Главные вкладки

    Методическая разработка урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа." 6 класс
    методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

    Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" .  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vidoizmeneniya_listev._urok.docx24.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа.

    Автор: Панина Наталья Николаевна, учитель биологии

    Класс: 6

    Тип урока: урок «открытия нового знания».

    Оборудование: учебники, рабочие тетради, комнатные растения: кактус, алоэ, бегония, манстера, гербарии, изображения растений.

    Цель учащихся: знать морфологические особенности листьев и научиться определять условия произрастания растений.

    Цель учителя: формирование умений определять влияние факторов среды на строение листьев.

    Планируемые результаты:

    Личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, адекватно судить о причинах успеха или неуспеха в изучении, уважительно относиться к собеседникам во время диалога.

    Метапредметные:

    - регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.

    - познавательные: извлекать информацию, выбирать информацию для сравнения, выявлять причинно-следственные связи.

    - коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (группе), слушать, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения, общаться с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль, выражать свои мысли.

    Предметные: уметь определять факторы среды, оказывающие влияние на растения, внешние отличия растений влажных мест обитания, признаки  растений засушливых мест, теневыносливых растениях и строение их листьев, особенности строения мякоти листа растений открытых мест. Уметь  отличать теневой лист от светового, объяснять черты приспособленности растений к условиям окружающей среды.

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Действия учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Организационный момент

    Приветствие учителя.

    Проверяет готовность учащихся  к уроку.

    Отвечают на приветствие.

    Проверяют готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей, дневника, письменных принадлежностей.

    Актуализация знаний

    Организует фронтальную беседу.

    Давайте вспомним:

    - Что изучает экология?

    - Какие факторы среды могут оказывать влияние на растение?

    - Какие различия имеют одуванчики, растущие на открытом месте и в тени?

    Отвечают на вопросы.

    - Экология – наука, изучающая взаимоотношения между организмами и средой обитания.

    - Факторы среды, оказывающие влияние на растение: свет, температура, влажность, почва.

    - Одуванчики, растущие на открытом месте имеют более крупные листья и цветы, хорошо развитую корневую систему.

    Коммуникативные: выражать свои мысли, слушать

     

    Познавательные:   обобщать полученные знания, выявлять влияние факторов среды на строение растения.

    Личностные: уважительно относиться к собеседникам во время диалога.

    Постановка учебной задачи.

    Создает проблемную ситуацию.

    - Рассмотрите предложенные вам растения кактус, барбарис, росянка, алоэ, побег гороха с усиками.

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    - Как вы думаете, что необычного у этих растений?  

    - Почему у них возникли эти особенности?

    Предлагает сформулировать тему и цель урока.

    - Как вы думаете, какова тема урока?

    - Что нам предстоит узнать?

    Озвучивает тему и цель урока.

    Высказывают свои предположения, почему возникли видоизменения листьев у этих растений

    У кактуса и барбариса есть колючки, у алоэ – утолщенные листья, у гороха – усики, росянки – листья в виде капелек.

    Эти изменения могли возникнуть из-за условий среды обитания.

    Формулируют тему и цель урока.

    Тема урока «Видоизменения листьев».

    Предстоит узнать, влияние факторов среды на строение листьев.

    Записывают тему урока в тетрадь «Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа».

    Познавательные: сопоставлять,  устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями листьев.

    Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока.

     

    Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения.

    «Открытие нового знания»

    Организует работу с текстом учебника.

    1. Работа с учебником.

    Используя текст учебника (с.42) и рис. 31, сравните световой и теневой лист. Выделите особенности строения. Объясните их.

    Организует работу в парах.

    2. Работа в парах.

    - Рассмотрите растения влажных мест и подумайте, какие приспособления должны иметь эти растения, чтобы выжить при избыточном количестве воды. Заполните правую колонку таблицы.

    - Рассмотрите растения засушливых мест и подумайте, какие приспособления должны иметь эти растения, чтобы выжить в таких условиях. Заполните левую колонку таблицы.

    Организует коллективную проверку выполнения работы.

    - А теперь давайте сверимся с текстом учебника. Правы ли вы?

    1. Работают с текстом учебника. Выделяют отличительные особенности в строении светового и теневого листа.

    2.  Работают с таблицей.

    Признаки растений влажных мест

    Признаки растений засушливых мест

    Работают с текстом учебника (с. 41-42).

    Дополняют записи в таблице, или исправляют ошибки.

    Познавательные:  извлекать информацию, выбирать информацию для сравнения.

    Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, осуществлять самоконтроль.

    Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, слушать друг друга.

    Первичное закрепление

    Организует работу по выполнению задания.

    - Выполните задание 31 в рабочей тетради (с.17): на рисунке изображены световой и теневой листья. Укажите их. Какие особенности характерны для каждого из них?

    Выполняют задание в рабочей тетради

    Познавательные:  выстраивать логическую цепь рассуждений и устанавливать причинно-следственные связи между строением листа и условиями его существования.

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону

    Организует работу по вариантам.

    Работа по вариантам.

    - Из предложенных растений, выберите растения произрастающие:

    1 вариант - во влажных местах;

    2 вариант - в засушливых местах.

    Работа выполняется без учебника и тетради.

    Организует взаимопроверку результатов работы.

    Выполняют задания.

    Самопроверка (использование ранее заполненной таблицы).

    Взаимопроверка (обмен результатами)

    Регулятивные:  сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять самоконтроль, коррекцию деятельности на уроке.

    Познавательные: применять полученные знания в при определении растений влажных и засушливых мест.

    Коммуникативные: обосновывать свою точку зрения, умения осуществлять взаимоконтроль.

    Личностные: соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам.

    Включение нового знания в систему знаний и повторение

    Организует выполнение заданий.

    - Выполните задание в рабочей тетради: укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизмененные листья. Чем обусловлены видоизменения листьев у этих растений?

    Работают в рабочей тетради (задание 32).

    Фронтальная проверка.

    Вносят дополнения или исправляют допущенные ошибки.

    Познавательные: применять полученные знания в новой ситуации.

    Регулятивные:  находить и исправлять ошибки самостоятельно.

    Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения.

    Рефлексия деятельности

    Организует фронтальную беседу. Побуждает к высказыванию своего мнения.

    -  Что нового узнали на уроке?

    -  Чему научились?

    -  Какие испытали затруднения?

    -  Можете ли вы ответить на вопрос: почему возникают видоизменения листьев у растений?

    -  Как вы считает, пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

    Отвечают на вопросы, стараясь не пользоваться учебником и записями в тетради.

    Высказывают свое отношение к данной теме урока.

    Коммуникативные: слушать друг друга, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения.

    Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, осуществлять контроль.

     

    Личностные: формирование личностного смысла учения.

    Итог урока

    Подводит итог урока.  

    §8, читать. Подготовить сообщение (по выбору) о растении с необычными листьями.

    Выставляют оценки за урок.

    Записывают д/з в дневник.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

    В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

    Методическая разработка урока английского языка по теме: "Цвет вокруг нас" в 5 классе.

    Урок с использованием мультимедийной презентацией, способствует развитию коммуникативной компетенции. Главной целью урока является формирование лексических и грамматических навыков....

    Методическая разработка урока "Компьютер и его влияние на здоровье человека"

    Методическая разработка урока "Компьютер и его влияние на здоровье человека" для учащихся 7 классов...

    Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»

    Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», с...

    Методическая разработка урока по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11-х классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»

     Данный урок - один из уроков по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11 классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»....

    Разработка урока с презентацией в соответствии с ФГОС "Внешнее строение листа"

    Урок разработан для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК Пасечник В.В. (М.:- Дрофа, 2013)...

    Методическая разработка урока с использованием ЭФУ "Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев"

    Сформировать у учащихся понятие о видоизменениях листьев; подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида....