Главные вкладки

    Науки о природе. Методы изучения природы
    план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

    Володина Ольга Николаевна

    Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,

    И  их использования в практической деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nauki_o_prirode._metody_izucheniya_prirody.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 1 «Науки о природе. Методы изучения природы» 5 класс

    Цель: дать определение наукам изучающим природу.

    Рассмотреть методы изучения природы

            Выявить основные цели изучаемого предмета,

    Создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.

    Оборудование: линейка, термометр, весы, древесные опилки, кнопки и магнит.

    1. Организационный момент, распределение учащихся по группам.

    Ход урока: записать тему урока число

    2. Новая тема.

    Слово учителя: в этом году мы с вами будем изучать предмет « природоведение». В начальной школе вы изучали предмет « окружающий мир».

    1. Какие темы вы рассматривали на этом предмете?
    2. Как расшифровывается слово природоведение?

    природоведение в словаре Ожегова

    ПРИРОДОВЕДЕНИЕ - Наука о природе; такая наука как предмет школьного преподавания

    природоведение - То же, что: естествознание

    1. Как вы понимаете слово «естествознание»?

    Существует два определения понятия естествознания:

    1) Естествознание - это наука о Природе как единой целостности.

    2) Естествознание - это совокупность наук о Природе, рассматриваемых как единое целое. т.е это единый комплекс взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг друга. Это одна наука.

    1. Как расшифровать словосочетание « естественные науки»?

    Естественные науки - совокупность наук о природе.

    1. Какие науки относятся к естественным наукам?

    Традиционно естественными науками считаются: математика, физика, химия, биология, науки о Земле, науки о человеке как социально-биологическом существе.

    Слово учителя: Мы много с вами говорим, что природу надо любить. Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только говорить о любви, но и уметь изучать природу и нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям

    Метода изучения природы

    1. Наблюдение
    2. Эксперимент
    3. Измерение

    Чтобы понять, чем эти изучения отличаются друг от друга, мы выполним задания по группам и самостоятельно определим, как какая группа изучили природу.

    Задание 1 группе: Посмотрите аквариум на ПК и изучите как плавают рыбки, как они едят. Расскажите про их внешний вид

    http://www.youtube.com/watch?v=4iBaGqo8oaY 

    http://www.youtube.com/watch?v=AbtBgbhCECs

    Задание 2 группе: Перед вами стаканы с водой, бумага; деревянные опилки, кнопки и магнит. Бумагу порвите на кусочки и бросьте в воду. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.

    Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили?

    Задание 3 группе: Вам даны измерительная линейка, термометр, весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру.

    После работы в малых группах проводится коллективное обсуждение результатов. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

    1 группа

    1. Какие органы чувств использует человек, наблюдая за животными? ( 90 % -зрение, 8-9 % слух, 1-2 остальные органы чувств)
    2. Как мы назовем этот метод познания природы?
    3. Что можно узнать с помощью наблюдения?

    2 группа

    1. Можно ли увиденное и сделанное назвать методом наблюдения?
    2. Чем отличается наблюдение от данного метода работы с
    3. Как назовем этот метод познания природы?

    Слова учителя

    Эксперимент ( опыт) - это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления.

     Эксперимент – наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрируется план опыта:

    1. Определить цель.
    2. Выдвинуть предположение , гипотезу.
    3. Составить план проведения опыта, эксперимента.
    4. Подобрать оборудование
    5. провести опыт, эксперимент, наблюдение.
    6. Сделать записи, рисунки.
    7. Записать свои наблюдения и сделать выводы.
    8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.
    9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.

    3 группа

    1. Можно ли это изучение назвать экспериментом?
    2. Как делают измерения?
    3. Нужен ли этот метод для изучения природы?

    Затем коллективно обсуждается . для чего нужно изучать природу

    1. наблюдать за жизнью животных , узнать о их повадках;
    2. путем эксперимента человек, изучает возможные свойства неживой и способности живой природы;
    3. путем измерения люди могут узнать вес, рост, температуру, пульс животных и людей, объем, длину, высоту, ширину предметов и т. д.
    4. благодаря изучению природы, человек должен начать беречь и любить ее
    5. Записать в тетрадь
    1. Методы изучения природы.
    2. Цели изучения природы

    3. Закрепление темы:

    1. Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.
    1. За 1 час муравьи берут в « плен» на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?
    2. Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;
    3. Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м
    4. Грязный снег быстрее тает, чем чистый.

    Природа прекрасна, многообразна, величава, богата и нами любима.

    Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте.

    Но никогда не навредите природе!

    Домашнее задание: прочитать текст учебника, по желанию провести наблюдение за домашним животным


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований

    презентация предназначина для 5-х классов...

    Презентация "Методы изучения природы"

    Презентация и конспект урока природоведения в 5 классе "Методы изучения природы" по учебнику А. А. Плешакова и Н. И. Сонина....

    Обобщение знаний по темам "Науки о природе. Методы изучения

    Обобщение знаний по темам "Науки о природе. Методы изучения  природы"...

    Урок -практикум "Методы изучения природы"

    На современном этапе развития общества, невозможно даже представить образовательный процесс без компьютерной техники. Использование ИКТ в учебном процессе направлено на интенс...

    План урока по природоведению в 5 классе по теме ""Методы изучения природы"

    Урок природоведения "Методы изучения природы", 5 классЦели урока:- образовательные:• Организовать практическое знакомство с методами изучения природы;• Продолжить формирование умения работать с информ...