Урок "Методы изучения природы", 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Рубцова Елена Александровна

Урок разработан для проведения в неурочной форме (реализация 30%, ФГОС ООО): лаборатория юного исследователя. Учащиеся путём выполнения заданий самостоятельно открывают методы изучения природы и дают им названия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_izucheniya_prirody_2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Методы изучения природы»

урок биологии, 5 класс

Рубцова Елена Александровна,

учитель биологии и химии

МБОУ «Агинская СОШ № 2»,

с. Агинское, Саянский район,

Красноярский край

Цель: Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:  умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД:  умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Оборудование: аквариум с рыбками,  деревянные, пластмассовые, металлические линейки, фонарик, пипетки, раствор йода, картофель, морковь, хлеб, лук, сантиметровая лента.

Ход урока:

1. Организационный момент, распределение учащихся по группам

2. Изучение нового материала

Слово учителя: В этом году мы с вами начали изучать биологию.

  • О чём эта наука?
  • Что нам помогает изучать всё живое?
  • Откуда мы берём информацию о том или ином объекте?
  • А кто помогает писать учебники и книги о живой природе?
  • С помощью чего учёные узнают информацию о живом?

Сегодня и мы с вами попытаемся выяснить, какие методы помогают изучать природу. Может быть, мы и сами пользуемся этими методами!?

Вы разделены на три группы. У каждой группы есть своё определённое задание (Приложение 1). По мере выполнения задания каждый участник заполняет свою таблицу (Приложение 2). Результатом выполнения задания в группе должно стать название метода, который каждый из вас использовал в данный момент. После выполнения задания, группы меняются местами, так, чтобы все три задания были выполнены. На выполнение задания отводится 7-10 минут.

3. Обсуждение результатов (по каждому заданию одновременно работает весь класс).

Выяснение названия методов: наблюдение, измерение, эксперимент (опыт).

4. Закрепление.

Определите, какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.

  • Солнце встаёт на востоке, а садится на западе.
  • При добавлении лимона в чай - он светлеет.
  • На пне, оставшемся от спиленной берёзы, насчитывалось 20 годичных колец.
  • Длина тела ужа обыкновенного достигает 1,5 метров.
  • Если горящую свечу накрыть стеклянным стаканом или банкой – она потухнет.
  • После дождя на небе была видна яркая радуга.

Можно ли воспользоваться изученными нами методами в повседневной жизни? Приведите примеры.

5. Домашнее задание. Дать определение каждому из методов как термину. Перечислить инструменты, которые можно использовать при применении методов изучения природы.

6. Рефлексия.

  • Каков результат сегодняшнего урока?
  • Как вы достигли этого результата?
  • Оцените работу вашей группы. Кто работал активнее всего?


Приложение 1.

Задание 1 (группа 1).

Определите, в каких из представленных продуктов содержится крахмал. Для этого необходимо с помощью пипетки капнуть 2 капельки йода на кусочек продукта. Посинение йода показывает, что в продукте содержится крахмал. Результаты занесите в таблицу.

Важно!!! Экспериментируйте очень аккуратно, не испачкайте соседа и не пролейте йод на учебные принадлежности.

Задание 2 (группа 2).

С помощью сантиметровой ленты определите, у кого из членов вашей группы самая длинная рука, самая тонкая талия, самая длинная нога. Результаты занесите в таблицу.

Задание 3 (группа 3).

Посмотрите на рыбку в аквариуме, опишите, что она делает в данный момент.

1. Аккуратно постучите по стенке аквариума деревянной линейкой. Понаблюдайте за поведением рыбки. Что произошло?

2. Аккуратно постучите по стенке аквариума пластмассовой линейкой. Что произошло?

3. Аккуратно постучите по стенке аквариума металлической линейкой. Что произошло?

4. Направьте луч фонарика в аквариум. Есть ли у рыбки на ваше действие какая-либо реакция?

Приложение 2.

Объект

Результат ваших действий

Вывод (название метода)

Рыбка в аквариуме

1)

2)

3)

4)

Рука

Талия

Нога

Хлеб

Картофель

Лук

Морковь

1)

2)

3)

4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

План урока по природоведению в 5 классе по теме ""Методы изучения природы"

Урок природоведения "Методы изучения природы", 5 классЦели урока:- образовательные:• Организовать практическое знакомство с методами изучения природы;• Продолжить формирование умения работать с информ...

Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)Цель разработки: раскрытие опыта проведения урока освоения новых знаний, построенного в рамках системно – деятельного ...

биология 5 класс Тема урока: «Методы изучения природы»

Урок №3Тема урока: «Методы изучения природы»Цели.Предметные результаты:– формировать умение характеризовать методы биологии;– формировать умение понимать смысл терминов: наблюдение, описание, сравнени...

Конспект урока естествознания в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Конспект и технологическая карта урока по применению технологии организации исследовательской деятельности. Разработка поможет познакомить учащихся с методами изучения природы, научить описывать личны...

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Методы изучения природы"

Практическая работа на уроке биологии в 5 классе. Тема "Методы изучения природы"....