Видоизменение листьев.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Жилина Ирина Ивановна

Актуализировать знания учащихся о видоизменениях растений, как приспособления к условиям обитания в конкретной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidoizmeneniya_listev.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Видоизменения листьев

Цели и задачи урока:

  • Актуализировать знания учащихся о видоизменениях растений, как приспособления к условиям обитания в конкретной среде.
  • Продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи в приспособленности листьев к конкретным условиям среды, развивать умения работать с дополнительной литературой, рисунками, развивать коммуникативные качества и умения работать в малых группах.
  • Воспитывать интерес учащихся к изучению удивительных особенностей растений в связи со средой их обитания.

Оборудование; таблицы, карточки задания, дополнительный материал, рисунки, комнатные растения различных сред обитания, гербарий растений.

 Ход урока

  1. Введение
  2. Повторение изученного материала

Диктант: 

  1. Черешок – это часть стебля
  2. У рябины листья простые
  3. Одна из функций листа испарение воды
  4. У пшеницы лист черешковый
  5. Жилки листа -это его скелет
  6. У растений класса двудольные сетчатое жилкование листа
  7. У вишни сложные листья
  8. У листа гороха прилистники крупные
  9. У листьев ячменя жилкование листа параллельное
  10. У всех листьев листовые пластинки цельные.

Работа у доски

 подписать рисунок – типы листьев

Типы лисьтев   

Задание №2: Отметить типы  расположения листьев

Типы расположения листьев

Фронтальный опрос:

  • Каково строение листа?
  • Чем простой лист отличается от сложного?
  • Какие формы имеет листовая пластинка?
  • Каковы функции листа?
  • Назовите типы жилкования листьев.

Изучение нового материала

  • Рисунок на доске – Кактус
  • Что это за растение? Где оно встречается? Как приспособилось к жизни в этой среде?
  • Как вы думаете – какова тема нашего урока сегодня? (Видоизменения листьев). Зачем нам необходимо это знать?
  • Что мы должны узнать на уроке? (Как видоизменились листья растений в связи со средой обитания)
  • Рисунок – Барбарис Зачем барбарису колючки? (Защита)
  • Рисунок – горох  Какова роль усиков гороха? ( Поддержка слабого стебля)
  • Рисунок – Росянка – работа с дополнительной литературой по вариантам
  • Каково значение листьев хищных растений?

Это интересно. Работа учащихся по этому тексту – раздаточный материал)

Одно из чудес растительного мира – хищные растения. Встретить эти растения можно на бедных минеральными солями почвах. А хищными они называются потому, что недостающие для них в почве питательные вещества эти растения приспособились извлекать из насекомых, которых ловят при помощи особых устройств. Каждое растение справляется с этой «задачей» по-своему. Так, у уже известной нам росянке, встречающейся в наших лесах, по берегам ручьев и на болотах, листочки имеют красноватые волоски с прозрачными липкими капельками. Эти капельки очень напоминают капельки росы, за что растение и получило свое название. Когда насекомое садится на блестящую капельку, волоски изгибаются и обволакивают ее пищеварительной слизью. После этого край листочка заворачивается и поглощает неосторожное насекомое. Примерно так же расправляется с насекомыми и росолист – обитатель сухих горных районов Испании, Португалии, Марокко.

Иначе действует венерина мухоловка, растущая на болотах в Северной Америке. Её листья-капканы состоят из двух половинок, по краям которых имеются выросты-зубчики. Когда насекомое, привлеченное нектаром, попадает на один из листьев, зубчатые края смыкаются, половинки листьев постепенно сжимаются, и насекомое оказывается прижатым к переваривающим железкам, расположенным на поверхности ловушки.

У некоторых насекомоядных растений ловчие листья имеют необыкновенную форму. У растения рода непентос черешок листа на конце разрастается в яркий «кувшинчик», выделяющий ароматный нектар. Насекомое садится на край кувшинчика, покрытого гладким восковым налетом, соскальзывает внутрь и тонет в пищеварительном соке. Растут непентосы в тропической Азии.

Рисунок – Чертополох. Какова роль колючек у этого растения? (Защита)

Луковица репчатого лука. – Как видоизменились листья данного растения? Какова их роль?

О чем мы узнали на уроке? Какой вывод можно сделать? 
Видоизменения листьев – это приспособленность растений к условиям среды. Видоизменениями листьев могут быть – колючки, усики, мясистые чешуи, кувшинчики, капельки и т.д.

Самостоятельная работа с учебником параграф №29.

Закрепление: Заполните таблицу. Приспособленность растений к уменьшению испарения» 

Название растения

Приспособленность к уменьшению влаги

На дом:   29, вопросы повторить правила работы с микроскопом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев».

Данная работа содержит полный материал по строению и видоизменению листьев. В школьной программе дети проходят процесс фотосинтеза. Данный урок позволяет детям более подробно изучить этот процесс, обр...

«Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев».

конспект урока «Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев» для 7 специального коррекционого класса 8 вида с карточками заданиями...

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Урок разработан по проблемной технологии. Данная технология не дает готовые знания, а поощряет исследовательскую активность. Технология учит учиться. Используются приемы личностных учебных действий: м...

Методическая разработка урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа." 6 класс

Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" . ...

Проверочный тест "Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев"

Проверочный тест к учебнику В.В. Пасечника, 6 класс...

Методическая разработка урока с использованием ЭФУ "Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев"

Сформировать у учащихся понятие о видоизменениях листьев; подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида....