КИМ по биологии
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Контрольно-измерительный материал по биологии по теме: "Клетка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Демонстрационный вариант

по биологии 5 класс по теме:

« Клетка – основа строения  и жизнедеятельности организмов»

Инструкция по выполнению работы

 Работа состоит из двух частей, включающих в себя

40 заданий.  Часть1 содержит8 заданий  с  кратким  ответом.  Часть2

содержит7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение  работы по биологии отводится 1 урок

(45 минут).

Ответы к заданиям1–8 записываются в виде одной цифры, которая

соответствует  номеру  правильного  ответа.  Эту  цифру  запишите  в  бланк

ответов №1.

Ответы  к  заданиям части 2-В1, В2 записываются  в  виде  последовательности

цифр.

Задание В3 –найти соответствие.

В заданиях С укажите номер задания и запишите его полное решение.

Все  бланки   заполняются  яркими  чёрными  чернилами.

Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При  выполнении  заданий  можно  пользоваться  черновиком.  Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы,  полученные  Вами  за  выполненные  задания,  суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

Желаем успеха!

Вариант № 1

Часть 1. Задания с одним вариантом ответа

А 1. Молодая  клетка отличается от старой клетки тем, что в ней

  А) мелкие вакуоли   Б) разрушено ядро   В) много хлоропластов   Г) крупные вакуоли

А 2. Форму грибной клетке придает

   А) ядро    Б) вакуоль   В) оболочка   Г) цитоплазма

А 3. Цитоплазма в животной клетке

   А) придает клетке форму                       В) обеспечивает поступление веществ в клетку

   Б) выполняет защитную функцию       Г) осуществляет связь между частями  клетки

 А 4. Органические вещества клетки

    А) углеводы    Б) вода  В) ионы натрия  и калия  Г) минеральные соли

А 5. Органические вещества клетки, выполняющие строительную и энергетическую функцию

     А) белки   Б) жиры   В) углеводы  Г) нуклеиновые кислоты

А 6. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней

     А) ядра  Б) оболочки  В) цитоплазмы   Г) хлоропластов

А 7. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)

     А) бактерии   Б) грибы   В) растения   Г) животные

А 8. Общим для большинства растительных и грибных клеток является

     А) наличие ядра  Б) способ питания  В) наличие хлоропластов  Г) строение оболочки

Часть 2.

В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток

      А) наличие митохондрий и рибосом           Г) клеточная стенка из целлюлозы

      Б) наличие хлоропластов                              Д) запасное вещество – гликоген

      В) запасное вещество - крахмал                   Е) ядро окружено двойной мембраной 

В 2. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые  заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…

СПИСОК СЛОВ

1.ядро  2. хлоропласт  3. клеточный сок   4. оболочка  5. вакуоль   6. фотосинтез 7. пластиды

В 3. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки

                   Функции                                           Части клетки

       А) отвечает за наследственность                            1. Ядро

       Б) граница                                                                 2.  Клеточная мембрана

       В) участвует в делении клетки

       Г) обмен веществ

       Д) форма

       Е) защита

Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы.

Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до 95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др.

1. В каких клетках можно наблюдать максимальное содержание количества воды?

2. Какие вещества называются гидрофобными?

3. Какая основная роль воды в клетке?

Тест «Клетка – основа строения  и жизнедеятельности организмов»

Вариант № 2

Часть А. Задания с одним вариантом ответа

А 1. Старая клетка отличается от молодой клетки тем, что в ней

  А) нет вакуолей   Б) разрушено ядро   В) много хлоропластов   Г) крупные вакуоли

А 2. Форму растительной клетке придает

   А) ядро    Б) вакуоль   В) оболочка   Г) цитоплазма

А 3. Цитоплазма в растительной клетке

   А) придает клетке форму                       В) обеспечивает поступление веществ в клетку

   Б) выполняет защитную функцию       Г) осуществляет связь между частями клетки

 А 4. Неорганические вещества клетки

    А) углеводы    Б) нуклеиновые кислоты  В) белки   Г) минеральные соли

А 5. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу ее потомкам

     А) белки   Б) жиры   В) углеводы  Г) нуклеиновые кислоты

А 6. Оформленное ядро отсутствует в клетках

     А) грибов  Б) бактерий  В) растений   Г) животных

А 7. В клетках растений, в отличие от клеток грибов и животных происходит

     А) дыхание   Б) питание   В) выделение   Г) фотосинтез

А 8. Общим для большинства растительных и животных клеток является

     А) наличие ядра  Б) способ питания  В) наличие хлоропластов  Г) строение оболочки

Часть В.

В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток

      А) наличие митохондрий и рибосом         Г) клеточная стенка из целлюлозы

      Б) наличие хлоропластов                              Д) запасное вещество – гликоген

      В) запасное вещество - крахмал                   Е) ядро окружено двойной мембраной

В 2. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки

                   Функции                                   Части клетки

       А) граница                                                      1. Цитоплазма

       Б) заполняет пространство                           2.  Клеточная мембрана

       В) объединяет структуры клетки

       Г) обмен веществ

       Д) транспорт веществ

       Е) защита

В 3. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.

        Каждая клетка имеет плотную прозрачную  (А)________. Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество – (Б)_____, которая  медленно движется. Внутри клетки находится небольшое плотное тельце – (В)_______, в котором можно различить (Г) ________. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение, в нем находится (Д)________.

СПИСОК СЛОВ

1.ядро  2. хлоропласт  3. цитоплазма   4. оболочка  5. вакуоль   6. ядрышко 7. хромосомы

Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы.

Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до 95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др.

1. В каких клетках можно наблюдать минимальное содержание количества воды?

2. Какие вещества называются гидрофильными?

3. Что определяет вода в клетке?

3. Критерии оценивания.

Тест состоит из 3 частей: часть А – 8 заданий по 1 баллу за каждый верный ответ;

                                           часть В – 3 задания по 2 балла за каждый ответ;

                                 часть С – 1 задание 3 балла за верный ответ.

Итого за тест можно набрать следующее количество баллов: «5» - 15-17 баллов, «4» - 12-14 баллов, «3» - 8-11 баллов, «2» - меньше 8 баллов.

Ответы на тест:

Вариант № 1                                                                                                                                                                                             Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А

В

Г

А

В

Г

Г

Г

Часть В

В1 – б, в, г

В2 – а1, б2, в1, г2, д2, е2

В3 – а5, б3, в7, г2, д6

Часть С

1. В молекулах быстрорастущих клетках содержится максимальное количество воды – до 95 %.

2. Гидрофобные – это вещества нерастворимые или слаборастворимые.

3. Основная роль воды в клетке – среда, растворитель.

Вариант № 2

Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

Г

В

Г

Г

Г

Б

Г

А

Часть В

В1 – б, в, г

В2 – а2, б1, в1, г2, д1, е2

В3 – а4, б3, в1, г6, д7

Часть С

1. В молекулах старых клетках содержится минимальное количество воды – 60  %.

2. Гидрофильные – это вещества растворимые в воде.

3. Вода в клетке определяет объем и упругость.

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню

подготовки для проведения

контрольной работы

по биологии в 5 классе

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки

учеников 5 классов  для проведения контрольной работы  по БИОЛОГИИ

Кодификатор  элементов  содержания  и  требований  к  уровню

подготовки  учеников 5 классов  для  проведения

контрольной работы  по  биологии(далее– кодификатор)

является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ.  Он  составлен  на  основе  ФГОС

Раздел1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином

государственном экзамене по биологии

Перечень  элементов  содержания,  проверяемых в КИМ по  биологии,  составлен  на  основе  раздела

«Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»

Федерального компонента государственных стандартов основного общего  по биологии(базовый уровень).

В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные

блоки содержания. Во втором столбце приведен код элемента содержания,

для которого создаются проверочные задания.

Код элемента

Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе

1

Биология как наука. Методы научного похзнания

1.1.

Биология как наука, методы познания живой природы

1.2

Основные  уровни  организации  живой природы:  

клеточный. Общие признаки

биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава

2

Клетка как биологическая система

2.1

Развитие  знаний  о  клетке.

Клеточное  строение  организмов–  основа  единства  органического  мира,

доказательство родства живой природы

2.2

Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Обнаружение воды и минеральных веществ в растении

2.3

Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки

2.4

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы.

2.5

Деление клеток – основа размножения, роста и развития организмов

Раздел2. Перечень требований к уровню подготовки учеников 5 класса,

достижение которых проверяется на контрольной работе по биологии по разделу: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов

Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение

которых  проверяется  на  контрольной работе по  биологии,

составлен  на  основе  раздела «Требования  к  уровню  подготовки

выпускников»  Федерального  компонента  государственных  стандартов

основного  общего  и  среднего(полного) общего  образования(базовый  и

профильный уровни).

В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем–

требования  к  уровню  подготовки  выпускников,  достижение  которых

проверяется на контрольной работе.

Код требования

Требования к уровню подготовки учеников 5 класса

1

ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ

1.1.

Основные положения биологических законов, теорий, закономерностей,

правил, гипотез

1.1.1

Клеточная теория

1.2

Строение и признаки биологических объектов

1.2.1

 Клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов

1.3

Сущность биологических процессов и явлений

1.3.1

Жизнедеятельность клетки(питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы

2

УМЕТЬ

2.1

объяснять

2.1.1

Роль минеральных веществ, входящих в состав клетки

2.1.2

Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией

2.2

Устанавливать взаимосвязи

2.2.1

Строения и функций органоидов клетки

2.3

Различать

2.3.1

Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки

2.3.2

Части и органоиды клеток на таблицах и микропрепаратах

2.4

Выделять

2.4.1

Существенные признаки строения клетки

2.4.2

Существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

3

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1

Проводить

3.1.1

Биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов

3.1.2

Наблюдения, фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Контрольных измерительных материалов по биологии для учеников 5 классов

  1. Назначение КИМ

КИМы позволяют установить уровень освоения ФГОС по разделу курса биологии: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

  1. Структура КИМ

Работа состоит из двух частей, включающих в себя

40 заданий.  Часть1 содержит8 заданий  с  кратким  ответом.  Часть2

содержит7 заданий с развёрнутым ответом.

      На выполнение  работы по биологии отводится 1 урок

(45 минут).

Ответы к заданиям1–8 записываются в виде одной цифры, которая

соответствует  номеру  правильного  ответа.  Эту  цифру  запишите  в  бланк

ответов №1.

Ответы  к  заданиям части 2-В1, В2 записываются  в  виде  последовательности

цифр.

Задание В3 –найти соответствие.

   В заданиях С укажите номер задания и запишите его полное решение.

  1. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

Контрольная работа состоит из 2 блоков, представленных в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников.

В контрольной работе контролируются сформированность различных общеучебных умений и способов действий

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Тип задания

Часть 1

Часть 2

Интервал выполнения

1

С ответом в виде одной цифры

8

40-85%

2

С множественным выбором

1

30-60

3

На установление соответствия

1

30-60

4

Вставить в текст пропущенные термины

1

30-60

5

С развернутым ответом

1

5-35

Итого

8

4  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...