Рабочая программа по биологии. 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Калиберда Валентина Ивановна

Рабочая программа разработана для обучающихся 9 класса. Линия В.В. Пасечник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно

 Ипатовского района Ставропольского края

Рассмотрено на ШМО ЕГЦ                                     Согласовано                                                     Утверждено на заседании

Протокол №1 от 29.08.2015г                                   заместитель по УВР                                        педагогического совета

Руководитель                                                         __________Н.И.Гиренко                                    протокол №1 от 31.08.2015г.

______________Л.А. Сафонова         приказ №169 от 31.08.2015г.

        директор МКОУ СОШ №7

        пос. Советское Руно

        __________В.И.Калиберда

 

Рабочая программа учебного курса основного   общего образования по биологии  

 для 9 класса «Биология. Введение в общую биологию и экологию»

на 2015-2016 учебный год

Учитель – Калиберда Валентина Ивановна

Всего часов – 70,   в неделю – 2 часа

Контрольных работ – 5

Лабораторных работ – 4

Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.     Москва. Дрофа 2010 г.

Учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник..   Москва. Дрофа. 2013 г.

2015 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Палядьева.- М.: Дрофа, 2010. и ориентирована на использование учебника Каменского А.А. Биология. Введение в общую биологию.9 класс,  учебник  для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.-рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии  в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения

Программа рассчитана на  70 часов (2 часа в неделю)

Данная рабочая программа  обобщает знания о жизни и уровнях её организации, раскрывает мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщает и углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

Рабочая  программа составлена на  основе  авторской  программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта основного общего образования по биологии.

В авторской программе В.В.Пасечника (2010 г) отсутствует  глава «Основы экологии», которая включает разделы: «Организм и среда, «Биосфера и  человек», но эти  темы рекомендуются к изучению (требования  стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии) и имеются в тестах при сдаче ОГЭ по биологии.  В связи с этим   в рабочей программе за счет сокращения 8 часов глав «Уровни организации живой природы» и « Возникновение и развитие жизни на Земле», 3 часа распределено на  раздел «Основы экологии», 3 часа на  раздел  «Биосфера и человек» и 2 часа отводится на обобщение и итоговый контроль.

Требования   к   уровню   подготовки   учащихся

В результате изучения биологии раздела «Введение в общую биологию» обучающиеся  должны

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

-  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

-  биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

-  описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  соблюдения мер профилактики  вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-тематический план

Разделы и темы курса

Авторская программ В.В. Пасечника

Рабочая программа

Введение

2 ч

Раздел 1. Уровни организации живой природы

54 ч

47 ч

Тема 1.1. Молекулярный уровень

10 ч

7 ч

Тема 1.2. Клеточный уровень

15 ч

11 ч

Тема 1.3. Организменный уровень

14 ч

14 ч

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

3 ч

3 ч

Тема 1.5. Экосистемный уровень

8 ч

8 ч

Тема 1.6.  Биосферный уровень

4 ч

Раздел 2.  Эволюция органического мира.

Эволюция.  

7 ч

7 ч

Раздел 3.   Возникновение и развитие жизни на Земле

7 ч

6 ч

Раздел 4. Организм и среда

-

3 ч

Раздел5. Биосфера и человек

-

3 ч

V. Обобщение и итоговый контроль

---

2 ч

Итого:

70 часов

70 часов

Список рекомендуемой учебно – методической литературы

  для учителя и обучающихся:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника 5-11 классы. Москва.  Дрофа. 2010 год.
  2. Биология. Контрольно-измерительные материалы. 9 класс. Москва. « ВАКО». 2013г.
  3. О.Л.Ващенко. Биология. Интерактивные дидактические материалы. Москва. «Планета» . 2014г.
  4. А.В. Пименов. Биология. Полный курс подготовки к ГИА. Москва.АСТ.2014 г.
  5. М.С. Гекалюк. Биология. 9 класс. Тесты. «Лицей». 2012г.
  6. М.С.Гекалюк. Биология.ОГЭ. Тренировочные работы. «Лицей». 2015г.

Календарно-тематическое планирование.

№ п\п

Дата проведения

Тема урока

Лабораторные, практические работы

Оборудование

Понятия и термины

Дом. зад.

Подготовка  к ГИА

Введение  ( 2часа )

1/1

Биология как наука и методы ее исследования. Значение биологической науки в деятельности человека..

Схема, изображающая значение биологии для многих отраслей народного хозяйства.

Биология, биофизика

биохимия

микробиология.

Генетика

радиология

§1,2, прочитать, пересказать, запомнить термины

2/2

Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого.

Таб. «Свойства живых организмов»

Обмен веществ

Наследствен

ность

Изменчивость

развитие

§3, ответить на вопросы, запомнить термины

Уровни организации живой природы   (47 часа ).

Молекулярный уровень  (7 часов)

3/1

Качественный скачок от неживой к живой природе. Молекулярный уровень.

Таб. Д.И.Менделеева

Таб. «Строение, состав, функции углеводов, липидов»

Ткани, орган, организм, популяции биоценоз, биогеоценоз, биосфера.

§1.1,  прочитать, выучить уровни организации живых организмов, уметь приводить примеры.

4/2

Многомолекулярные комплексные системы: углеводы, липиды.

Биополимеры, мономеры, липиды, жиры, гормоны

§ 1.2, 1.3, запомнить термины. Повторить основные свойства живых организмов.

5/3

Состав и строение  и функции белков.

Таб. «Структура, состав и  белков», Таб. «Функции белков»

Полимеры, аминокислоты, гормон, фермент, структура первичная, вторичная, третичная, четвертичная

§1.4, 1.5 пересказ, ответить на вопросы, запомнить термины, уметь объяснять функции белков и приводить примеры.

6/4

Нуклеиновые кислоты.

Таб. «строение, состав и функции нуклеиновых кислот», модель ДНК

ДНК, РНК, нуклеотиды, азотистые основания: аденин, гуагиг, Тимин, урацил, цитозин, комплементар

ность

§1.6, пресказ , ответить на вопросы, запомнить термины

7/5

АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы.

Таб. «Строение, состав, функции АТФ», рис. учебника

Витамины, гормоны, АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь, витамины.

§1.7, 1.8 пересказ, запомнить термины, ответить на вопросы.

8/6

Вирусы.

Таб. «Вирусы»

Вирусы, капсид, бактериофаг.

§1.9, пересказ, ответить на вопросы, запомнить термины. Повторить тему.

9/7

Контрольная работа №1 по теме «Молекулярный уровень»

.

К/р в форме теста части А, В.

                                                         Клеточный уровень (11 часов)

10/1

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни.

Строение клеточной мембраны.

Рисунки и таблицы изображающих клетки разных организмов, модель клетки,.

Органоиды, пиноцитоз, фагоцитоз, ядро, мембрана.

§2.1,2.2, пересказ, отвечать на вопросы, запомнить термины.

11/2

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

Лабораторное оборудование.

Повторить §2.1,2.2, оформить лабораторную работу

12/3

Прокариоты, эукариоты. Ядро – важнейшая часть клетки.

Рис. Учебника, таб. «Строение животной и растительной клетки»

Прокариоты, эукариоты, хроматин, кариотип, хромосомы, гаметы, гаплоидный набор, соматические клетки, гомологичные хромосомы.

§2.3, пересказ, ответить на вопросы, знать определение терминам.

13/4

Строение и функции органоидов клетки: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды.

Рис. Учебника, таб. «Строение животной и растительной клетки»

ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, пластиды. кристы, граны, лейкопласты, хлоропласты, хромопласты.

§2.4, 2.5.ответит на вопросы, пересказ, уметь находить органоиды на таблице.

14/5

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Рис. Учебника, таб. «Строение животной и растительной клетки», модели-аппликации клетки, «Строение клетки бактерий», «Строение вирусов»

Риснички, жгутики, веретено деления, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, анаэробы, споры.

§2.6, 2.7, ответить на вопросы, уметь находить органоиды на таблице, запомнить термины.

15/6

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция.

Метаболизм. Энергетические возможности клетки.

Таб. «Метаболизм»

Таб. «Энергетический обмен в клетке», демонстрация  расщепления пероксида водорода с помощью ферментов

Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка..

Гликолиз, дыхание, АТФ

§2.8 2.9, отвечать на вопросы, выучить термины, знать их определения.

16/7

Питание клетки. Фотосинтез. Хемосинтез.

Таб. «Фотосинтез», рис. Учебника.

Фотосинтез, фотолиз воды, хемосинтез, автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы, нитрофициру

ющие бактерии,

серобактерии, сапрофиты, паразиты, голозойное питание.

§2.10, 2.11, 2.12, отвечать на вопросы, выучить термины.

17/8

Пластический обмен клетки – синтез белков.

Таб. «Пластический обмен», рис. учебника

Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция, полисома.

§2.13, пересказ, ответить на вопросы, знать термины и их определения.

18/9

Деление клетки.

Таб. «Митоз», модели-аппликации деления клеток, демонстрация микропрепаратов в клетках корешка лука.

Митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления.

§2.14, пересказ, знать последовательность деления клетки, уметь распознавать фазы деления клетки, выучить термины. Повторить тему «Строение клетки»

19/10

Обобщение по теме «Клеточный уровень»

Таб. и  модели по данной теме

Термины данной темы

Подготовка к контр. работе

20/11

Контрольная работа №2 по теме «Строение и химический состав клетки»

К/р в форме теста части А, В, С.

                                                «Организменный уровень»  (14 часов)

21/1

Бесполое размножение организмов

Табл., изображающие организмы, размножающиеся бесполым путем (растения, бактерии, одноклеточные животные, микрогрибы, кишеснополостные)

Деление, почкование, споры, вегетативное размножение.

. §3.1, пересказ, ответить на вопросы, уметь приводить примеры организмов.

22/2

Половое размножение организмов. Половые клетки, их развитие. Оплодотворение.

Таб. «развитие половых клеток», «Оплодотворение у цветковых растений».

Гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, гермафродиты, семенники, яичники, мейоз, коньюгация.

§3.2, 3.3, ответить на вопросы, выучить термины, пересказ.

23/3

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

Таб. «Индивидуальное развитие ланцетника»

Онтогенез, эмриональный период, постэмрональный период, бластула, бластомеры, эктодерма, энтодерма, мезодерма, прямое и непрямое развитие.

§3.4, пересказ, ответить на вопросы, выучить термины.

24/4

Закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни.

Таб. «Моногибридное скрещивание»

Гибридологический метод, чистые линии, моногибридное скрещивание, аллельные гены, гомо и гетерозиготные организмы, доминантные и рецессивные признаки, расщепление, закон чистоты гамет.

§3.5, пересказ, выучить термины, подготовиться к биологическому диктанту, ответить на вопросы.

25/5

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Таб. «Моногибридное скрещивание»

Фенотип, генотип, анализирующее скрещивание.

§3.6, пересказ, ответить на вопросы, запомнить термины.

26/6

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Таб. «Дигибридное скрещивание».

Дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, решетка Пеннета.

§3.7, ответить на вопросы, выучить определение закона.

27/7

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

Таб. «Моногиридное срещивание», «Дигибридное скрещивание».

Локус гена, коньюгация. кроссинговер.

§3.8, ответить на вопросы, выучить термины.

28/8

Взаимодейсвие генов.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Таб. «Моногиридное срещивание», «Дигибридное скрещивание».

Кодоминирование, комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерия, плейотропия, аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол.

§3.9, 3.10, ответить на вопросы, выучить термины.

29/9

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов»

Лабораторное оборудование.

Норма реакции, изменчивость..

§3.11, пересказ, ответить на вопросы, оформить л/р №2, выучит термины.

30/10

Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость.

Таб., изображающие мутации у растений и животных.

Генные, хромосомные и геномные мутации, делеция, дупликация, инверсияЮ синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества.

§3.12.ответить на впросы, пересказ, выучить термины

31/11

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

Таб.»Центры происхождения культурных растений», портрет Н.И.Вавилова.

Селекция, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

§3.13, пересказ, ответить на вопросы. Подготовить сообщение о Н.И.Вавилове (по желанию).

32/12

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

Таб., изображающие сорта растений, породы животных.

Гибридизация, массовый и индивидуальный отбор, аутбридинг, бридинг, гетерозис, биотехнология, антибиотики, мутагенез.

§3.14, ответить на вопросы, выучить термины

33/13

Обобщение по теме «Организменный уровень»

Все наглядные пособия по теме.

Терминология по данной теме

Прочитать на с. 130-132, повторить тему, термины, подготовиться к контрольной работе.

34/14

Контрольная работа №3 по теме «Организменный уровень»

К/р в форме теста части А, В, С.

         «Популяционно-видовой уровень» (3 часа)

35/1

Вид, его критерии.

Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида»

Лабораторное оборудование

Вид, ареал

§4.1, пересказ, выучить термины, уметь обосновывать критерии и приводить примеры.

36/2

Популяции – форма существования вида.

Рисунки и таблицы, изображающие разные популяции вида.

Популяция, самопроизводст

во, биотические сообщества, экология, демографические показатели.

§4.2, пересказ, запомнить определения терминов, пересказ.

37/3

Биологическая классификация.

Систематика, бинарная номенклатура, систематические категории.

§4.3, ответить на вопросы, пересказ, запомнить термины.

«Экосистемный уровень» (8 часов)

38/1

Сообщество, экосистема, биоценоз. Взаимосвязь популяций в биоценозе.

Таб. «Биоценоз водоема», «Биоценоз дубравы»

Биоценоз, экосистема, биогеоценоз, биосфера.

§5.1, пересказ, ответить на вопросы, запомнить термины.

39/2

Состав и структура сообщества. Видовое разнообразие сообщества. Морфологическая и пространственная структура сообществ.

Таб. «Биоценоз водоема», «Биоценоз дубравы»

Пространственная и морфологическая структура, видовое разнообразие.

§5.2 (с.149-154), ответить на вопросы, выучить термины.

40/3

Цепи питания. Трофическая структура сообщества.

Рис. и таб., изображающие пищевые цепи в сообществах.

Продуценты, консументы, редуценты, гетеротрофы, автотрофы, ярусность, пищевая сеть и цепь, жизненные формы.

§5.2 (с. 154-157). Ответить на вопросы, пересказ.

41/4

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Таб. «Экологическая пирамида»

Пирамида численности и биомассы.

§5.3, ответить на вопросы, пересказ.

42/5

Продуктивность сообщества. Искусственные биоценозы.

Таб., изображающие естественный и искусственный биоценоз

Продуктивность, плодородие, чистая, первичная, вторичная продукция.

§5.4, ответить на вопросы, пересказ, запомнить термины

43/6

Экскурсия в биогеоценоз

Экскурсия в биогеоценоз  №1

Оформить отчет  по экскурсии по плану.

44/7

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия.

Таб. «Зарастание водоема»

Экологическая сукцессия. Равновесие

§5.5, ответить на вопросы, повторить темы «Популяционно-видовой и экосистемный уровни», подготовиться к контрольной работе №4

45/8

Обобщение по теме «Экосистемный уровень»

Таблицы, рисунки поданной теме

Все термины данной темы

                                                                                         «Биосферный уровень»  (4 часа)

46/1

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Среды жизни.

Таб. «Биосфера»

Биосфера, среда жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная.

§6.1, пересказ, ответить на вопросы

47/2

Средообразующая деятельность человека.

Механическое воздействие, физико-химичское воздействие, перемещение вещества, гумус, фильтрация.

§6.2, пересказ, ответить на вопросы.

48/3

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Таб. «Круговорот веществ и энергии в биосфере»

Биогеохимичес

кий цикл, биогенные вещества, микротрофные и макротрофные вещества, микроэлементы.

§6.3, пересказ, ответить на вопросы, запомнить термины.

49/4

Экологические кризисы.

Записи в тетради, по книге «Экология СК» подготовить сообщения по темам:  «Экологическое состояние почв в СК», «Экологическое состояние воды в СК», «Экологическое состояние воздуха в СК», «Растительный и животный мир в СК»

                                              Эволюция органического мира  (7 часов)

50/1

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Основные положения теории эволюции.

Портрет Ч.Дарвина, Ж.Б.Ламарка

Изменчивость, естественный отбор, борьба за существование.

§7.1,запомнить термины, основные положения теории эволюции.

51/2

Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

Таб. «Наследственная и ненаследственная изменчивость»

Наследствен

ная и ненаследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип

§7.2, 7.3, ответить на вопросы, запомнить термины.

52/3

Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора.

Таб. «естественный отбор»

Борьба за существование, приспособленность, естественный отбор, стабилизирующий, движущий, дизруптивный.

§7.4, 7.5, пересказ, ответить на вопросы, запомнить тнрмины.

53/4

Видообразование. Изолирующие механизмы.

таб. «Видообразование»

Репродуктивная изоляция, видообразование географическое, экологическое, микроэволюция, полиплоидия.

 §7.6,7.7, пересказ, ответить на вопросы.

54/5

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

Ископаемые остатки организмов.

Макроэволюция, филогенетичес

кие ряды, конвергенция, дивергенция, параллелизм, аналогичные органы, гомологичные органы

§7.8, 7.9 ответить на вопросы, выучить термины, повторить темы, «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».

55/6

Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»

Оформить отчет об экскурсии по данному плану. Подготовиться к контрольной работе

56/7

Контрольная работа №4 по темам «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень», «Эволюция».

                                                               Возникновение и развитие жизни на Земле  (6 часов)

57/1

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

Креационизм, гипотеза панспермии, иохимической эволюции, стационарного состояния.

§8.1, ответить на вопросы.

58/2

Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни.

Коацерваты, пробионты,

§8.2, 8.3, пересказ, ответить на вопросы.

59/3

Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древней жизни.

Таб. «Развитие жизни на Земле»

Эра, период, эпоха, катархей, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, палеонтология.

§8.4, 8.5, пересказ, ответить на вопросы, запомнить эры, ответить на вопросы.

60/4

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

Таб. «развитие жизни на Земле».

Запомнить название периодов палеозоя, трилобиты, риниофиты, псилофиты. Стегоцефалы, ихтиостеги, терапсиды.

§8.6, ответить на вопросы

61/5

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Таб. «развитие жизни на Земле».

Диназавры, плацентарные млекопитающие, палеоген, неоген, антропоген.

§8.7, пересказ, ответить на вопросы, повторить тему «Развитие жизни на Земле»

 62/6

Лабораторная работа №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

Модели и окаменелости отпечатков скелетов позвоночных животных.

Оформить лабораторную работу. Повторить темы. подготовиться к итоговой к/р

                                                                           Основы экологии ( 3 часа)

63/1

Экологические факторы. Условия среды. Влияние экологических факторов на организмы.

Рис. учебника

Абиотические, биотические, антропогенные факторы, загрязняющие вещества, толерантность, экотипы, лимитирующие факторы, закон минимума

§ 9.1, 9.2, пересказ ответить на вопросы, выучить термины.

64/2

Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования.

Таблицы, изображающие живые организмы различных мест существования

Ресурсы: экологические, энергетические, пищевые, ритмы жизни, жизненные формы, морфологические приспособления

§ 9.3, 9.4, пересказ ответить на вопросы, в рабочей тетради описать приспособительные признаки организма любой среды  обитания.

65/3

Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

Рис. учебника

Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, протокооперация, мутуализм, конкуренция, хищничество, паразитизм, динамика популяций, регуляторные механизмы, циклические колебания численности.

§ 9.5, 9.6, пересказ, ответить на вопросы, повторить главы 7-9.

                                                                                Биосфера и человек ( 3 часа + 2 часа итоговый контроль)

66/1

Эволюция биосферы

Таб. «Биосфера»

Биосфера

§10.1, ответить на вопросы, выучить термины.

67/2

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природоиспользования

Таб. «Биосфера»

§ 10.2, 10.3, пересказ, ответить на вопросы, подготовиться к итоговой контрольной работе.

68/3

Обобщающий урок по темам «Развитие жизни на Земле», «Основы экологии», «Биосфера и человек»

69.

Итоговый тест за курс 9 класса

70.

Анализ контрольной работы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...