Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», который входит в образовательную область «Естествознание» на базовом общеобразовательном уровне.

На изучение курса отведено 70 часов (2 часа в неделю).

Изучение общих биологических закономерностей – задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Изучаются теоретические и прикладные  основы общей биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_11_klass_soloveva.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» с. Дивное

Апанасенковского района Ставропольского края

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                                                      РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ СОШ №3                                                                                                  на заседании педагогического совета

_____________ М.М. Радочинский                                                                                       МКОУ СОШ №3 с. Дивное

Пр. №_______от_______________2014 г.                                                                            Протокол №_____от ________2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ БИОЛОГИИ

«Общая биология»

(11 класс, 70 часов)

Составлена учителем высшей квалификационной категории

Соловьёвой В.Г. на основе:

Федерального компонента  государственного стандарта общего образования по биологии, одобренного решением коллегии МО РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12,утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы  основного общего образования по биологии для VI-XI классов В.В. пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова(Биология. Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по биологии ( базовый уровень) 2006 г.

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, определенные федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

1.  Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый  уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2.    Примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии  // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д.

       Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.

  1. Приказ Департамента Государственной политики в образовании МО РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»..
  2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2012.
  3.  Учебный план на 2014-2015 учебный год.

.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», который входит в образовательную область «Естествознание» на базовом общеобразовательном уровне.

На изучение курса отведено 70 часов (2 часа в неделю).

Изучение общих биологических закономерностей – задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Изучаются теоретические и прикладные  основы общей биологии.

Изучение биологии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

.

  • Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;
  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;
  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;
  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;
  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;
  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.

В соответствии с БУП на изучение регионального содержания биологического образования  отводится  10%  учебного  времени в год. Региональный  компонент включает изучение экологических проблем области: влияние деятельности человека на состояние воздуха, водоёмов и почв в регионе; мероприятия по восстановлению экологического равновесия в городе и области, сохранению здоровья населения и численности редких растений и животных области. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на части уроках различных тем курса.

Данная программа реализуется с помощью учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2012.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);   использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в  кабинете биологии, в окружающей среде,   правил здорового образа жизни.

            Результаты изучения курса «Общая биология»  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки  обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

-    аттестация по итогам года;

-    формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

В основе осуществления целей образовательной программы гимназического  обучения используется  личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.

Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса по биологии:

Учащиеся должны знать:

 движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;

Уметь:

  • Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.
  • Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроценозов, круговорота веществ.
  • Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.
  • Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.
  • Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа Пасечника В.В. включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой

Содержание изучаемого курса биологии в 11 классе:

Раздел - Вид (33ч)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Ученик должен знать/понимать: вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки; основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; строение биологических объектов (вида); сущность действия естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов; биологическую терминологию и символику.

Ученик должен уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни; различные гипотезы происхождения человека; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; причины эволюции, изменяемости видов; описывать особей видов по морфологическому критерию; сравнивать биологические объекты (зародышей человека и других млекопитающих), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и критически её оценивать.

Раздел - Экосистемы (29ч)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Ученик должен знать/понимать: структуру экосистем; учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; биол. терминологию и символику;

Ученик должен уметь: объяснять влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биол. задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биол. моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически её оценивать; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения  правил поведения в природной среде.

Раздел – Обобщение знаний по курсу Общей биологии (8ч)

Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни.

Клеточная теория. Многообразие клеток. Строение клетки.

Вирусы – неклеточные формы жизни.

Деление клеток: митоз, мейоз. Воспроизведение организмов.

Онтогенез: эмбриональный и постэмбриональный этапы.

Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.

Реакции матричнрго синтеза белка.

Основные генетические понятия. Закономерности наследственности и изменчивости.

Задачи по генетике.

Гигиена человека. Факторы здороья и риска.

Мутагены.

Особенности строения бактерий, вирусов, растений и животных.

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

Дополнительная литература.

  • Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.-Т. 1-3.-М.: Мир, 1987.
  • Биология (для учащихся медицинских училищ)/Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина.-М.: Медицина, 1987.
  • Биологический энциклопедический словарь.-М.: Советская Энциклопедия,1989.
  • Вилли К., Детье В. Биология.-М.: Мир,1974.
  • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-Т. 1-3.-М.: Мир.1990.
  • Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М.: Высшая школа, 1989.
  • Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М.: Мир,1988.
  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Курс для самообразования.-М.: Просвещение,1992.
  • Мамонтов С.Г. Биология: (для поступающих в вузы).-М.: Высшая школа, 1991.
  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология (для средних специальных учебных заведений).-2-е изд.-М.: Высшая школа, 1993.
  • Одум Ю. Экология.-Т. 1-2.-М.: Мир, 1986.
  • Основы общей биологии / Под ред. Э. Либберта.-М.: Мир,1982.
  • Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины..-М.: Просвещение, 1993.
  • Флинт Р. Биология в цифрах.-М.: Мир, 1992.
  • Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека).-М.: Мир, 1990.
  • Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека.-М.: Прогресс, 1988.
  • Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм).-3-е изд.-М.: Высшая школа,1989.

Научно-популярная литература:

  • Акимушкин И.И. Невидимые нити природы.-М.: Мысль, 1985.
  • Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).-М.: Мысль, 1988.
  • Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные).-М.: Мысль. 1992.
  • Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные).-М.: Мысль, 1993.
  • Гржимек Б. Дикое животное и человек.-М.: Мысль, 1982.
  • Евсюков В.В. Мифы о вселенной.-Новосибирск: Наука, 1988.
  • Нейфах А.А., Лозовская Е.Р. Гены и развитие организма.-М.: Наука, 1984.
  • Шпинар З.В. История жизни на Земле.-Прага: Артия, 1977.
  • Эттенборо Д. Живая планета.-М.: Мир, 1988.
  • Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего.-М.: Детская литература, 1983.

Тематическое планирование

Темы (разделы) курса

Практическая часть

по авторской программе

Количество

часов

Введение

1

1. Вид

32

  1. Основы учения об эволюции

Л/р № 1. «Описание вида по морфологическому критерию»

Л/р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Л/р № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

18

  1. Основы селекции и биотехнологии

 Л/р № 4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

 

7

  1. Антропогенез

Л/р № 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

7

2. Экосистемы

  1. Основы экологии

Л/р № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Л/р № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»

Л/р № 8 «Решение экологических задач»

Л/р № 9 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Л/р № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

20

  1.  Эволюция биосферы и человек

Л/р № 11 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Л/р № 12 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

9

Обобщение знаний по курсу общей биологии

Экскурсия № 1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе»

Экскурсия № 2 «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)»

8

Итого:

70

Календарно-тематическое планирование

Дата

по плану

Дата

факт.

№ урока

Тема урока

Содержание урока в соответствии с

ФГОС

Практическая часть

Тип, форма урока

1

2

3

4

5

7

 

Раздел Вид (32 ч.)

 

Тема 1. История эволюционных идей (2 ч.)

 

1.Развитие эволюционных представлений.

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина

 

 ИНМ, лекция, беседа

 

 

.

2. Значение эволюционной теории

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

 

 КПЗУ, семинар

 

 

Тема 2. Современное эволюционное учение (16 ч.) 

 

 

3. Вид. Критерии вида.

Вид, его критерии.

Демонстрация: "Критерии вида".

КУ, работа в группах

 

 

4. Популяция как элементарная единица эволюции.

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Демонстрации: "Популяция - структурная единица вида, единица эволюции".                            Л/р № 1. Описание вида по морфологическому критерию [O]

 КУ, беседа

 

 

5. Элементарные факторы эволюции.

Наследственная и ненаследственая изменчивость.

Демонстрации растений и животных, показывающих индивидуальную изменчивость. Л/р № 2. Выявление изменчивости у особей одного вида {O]

 КПЗУ, лекция

 

 

6. Элементарные факторы эволюции.

Динамика численности организмов, миграции, изоляция.

 

 КПЗУ, лекция

 

 

7. Борьба за существование.

Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Виды борьбы за существование.

Демонстрации: "Движущие силы эволюции"

 КУ, инд. работа

 

 

8. Естественный отбор

Движущие силы эволюции. Естественный отбор. Формы естественного отбора.

Демонстрации: "Движущие силы эволюции"

 КУ, инд. Работа

 

 

9. Взаимосовязь движущих сил эволюции.

Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора. Сравнение искусственного и естественного отбора.

 

 КПЗУ, лекция

 

 

10. Приспособления организмов к среде обитания

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.

Демонстрация "Возникновение и многообиразие приспособлений у организмов".

КУ, инд. Работа

 

 

11. Результаты эволюции

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Л/р № 3. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. [O]

 ИНМ, лекция

 

 

12. Синтетическая теория эволюции.

Синтетическая теория эволюции.                                                                 С/р "Факторы эволюции"

 

 ИНМ, лекция

 

 

11. Образование новых видов в природе.

Образование новых видов в природе (микроэволюция). Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Демонстрация "Образование новых видов в природе".

КПЗУ, беседа

 

 

12.Макроэволюция.

Понятие о макроэволюции. Способы макроэволюции: филетическая эволюция, дивергенция, конвергенция, параллельная эволюция.

 

 ИНМ, лекция

 

 

13. Направления эвовлюции органического мира.

Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Демонстрация "Редкие и исчезающие виды"

ИНМ, лекция

 

 

14 Пути достижения биологического прогресса.

Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

 

КПЗУ, семинар

 

 

15 Доказательства эволюции органического мира.

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Демонстрации "Формы сохранности ископаемых растений и животных"

 КПЗУ, практикум

 

 

16.Обобщение и систематизация знаний по теме "Эволюционное учение" К/р № 1

 

 ОСЗУ, семинар

 

 

Тема 3. Происхождение жизни на Земле (6 ч.) 

 

17.Происхождение жизни.

Гипотезы происхождения жизни

 ИНМ, лекция

 

 

18.Отличительные признаки живого

Отличительные признаки живого.

Л/р № 4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.[-]

 КПЗУ, л/ работа

 

 

19.Многообразие организмов

Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчинённость.

 

 КУ, работа в группах

 

 

20 .История развития жизни на Земле

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Демонстрация "Эволюция растительного мира"

.ИНМ, лекция

 

 

21. История развития жизни на Земле

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Демонстрация "Эволюция животного мира"

 КПЗУ, инд. Работа

 

 

22. Обобщение знаний по теме "Происхождение жизни на Земле" С/р "Развитие жизни на Земле"

 

 ОСЗУ, семинар

 

 

Тема 4. Происхождение человека (8 ч.)

 

23. Гипотезы происхождения человека

Гипотезы происхождения человека.

Л/р № 5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.[-]

 ИНМ, л/ работа

 

 

24. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Место человека в системе органического мира. Доказательства родства человека с млекопитающими животными

 

 КПЗУ, лекция

 

 

25. Этапы эволюции человека

Эволюция человека.

Демонстрация "Происхождение человека"

КПЗУ, работа в группах

 

 

26. Этапы эволюции человека

Эволюция человека.

Демонстрация "Происхождение человека"

КПЗУ, работа в группах

 

 

27. Движущие силы антропогенеза.

Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

Демонстрация "Движущие силы антропогенеза"

КУ, лекция

 

 

28. Расы человека

Расы человека. Происхождение человеческих рас.

 

 ИНМ, инд. Работа, подготовка докладов

 

 

30.Биосоциальная природа человека.

Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

Демонстрация "Происхождение человеческих рас"

ПЗУ, семинар

 

 

31. Обобщение и систематизация знаний по теме "Происхождение человека" К/р № 2 "Развитие жизни на Земле. Антропогенез"

 

 ОСЗУ, семинар

 

 

Раздел Экосистемы (22 ч.)

 

Тема 1. Экологические факторы (6 ч.)

 

32. Среда обитания.

Среды обитания. Закон оптимума. Закон минимума. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Демонстрация: Экологические факторы и их влияние на организмы.  

 ИНМ, работа в группах

 

 

33. Экологические факторы

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

 

 КПЗУ, инд. Работа

 

 

34. Абиотические факторы

Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Демонстрация; Биологические ритмы

 КУ, инд. работа

 

 

35. Биотические факторы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конккуренция. Симбиоз.

Демонстрация: "Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз".

КУ, инд.  работа

 

 

36. Антропогенные факторы.

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

 

 КУ, инд. Работа

 

 

37. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Л/р № 6. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.[O]

КПЗУ, л/ работа

 

 

Тема 2. Структура экосистем (8 ч.)

 

 

 

 

38. Экосистемы.

Видовая и пространственная структура экосистем.

Демонстрация: "Ярусность растительного сообщества"

КПЗУ, лекция

 

 

39. Цепи питания.

Пищевые связи. Трофические уровни.

Демонстрация: "Пищевые цепи и сети". Л/р № 7. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания). [O]

 КУ, л/ работа

 

 

40. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Экологические пирамиды

Демонстрации: "Экологическая пирамида", "Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме".

ИНМ, лекция

 

 

41. Решение экологических задач

Решение экологических задач

Л/р № 8. Решение экологических задач.[-]

л/ работа

 

 

42. Причины устойчивости экосистем.

Причины устойчивости экосистем.

Демонстрация: "Экосистемы".

КУ, семинар

 

 

43. Причины смены экосистем.

Причины смены экосистем

Л/р № 9. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).[-]

 л/ работа

 

 

44. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Основные отличия агроэкосистем от природных экосистем.

Демонстрации: "Экосистема", "Агроэкосистема". Л/р № 10. Сравнительная характеристика природных экосистем и агро-экосистем своей местности. [O]

л/ работа

 

 

45. Обобщение знаний по темам "Экологические факторы", "Структура экосистем". С/р "Основы экологии"

 

 ОСЗУ, семинар

 

 

Тема 3. Биосфера - глобальная экосистема (4 ч.)

 

 

46. Биосфера - глобальная экосистема.

Биосфера - глобальная экосистема.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы.

 ИНМ, беседа

 

 

47. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

 

 ИНМ, инд. работа

 

 

48. Роль живых организмов в биосфере.

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода).

Демонстрация: "Круговорот углерода в биосфере"

 ИНМ, рбота в группах

 

 

49. Эволюция биосферы.

Эволюция биосферы.

Демонстрация "Биоразнообразие"

 ИНМ, лекция

 

 

Тема 4. Биосфера и человек (4 ч.)

 

 

 

50. Биосфера и человек.

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

 

КПЗУ, конференция

 

 

51. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Демонстрация: "Последствия деят-ти человека в окруж. среде"        Л/р № 11 Анализ и оценка послед-ствий собственной деят-ти в окруж. среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. [О]

 КПЗУ, семинар

 

 

Правила поведения в природной среде

Правила поведения в природной среде

Демонстрация: "Биосфера и человек"; "Заповедники и заказники России"

 

 

52. Обобщение и систематизация знаний по разделу "Экосистемы". К/р № 3 по курсу общей биологии 11 класса

 

 ОСЗУ, семинар

 

 

Обобщение знаний по курсу общей биологии (16 ч.)

 

 

 

 

53. Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни

Повторение: Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни

 

 ПЗУ, работа в группах

 

 

54. Клеточная теория. Строение клетки.

Повторение: Клеточная теория. Многообразие клеток. Строение клетки.

 

 ПЗУ, работа в группах

 

 

55. Строение клетки. Вирусы.

Повторение: Строение клетки. Вирусы как неклеточные формы жизни.

 

 ОСЗУ, инд. работа

 

 

56. Деление клеток. Воспроизведение организмов.

Повторение: Деление клеток (митоз. Мейоз). Воспроизведение организмов.

 

 ПЗУ, инд. Работа

 

 

57. Онтогенез.

Повторение: эмбиональный и постэмбриональный этапы онтогенеза.

 

 ПЗУ, семинар

 

 

58. Метаболизм клетки. Энерге-тический обмен и фотосинтез.

Повторение: Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.

 

 ПЗУ, работа в группах

 

 

59. Метаболизм клетки. Реакции матричного синтеза

Повторение: Метаболизм клетки. Реакции матричного синтеза белка

 

 ПЗУ, инд. работа

 

 

60. Закономерности наследственности и изменчивости.

Повторение: Основные генетические понятия. Закономерности наследственности и изменчивости.

 

 ПЗУ, инд. работа

 

 

61. Решение задач по генетике.

Повторение: решение задач по генетике

 

 ККЗУ, практ. Работа

 

 

62.Генетика человека.

Повторение: генетика человека. Сцепленное с полом наследование.

 

 ПЗУ, работа в группах

 

 

63. Гигиена человека. Факторы здоровья и риска.

Повторение: гигиена человека. Факторы здоровья и риска. Мутагены.

 

 ПЗУ, инд. Работа

 

 

64. Экскурсия № 1. "Многообразие видов. Сезонные изменения в природе".

Экскурсия № 1 [O]

 Экскурсия

 

 

65. Многообразие организмов. Бактерии. Грибы

Повторение: Особенности строения бактерий и грибов.

 

 ПЗУ, инд. Работа

 

 

66. Многообразие растений и животных.

Повторение: Особенности строения растений и животных.

 

 ПЗУ, инд.работп\а

 

 

67. Экскурсия № 2. "Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)"

Экскурсия № 2 [O]

 Экскурсия

 

 

68. Обобщение знаний по курсу биологии средней школы

 

 ОПЗУ

 

РАССМОТРЕНО                                                                                                                    СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                Заместитель директора по УВР

методического объединения                                                                                                  _________________ Е.Д. Мощенко

учителей естествознания                                                                                                        _____________ 2014 г.

От ___________2014 г. №___

Руководитель МО

_____________С.И. Мощенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...