидимое».

Урок – лабораторная работа

Лабораторная работа № 1

«Знакомство с микроскопом»

Устройство микроскопа.

Правила работы с микроскопом.

Микроскопы, готовые микропрепараты.

Таблица «Устройство микроскопа»

Составление плана лабораторной работы.

Выполнение заданий по инструктивным картам.

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Регулятивные:

-уметь составлять план и последовательность действий

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-сопоставлять биологический текст с иллюстрациями

Коммуникативные:

распределять и контролировать  работу в парах;

осуществлять взаимный контроль.

Понимать необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Знать увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп.

7.

Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом.

Урок – лабораторная работа

Лабораторная работа № 2

«Приготовление микропрепарата. Рассматривание

под микроскопом пузырьков

воздуха и плесени»

Приготовление микропрепаратов. Правила

приготовления микропрепарата,

лабораторное оборудование.

Микроскопы, предметные и покровные стекла, пинцеты, препаровальные иглы, плесень,

инструктивные карты.

Составление плана лабораторной работы.

Выполнение заданий по инструктивным картам.

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Регулятивные:

-уметь составлять план и последовательность действий

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-сопоставлять биологический текст с иллюстрациями

Коммуникативные:

распределять и контролировать  работу в парах;

осуществлять взаимный контроль.

Понимать необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.

Уметь приготовить микропрепарат.

8. 

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

Урок -лабораторная работа.

Лабораторная работа № 3

«Рассматривание под микроскопом клеток

одноклеточных и многоклеточных

организмов»

 Клетка одноклеточного организма — самостоятельное

живое существо.

Зависимость клеток многоклеточного организма

от других клеток организма. Понятие

о ткани и об организме как едином

целом.

Микроскопы, микропрепараты одноклеточных животных, растительных и животных клеток.

Работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполнение лабораторной работы.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Регулятивные:

-уметь составлять план и последовательность действий

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-анализировать объекты с целью выделения признаков;

-сопоставлять биологический текст с иллюстрациями

Коммуникативные:

распределять и контролировать  работу в парах;

осуществлять взаимный контроль.

Научиться рассматривать различные микропрепараты.

Зарисовывать строение клетки.

Сравнивать функции клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

Доказывать взаимосвязь строения клеток и тканей с выполняемой ими функцией.

9.

Обобщающий урок «Что ты узнал о строении и свойствах живых организмов?»

Урок обобщающего контроля

Обобщение знаний по теме « Биология – наука о живом»

Карточки для проверки знаний. Компьютер, проектор для защиты проектов.

Опрос учащихся с использованием итоговых заданий.

Защита групповых проектов.

Формирование ответственного отношения к учению

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Формирование целостного взгляда на разнообразие мира природы.

Регулятивные: определять качество и уровень усвоения материала;

- адекватно воспринимать предложения и критику

Познавательные:

-осознанно строить сообщения в устной и письменной форме

- презентовать полученную  информацию

Коммуникативные:

-определять цели, функции участников, способы взаимодействия

- активно взаимодействовать в группе

Научиться сравнивать клетки различных организмов.

Характеризовать основные органоиды  клетки.

Уметь использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований.

Тема 2. Особенности живых организмов (22ч)

10. Как размножаются живые организмы?

Комб.

Размножение организмов.

Бесполое и половое

размножение. Половые

клетки. Оплодотворение

Таблицы.

Презентация «Размножение живых организмов», компьютер, медиапроектор.

Работа с текстом учебника, таблицами, иллюстрациями: изучение отличительных признаков полового и бесполого размножения. Составление схем бесполого и полового размножения.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Формирование у учащихся целостной научной картины мира, способности к саморазвитию на основе самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

 -определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Познавательные:

-извлекать информацию из различных источников, выделять главное, давать определение понятий; преобразовывать текстовую информацию в схемы.

Коммуникативные:

- уметь полно и точно выражать свои мысли

Давать определение базовых понятий

«размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш».

Характеризовать важнейший процесс – размножение; сравнивать половое и бесполое размножение.

11. Как размножаются животные?

Комб.

Бесполое и половое размножение животных.

 Гермафродиты.

Таблица «Размножение гидры»

Работа с иллюстрациями учебника.

Запись в тетрадь основных понятий.

Заполнение таблицы «Размножение животных».

Составление схемы полового и бесполого размножения животных.

Формирование способности к саморазвитию на основе самостоятельной деятельности.

Формирование ответственного отношения к учению.

Регулятивные:

 -определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Познавательные:

-искать и выделять информацию из различных источников

Коммуникативные:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать затруднения.

Сравнивать бесполое и половое размножение животных. Научиться составлять схемы полового и бесполого размножения животных.

12. Как размножаются растения?

Урок-лабораторная работа

Органы цветкового растения.

Половое размножение

растений Лабораторная работа № 4

«Изучение строения семени».

Опыт, проводимый в домашних

условиях

«Наблюдение за прорастанием семян»

Таблицы

«Размножение растений» «Строение семени фасоли»

Семена фасоли, лупа, препаровальные иглы, ванночки.

Работа с текстом учебника.

Выполнение лабораторной работы.

Обсуждение проведения опыта по проращиванию семян.

Формирование у учащихся научной картины мира.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные:

- Искать и выделять необходимую информацию; сопоставлять текст с иллюстрациями учебника.

Коммуникативные:

распределять и контролировать работу в парах.

Научиться проводить простые опыты и наблюдения по семенному размножению растений

13. Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

Комб.

Бесполое размножение растений.
Вегетативное размножение комнатных растений.

Практическая работа№1

«Уход за комнатными растениями»

Таблица «Вегетативное размножение растений»

Работа с текстом учебника, схемами, иллюстрациями.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Заполнение таблицы «Вегетативное размножение растений»»

Формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется, на примере практической работы по выращиванию растений бесполым способом размножения

Регулятивные:

-определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Коммуникативные:

- уметь строить алгоритм действия по совместному выполнению заданий

Объяснять особенности размножения растений частями тела.

Научиться проводить простые опыты и наблюдения по бесполому размножению растений.

14. Почему всем хватает места на Земле?

Комб.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Условия, приводящие к гибели живых организмов. Количество потомков у разных живых организмов.
Примеры приспособлений, обеспечивающих выживание потомства

Опыт, проводимый в домашних условиях «Условия, необходимые для прорастания семян»

Презентация «Количество потомков у разных живых организмов»

Работа с тестом учебника, иллюстрациями.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Обсуждение домашнего опыта.

Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- устанавливать соответствие результатов поставленной цели.

Познавательные:

- контролировать и оценивать результат деятельности;

- интерпретировать полученную информацию.

Коммуникативные:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Понимать особенности взаимосвязи организмов и окружающей среды.

15. Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

Комб.

Понятие среды обитания для растений, животных, человека. Примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни.

Презентация «Среды обитания»

Работа с текстом учебника, иллюстрациями. Запись новых терминов.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Формирование целостного взгляда на разнообразие мира природы.

Регулятивные:

-определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Познавательные:

-решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства.

Коммуникативные:

- строить монологическое высказывание.

Объяснять значение понятий «экология», «хищник», «паразит», «растительноядное животное».
 Приводить примеры благоприятных и неблагоприятных для жизни условий, в том числе своей жизни.

16. «Размножение — общее свойство всех живых организмов»

Урок обобщения

Промежуточный контроль
знаний.

Экскурсия№1

«Живые организмы зимой»

Карточки с контрольными работами

Видеофрагмент «Живые организмызимой»

Фронтальная беседа. Работа с рабочими тетрадями. Выполнение тестовых заданий. Виртуальная экскурсия.

Формирование у учащихся умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Познавательные:

- передача информации; построение рассуждения; обобщение.

Коммуникативные:

- строить монологическое высказывание;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Доказывать, что размножение — общее свойство живого.

Давать определение понятий «размножение», «гамета», «зигота».

Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных.

17. Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?

Комб.

Питание — признак всех живых организмов. Пищевые цепи. Фотосинтез.

Наблюдения, подтверждающие образование хлорофилла на свету. Значение растений для существования жизни на Земле

Презентация «Фотосинтез»

Таблица «Цепи питания»

Работа с учебником, иллюстрациями.

Фронтальная беседа.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Построение схем питания.

Формирование научной картины мира на примере обобщения знаний о значении растений для жизни на Земле

Регулятивные:

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные:

- формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты и наблюдения по единому предложенному плану: цель, ход исследования, результаты, вывод;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника

Давать определение процесса фотосинтеза, подтверждать определение схемой.
Знакомиться с вкладом отечественных учёных в развитие биологии.

Научиться составлять цепи питания

18. Как питаются разные животные?

Комб

Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах.

Практическая работа№2

«Подкармливание птиц зимой»
 

Презентация «Система пищеварения животных»

Работа с текстом, иллюстрациями учебника.

Работа с электронной презентацией.

Запись в тетрадь новых определений и способов питания животных.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Обсуждение алгоритма выполнения практической работы.

Формирование способности обучающихся к саморазвитию.

Формирование нравственно-этического оценивания своего места в окружающем мире.

Регулятивные:

- составлять план и последовательность действий.

Познавательные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- владеть диалогической формой речи.

Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами.

Проводить наблюдение за объектами живой природы.

19. Как питается растение?

Урок -лабораторная работа

Строение растительной клетки, содержащей хлоропласты. Образование хлорофилла на свету.

Лабораторная работа № 5

«Рассматривание под микроскопом клеток зелёного листа»

Таблицы «Внутренне строение листа», «Строение растительной клетки».

Микроскопы, микропрепараты «Растительная клетка»

Работа с учебником, иллюстрациями.

Выполнений заданий в рабочей тетради.

Выполнение лабораторной работы.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Регулятивные:

- применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:

- развивать навыки самостоятельной исследовательской работы;

- поиск и выделение информации из различных источников.

Коммуникативные:

- обсуждать с одноклассниками результаты собственных исследований, вести диалог, уважая иное мнение

Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений.

Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле.

20. Только ли лист кормит растение?

Комб.

Роль корней в жизни растений.
Корень — орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей.
Растения-хищники.
 

Лабораторная работа № 6
«Рассматривание корней растения»

Демонстрационный опыт
«Обнаружение минеральных солей
в почве».

Таблица «Корневые системы».

Гербарии.

Кусочек почвы, стакан, предметное стекло, спиртовка, держатель.

Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Работа с таблицей.

Выполнение лабораторной работы.

Анализ демонстрационного опыта.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации из различных источников;

- фиксировать результаты своих исследований.

Коммуникативные:

- использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа.

Объяснять значение корней в жизни растений.

21. Как питаются паразиты?

Комб.

Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина.

Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов.

Таблицы «Паразитические черви», «Грибы-паразиты».

Гербарии, коллекции, влажные препараты.

Работа с учебником. Работа с таблицами, гербариями, рассматривание влажных препаратов.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

 Формирование нравственно-этического оценивания своего места в окружающем мире.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные:

 -развивать умение анализировать примеры, приведённые из дополнительных источников;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой

Коммуникативные:

-слушать учителя и одноклассников;

-задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Давать определение понятий «паразит», «паразит — хозяин». Выделять общие признаки паразитов.

22. Обобщающий урок «Одинаково ли питаются разные живые организмы?»

Урок обобщающего контроля

Промежуточный контроль знаний

Учебник, рабочие тетради.

Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради.

Работа по карточкам.

Формирование целостного взгляда на разнообразие мира природы.

Регулятивные:

- определять качество и уровень усвоения материала;

Познавательные:

-осознанно строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Объяснять значение пищи как источника энергии.

Давать определение базовых понятий.
Доказывать взаимосвязи живых организмов через цепи питания.



Называть способы питания животных.

Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений

23. Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

Комб.

Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку.

Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов
 питания. Понятие о нитратах.

Таблица «Макро- и микроэлементы живого организма»

Работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполнение заданий в рабочей тетради. Составление схем путей поступления загрязняющих веществ в организм человека.

Формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные:

- развивать общеучебные навыки, работая с текстом учебника.
- осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека

Коммуникативные:

- строить монологическое высказывание

Доказывать зависимость жизни живых организмов от состояния окружающей среды.

Применять знания о нитратах в повседневной жизни

24. Можно ли жить без воды?

Комб.

Вода — необходимое условие жизни. Испарение воды.. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды — условие сохранения жизни на Земле.

Демонстрационный опыт
«Обнаружение воды в сухих семенах, стебле и клубне картофеля».
«Доказательства защитной роли процесса испарения от перегрева».

Опыт, проводимый в домашних условиях
«Испарение воды листьями».

Спиртовка, держатель, пробирка, семена, салфетка, картофель.

Марля. Полиэтиленовый пакет, комнатное растение.

Работа с иллюстрациями учебника.

Анализ демонстрационных опытов.

Работа с текстом учебника.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм

Регулятивные:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные:

- искать и выделять информацию из различных источников;
- анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы.
Коммуникативные: 

- оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте;

- распределять и контролировать работу в группах.

Научиться проводить простые опыты и наблюдения.

Научиться объяснять необходимость охраны воды.

25. Можно ли жить не питаясь?

Комб.

Пища — источник энергии, необходимой для жизни. Пищевые связи.

Растения, растительноядные, хищники.

Карточки «Цепи питания»

Заполнение таблицы.

Составление цепей питания.

Работа с текстом учебника.

Формирование способности обучающихся к саморазвитию. Формирование ответственного отношения к учению.

Регулятивные:

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

- использовать полученные знания в новой ситуации, применимой к повседневной жизни;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

Коммуникативные:

- владеть диалогической формой речи.

Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос».

Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.

26. Как можно добыть энергию для жизни?

Комб.

Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Движение органов растения.

Демонстрационный опыт
«Движение растения к свету».

Опыт, проводимый в домашних условиях
«Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян».

Наблюдение за движением домашних животных

Рассада томата.

Презентация «Способы движения животных»

Работа с текстом учебника. Анализ демонстрационного опыта. Обсуждение слайдов и видеофрагментов презентации. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:

- использовать рисунок учебника как источник информации;

- фиксировать результаты эксперимента, делать выводы.
Коммуникативные:

- владеть монологической формой речи.

Характеризовать способы движения живых организмов. Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные знания.
Научиться проводить простые опыты и наблюдения.

27. Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

Комб.

Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни.

Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма

Таблица «Строение семян»

Работа с иллюстрациями учебника.

Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с текстом учебника.

Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Регулятивные:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

Познавательные:

-- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- уметь полно и точно выражать свои мысли.

Объяснять значение пищи как источника энергии.


Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

28. Можно ли жить и не дышать?

Комб.

Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма Демонстрационный опыт

«Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе»

Прибор для обнаружения углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Анализ демонстрационного опыта.

Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради. Составление схемы получения клеткой энергии. Синквейн «дыхание»

Формирование понимания взаимосвязи организма человека, его здоровья и жизнедеятельности с условиями окружающей среды.

Регулятивные: 

- проверять правильность теоретических выводов приёмами самоанализа и самоконтроля.

Познавательные:

- анализ и интерпретация информации.

Коммуникативные:

- владеть монологической формой речи.

Давать определение понятия «газообмен».
Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена.
Научиться проводить простые опыты и наблюдения.

29. Возвращают ли живые организмы
вещества в окружающую среду?

Комб.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Процессы жизнедеятельности организмов. Единство живой и неживой природы.

Демонстрационный опыт 

«Выделение кислорода листьями на свету»

Таблица «Круговорот веществ»

Презентация «Опыт Пристли»

Модуль «Выделение кислорода листьями на свету»

Работа с текстом, иллюстрациями учебника.

Анализ демонстрационного опыта.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Формирование у учащихся целостной научной картины мира

Регулятивные:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные:

 - работать с рисунками учебника как источниками информации;

- формулировать выводы.
Коммуникативные:

- участвовать в совместном обсуждении результатов приведённых в учебнике опытов.

Приводить доказательства единства природы.
 Определять методы биологических исследований.

30. Является ли человек частью живой природы?

Комб.

Отличие человека от животных . Человек как биологическое существо. Зависимость состояния здоровья от качества окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды.

 Практическая работа №3

«Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе и в семье»

Презентация «Проблемы окружающей среды»

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Обсуждение алгоритма выполнения практической работы.

Формирование экологической культуры

Регулятивные:

-формулировать и удерживать учебную задачу;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

Познавательные:

- искать и выделять информацию из различных источников.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Называть свойства человека как живого организма.

Выделять признаки отличия человека от животных.

Называть факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека

31. Обобщающий урок «Какие условия необходимы для жизни?»

Урок обобщающего контроля.

Обобщение знаний по теме 2.

Учебники, рабочие тетради, индивидуальные задания на карточках.

Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради.

Работа по карточкам.

Формирование целостного взгляда на разнообразие мира природы.

Регулятивные:

- определять качество и уровень усвоения материала;

Познавательные:

-осознанно строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Называть общие свойства живых организмов.
Объяснять значение биологического разнообразия на Земле. Называть условия необходимые для жизни. Определять методы биологических исследований.

Выделять базовые общебиологические понятия

32. Земля — наш общий дом

Урок - экскурсия

Экосистемная организация живой природы. Круговорот веществ и превращение энергии.
Биосфера — глобальная экосистема.
Проблема охраны окружающей среды.

Экскурсия №2

«Живые организмы весной. Звуки в живой природе»

Инструктивные карты.

Фронтальная беседа.

Экскурсия.

Формирование экологической культуры.

Формирование мировоззренческих позиций на основе умения приводить доказательства о том, что природа - единого целое.

Регулятивные:

-уметь составлять план и последовательность действий

Познавательные:

- развивать навыки самостоятельной исследовательской работы;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

 -определять цели, функции участников, способы взаимодействия

- активно взаимодействовать в группе

Давать определение понятий «природное сообщество», «экосистема», «биосфера».

Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Научиться доказывать единство живой и неживой природы.

Проводить наблюдение за объектами живой природы.

33. Всё ли мы знаем о жизни на Земле?

Урок обобщающего контроля.

Понятие о биологии как комплексной науке. Итоговое обсуждение основных положений вводного курса:

Доказательства единства живой и неживой природы.

Системная организация живого, свойства живых организмов.

Способы размножения, питания, передвижения. Дыхание как процесс получения энергии.

Солнце — источник энергии на Земле. Передача вещества и энергии через пищевые цепи. Вода — условие жизни на Земле.

Роль человека на Земле. Проблемы охраны окружающей среды

Карточки с тестовыми заданиями.

Работа с учебником.

выполнение тестовых заданий.

Формирование целостного взгляда на разнообразие мира природы.

Формирование экологической культуры.

Формирование ответственного отношения к учению.

Регулятивные:

- определять качество и уровень усвоения материала;

Познавательные:

-осознанно строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Давать определение базовых понятий, необходимых для изучения целостного школьного курса биологии.
 Приводить доказательства единства живой и неживой природы.

Называть свойства живого.

Уметь использовать личный опыт исследований объектов живой и неживой природы.

34. Проектно-исследовательская работа учащихся в летний период

Комб.

Обсуждение содержания заданий и формы подготовки отчёта о проведённой работе.

Проекты, исследовательские работы.

Фронтальная беседа.

Запись в тетрадь основных требований к индивидуальным исследовательским проектам.

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Регулятивные:

- планировать собственную деятельность, выбрав любую из предлагаемых работ.

Познавательные:

- ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать затруднения.

Научиться самостоятельно исследовать живую природу.

35. Резерв

 


Обеспечение учебно-методическое и материально-техническое.

Перечень оснащения кабинета биологии (оборудование, необходимое для реализации данной рабочей программы)

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Основные отделы царства растений

Разнообразие органов цветковых растений

Коллекции

Семена и плоды

Комплекты микропрепаратов

Ботаника

Зоология

Магнитные модели-аппликации

Классификация растений и животных 

Наборы муляжей

Грибы

Плоды

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации свойств почвы

Для демонстрации всасывания воды корнями растений

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений

Раздаточные

Лупа ручная

Микроскоп

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

Спиртовка лабораторная

Печатные пособия

Таблицы

Демонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника»

Дидактические материалы

Набор инструктивных карточек для проведения лабораторных работ.

Тестовые задания.

Экранно-звуковые и мультимедийные средства обучения

Авторские электронные презентации по изучаемым темам.

Видеофрагменты.

Литература.

1. Основная образовательная программ основного общего образования МБОУ «Н-Слободская основная школа», 2015 г.

2. Примерные программы основного общего образования. Биология. 5-9.  Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2012.

3. Сухова Т.С. Биология: 5-11 классы : программы / Т.С. Сухова, С.Н. Исакова. — М .: Вентана-Граф, 2014 (Живая

природа).

4. Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений; Издательство «Вентана-Граф» Москва 2013.

5. Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь; Издательство «Вентана-Граф» Москва 2013.

6. Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология. 5 класс. Методическое  пособие для учителя; Издательство «Вентана-Граф» Москва 2013.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.

М.: Просвещение, 2011.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система

заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...