Методическая разработка урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа." 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" .  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidoizmeneniya_listev._urok.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа.

Автор: Панина Наталья Николаевна, учитель биологии

Класс: 6

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Оборудование: учебники, рабочие тетради, комнатные растения: кактус, алоэ, бегония, манстера, гербарии, изображения растений.

Цель учащихся: знать морфологические особенности листьев и научиться определять условия произрастания растений.

Цель учителя: формирование умений определять влияние факторов среды на строение листьев.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, адекватно судить о причинах успеха или неуспеха в изучении, уважительно относиться к собеседникам во время диалога.

Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.

- познавательные: извлекать информацию, выбирать информацию для сравнения, выявлять причинно-следственные связи.

- коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (группе), слушать, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения, общаться с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль, выражать свои мысли.

Предметные: уметь определять факторы среды, оказывающие влияние на растения, внешние отличия растений влажных мест обитания, признаки  растений засушливых мест, теневыносливых растениях и строение их листьев, особенности строения мякоти листа растений открытых мест. Уметь  отличать теневой лист от светового, объяснять черты приспособленности растений к условиям окружающей среды.

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие учителя.

Проверяет готовность учащихся  к уроку.

Отвечают на приветствие.

Проверяют готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей, дневника, письменных принадлежностей.

Актуализация знаний

Организует фронтальную беседу.

Давайте вспомним:

- Что изучает экология?

- Какие факторы среды могут оказывать влияние на растение?

- Какие различия имеют одуванчики, растущие на открытом месте и в тени?

Отвечают на вопросы.

- Экология – наука, изучающая взаимоотношения между организмами и средой обитания.

- Факторы среды, оказывающие влияние на растение: свет, температура, влажность, почва.

- Одуванчики, растущие на открытом месте имеют более крупные листья и цветы, хорошо развитую корневую систему.

Коммуникативные: выражать свои мысли, слушать

 

Познавательные:   обобщать полученные знания, выявлять влияние факторов среды на строение растения.

Личностные: уважительно относиться к собеседникам во время диалога.

Постановка учебной задачи.

Создает проблемную ситуацию.

- Рассмотрите предложенные вам растения кактус, барбарис, росянка, алоэ, побег гороха с усиками.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Как вы думаете, что необычного у этих растений?  

- Почему у них возникли эти особенности?

Предлагает сформулировать тему и цель урока.

- Как вы думаете, какова тема урока?

- Что нам предстоит узнать?

Озвучивает тему и цель урока.

Высказывают свои предположения, почему возникли видоизменения листьев у этих растений

У кактуса и барбариса есть колючки, у алоэ – утолщенные листья, у гороха – усики, росянки – листья в виде капелек.

Эти изменения могли возникнуть из-за условий среды обитания.

Формулируют тему и цель урока.

Тема урока «Видоизменения листьев».

Предстоит узнать, влияние факторов среды на строение листьев.

Записывают тему урока в тетрадь «Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа».

Познавательные: сопоставлять,  устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями листьев.

Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока.

 

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения.

«Открытие нового знания»

Организует работу с текстом учебника.

1. Работа с учебником.

Используя текст учебника (с.42) и рис. 31, сравните световой и теневой лист. Выделите особенности строения. Объясните их.

Организует работу в парах.

2. Работа в парах.

- Рассмотрите растения влажных мест и подумайте, какие приспособления должны иметь эти растения, чтобы выжить при избыточном количестве воды. Заполните правую колонку таблицы.

- Рассмотрите растения засушливых мест и подумайте, какие приспособления должны иметь эти растения, чтобы выжить в таких условиях. Заполните левую колонку таблицы.

Организует коллективную проверку выполнения работы.

- А теперь давайте сверимся с текстом учебника. Правы ли вы?

1. Работают с текстом учебника. Выделяют отличительные особенности в строении светового и теневого листа.

2.  Работают с таблицей.

Признаки растений влажных мест

Признаки растений засушливых мест

Работают с текстом учебника (с. 41-42).

Дополняют записи в таблице, или исправляют ошибки.

Познавательные:  извлекать информацию, выбирать информацию для сравнения.

Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, слушать друг друга.

Первичное закрепление

Организует работу по выполнению задания.

- Выполните задание 31 в рабочей тетради (с.17): на рисунке изображены световой и теневой листья. Укажите их. Какие особенности характерны для каждого из них?

Выполняют задание в рабочей тетради

Познавательные:  выстраивать логическую цепь рассуждений и устанавливать причинно-следственные связи между строением листа и условиями его существования.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Организует работу по вариантам.

Работа по вариантам.

- Из предложенных растений, выберите растения произрастающие:

1 вариант - во влажных местах;

2 вариант - в засушливых местах.

Работа выполняется без учебника и тетради.

Организует взаимопроверку результатов работы.

Выполняют задания.

Самопроверка (использование ранее заполненной таблицы).

Взаимопроверка (обмен результатами)

Регулятивные:  сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять самоконтроль, коррекцию деятельности на уроке.

Познавательные: применять полученные знания в при определении растений влажных и засушливых мест.

Коммуникативные: обосновывать свою точку зрения, умения осуществлять взаимоконтроль.

Личностные: соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Организует выполнение заданий.

- Выполните задание в рабочей тетради: укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизмененные листья. Чем обусловлены видоизменения листьев у этих растений?

Работают в рабочей тетради (задание 32).

Фронтальная проверка.

Вносят дополнения или исправляют допущенные ошибки.

Познавательные: применять полученные знания в новой ситуации.

Регулятивные:  находить и исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения.

Рефлексия деятельности

Организует фронтальную беседу. Побуждает к высказыванию своего мнения.

-  Что нового узнали на уроке?

-  Чему научились?

-  Какие испытали затруднения?

-  Можете ли вы ответить на вопрос: почему возникают видоизменения листьев у растений?

-  Как вы считает, пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

Отвечают на вопросы, стараясь не пользоваться учебником и записями в тетради.

Высказывают свое отношение к данной теме урока.

Коммуникативные: слушать друг друга, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, осуществлять контроль.

 

Личностные: формирование личностного смысла учения.

Итог урока

Подводит итог урока.  

§8, читать. Подготовить сообщение (по выбору) о растении с необычными листьями.

Выставляют оценки за урок.

Записывают д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Компьютер и его влияние на здоровье человека"

Методическая разработка урока "Компьютер и его влияние на здоровье человека" для учащихся 7 классов...

Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», с...

Методическая разработка урока по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11-х классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»

 Данный урок - один из уроков по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11 классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»....

Разработка урока с презентацией в соответствии с ФГОС "Внешнее строение листа"

Урок разработан для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК Пасечник В.В. (М.:- Дрофа, 2013)...

Методическая разработка урока с использованием ЭФУ "Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев"

Сформировать у учащихся понятие о видоизменениях листьев; подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида....

Методическая разработка урока "Глобальное потепление и проблемы окружающей среды"

Урок посвящен изучению проблем, вызванных глобальным потеплением....