Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается следующим образом: 35 часов из федерального компонента и 35 часов из регионального компонента, всего 70 часов в год.

Использование в 6 классе часов из регионального компонента позволит изучить местную флору и фауну, в том числе культурные растения, грибы, домашних и сельскохозяйственных животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass_soloveva.docx52.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» с. Дивное

Апанасенковского района Ставропольского края

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                                                      РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ СОШ №3                                                                                                    на заседании педагогического совета

_____________ М.М. Радочинский                                                                                       МКОУ СОШ №3 с. Дивное

Пр. №_______от_______________2014 г.                                                                            Протокол №_____от ________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ БИОЛОГИИ

« ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ»

(6 класс, 70 часов)

Составлена учителем высшей квалификационной категории

Соловьёвой В.Г. на основе:

Федерального компонента  государственного стандарта общего образования по биологии, одобренного решением коллегии МО РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12,утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы  основного общего образования по биологии для VI-IX классов Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т.Захаровой (Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д.Днепров, А.Т.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010 г.).

 Содержание

                                Стр.

Пояснительная записка ………………………………………………………………….3

Тематическое планирование…………………………………………………………….4

Содержание программы………………………………………………………………….4

Календарно-тематическое планирование……………………………………………....8

Требования к уровню знаний учащихся………………………………………………. 12

Учебно-методический комплект………………………………………………………..14

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается следующим образом: 35 часов из федерального компонента и 35 часов из регионального компонента, всего 70 часов в год.

Использование в 6 классе часов из регионального компонента позволит изучить местную флору и фауну, в том числе культурные растения, грибы, домашних и сельскохозяйственных животных.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленной программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.

Курс «Живой организм»  построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности, а его изучение рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона.

Данная программа составлена в полном соответствии с примерной программой по биологии для основного общего образования, с федеральным компонентом государственного стандарта  среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы курса «Живой организм» для 6-го класса автора Н. И. Сонин // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138с., отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В программу внесены следующие изменения:

  • увеличено количество часов за счёт резерва на изучение тем:
  1. 1.3 «Строение растительной и животной клеток»  до 4 часов;
  2. 1.5 «Ткани растений и животных» до 6 часов;
  3. 1.6 «Органы и системы органов» до 13 часов;
  4. 2.6 «Движение» до 3 часов;
  5. 2.8 «Размножение» до 4 часов;
  6. 2.9 «Рост и развитие» до 5 часов.
  • сокращено количество часов на изучение темы 2.1 «Питание и пищеварение» на 2 часа;
  • предусмотрено проведение  9 лабораторных работ.
  • резервное время составляет 3 часа.

Цель данных изменений - лучшее усвоение учебного материала курса «Биология  6 класс».

Тематическое планирование базовый уровень 70 ч (2 ч/нед)

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Из них

Лабораторных

Практических  

1

Строение и свойства живых организмов

32

6

1.1

Основные свойства живых организмов.

2

1.2

Химический состав клеток.

2

1

1.3

Строение растительной и животной клеток.

4

1

1.4

Деление клетки.

2

1.5

Ткани растений и животных.

6

2

1.6

Органы и системы органов.

13

2

1.7

Растения и животные как целостные организмы.

2

1/8

Обобщение

1

2

Жизнедеятельность организма.

32

3

2

2.1

Питание и пищеварение.

4

2.2

Дыхание.

3

2.3

Передвижение веществ в организме.

3

1

1

2.4

Выделение.

4

2.5

Опорные системы.

2

2.6

Движение.

3

2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности.

4

2.8

Размножение.

4

1

1

2.9

Рост и развитие.

5

1

3

Организм и среда

3

3.1

Среда обитания. Факторы среды.

2

3.2

Природные сообщества.

1

4

Повторение (резерв)

3

Итого

70

9

2

Содержание программы

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (32 ч.).

Тема 1. 1. Основные свойства живых организмов (2 ч.).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1. 2. Химический состав клеток (2ч.).

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

 Лабораторная работа

  1. «Определение состава семян пшеницы».

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (4ч.).

Клетка -  элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.1

Лабораторная работа:

  1.  «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)».

Тема 1.4. Деление клетки (2ч.).

Деление клетки -  основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.1

Демонстрация  микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Тема 1.5. Ткани растений и животных (6ч.).

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные работы:

  1. Ткани растительных организмов.
  2. Ткани животных организмов.

Тема 1.6. Органы и системы органов (13 ч.).

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции.  Простые и сложные листья. цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные работы:

  1. Изучение органов цветкового растения.
  2. Распознавание органов у животных.

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (2ч.).

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (32 ч.).

Тема 2.1. Питание и пищеварение (4ч.).

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании.  Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание (3 ч.).

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа  в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (3ч.).

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных.  Кровеносная система, её строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа:

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

          Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4. Выделение (4ч.).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

 Тема 2.5. Опорные системы (2ч.).

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная ситема позвоночных.

Лабораторная работа:

  1. Разнообразие опорных систем животных.

       Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6. Движение (3ч.).

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных  и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторные работы:

  1. Движение инфузории – туфельки.
  2. Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (4ч.).

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система. Особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8. Размножение (4ч.).

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа:

  1. Вегетативное размножение комнатных растений.

        Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9. Рост и развитие (5 ч.).

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы:

  1. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

        Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

Раздел 3. Организм и среда (3ч.).

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (2ч.).

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимодействие живых организмов.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

Тема 3.2. природные сообщества (1ч.).

Природное сообщество  и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.

Резервное время - 8 часов.

1 – Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс (70ч; 2ч/нед)

№ урока

Название темы

Всего часов

Из них

Дата

Лаб/раб

Практ/раб.

1.

Строение и свойства живых организмов

32

6

1.1

Основные свойства живых организмов

2

1.1.1

Многообразие живых организмов.

Отличие живого от неживого.

1.1.2

Основные признаки живых организмов.

1.2.

Химический состав клеток.

2

1

1.2.1

Химический состав клетки.

1.2.2

Органические вещества клетки. Лабораторная работа №1 «Определение состава семян пшеницы».

+

1.3

Строение растительной и животной клеток.

4

1

1.3.1

Клетка – элементарная единица живого

1.3.2

Сравнительная характеристика растительных и животных клеток.

1.3.3

 Лабораторная работа №2 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)».

+

1.3.4

Вирусы.*

1.4

Деление клетки.*

2

1.4.1

Деление клетки. Митоз*.

1.4.2

Деление клетки. Мейоз*.

1.5

Ткани растений и животных.

6

2

1.5.1

Типы тканей, их многообразие, значение, особенности строения

+

1.5.2

Типы тканей растений.

1.5.3

Лабораторная работа №3 «Ткани растительных организмов».

1.5.4

Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Эпителиальная и соединительные ткани.

1.5.5

Ткани животных организмов. Мышечная ткань. Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов».

+

1.5.6

Нервная ткань. Основные свойства нервной ткани

1.6

Органы и системы органов.

13

2

1.6.1

Органы цветкового растения.

+

1.6.2

Корень. Видоизменения корней.

1.6.3

Корневые системы.

1.6.4

Строение и значение побега.

1.6.5

Почка – зачаточный побег.

1.6.6

Лист, его строение и функции.

1.6.7

Цветок – орган семенного размножения, его строение и значение. Соцветия.

1.6.8

Плоды, их значение.

1.6.9

Разнообразие плодов.

1.6.10

Строение семян однодольного и двудольного растений. Лабораторная работа №5 «Изучение органов цветкового растения»

1.6.11

Обобщение по теме «Органы цветкового растения»

1.6.12

Основные системы органов животного организма.

+

1.6.13

Основные системы органов животного организма. Лабораторная работа №6 «Распознавание органов у животных».

1.7

Растения и животные как целостные организмы.

2

1.7.1

Организм растения как единое целое.

1.7.2

Организм животного как единое целое (обобщающий урок).

1.8

Обобщающий урок «Особенности строения организма растений   и животных»

2

Жизнедеятельность организма.

32

1

2

2.1

Питание и пищеварение.

4

2.1.1

Особенности питания растений. Почвенное питание.

2.1.2

Воздушное питание растений (фотосинтез).

2.1.3

Особенности питания и пищеварения у животных.

2.1.4

Особенности питания и  пищеварения у  животных.

2.2.

Дыхание.

3

2.2.1

Дыхание растений.

2.2.2

Дыхание животных.

2.2.3

Обобщающий урок по теме «Дыхание»

2.3

Передвижение веществ в организме.

3

1

2.3.1

Передвижение веществ в растении. Лабораторнаяработа №7 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

2.3.2

Строение и функции кровеносной системы животных.

+

2.3.3

Обобщающий урок по теме «Передвижение веществ в организме»

2.4

Выделение.

4

2.4.1

Выделение у растений.

2.4.2

Выделение у животных.

2.4.3

Обмен веществ и энергии у растений.

2.4.4

Обмен веществ и энергии у животных.

2.5

Опорные системы.

2

2.5.1

Опорные системы растений.

2.5.2

Опорные системы животных.

2.6

Движение.

3

2.6.1

Способы движение растений и животных.

2.6.2

Передвижение животных в водной среде обитания.

2.6.3

Передвижение животных в наземной и воздушной  средах обитания.

2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности.

4

2.7.1

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

2.7.2

Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем.

2.7.3

Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

2.7.4

Регуляция процессов жизнедеятельности  растений.

2.8

Размножение.

4

1

2.8.1

Размножение, его виды. Бесполое размножение.

2.8.2

Вегетативное размножение, его биологическое значение. Лабораторная работа №8 «Вегетативное размножение комнатных растений».

2.8.3

Половое размножение животных.

2.8.4

Половое размножение растений.

2.9

Рост и развитие.

5

1

2.9.1

Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян.

2.9.2

Особенности индивидуального развития цветкового растения. Лабораторная работа №9 «Прорастание семян»

2.9.3

Рост и развитие животных. Эмбриональное развитие животных.

2.9.4

Типы развития животных. Постэмбриональное развитие животных.

+

2.9.5

Жизнедеятельность организмов (обобщающий урок).

3.

Организм и среда.

3

3.1

Среда обитания. Факторы среды.

2

3.1.1

Среда обитания. Экологические факторы.

3.1.2

Влияние факторов неживой природы.

3.1.3

Природные сообщества. Цепи питания.

4.

Повторение (резерв).

3

4.1

Обобщающий урок по курсу 6 класса

4.2

Итоговая контрольная работа

4.3

Урок повторения и обобщения пройденного материала за курс 6 класса

Итого

70

9

Требования к уровню подготовки  учащихся 6-го класса:

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Учебно-методический комплект:

  1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2007. – 174с.

  1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. Рабочая тетрадь. 6 класс.   М.: Дрофа, 2012.

Методическая литература:

  1. Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255с.

  1. www.fcior.edu.ru 

  1. school-collection.edu.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...