Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы  В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.  

  Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass_soloveva.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» с. Дивное

Апанасенковского района Ставропольского края

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                                                      РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ СОШ №3                                                                                                  на заседании педагогического совета

_____________ М.М. Радочинский                                                                                       МКОУ СОШ №3 с. Дивное

Пр. №_______от_______________2014 г.                                                                            Протокол №_____от ________2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ БИОЛОГИИ

«Общая биология»

(10 класс, 70 часов)

Составлена учителем высшей квалификационной категории

Соловьёвой В.Г. на основе:

Федерального компонента  государственного стандарта общего образования по биологии, одобренного решением коллегии МО РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12,утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы  основного общего образования по биологии для VI-XI классов В.В. пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова(Биология. Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012 г.).

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта;
  • Образовательной программы МКОУ СОШ №3 с. Дивного;
  • Авторская  программа  среднего (полного) общего образования по  биологии, 10 класс, авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова   - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2012
  • Учебного плана МКОУ СОШ №3 на 2014-2015 учебный год;
  • Положения школы «О рабочей программе педагога»;
  • Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Рекомендации СКИРО ПК и ПРО по составлению рабочих программ.

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы  В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.  

  Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.  

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

 В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.

В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.

        Содержание курса   направлено на достижение следующих целей:    

•    освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

•    овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

•    воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

•    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Данная программа реализуется с помощью учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2012.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);   использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в  кабинете биологии, в окружающей среде,   правил здорового образа жизни.

            Результаты изучения курса «Общая биология»  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки  обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

-    аттестация по итогам года;

-    формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

В основе осуществления целей образовательной программы гимназического  обучения используется  личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Требования к уровню подготовки по теме:

знать /понимать        

отрасли биологии и объекты изучения биологии,

основные положения и роль  биологических теорий. 

уметь объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила;

       Основы цитологии

Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Требования к уровню подготовки по теме:

 Знать:

-химическую организацию клетки,

-строение органелл клетки,

-сущность и основные положения клеточной теории.

  Уметь:

-объяснять единство живой и неживой природы;

-распознавать и описывать основные органоиды клетки;

-сравнивать биологические объекты.

  Применять: - полученные знания для работы с микроскопом, изготовления различных микропрепаратов, объяснения происхождения и эволюции живой природы.

                    Лабораторные и практические работы

 Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание

 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

 Опыты по определению каталитической активности ферментов

 Изучение хромосом на готовых микропрепаратах

 Изучение клеток дрожжей под микроскопом

 Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке

 Изучение фаз митоза в клетках корешка лука

 Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

 Сравнение процессов брожения и дыхания

 Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза

 Сравнение процессов митоза и мейоза

 Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных

Размножение и индивидуальное развитие организма.

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека                                                                  

Требования к уровню подготовки по теме:                                    

        -Знать:

-сущность полового и бесполого размножения; влияние мутагенов на организм человека; единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,

  -особенности митоза и мейоза;

         -Уметь:

-сравнивать процессы митоза и мейоза, половое и бесполое размножение;

-сравнивать  процессы оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.

-объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

   -Применять:

-полученные знания для работы с микроскопом при проведении лабораторных работ

Основы генетики

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Лабораторные и практические работы

Составление схем скрещивания

Решение  генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков

Решение генетических задач на сцепленное наследование

Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом

Решение генетических задач на взаимодействие генов

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)

Выявление изменчивости у особей одного вида

Сравнение процессов бесполого и полового размножения

Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных

Сравнительная характеристика пород (сортов)

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Требования к уровню подготовки по теме:

    Знать:

-основы наследственности и изменчивости

-сущность законов Грегора Менделя, Моргана;

-виды и причины мутаций.

    Уметь:

-решать биологические задачи ;

-составлять схемы скрещивания;

-находить информацию в различных биологических источниках;

   Применять: 

-полученные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области происхождения живых организмов»

-полученные знания для объяснения причин некоторых наследственных заболеваний;

-для этических аспектов некоторых исследований в области генетики человека

Генетика человека

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

            Требования к уровню подготовки по теме:

 Знать:

-методы генетических исследований

 Применять: 

-полученные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области генетики человека.

Форма организации образовательного процесса,  

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения  нового   материала, комбинированные  уроки,   уроки   формирования  умений,   уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).

Основные группы технологий применяемые на уроках биологии:

  • технология объяснительно-иллюстративного обучения
  • технология личностно - ориентированного обучения
  • технология развивающего обучения
  • проектная технология

Ведущие технологии: технология формирования учебной деятельности обучающихся, технология формирования приемов учебной деятельности.

Механизмы формирования компетентности обучения. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником биологической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Широко используются учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок. В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе, методы работы с карточками, схемами.

Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, биологические диктанты, работы с карточками, практические и лабораторные работы, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

        

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении практических и лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Учебно-тематический план

тема

Кол-во

часов

Лабораторные и практические работы

  1. Введение

5

  1. Основы цитологии

30

Лабораторная работа №1

 «Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля.»

Лабораторная работа №2

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетке»

Лабораторная работа №3

«Изучение строения эукариотических клеток»

Практическая работа №1

«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Практическая работа №2

«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

Практическая работа №3

«Сравнение строения клеток растений и животных»

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов

12

Практическая работа №4

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

  1. Основы генетики

15

Практическая работа №5

«Составление простейших схем скрещивания»

Практическая работа №6

«Решение элементарных генетических задач»

Практическая работа №7

«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

  1. Генетика человека

6

  1. Повторение

2

Требования к уровню подготовки обучающихся

       В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

       знать /понимать

•      основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

•      строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

•      сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;

•      вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

•      биологическую терминологию и символику;

       уметь

•      объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

•      решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;  

•      описывать особей видов по морфологическому критерию;

•      сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих,  процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

•      анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;

•   находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни  с целью соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

УМК

Биология 10класс

Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2012.

(Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2007, .)

Примерные программы основного общего образования Биология .Естествознание .-М.; Просвещение 2010 ( стандарты  второго поколения)

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2012

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2008.

Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2008

 Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2009

ВВ Пасечник  ГГ Швецов Общая биология 10-11классы рабочая тетрадь  к учебнику Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс:

Москва ,Дрофа,2011

Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2008

ИВ Лысенко  Биология 10 класс поурочные планы

к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника- Волгоград Из-во «учитель».2009

ММ Бондарук НВ КовылинаБиология Дополнительные материалы к урокам  и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии 10-11 класс Волгоград ; из-во Учитель.2009

Пименов АВ Уроки биологии Развернутое планирование 10-11 класс- Ярославль .  Академия развития.-2008.

Единый государственный экзамен 2014. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2013.

 ЕГЭ-2014: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова,  С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2013.

ТА Ловкова  подготовка  к олимпиадам по биологии 8-11классы

М; Айрис-пресс. 2008

Отличник ЕГЭ биология/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, ПетросоваРА Никишова ЕА – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Список литературы для учителя:

1.  Т.А. Козлова Биология в таблицах. 6-11 классы. Справочное пособие -М.: Дрофа, 2002

2.  А.П. Пуговкин Практикум по общей биологии.10-11 класс – М.: Просвещение,2002

3.  Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии – М.: Просвещение, 2002

4.  Н.И. Галушкова, Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии - М.: Просвещение,2002

5.  Мейтленд ИДИ Возникновение человека. Недостающее звено - М.: «Мир», 1997

6.  П.ВУД  Возникновение человека. Жизнь до человека - М.: «Мир», 1997

7.  ДЖОРДЖ Констэбл Возникновение человека. Неандертальцы - М.: «Мир», 1997

8.  Э.А. Киселева  Книга для чтения по дарвинизму - М.: Просвещение, 1970

9.  В.М. Корсунская Карл Линней-  М.: Просвещение, 1984

10.  С.Н. Зигуненко  Н.И. Вавилов - М.: Просвещение, 1987

11.  М.Ф. Ивахненко Живое прошлое Земли. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987

12.  Н.А. Богданов Биология. Единый государственный экзамен. Практикум - М.: «Экзамен», 2010

13.  Т.А. Козлова Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского «Общая биология. 10-11 классы» - «Экзамен», 2008

14.  Д.К. Беляев Общая биология. Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1973

15.  Ганты Тобор  Жизнь и ее происхождение - М.: «Просвещение», 1984

16.  А.С.Матвеев Промысловые животные - «Абрис», 2009

17.  И. Аугуста По путям развития жизни - Артия. Прага, 1999

18.  Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология./ Ред коллегия: М. Аксенова, Г. Вильчек и др. – М.: Аванта, 2005

19.  Феномен жизни. ( раздел тома «Биология» серии «Энциклопедия для детей») / Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2000

20.  Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003

21.  Биология: Энциклопедия / Под ред. М. С. Гилярова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003

22.  В.М. Константинов Охрана природы.- М.: Издательский центр «Академия», 2000

Список литературы для учащихся:

1.  В.З. Резникова, Т.А. Козлова Биология в таблицах. 6-11 классы. Справочное пособие

-М.: Дрофа, 2002

2.  А.П. Пуговкин  Практикум по общей биологии.10-11 класс – М.: Просвещение,2002

3.  Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии – М.: Просвещение, 2002

4.  Н.И. Галушкова, Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии - М.: Просвещение,2002

5.  Мейтленд ИДИ Возникновение человека. Недостающее звено - М.: «Мир», 1997

6.  П.ВУД  Возникновение человека. Жизнь до человека - М.: «Мир», 1997

7.  ДЖОРДЖ Констэбл  Возникновение человека. Неандертальцы - М.: «Мир», 1997

8.  Э.А. Киселева Книга для чтения по дарвинизму - М.: Просвещение, 1970

9.  В.М. Корсунская Карл Линней-  М.: Просвещение, 1984

10.  С.Н. Зигуненко  Н.И. Вавилов - М.: Просвещение, 1987

11.  М.Ф. Ивахненко Живое прошлое Земли. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987

12.  Н.А. Богданов Биология. Единый государственный экзамен. Практикум - М.: «Экзамен», 2010



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...