ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе курса «Биология. 5 класс» подготовила учитель МАОУ СШ №72 НАТАХИНА РАИСА НИКОЛАЕВНА
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе курса «Биология. 5 класс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл орпро39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа курса «Биология. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего  и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

     Программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; описание оснащения учебного процесса.

 В Пояснительной записке дается характеристика курса «Биология. 5класс», раскрываются цели, образовательные и предметные результаты изучения курса. Раздел «Основное содержание курса» включает перечень изучаемого содержания с перечнем разделов, лабораторных и практических  работ, экскурсий; в разделе «Тематическое планирование» представлены перечень тем курса, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем,  основных видов деятельности ученика, требований к результатам обучения на личностном, метапредметном и предметном уровне. Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.– М.: Мнемозина 2011 под ред. Трайтака Д.И.  – 6 класс. Согласно ФГОС изучение биологии начинается с 5 класса и материал тем был разделен на 2 года обучения (5 и 6 класс). Курс рассчитан на 35 учебных часов(1 час в неделю). В 5 классе при составлении рабочей программы произошло перераспределение часов данных на изучение отдельных тем в 6 классе. Уменьшено количество часов на изучение тем: «Развитие растительного мира» - на 1 час; «Клеточное строение растений» - на 2 часа; «Побег» - на  3часа; «Цветок» -  на 3 часа. Увеличено количество часов на изучение тем: «Семя» - вместо 2 часов до 4 часов; «Корень» - 5 часов вместо 4 часов по программе.

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы

Примерная программа основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.

Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И.  Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.      5-11 классы.– М.: Мнемозина 2011.

Учебник:  Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  5-6 классы: учебник  для  общеобразовательных  учреждений:в2ч. Ч.I/ Д.И. Трайтак,  Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.

 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.

                                             Цели и задачи изучения предмета

  Изучение  биологии  в  5 классе    направлено  на  достижение  учащимися  следующих  целей:

Обучающие цели:

  • Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;
  • Формирование у учащихся представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
  • Развитие знаний об основных методах биологической науки;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений  в растительном мире;
  • Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

Развивающие цели:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

 Воспитательные цели:

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
  • Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
  • Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Общая характеристика учебного предмета

     Курс «Биология. 5класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Окружающий мир». Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся  начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Окружающий мир», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.  Освоение  этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую -ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях  учебной и иной деятельности.

2.Общекультурную -опыт освоения учащимися научной картины мира.

3.Учебно-познавательную - самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза.

4.Информационную - умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать  мультимедийные ресурсы и  компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

5.Коммуникативную - овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.

6.Социально-трудовую- овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения.

7.Компетенцию личностного самосовершенствования -формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Разделы

Компетенции

1.«Введение».

Учебно – познавательная, коммуникативная,  информационная.Общекультурная

2.«Разнообразие растительного мира».

Ценностно-смысловая, учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.Общекультурная

3.«Клеточное строение растений».

Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

4. «Семя – орган голосеменных и цветковых растений».

Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

5. «Корень. Связь растений с почвой»

Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

6. «Побег»

Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

7. «Лист. Связь растений с внешней средой»

Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

8. «Цветок. Образование семян и плодов»

Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

Программа рассчитана на учащихся 5 класса общеобразовательных школ.

Количество часов по рабочему плану

Всего – 35  часа; в неделю – 1 час.

Форма промежуточной аттестации – тестирование, отчеты по лабораторным, исследовательским, проектным работам

 итоговой аттестации – итоговое тестирование.

Требования к результатам обучения

  Процесс обучения организуется с учетом целей и содержания программы,  на системно -деятельностной основе. Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили  овладение учащимися системой знаний, предметными,  общими  учебными умениями, универсальными учебными действиями и  способами деятельности, такими, как: наблюдение и описание изучаемых явлений, объяснение этих явлений; планирование и проведение простейших опытов  и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей между развитием растительного организма и условиями его существования, обработке полученных  в ходе исследований результатов.

      Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися  универсальными учебными действиями  и способами деятельности, которые позволят учащимся  разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.

     Формы организации познавательной  деятельности учащихся  подбираются в соответствии с целями , содержанием, методами обучения, учебными возможностями  и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается следующим формам   работы: самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах по разработке проекта, выполнению экспериментальных заданий, публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование и др.

     Система контроля и оценки знаний учащихся  разрабатывается на основе  ФГОС.

В соответствии с ФГОС ООО требования к уровню подготовки обучающихся определены по каждой теме на двух уровнях:

в результате изучения курса «Биология. 5-6 класс» ученики 5 класса научатся:

  • Характеризовать признаки растительных организмов
  • характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие  исследовательской и  проектной деятельности при изучении растительных организмов;
  • различать типы тканей растительного организма, определять их функцию;
  • характеризовать строение и физиологические процессы свойственные растительным организмам;
  • различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги;
  • регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;
  • различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;
  • определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы;
  • улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;
  • находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации;

ученики получат возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения биологической литературы;
  •  ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы ;
  • выдвигать гипотезы иорганизовывать исследования с целью проверки гипотез;
  •  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
  • правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;
  • используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;
  • выделять эстетические достоинства объектов растительного мира;

      В результате изучения курса «Биология. 5 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и      способами деятельности  на личностном, метапредметном и предметном уровне.

  1. Личностные результаты

учащиеся 5 класса должны

  • Знать основные принципы отношения к живой природе;
  • Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
  1. Метапредметные результаты

учащиеся 5 класса должны

  • овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
  • Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
  1. Предметные результаты

В познавательной сфере учащиеся 5 класса должны

  • Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
  • Различать жизненные формы растений;
  • Знать строение и процесс деления клетки;
  • Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
  • Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
  • Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;
  • Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
  • Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
  • Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.

В ценностно-ориентационной сфере

  • Знать основные правила поведения в природе.
  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности

  • Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.
  • Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности

  • Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.
  • Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

В эстетической сфере

  •  Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.
  • Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.

     Система контроля  включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет  оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • включенность  учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
  • взаимооценка учащимися друг друга при  коллективно-распределительной  деятельности в группах;
  • содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
  • публичная защита творческих работ,  экспериментальных исследований  и проектов.

      Для проведения  оценивания на каждом этапе обучения  разработаны соответствующие    критерии. Эти критерии  открыты для учащихся и каждый может регулировать свои  учебные усилия для  получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.

Учащиеся должны знать/понимать:

• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

• принципы современной классификации живой природы;

• основные характеристики царств живой природы;

• клеточное строение растительных организмов;

• основные свойства живых организмов;

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения и описания природных объектов;

• составлять план простейшего исследования;

• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;

• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания.

Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности для:

-выращивания комнатных растений;

-охраны окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. (1час)

Растения как составная часть живой природы.  Ботаника-наука о растениях.

Разнообразие растительного мира (3часа)

Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания растений. Почва как среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений.

Практическая работа № 1 «Составление паспорта растений».

Демонстрации: натуральные объекты -светолюбивые и теневыносливые растения; представители различных жизненных форм растений;  типы почв;                                                                                                                                                                                                   фрагмент уч. Фильма «Растения разных экологических групп».

Экскурсия № 1 «Осенние изменения в жизни растений».

Клеточное строение растений (4часа)

Клетка -основная единица живого. Строение клетки. Деление клеток. Растительные ткани, их функции.

Демонстрации: таблицы и слайды с изображением растительных клеток, процесса деления клеток; фрагменты уч.фильмов «Растительная клетка», «Деление клетки», «Ткани растений»

Практическая работа №2«Основные части лупы и микроскопа. Приемы работы с ними».

Практическая работа № 3 «Рассматривание клеток невооруженным глазом и с помощью лупы».

Практическая работа №4«Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассматривание под микроскопом».

Семя (4часа)

Многообразие семян. Строение и состав семян. Дыхание семян. Покой и прорастание семян.

Демонстрации: натуральные и гербарные образцы семян растений.

Лабораторная работа №1(обучающая)«Строение семени».

Лабораторная работа №2«Обнаружение крахмала, клейковины».

Коллективная  проектная  деятельность №1«Составление коллекции семян растений своей местности».

Корень. (5часов)

Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Строение и рост корня. Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.

Демонстрации: гербарные и натуральные корневые  системы; видеоматериалы: «Типы корней», «Строение и рост корня», «Передвижение воды и минеральных веществ по корню».

Побег (5часов)

Развитие побега из зародышевой  почечки. Разнообразие почек. Стебель -осевая часть побега. Рост стебля. Видоизменения побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю.

Демонстрации: гербарные и натуральные образцы побегов и почек различных растений; таблицы и слайды с изображением почек, побегов; видеоматериалы: «Строение почки», «Стебель и его строение», «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Лабораторная работа №3обучающая)   «Строение почек».

Лабораторная работа №4«Определение возраста дерева по спилу».

Лабораторная работа №5 «Строение клубня »

Коллективная проектная деятельность  №2«Коллекция растений родного края, имеющих разнообразные побеги».

Коллективная проектная деятельность №3«Проект вертикального озеленения пришкольной территории».

Лист.  (5часов)

Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Видоизменения листьев. Внутреннее строение листа. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Демонстрации: гербарные  и натуральные образцы листьев, таблицы и слайды с изображением внутреннего строения листа, видеоролики: «Лист и его строение», «Фотосинтез», «Дыхание растений».

Экскурсия №2 «Весенние изменения в жизни растений».

Цветок. (6часа)

Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Разнообразие цветков. Соцветия. Опыление у цветковых растений. Оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов. Жизнь плодов вне материнского растения

Демонстрации: гербарные и натуральные образцы цветков, соцветий, семян, плодов

Лабораторная работа №6(обучающая) «Строение цветка».

Лабораторная работа №7«Изучение  пыльцы цветов разных растений».

Лабораторная работа №8 «Изучение и определение плодов»

Коллективная проектная деятельность№4«Подбор растений для непрерывно цветущего цветника. Цветочные часы».

Индивидуальная проектная деятельность №5 – фотогалерея  «Растения леса,( болота, луга). Удивительные растения.

Летнее задание – 1 час.

Резервное время-2 часа.

Всего 33 часа 2 часа резервное время

Из них  16 работ практической направленности, из них:

Лабораторные

обучающие

Лабораторные обязательные

Практические работы

Исследовательские работы

Проектные работы

Экскурсий

-

№1,2,3,4,5,6,7,8,9

№1,2,3,4,5,6

№1

№1

всего

0

9

6

0

1(по желанию)

1

Тема

Всего часов

Практика

Введение.

3

1

Разнообразие живых организмов. Среды жизни.

12

2

Клеточное строение живых организмов.

9

8

Ткани живых организмов.

9

5

Всего 33 ч.+2 резервного времени

16

Список методической литературы по предмету

  1. Учебник:  Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  5-6 классы: учебник  для  общеобразовательных  учреждений: в 2 ч. Ч. I / Д.И. Трайтак,  Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.
  2. Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)-2-е изд., испр.-М. Мнемозина, 2011.
  3. Интернет–ресурсы: bio.1september.runew.school-collection.edu.ruschool-collection.iv-edu.ru

Список литературы для учащихся:

  1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 2008.
  2. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М. ; Просвещение, 2002
  3. Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 кл.: пособие для учащихся.М.: Мнемозина, 2007.
  4. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Сборник задач и упражнений. 6(7) кл.: М.: Мнемозина, 2007.

                             

Перечень лабораторных работ

1.Строение семени.

2.Обнаружение крахмала и клейковины3.Строение почек.

4.Определение возраста дерева по спилу.

5.Строение клубня.

6.Строение цветка.

7.Изучение пыльцы цветков разных растений.

8.Изучение и определение плодов.

Перечень практических работ

1.Составление паспорта растений.

2.Основные части микроскопа и лупы. Приемы работы с ними.

3.Рассматривание клеток невооруженным глазом и с помощью лупы.

4.Приготовление препарата клеток сочной чешуи кожицы лука.

Перечень экскурсий                                                                   Темы проектов

1.осенние изменения в жизни растений.                              1.Составвление коллекции семян растений своей местности – к.п.д.

2.Весенние явления в жизни растений.                                2.Коллекциярастений родного края, имеющих разнообразные побеги -к.п.д.

                                                                                                  3.Проект вертикального озеленения пришкольной территории –к.п.д.

                                                                                                  4.Подбор растений для непрерывно цветущего цветника. Цветочные часы. – к.п.д.

                                                                                                  5.Фотогалерея «Растения леса (болота, луга). Удивительные растения – и.п.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе

Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....

Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс

Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...

Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.

Пояснительная составлена для рабочей  программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....

Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс

Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....

Пояснительная записка к рабочей программе история 10 класс

Пояснительная записка к интегрированному курсу история 10 класс...

Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс

Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе курса по выбору "Основы черчения" для учащихся 9-х классов

Представлена пояснительная записка к рабочей программе курса профориентационной направленности "Основы черчения". Данный курс направлен на учащихся 9-х классов....