Эклогическое объединение "Колосок"
материал по биологии на тему

Сырова Алена Владимировна

Материал о школьном экологическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Общие положения.

1.1. Детская школьная организация «Колосок» является массовым и добровольным объединением учащихся 1-10 классов на базе МБОУ  СОШ № 11 г. Владимира, созданное с целью развития и реализации разносторонних способностей учащихся.

1.2. Детская школьная организация «Колосок» осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 21.03.2002г., а так же Устава школы, Устава ДШО «Колосок» и настоящего Положения.

1.3. Основная цель создания детской школьной организации воспитание свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества.

1.4. Детская школьная организация «Колосок» в своей деятельности руководствуется принципами:

- добровольности и активности;

- ответственности;

- самостоятельности;

- равноправия и сотрудничества;

- гласности;

- коллективности;

II. Взаимодействие с другими организациями.

2.1. Детская школьная организация «Колосок» тесно взаимодействует  с детскими внешкольными спортивными, творческими учреждениями, с объединениями дополнительного образования,  родителями, библиотекой.

III. Цели и задачи объединения.

3.1.Целями детской школьной организации «Колосок» являются:

-помочь ребенку стать достойным гражданином своего Отечества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность;

-развитие способностей и интересов детей, основываясь на принципах уважения их прав;

-создание необходимых условий для социального творчества детей, их самореализации, для применения на пользу себе, своей семье, другим людям, Родине.

3.2. Основные задачи:

- содействие развитию личности ребенка, раскрытие его творческих способностей;

- помочь каждому ученику осознать себя как личность;

- формирование потребности в сознательной организации учебного и свободного времени, здорового образа жизни;

- воспитание бережного отношения к среде обитания, к родной природе;

- воспитание культуры поведения;

- самовыражение каждого члена объединения через участие в ее конкретных делах на основе разработанной программы по основным направлениям деятельности;

- развитие связей с органами ученического самоуправления школы, другими детскими орга­низациями района, области, страны;

- защита прав и интересов членов ДШО «Колосок».

IV. Права и обязанности членов детской организации «Колосок».

4.1. Членом детской школьной организации «Колосок» может быть любой обучающийся в МБОУ СОШ №11, в возрасте от 7 до 15 лет разделяющий её программные принципы и выполняющий его Положение. Членом ДШО является руководитель детской организации.

4.2. Прием в члены детской школьной организации «Колосок» осуществляется по добровольному волеизъявлению на основании личного заявления.

4.3. Права членов ДШО:

- пользоваться    поддержкой,    защитой, помощью ДШО;

- обсуждать и вносить предложения на собраниях, сборах, слетах по вопросам деятельности детской организации;

- выбирать кандидатуры, избирать и быть избранным в выборные органы организации;

- вносить на рассмотрение выборных органов ДШО предложения по развитию;

- получать информацию по деятельности ДШО;

- участвовать в деятельности других организаций;

- представлять интересы ДШО в отношениях с другими организациями и гражданами по поручению ее выборных органов;

4.4.При неудовлетворении своего интереса в детской организации «Колосок» ребенок может выйти из него добровольно на основании письменного заявления и предложить нечто иное.

4.5. Обязанности членов школьной организации «Колосок»:

- соблюдение Правил внутреннего распорядка и поведения школы учащихся МБОУ СОШ №11;

- соблюдение Конституции РФ, Федеральных законов, постановлений Правительства РФ;

- знание и выполнение Устава ДШО «Колосок»;

- знание и выполнение пунктов Положения о детских объединениях;

- участие в деятельности ДШО;

- выполнение принятых на себя обязательств перед детской школьной организацией «Колосок»;

- личная ответственность за выполнение своих обязанностей и поручений;

- защита интересов ДШО, забота об ее авторитете, при необходимости отстаивание прав организации;

- выполнение решений руководящих органов ДШО;

- бережное отношение к символике и атрибутике ДШО «Колосок»;

4.6. Обязанности Совета лидеров.

- осуществляет в составе комитетов планирование своей работы;

- обеспечивает реализацию плана;

- ведет системную оценку работы классных коллективов по своему направлению;

- оценивает работу каждого члена Совета лидеров;

4.7. Совет лидеров имеет право:

- выходить к директору школы с предложением о награждении отдельных учащихся, классных коллективов;

- оценивать работу классных коллективов;

- оценивать работу каждого члена Совета лидеров;

4.8. Компетенция руководителя детской школьной организации «Колосок»:

-информирование членов ДШО о существующих детских и молодежных организациях;

- организация работы на принципах добровольности, гуманизма, демократии;

- оказание помощи детской организации в программировании ее деятельности, обучении актива лидеров, проведение педагогического анализа мероприятий;

- создание благоприятных условий для формирования гражданской и нравственной позиции учащихся;

- организация деятельности ДШО «Колосок» на основе их интересов, с учетом потребностей, изменений в лидерском и творческом потенциале;

- обеспечение постоянного взаимодействия с администрацией школы, родительским комитетом.

V. Порядок работы.

5.1.Детская школьная организация создается по инициативе руководства школы и учащихся. Решение о создании детской организации принимается на общем собрании учащихся школы.

5.2. На общем собрании учащихся принимается Устав и программа деятельности организации.

5.3. В Уставе ДШО определяются символы организации, права и обязанности ее членов.

5.4. В Уставе детской организации предусмотрено начало и прекращение ее деятельности.

5.5. Руководителем детской организацией является старшая вожатая.

5.6. Высшим органом самоуправления ДШО является общий сбор, который проводится два раза в год. Общий сбор считается правомочным при наличии более половины членов, состоящих на учете в организации;

5.7. Основной ячейкой является группа. ДШО состоит из классных объединений - отряды.

Между общими сборами созываются рабочие сборы.

5.8. Формой самоуправления между сборами является Совет лидеров, который состоит из лидеров классных объединений (групп) и собирается 1 раз в месяц. Совет лидеров формируется на 1 год. В составе Совета лидеров формируются комитеты.

Решения Совета правомочны при участии в заседании не менее половины от числа его членов.

5.9. Детское школьное объединение «Колосок» прекращает свою деятельность по решению сбора «О ликвидации или реорганизации детской школьной организации «Колосок». Решение принимается большинством голосов, присутствующих не менее половины членов от общего количества.

VI.0тветственность.

6.1. Члены детской школьной организации, несут ответственность за выполнение закрепленных за ними прав и обязанностей.

VII. Поощрения и взыскания членов организации.

7.1. Члены организации поощряются за:

- успехи в учебе;

- победу и участие в учебных, творческих, спортивных конкурсах;

- общественную деятельность.

7.2. Виды поощрений членов организации:

- объявление благодарности на совете организации;

- награждение почетной грамотой;

- направление благодарственного письма родителям.

7.3. Виды наказаний членов организации:

- выговор;

- обсуждение поступка на совете детской организации «Колосок».

VIII. Управление и руководство.

8.1. Контроль за деятельностью детской школьной организации «Колосок» осуществляется заместителем директора по ВР и администрацией.

8.2. Непосредственное руководство детской организацией осуществляет старшая вожатая.

8.3. Старшая вожатая помогает планировать, организовывать, а также осуществлять контроль и анализ работы детской организации.

8.4. Классные руководители помогают учащимся организовывать и осуществлять намеченные дела

IX. Делопроизводство.

9.1.Основными документами для организации деятельности ДШО «Колосок» являются:

- положение о детских объединениях;

- программа детской общественной организации «Колосок» МБОУ СОШ №11;

- устав детской школьной организации «Колосок» МБОУ СОШ №11;

- план воспитательной работы ДШО на год;

9.2.В конце учебного года лидер каждой группы отчитывается о проделанной работе за год перед советом ДШО;



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование занятий

школьного молодежного экологического объединения

«Колосок»

№ п/п

Темы занятий и их содержание

Количество часов

1

1. Природа и человек

Организационное заседание

8

1

2

Взаимодействие природы и человека. Влияние факторов природной среды на образ жизни и здоровье человека

1

3

Условия и ресурсы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания

1

4

«Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов

1

5

Погода и самочувствие. Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Меры профилактики заболеваний и плохого самочувствия

1

6

Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения

1

7

Характеристика окружающей среды г. Владимира, проблемы здоровья его населения

1

8

Экскурсия в музей «Родная природа»

1

9

2. Здоровый образ жизни.

Здоровье населения – комплексное понятие. Здоровье и болезнь. Факторы риска заболевания

15

1

10

Реакция адаптации. Стресс – наследственная реакция адаптации. Причины стресса, последствия. Депрессия. Профилактика стрессовых состояний. Выход из стрессовых ситуаций

1

11

«День отказа от курения» - конкурс плакатов “Дети против табака» /5 – 7 классы/

1

12

Вредные привычки: табакокурение. Причины. Наследственная предрасположенность. Последствия. Профилактика

1

13

Вредные привычки: алкоголизм. Причины. Наследственная предрасположенность. Последствия. Профилактика

1

14

Вредные привычки: употребление наркотиков. Причины. Наследственная предрасположенность. Последствия. Профилактика

1

15

Вредные привычки: беспорядочные половые отношения. СПИД и другие заболевания. Причины. Профилактика

1

16

1 декабря – международный день борьбы со СПИДом. Беседы о половом воспитании и взаимоотношениях подростков /8 – 12 классы/

1

17

Основы здорового образа жизни человека. Правильная организация досуга ребенка, подростка, взрослого, пожилого человека. Отличия, сходства, преемственность

1

18

Влияние духовного и умственного развития человека на его образ жизни. Духовное совершенствование и самообразование

1

19

Физическая красота человека. Личная гигиена. Режим дня. Физкультура и спорт

1

20

Методики и системы сохранения здоровья. Формирование индивидуального подхода к оздоровлению

1

21

Методики и системы сохранения здоровья. Формирование индивидуального подхода к оздоровлению

1

22

Туризм

1

23

Экскурсия в ДТЮ.

1

24

3. Техногенные изменения среды. Основы экологических знаний

Антропогенное воздействие на биосферу. Современное состояние природной среды

11

1

25

Антропогенное воздействие на биосферу. Загрязнение атмосферы. Состояние атмосферы в г. Новокузнецке.

1

26

Антропогенное воздействие на биосферу. Загрязнение гидросферы. Международный день охраны воды

1

27

«Международный день воды». Охрана водных объектов России и Владимирской области /8 – 9 классы/

1

28

Антропогенное воздействие на биосферу. Загрязнение почвы. Мероприятия по охране почв

1

29

Антропогенное воздействие на биосферу. Радиоактивное загрязнение биосферы. Влияние радиации на здоровье человека и окружающую среду

1

30

Общешкольное открытое мероприятие «День птиц» /7 классы/

1

31

Антропогенное воздействие на биосферу. Химическое отравление. Опасность для человека и окружающей среды

1

32

Антропогенное воздействие на биосферу. Опасные изменения в литосфере

1

33

Общешкольное открытое мероприятие «День здоровья»

1

34

Оценка качества окружающей среды – основные понятия. Оценка качества окружающей среды своей местности – практическая работа (Владимирская область, г. Владимир)

1

35

Обобщающее заключительное занятие

1



Предварительный просмотр:

Экологическое объединение "Колосок"

Паспорт экологического объединения:

1.      Название: школьное экологическое объединение «Колосок».

2.      Количество членов: 55 человек.

3.      Система приёма в объединение: личное желание учащихся и педагогов  принять участие в природоохранной деятельности.

4.      Цель, принципы, основные направления работы объединения:

Цель: экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей природе и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду, изучение природы родного Владимирского края.

5.      Направления работы:

O     Заседание объединения;

O     Лекторская работа;

O     Исследовательская работа;

O     Участие в муниципальных, региональных и федеральных экологических мероприятиях;

O     Организация школьных экологических праздников;

O     Участие в экологических олимпиадах;

O     Работа с научно-популярной литературой;

O     Практическая экологическая деятельность;

O     Просветительская экологическая деятельность.

6.      Формы и методы, используемые в работе:

O     Лекторская работа;

O     Участие в экологических акциях различного уровня;

O     Проведение исследовательских работ;

O     Создание экологических проектов;

O     Участие в научно-практических конференциях в секции «Экология»;

O     Создание поделок из природного и отходного материала;

O     Участие в практической экологической деятельности;

O     Театрализованные представления экологической тематики;

O     Участие в различных экологических конкурсах: фотографий, рисунков, плакатов, газет, стихов, социальной рекламы и др.

7. Виды деятельности:

O     Учебно-исследовательская деятельность:

- уроки экологии;

- работа кружка;

- организация и проведение экопрактикума;

- выполнение проектных заданий;

- научно-исследовательская деятельность;

- эколого-краеведческие экспедиции.

O     Природоохранная деятельность:

- посадка зелёных насаждений;

- подкормка птиц;

- изготовление гнездовий;

- уход за растениями;

- экологические субботники;

- экологические акции.

O     Учебно-просветительская деятельность:

- защита экопроектов, отчетов о проведенных исследованиях;

- проведение праздников;

- проведение бесед и классных часов по охране природы;

- общественный смотр достижений школьников;

- конкурс рисунков, плакатов, листовок;

- конкурс экологических сказок, стихов;

- школьный экологический театр;

- пропаганда экологических знаний среди населения микрорайона школы.

Устав экологического объединения

1.      Юными экологами могут быть  учащиеся школы, их родители и педагоги, любящие природу, желающие внести свой посильный вклад в дело охраны природы.

2.      Юные экологи обязаны:

O     Принимать участие в охране окружающей среды;

O     Соблюдать требования природоохранного законодательства;

O     Знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;

O     Изучать и приумножать природные богатства родного края;

O     Постоянно повышать уровень своих знаний о природе;

O     Пропагандировать экологические знания среди населения.

3.      Юные экологи имеют право:

O     Принимать участие в экологических акциях и мероприятиях разного уровня;

O     Излагать своё мнение на заседаниях объединения и в прессе;

O     Вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;

O     Защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру;

O     Оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;

O     Требовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной информации о загрязнениях окружающей среды, мерах по её охране.

Авторская программа школьного молодежного экологического объединения "Колосок".

Молодежное экологическое объединение “Колосок” было создано в МБОУ СОШ №11

 в 2003 году с целью расширения кругозора, повышения интеллектуальной и творческой активности, расширения экологического образования обучающихся.

Пояснительная записка

В современной социально-экономической ситуации эффективность дополнительного образования имеет особую актуальность, так как этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребёнком видов и форм деятельности, становление его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей. Появился запрос на образовательные программы, обеспечивающие развитие психологической адаптации молодёжи и школьников к новым социальным условиям.

С древних времён до наших дней одна из важнейших сторон практических интересов человечества – это сохранение собственного здоровья, безопасность жизнедеятельности. Главное направление в работе по обеспечению сохранения здоровья – адаптация человека к условиям окружающей среды обитания.

Воспитание культуры поведения, формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям есть основные направления нравственности, духовности как основы личности, способной строить жизнь, достойную человека.

Цель: расширение кругозора, повышение интеллектуальной и творческой активности, расширение экологического образования обучающихся.

Основные задачи, поставленные перед объединением, заключаются в следующем:

- развитие творческого мышления и познавательного интереса у обучающихся;

- формирование и развитие у обучающихся творческих способностей, практических умений и навыков;

- формирование активной жизненной позиции;

- формирование у обучающихся положительного отношения к здоровому образу жизни;

- создание условий для активного участия в научной жизни школы, района, города.

Основные направления:

- научное;

- познавательное;

- воспитательное;

- образовательное.

Традиционные общешкольные мероприятия:

- День отказа от курения;

- 1 декабря – день борьбы со СПИДом;

- День воды;

- День птиц;

- День борьбы с наркоманией;

- День здоровья.

При разработке мероприятий учитываются ведущие принципы образования, положенные в основу: гуманизма, осуществления целостного подхода к воспитанию; соответствия содержания образования возрастным особенностям учащихся; формирования социально приемлемых интересов и потребностей обучающихся.

Особый интерес у учащихся вызывают занятия, посвящённые влиянию окружающей среды на здоровье человека, вредным привычкам, антропогенным воздействиям человека на биосферу.

При участии членов объединения ежегодно подготавливаются и проводятся следующие общешкольные мероприятия:

1. “День отказа от курения” – между учащимися 5 – 7 классов проводится конкурс плакатов “Дети против табака”; выпускается бюллетень.

2. “1 декабря – день борьбы со СПИДом” – выпускается бюллетень /в кабинете географии/, проводятся беседы о половом воспитании и взаимоотношениях подростков /для 8 – 9 классов/. Для участников молодежного экологического объединения “Колосок” 10-х и 11-х классов организуется встреча с врачом детской поликлиники, которая проводит лекцию о СПИДе и отвечает на все вопросы, интересующие слушателей.

3. “День воды”. Охрана водных объектов России и Владимирской области – среди учащихся 8 – 9-х классов проводится конкурс кроссвордов на знание рек родного края.

4.. “День птиц” – проводится конкурс рисунков “Пернатые друзья”, викторина “Знаешь ли ты птиц Владимирской области?”, общешкольное мероприятие “День птиц” для учащихся 7-х классов.

5. День борьбы с наркоманией – организуется видеолекторий “Наркомания? Выход есть!”; выпускается бюллетень.

6. “День здоровья” – в кабинетах химии, географии и биологии выпускаются бюллетени; учителя, и учащиеся знакомятся с комплексом упражнений физкультурных минуток для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища, общего воздействия, гимнастики для глаз.

В рамках этих мероприятий выпускаются стенгазеты, бюллетени, проводятся конкурсы рисунков и фотографий, беседы с учащимися, викторины, награждения. Рисунки и фотографии (работы учащихся) отправляются на различные районные и городские конкурсы.

Пояснительная записка

Состояние окружающей среды становится все менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Прежде всего, это чрезвычайно низкая экологическая культура, пробелы в экологическом образовании, удручающая некомпетентность работников всех рангов, по вине которых случаются аварии, вырубаются и горят леса, вредные вещества попадают в землю, воду, атмосферу…

 В этих условиях особое значение приобретает школа, которая призвана дать подрастающему поколению элементарные экологические знания.

 Знания об опасности, угрожающей людям в случае нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды, побудят подростков задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту, с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.

 В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий.

 Экологические проблемы в обществе, особенно в условиях перехода к рыночной экономике, вызывает кризис нравственности. Низкая экологическая культура и нравственный кризис является первопричинами возникших экологических проблем, в том числе и глобальных. Экология и нравственность взаимообусловлены, поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием населения.

 Опыт эколого-нравственного воспитания учащейся молодёжи показал, что эта особенность позволяет рассматривать связь экологического и нравственного воспитания как двухсторонний процесс. Нравственное воспитание выступает в качестве результата и средства для реализации задач экологического воспитания, с одной стороны и с другой стороны, экологическое воспитание , в свою очередь, способствует реализации целей нравственного воспитания.

 Так в школе разработана единая система урочных и внеурочных мероприятий по экологическому образованию и воспитанию. Программа экологизации включает работу по следующим направлениям:

 - обогащение программ всех предметов эколого-нравственным содержанием;

 - разработка и внедрение в учебный процесс новых предметов и спецкурса по экологии;

- усиление экологической нравственности во внеурочной работе по предмету и мероприятиям нравственно-эстетического и воспитывающего характера;

 - исследовательская работа учащихся в рамках детского экологического объединения «Зеленый патруль», где кроме теоретических знаний ребята получают практические навыки по охране окружающей среды и исследовательской работе в природе. Исследовательская деятельность поможет подросткам выявить местные экологические проблемы. Общение с природой доставляет им радость, обогащает их душу и ум!

 Помочь ребятам увидеть экологические проблемы своего края, выявить взаимосвязь региональных и глобальных экологических проблемам, привлечь внимание к решению проблем, организовать работу по их изучению и разрешению возможно при решении следующих задач.

Задачи программы:

1. Усвоение школьниками знаний о причинах возникновения, формах проявления и путях решения экологических проблем.

 2. Формирование у детей некоторых интеллектуальных умений (анализ и оценка фактов экологического характера, установление причинно-следственных зависимостей, формулировка выводов).

3. Воспитать у ребят интерес к экологическим проблемам, отношение к природе родного края как к универсальной ценности, приобщение детей и подростков к народным природоохранным традициям.

Технология метода проектов:

 XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Сформулированы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая.

 Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учетом взаимосвязи идей гуманизации и экологизации.

 Новое содержание образования должно быть ориентированно на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида. Активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой.

 Поэтому важен переход от технологий репродуктивного характера к технологиям творческого характера, связанных с изменением социального опыта природопокорительного характера, развития опыта изучения и решения реальных экологических проблем. Решению данной задачи полностью отвечает метод проектов или технология проектного обучения.

 В основе метода проектов — развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; расширение критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течение определенного промежутка времени.

 При организации работы над проектами используются различные виды экологически ориентированной деятельности школьников. Например, такие как познавательная, ценностно-ориентировочная, эстетическая, преобразовательная, коммуникативная.

 В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Исследовательские проекты имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного ис­следования. Исследовательские проекты — одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это различные работы, выполняемые в рамках школьного экологического мониторинга.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результатом таких проектов может быть газета, сценарий праздника, видеофильм, стихи и т.д. Это самые интересные и необычные проекты, которые учащиеся выполняют с большим удовольствием.

Приключенческо-игровые проекты используются в практике экологического образования довольно редко, поскольку требуют большой подготовительной работы. Такие проекты дают прекрасную возможность получения школьниками опыта принятия решений в игровой ситуации.

 Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. Эти проекты, так же как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры. Формой представления результатов может быть статья, реферат, доклад, видеофильм, школьная конференция.

Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности участников. Этот результат должен быть обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

 Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:

 • Проблемно-реферативный - аналитическое представление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования путей ее решения;

• Аналитико-систематизирующий - наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

 • Проектно-исследовательский – поиск, разработка и защита проекта, особая форма нового, где целевой установкой является способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Содержание программы:

I Раздел: Определение антропогенной степени изменчивости лесов.

Значение леса в природе и жизни человека. Доминирующие, редкие и исчезающие виды растений леса Ивановской области. Описание древостоя, подроста, подлеска: кустарников, травяно-кустарничкового ярусов, определение растений несвойственные лесу, густота дорожно-тропиночной сети, кострищ и прочих повреждений верхнего слоя почвы. Определение повреждения древостоя, подроста и подлеска. Определение освещенности лесных пробных площадок по составу и плотности напочвенного покрова. Изучение влияния леса на температуру воздуха. Определение изменений силы ветра на пробных площадках леса, на окраине и открытом пространстве. Определение чистоты воздуха по лишайникам. Составление отчёта по экологической тропе.

II Раздел: Памятники природы и охраняемые территории г.Владимира.

 Экологические достоинства и недостатки города. Памятники природы, взятые под охрану. Природные объекты, подлежащие охране. Экскурсии по памятникам природы. Благоустройство парка и лечение деревьев в парке. Описание и составление паспортов на памятники природы. Составление лихеноиндикационной карты города: сбор и определение лишайников, определение площади покрова апотеций, соредий, числа видов, обработка результатов, оформление коллекций, составление графиков зависимости нахождения опасных зон, составление лихеноиндикационной карты.

III Раздел: Хозяйственная деятельность города.

 Общее описание территории района школы и города: техногенного воздействия промышленных предприятий на жилой микрорайон и школу. Определение антропогенных воздействий и загрязнителей: промышленных выбросов предприятий города, их максимальная нагрузка загрязнения: хозяйственно-бытовых, промышленных, транспортных источников. Изучение отраслей специализации этих предприятий.

 Экскурсии на  предприятия. Составления отчёта о влиянии выбросов этих предприятий на атмосферу города. Встреча с экологами предприятий.

IV Раздел: Составление экологического паспорта школы.

 Сбор общих сведений о школе, технических данных о здании. Характеристика земельного участка, электро- и теплоснабжения. Паспортизация помещений: определение экологической комфортности, размеров помещений, характеристика пола, потолка, стен, доски. Определение атмосферного давления, температуры, влажности воздуха. Измерение скорости движения воздуха в помещении, коэффициента аэрации, освещения. Характеристика мебели, оборудования, приборов, санитарного состояния школы, шумового загрязнения, запылённости воздушной среды. Знакомство с планировкой пришкольной территории. Описание зелёных насаждений, цветников, газонов. Определение защитных полос и видового состава растительности. Изучение степени запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории. Определение содержания металлов в растениях.

V Раздел: Биоиндикация реки Клязьма.

 Определение уровня загрязнения реки по индикаторным группам. Описание створов: выбор участка и биотопа, сбор и первичная обработка макрозообентоса, изучение обитателей речных биотопов и их определение, определение класса качества вод, составление протокола исследования воды (ширина, глубина, скорость течения, внешний вид реки, источники загрязнения, состояние берегов, исследование поймы реки, грунт на середине реки, обслуживание бассейна, обслуживание биотопов, социалистический опрос населения, составление коллекций флоры и фауны водоема, определение качества воды, оформление отчета по работе.

 Определение возможности использования воды. Практическая работа по расчистке берегов рек.

VI Раздел: Экологическая грамотность Владимирцев.

 Городская среда – среда жизни человека. Факторы формирования городской среды. Экологические проблемы Владимира. Социологическое исследование об отношение людей нашего города к природе, их знание и готовность решать экологические проблемы. Разведка экологических бед. «Как жить сегодня, чтобы иметь возможность увидеть завтра?» - игра. Социологическое исследование по проблемам окружающей среды - тестирование: « Ваш образ жизни», « Моё отношение к природе», «Мой дом, моя квартира как экосистема», «Стресс», «Экономно ли ваша семья расходует электроэнергию?», «Отходы в вашей семье», «Опрос автолюбителей».

VII Раздел: Здоровье человека и окружающая среда города.

 Очистка питьевой воды от вредных примесей в домашних условиях. Способы очистки воздуха от загрязнений. Влияние выхлопных газов автомобилей на состояние окружающей среды и здоровье человека. Питание необходимое условие жизни организма. Профилактика отравления нитратами. Витамины и их роль. Определение витаминов в важнейших продуктах питания. Трансгенные продукты. Влияние физических нагрузок и показатели здоровья человека. Гиподинамия, её последствия и предупреждение. Профилактика табакокурения ( вред никотина), алкоголизма ( вред алкоголя, наркомании и токсикомании ( вред наркотиков и психоактивных веществ). Влияние шума и сотовых телефонов на организм человека. Отрицательные аспекты компьютеров и гигиенические требования к работе за компьютером. СПИД и ВИЧ-инфекции, пути заражения, профилактика.

Механизм реализации:

 -беседы, лекции, семинары, конференции;

 -лабораторные работы;

 -практические работы;

 -научные исследования;

 -экскурсии;

 -трудовые дела.

Ожидаемые результаты:

- знание экологических преимуществ и недостатков родного города;

- знание городской и лесной растительности, используемой для озеленения города;

- знание антропогенных факторов загрязнения нашего города;

- понимание необходимости изучения экологических проблем родного края и их решения;

- понимание необходимости вести здоровый образ жизни;

-  умение вести опросы, обрабатывать результаты и формулировать выводы;

-  умение вести научные исследования по водным, лесным, городским экосистемам;

- умение делать анализы проб загрязнения воздуха, почвы, воды, жилища человека;

-  умение видеть экологические опасности вокруг себя, умение их ликвидировать;

- умение работать с сельхозинвентарём, вырабатывать навыки посадки, ухода за цветочно-декоративными растениями;

- умение вести диалог с общественными лицами;

 - сформированность экологической культуры, начальных навыков экологической исследовательской деятельности;

 - глубокие экологические знания;

- улучшение экологической обстановки в микрорайоне школы в целом, формирование здорового образа жизни в целом.

Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии:

 Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы.

Структура исследовательской работы:

 Раздел "Введение". В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её научное и практическое значение, формулируются цели.

 Раздел "Обзор литературы". Здесь ученик должен показать знание основных работ по исследуемому вопросу, а также умение работать с литературой: подбирать необходимые источники, проводить их анализ и сопоставление. В тексте раздела следует помещать ссылки на используемые работы. При необходимости воспроизводить рисунки и таблицы, снабжённые ссылками на источник.

 В конце этого раздела желательно сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследований но данной проблеме.

 Обзор литературы имеет большое значение при выполнении экспериментальной работы. Реферативная работа практически полностью состоит из обзора работ, поэтому разделы в ней выделяются в зависимости от конкретной темы.

Раздел "Материал и методика".  В начале раздела учащийся должен указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.  Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в неё внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

 В разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

 Раздел "Характеристика района исследования".  Этот раздел составляется с привлечением данных из литературных источников. Он особенно важен в таких, например, исследованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он должен быть достаточно подробным.

 Раздел "Результаты исследований".  Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый из которых соответствует определённой цели.

 В нём подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., и в котором делается сопоставление со сведениями из литературы. Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел: "Обсуждение результатов".

 В тексте должны быть ссыпки на рисунки или таблицы. Например: "Результаты исследований сведены в таблицу 1" или: "В результате мы видим (рис. 3), что ...". В конце каждого подраздела делается краткий вывод.

 Раздел "Выводы".  В этом разделе кратко (по пунктам) формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейших исследований. Если в ходе исследования чётких результатов получить не удалось (что случается сплошь и рядом и трагедией не является), тогда вместо выводов пишется Заключение, отличающееся несколько более пространными рассуждениями.

 Раздел "Литература". В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Если есть работы, изданные за рубежом, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.

 Подготовка доклада:

 Для выступления на конференции учащиеся готовят текст доклада объёмом 3-4 стр. машинописного текста (или немного больше, если он написан от руки), что соответствует 10-15 минутному выступлению.

 Листы доклада имеют то же оформление, что и в самой работе. На введение и выводы отводится примерно 1/2 листа, т.е. они приводятся практически полностью. Очень кратко описывается методика, если она общепринятая, а на изложение оригинальной требуется больший объём. Также кратко характеризуется район исследований и литературный обзор. Список литературы не приводится. Большее внимание уделяется изложению полученных результатов.

 Для наглядности доклад сопровождается демонстрацией таблицам и рисунков, которые выполняются на больших стандартных листах чертёжной бумаги с соблюдением общих правил, а также, в некоторых случаях - объектов исследования. Для показа во время доклада отбираются самые информативные и важные иллюстрации, подтверждающие основные сделанные по работе выводы. Короткий, 10-15 минутный доклад не должен быть перегружен иллюстративным материалом: 1-2 таблицы, содержащих первичный фактический материал, и 2-3 таблицы или графика, иллюстрирующих главные наблюдаемые закономерности.

 Особое внимание следует уделять заголовкам и подписям к иллюстрациям. Они обязательно должны быть на каждом рисунке (таблице, графике и т.п.) и должны легко читаться. Оси на графиках и диаграммах обязательно должны быть подписаны. Изображение на рисунках и таблицах должно быть чётким и ясно различимым с некоторого расстояния.

 При оформлении рисунка или графика можно пользоваться разными цветами, но их не должно быть более 4-х, т.к. слишком пёстрая картина затрудняет восприятие.

 На полях или в тексте доклада для удобства докладчика делают яркие пометки в тех местах, когда следует обратиться к таблице или рисунку.

 В докладе необходимо делать ссылки, указывая фамилии авторов и года издания.

 Подготовка тезисов: кроме доклада желательно составить два варианта тезисов объёмом 1 3 страницы машинописного текста через 1,5 интервала. Тезисы обычно требуются для участия в заочных конкурсах или при представлении работы для публикации в сборник.

Листы тезисов оформляются на общих основаниях. Справа в первой строчке пишется фамилия и инициалы автора. Если авторов много, то фамилии указываются по две на строке в несколько столбиков справа. Ниже, под фамилиями - название учреждения. Если в сборник включаются работы только одной организации, тогда вместо него указывается структурное подразделение.

 Затем, отступив 2 (!) интервала КРУПНЫМ ШРИФТОМ посередине листа - название работы. Еще через два интервала идёт основной текст с интервалом 1,5 знака без деления на подразделы.

 В тезисах объёмом в 1 страницу все разделы представляются очень сжато, описание района исследования можно опустить, если только это напрямую не связано с темой работы. Литературный обзор сводится до минимума. Не менее половины страницы должно занимать описание результатов, которые можно объединить с выводами. Ссылки обязательны, список литературы не приводится. Структура 3-х страничных тезисов сходна со структурой текста доклада.

 Рисунки и таблицы в тезисах обычно не приводятся, важнейшие данные из них помещаются в текстовой форме.  К тезисам прилагается лист с указанием:

 1. Фамилии, имени, отчества автора (авторов), даты рождения, полного домашнего адреса и места учёбы (школа, класс).

 2. Фамилии, имени, отчества руководителя, должности и места работы, учёной степени (если есть), полного домашнего адреса, телефона.

 3. Названия учреждения, с его адресом и телефоном.



Предварительный просмотр:

Информация

о деятельности детского общественного экологического движения «Колосок» в МБОУ СОШ №11

Проблема воспитания детей была актуальна всегда. Именно детские общественные организации решают такие задачи, как удовлетворение интересов, потребностей детей, социальное становление личности ребенка, защиту его прав и интересов, в том числе, и от негативных влияний социальной среды.

2000-2001 годы определились как годы становления и активизации детского общественного движения в области.

Детское общественное экологическое движение «Колосок» в МБОУ СОШ №11 организовано в 2006 году. Основными документами для организации деятельности детского общественного экологического движения «Колосок» являются:

- положение о детских объединениях;

- программа детской общественной организации «Колосок» МБОУ СОШ №11;

- устав детской школьной организации «Колосок» МБОУ СОШ №11;

- план воспитательной работы на год.

Реализация непрерывного общественного движения реализуется через комплекс:

 детский сад №87 – начальное звено – среднее звено – старшие классы – родители.

Все звенья связаны между собой и связаны друг с другом. Всего в объединении насчитывается 75 человек, которые объединены в  группы:

- 2 «Б» класс – «Почемучки» 14 человек;

- 3 «Б» класс – «Совушки» 10 человек;

- 4 «А» класс – «Росток» 10 человек;

- 5 «А» класс – «Муравейник»12 человек;

- 6 «А» и 7 «А» классы – «Дети солнца» 16 человек;

- 8 «А» класс – «Дружина» 5 человек;

- 9 «А» и 10 «А» классы – «Зеленый патруль» 8 человек.

        Возглавляет в этом году объединение учитель биологии Сырова А.В., а в 2010-2011 году – учитель химии Почаева Н.Д.

        В подшефном детском саду № 87 ежегодно проводятся экологические акции и традиционные праздники, посвященные Дню пожилого человека.

        Для учащихся младших классов устраиваются экскурсии в разные уголки города: Музей Родной природы – на  день краеведения, Патриаршие сады – на день цветов, парки города. Дети принимают участие в уборке территории школы, подшефного детского сада.

        Мы тесно сотрудничаем сотрудничаем с Патриаршими садами и экологической библиотекой. Заключены договоры о совместной деятельности.

На базе станции юннатов в 2012-2013 учебном году работает «Школа юного эколога» наши старшеклассники: Морозова Оксана (10 «А»), Ситникова Дарья (10 «А») и Киселев Иван (8 «А»),   регулярно посещают занятия по итогам которых ребятам будут выданы свидетельства.

          Группа 5 «А» класса принимает участие в городском конкурсе фотографий «Наше детское объединение», итоги которого будут подведены в январе 2013 года.

        Также наши ученики принимают активное участие в Интернет-конкурсах. Так, октябре 2012 года приняли участие в сетевом телекоммуникативном проекте «Найди себя» ученики 9 «А» класса: Лосева Анастасия и Курдакова Анастасия; и ученик 10 «А» класса – Тарасов Матвей. В ноябре 2012 года проводился Всероссийский конкурс-игра по ОБЖ «Муравей» и наши дети с удовольствием участвовали:

- 2 «Б» класс –5 человек;

- 3 «Б» класс – 7 человек;

- 4 «А» класс – 15 человек;

- 5 «А» класс – 1 человек;

- 6 «А» класс – 19 человек;

        В нашей школе в течение трех лет работает экологический кружок по руководство Почаевой Н.Д. Учащиеся средних классов занимаются исследовательской работой по комплексному изучению окружающей среды. За пять лет работы были проведены исследования уровня загрязнения воздуха, воды, почвы. Кроме того, дети работают над проектами «Энергия в быту» и «Бытовые отходы», результатами которых делятся на конференциях.

        Старшие школьники, помимо собственных исследований, помогают учащимся среднего звена в их научных изысканиях. Подростки принимают участие в практической деятельности: уборка территории, озеленение школы, города. Старшеклассники участвуют в городских конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, проводят презентации, представляют творческие отчеты, организуют выставки, «круглые столы», придумывают экологические игры.

        К работе школы подключены родители и общественность. Помощь поступает самая разная: от оформления исследовательских работ школьников, участия в конференциях и выставках, до спонсорской помощи в проведении экскурсий и формирования банка данных.

        Благодаря сотрудничеству «школа-семья-общественность» формируется новое экологическое мышление населения.

        Экологическое движение в школе №11 реализуется через систему дополнительного образования.

        Наиболее продуктивной формой работы можно назвать организацию конкурсов плакатов, рисунков, проектных работ, фотографий. Во-первых, подобные акции позволяют охватить большой круг учащихся; во-вторых, они дают возможность проявиться в творческом плане; в-третьих, школьники получают возможность поразмышлять о своих чувствах, высказать собственное мнение. Лучшие работы учащихся мы отправляем на конкурсы или размещаем на выставке в школе. Так в 2011 году ребята 4-ого класса под руководством Зариповой А.Л. приняли участие в областном экологическом конкурсе «Это все называется природа», где состоялось их выступление вместе с презентацией «Не рви цветов». Все это играет важную роль в становлении экологически грамотной личности. В 2010 году учащиеся 3-его класса с руководителем Литвененко Н.В. приняли участие в городском конкурсе «Эко-сумки» и заняли призовые места. Также эти учащиеся участвовали в конкурсе «Азбука домашних животных», ученики придумывали загадки о «Братьях наших меньших» и писали сочинения.

         Работа кружка «Кто в доме – природе живет?» еще раз напоминают детям о любви кживотным, о необходимости хорошо относиться к своим «братьям меньшим». Операции «Каждой пичужке по кормушке» и «Елочка» заставляют задуматься о помощи к живым организмам в природе.  Конкурсы плакатов «Берегите окружающую среду», «Мой любимый город», «Чистый воздух» призывают внимательно присмотреться к окружающему миру. В сентябре 2012 года в рамках всероссийского проекта «Международного дня посадки деревьев ENO - 2012»  приняли участие учащиеся 1 «А», 2 «Б» и 5 «А» классов.

        Интерес к исследованиям у школьников начинается с экскурсий на природу еще в начале изучения ботаники – в 6-м классе. Дети получают возможность проводить фенологические наблюдения; узнают об особенностях листопада разных видов растений. Зимняя и весенняя экскурсии расширяют круг знаний по биологии и экологии. При составлении отчетов устанавливаются межпредметные связи: учащиеся привлекают знания литературного материала, изо. Непосредственное знакомство с уникальностью родной природы вызывает потребность сохранить все то, что нас окружает.

        У заинтересованных детей появляется возможность продолжить свои исследования в научном обществе учащихся, где они учатся анализировать и обобщать полученные данные на более качественном уровне.

        Выполнение работы объединяет детей и взрослых. Непременное условие проекта – наличие теоретической и практической частей. Отдельные исследования проводят под руководством учителей на занятиях. Например, такой проект, как «Птицы нашего города», начинается на уроках зоологии, где ставятся цели, задачи и методы исследования. Практическая часть – подсчет численности видов – осуществляется самостоятельно. Итоги подводятся в школе. Во время наблюдений дети подкармливают птиц/ Часто на помощь детям  в оборудовании кормушек приходят родители. Сотрудничество детей, учителей и родителей – один из главных факторов успешности формирования экологического сознания.

        В первом проекте (20 г.) принимали участие «            », учащиеся школы; учителя биологии, географии, истории, литературы, изобразительного искусства, а также родители.

        В 2012 году в начальной школе 1-4 классах проводился конкурс поделок из природного материала. Ребята вместе с родителями создавали творческие работы с использованием только природных материалов. Все работы были просто удивительны.

        В проекте «Человек на Земле» (20 г.) принимали учащиеся школы, учитель химии Почаева Н.Д. Были проведены исследования по уровню загрязнения воды, предложены методы утилизации бытовых отходов. В практическую часть входили субботники по уборке территории, озеленение школы и города, проведена выставка поделок из вторичного сырья.

        Особое внимание заслуживает проект «», во время которого было установлено сотрудничество между школой и работниками Детской областной больницы, а также воспитателями Дома малютки. Благодаря этому оказалось возможным посещение группой учащихся данных заведений. В результате дети узнали, как вредные привычки влияют на рождение ребенка. Кроме того, проведен ряд бесед по профилактике здорового образа жизни. В дальнейшем работа будет продолжаться по совместному плану.

        На наш взгляд успешность развития экологического движения и формирования экологического сознания основаны на совместной деятельности детей и взрослых в неформальных условиях. Участники приобретают новый социальный опыт. Развивается уверенность в необходимости и возможности личного участия в решении локальных и глобальных экологических проблем, вырабатывается чувство ответственности за окружающий мир, привлекается внимание общества к проблемам окружающей среды.

        

Основная цель организации системного взаимодействия учреждения дополнительного образования с родителями – максимальное вовлечение их в образовательный процесс, формирование у них позиции субъекта этого процесса. Это позволит изменить представления многих современных родителей об их роли в жизни ребенка.

Родители (или законные представители) обязаны:

-выполнять Устав детского объединения и требования локальных актов;

-нести ответственность за воспитание ребенка;

-знать, соблюдать и защищать права детей;

-создавать необходимые условия для занятий в детском объединении;

 -обеспечить посещение ребенком учебных занятий;

-создать необходимые условия для освоения ребенком учебных программ.

 Родители (или законные представители) имеют право:

-получать квалифицированную педагогическую помощь по проблемам обучения и воспитания ребенка;

-вносить предложения по улучшению организации работы детского объединения;

-защищать законные права и интересы своих детей;

-знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса;

-знакомиться с Уставом детского объединения, нормативными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

-участвовать в управлении детского объединения, в рамках, предусмотренных Уставом и локальными актами.

 Родительский комитет и родительское собрание детского объединения являются формой самоуправления детским объединением.

 В состав родительского комитета входят родители, заинтересованные в совершенствовании деятельности детского объединения, его развития, успешности воспитательно-образовательного процесса. Осуществление членами родительского комитета своих функций производится на безвозмездной основе.

Детское общественное экологическое движение

«Колосок»

Мысли глобально,

      действуй локально!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА – ЗАЛОГ ЕГО ЗДОРОВЬЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА – ЗАЛОГ ЕГО ЗДОРОВЬЯ...