Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Согласно действующему базисному  учебному плану , рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 ч в неделю.

 В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Рабочая программа предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии  и гигиены, приводится  знакомство с разноуровневой организацией человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последующих занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass_soloveva.doc357 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» с. Дивное

Апанасенковского района Ставропольского края

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                                                      РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ СОШ №3                                                                                                    на заседании педагогического совета

_____________ М.М. Радочинский                                                                                       МКОУ СОШ №3 с. Дивное

Пр. №_______от_______________2014 г.                                                                            Протокол №_____от ________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ БИОЛОГИИ

«ЧЕЛОВЕК»

(8 класс, 70 часов)

Составлена учителем высшей квалификационной категории

Соловьёвой В.Г. на основе:

Федерального компонента  государственного стандарта общего образования по биологии, одобренного решением коллегии МО РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12,утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы  основного общего образования по биологии для VI-IX классов Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т.Захаровой (Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д.Днепров, А.Т.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009 г.).

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта;
  • Образовательной программы МКОУ СОШ №3 с. Дивного;
  • Авторская  программа  основного общего образования по  биологии, 7 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова   - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2012
  • Учебного плана МКОУ СОШ №3 на 2014-2015 учебный год;
  • Положения школы «О рабочей программе педагога»;
  • Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Рекомендации СКИРО ПК и ПРО по составлению рабочих программ.

Общая характеристика программы

Согласно действующему базисному  учебному плану , рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 ч в неделю.

 В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Рабочая программа предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии  и гигиены, приводится  знакомство с разноуровневой организацией человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последующих занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся

Место предмета  биологии в базисном  плане

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МКОУ СОШ №3с. Дивное

Данная программа рассчитана на 1 год – 8  класс.

Общее число учебных часов в 8 классе - 70 (2 ч в неделю).

                                           Распределение учебного времени в течение учебного года

Тема

Количество часов

Коли-чество часов в неделю

Обобщающие контрольные

работы

Практические, лабораторные работы

примерное количество часов самостоятельной работы учащихся

         

Человек как биологический вид.

2

2

-

Происхождение человека.

3

2

-

Краткая история развития знаний о человеке

1

2

-

Общий обзор организма человека.

4

2

1

Координация и регуляция.

8

2

2

1

Анализаторы.

4

2

-

Опора и движение.

9

2

1

3

1

Внутренняя  среда организма

4

2

-

Транспорт веществ.

5

2

2

-

Дыхание.

4

2

1

-

Пищеварение.

5

2

1

-

Обмен веществ и энергии

3

2

1

-

Выделение.

3

2

-

Покровы тела.

3

2

-

Размножение и развитие.

3

2

-

Высшая нервная деятельность

9

2

1

1

                                                Итого:

70

2

10

4

Содержание учебного предмета.

ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД (2 ч)

Науки , изучающие человека. Место человека в системе органического мира.

Особенности человека.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)

Происхождение человека. Этапы

его становления.

Происхождение человека. Этапы

его становления.

Расы человека, их происхождение и единство.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ (1 Ч)

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 ч)

Клеточное строение организма.

Клеточное строение организма.

Ткани и органы.

Органы. Система органов. Организм.

Координация и регуляция (8ч)

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно- гуморальная регуляция, ее нарушения.

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Спинной мозг.

Л.р. №1 «Рефлекторная функция спинного мозга человека».

Строение и функции головного мозга.

Полушария большого мозга.

Полушария большого мозга. Л.р.№2 «Рефлекторная функция головного мозга человека».

Зачетный урок – контрольное тестирование №1.

                               

АНАЛИЗАТОРЫ (4ч)

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

Анализаторы слуха и равновесия.

Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Урок обобщения «Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Гигиена органов чувст».

ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (9 ч)

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и функции.

Строение и свойства костей, типы их соединений.

Первая мед. помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Л. р. № 3 «Выявление плоскостопия и нарушения осанки» (проводится дома) 

Мышцы, их строение и функции.

Работа мышц. Л. р. № 4 «Утомление мышц»

Значение физ. упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

 Л.р.№5 «Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным»

Урок обобщения «Взаимосвязь, строение и функции опорно – двигательного аппарата».

 ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (4 ч)

Внутренняя среда организма, и ее значение.

Кровь , ее состав и строение.

Иммунитет.

Группы крови. Переливание крови, донорство.

ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5ч)

Движение крови и лимфы в организме Органы кровообращения.

Работа сердца.

Движение крови по сосудам.

Л.р.№6 « Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»

Заболевания сердечно- сосудистой системы, их предупреждение.

Л.р № 7 «Первая помощь при травмах органов кровообращения, кровотечениях».

Зачетный урок – контрольное тестирование №3.

ДЫХАНИЕ(4 ч)

Строение органов дыхания.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Л. р. №8 « Проведение функциональной пробы с задержкой дыхания»

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая мед. помощь при нарушении дыхания и кровообращении.

       ПИЩЕВАРЕНИЕ (5ч)

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Л.р. №9 «Действие ферментов слюны на крахмал». 

Пищеварение в желудке.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3ч)

Обмен веществ и энергии.

 Л. р. №10«Составление пищевого рациона».

Витамины.

Обобщающий урок по темам

« Пищеварительная система. Обмен веществ»

ВЫДЕЛЕНИЕ(3ч)

Выделение. Строение и функции почек.

Образование мочи.

Заболевания почек, их предупреждение.

ПОКРОВЫ ТЕЛА(3ч)

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

Роль кожи в терморегуляции организма.

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3ч)

Половая система человека.

Возрастные особенности.

 Заболевания половой сферы человека, их предупреждение и гигиена.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (9ч)

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности , его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.

Торможение, его виды и значение.

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Типы нервной деятельности.

Итоговое тестирование по курсу

Итоговый урок.

Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны

                                           

Учащиеся должны уметь:

• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Требования к знаниям и учениям:

Знать/понимать:

специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;

строение и функции основных тканей и систем органов;

функциональные системы организма;

значение гомеостаза внутренней среды организма;

об обмене веществ, его значении и видах;

роль ферментов и витаминов в организме;

особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;

строение и функции анализаторов;

механизмы ВНД;

функциональное значение высших отделов головного мозга человека;

особенности индивидуального развития человека;

правила личной гигиены;

причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;

о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

Уметь:

распознавать органы и их топографию;

оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;

измерять кровяное давление и частоту пульса;

давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;

работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)

Учебно-методический комплект:

      Для учителя:

  1. Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин.  Методическое пособие к учебнику  Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология.  Человек». – М.: Дрофа, 2006.
  2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Е.В. Краева. Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология.  Человек». 8 класс. – М.: «Экзамен», 2008.
  4. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1989.
  5. В.С. Рохлов., В.И. Сивоглазов. Человек и его окружение. – М.: Центр «Планетариум», 1987.

Multimedia – поддержка курса поддержка курса «Биология. Человек»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» 
www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования 
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

       Для учащихся:

1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология.  Человек. Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа,  2007.

2.  Сонин Н.И. «Биология. Человек». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа

Материально – техническое обеспечение.

  1. таблицы
  2. натуральные объекты.
  3. коллекции
  4. микропрепараты.
  5. микроскопы
  6. презентации

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

 1. Знание всего изученного программного материала.

 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

 1) правильно определил цель опыта;

 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

 2. или было допущено два-три недочета;

 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

 4. или эксперимент проведен не полностью;

 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

 1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

 2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

 2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

 1. не более двух грубых ошибок;

 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

 3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

 2. или если правильно выполнил менее половины работы.

                                                                                     

                                                                                                   

Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Дата

Элементы содержания

Тип  урока

Требования к уровню подготовки уч-ся

Дом. задание

План

факт

Вид контроля

ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД (2 ч)

1

Науки , изучающие человека. Место человека в системе органического мира.

Анатомия, физиология, гигиена, психология, рудименты, атавизмы. Сходство с животными.

Лекция

Определять принадлежность человека к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и делать выводы на основе строения

Стр.3-5

Р.т. №1,2,3,4

Сам.работа в раб. Тетр.

2

Особенности человека.

Развитый головной мозг, прямохождение, объемное цветное зрение, речь, точное движение пальцев рук.

Комбинированный

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Стр.6-7, пересказ

Индивидуальный опрос

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)

3

Происхождение человека. Этапы

его становления.

Дриопитеки, Человек разумный, рамапитек, австралопитек, Человек умелый, древнейшие люди, Человек прямоходящий, неандертальский, кроманьонец

Лекция

Характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей.

Стр.10-11 выучить

Табл, в тетради

Сам.работа в раб.тетр.

4

Происхождение человека. Этапы

его становления.

Дриопитеки, Человек разумный, рамапитек, австралопитек, Человек умелый, древнейшие люди, Человек прямоходящий, неандертальский, кроманьонец

Интегрированный

Характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей.

Стр.12-13

Табл,Р.т.№5,6

Фронт.опрос

5

Расы человека, их происхождение и единство.

Раса, экваториальная раса, евразийская раса, азиатско-американская раса, расизм

Комбинир.

Называть основные расы внутри вида Человек разумный. Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий.   Объяснять причины единства человеческих рас.

Стр.16-17,

Р.т.№7,8,9

Индив.опрос

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ (1 Ч)

6

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Развитие анатомии и медицины в античные, средние века, в 18 веке. Вклад ученых в развитие анатомии и медицины: Аристотель, Гиппократ, У. Гарвей, А. Везалий, да Винчи, К Гален. Значение работ русских ученых: Сеченова, Павлова, Мечникова.

лекция

Называть вклад ученых в развитие анатомии

Стр.20-26, пересказ

Сам.работа в раб.тетр.

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 ч)

7

Клеточное строение организма.

Клетка, ядро, гиалоплазма, цитоплазма, органоиды, включения, клеточная мембрана, ДНК, РНК, хромосома, ядерная мембрана, ядрышко, рибосома, ЭПС, митохондрия, Комплекс Гольджи, лизосомы, АТФ

Лекция

Называть органоиды клетки. Распознавать их на таблице. Сравнивать клетки растений и животных, человека

Стр.28, выучить таблицу в тетр.

Индив.опрос

8

Клеточное строение организма.

Строение и процессы жизнедеятельности организма

( обмен веществ, биол. Окисление), рост и развитие, роль ферментов в клетке.

Комбинир.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Стр.28-29,

Р.т.№12,13

Фронт.опрос

9

Ткани и органы.

Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани, хрящевая, костная, жировая ткани, кровь, гладкая, поперечно-полосатая, сердечная мышечные ткани, нейроны, нейроглия,

Комбинир.

Давать определение понятию ткань. Распознавать и описывать ткани человека. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Стр.32-35,

Р.т.№16,18,

19

Сам.работа в раб.

тетр

10

Органы. Система органов. Организм.

Скелетная, мышечная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, половая, нервная, эндокринная система, аппарат органов.

Комбинир.

Давать определение понятиям: ткань орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать их на таблице.

Р.т.№22,23

тестирование

Координация и регуляция (8ч)

11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Гормоны , гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, щитовидная железа, гипофиз, поджелудочная железа, надпочечники,  половые железы.

Лекция

Называть особенности строения и работы желез внутренней секреции, и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Стр.44-46,Р.т.№24,

26

Сам.работа в раб.тетр

12

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно- гуморальная регуляция, ее нарушения.

Регуляция деятельности желез. Болезни эндокринной системы. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Комбинир.

Называть заболевания, связанные с гипо- и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ.

Стр. 48 вопросы 5-10

Фронт.опрос

13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Нервная система, ее значение. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Комбинир.

Называть особенности строения нервной системы, функции. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

Стр.50-53,

Р.т.№28,30

Сам.работа в раб.тетр.

14

Спинной мозг.

Л.р. №1 «Рефлекторная функция спинного мозга человека».

Центральный канал, спинномозговая жидкость, спинномозговые нервы, серое и белое вещество. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга.

Практическ.

Называть особенности строения спинного мозга, функции спинного мозга. Распознавать и описывать основные его части.

Стр.56-57,

Р.т.№32,33

Лаборат.работа

15

Строение и функции головного мозга.

Ствол, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг,  мозжечок, кора, полушария БМ, борозда, извилина

Лекция

Называть особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, их функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Стр.60-63,

Р.т.№34,38

Индив.опрос

16

Полушария большого мозга.

Мозолистое тело, кора полушарий, лобная, теменная, затылочная, височная доли, боковые желудочки, зрительная зона, слуховая и обонятельная зона, чувствительные и двигательные центры

Комбинир.

Называть особенности строения полушарий головного мозга человека: зоны коры  и их функции.

Стр.66-67, пересказ

Фронт.опрос

17

Полушария большого мозга. Л.р.№2 «Рефлекторная функция головного мозга человека».

Практич.

Стр.66-69, читать, повторить основные понятия

по темам 1-5

Лабор.работа

18

Зачетный урок – контрольное тестирование №1.

Обобщение

Тестирование

Повторить основные понятия в тетради

тестирование

АНАЛИЗАТОРЫ (4ч)

19

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

Анализаторы, их роль в жизни человека.  Зрительный анализатор, глазное яблоко, вспомогательный аппарат, внутреннее ядро: фиброзная оболочка – белочная (склера), роговица; сосудистая – радужка, зрачок, хрусталик; сетчатка – палочки, колбочки, желтое и слепое пятна, стекловидное тело; дальнозоркость, близорукость, дальтонизм.

Лекция

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблице основные части органа зрения  и зрительного анализатора.

Стр.72-75,

Р.т.№40,41

Сам.работа в раб.тетр.

20

Анализаторы слуха и равновесия.

Наружное ухо – ушная раковина, слуховой проход; барабанная перепонка, среднее ухо – слуховая труба, молоточек, наковальня, стремя; внутреннее ухо – улитка, орган равновесия – преддверие (вестибулярный аппарат), полукружные каналы, перилимфа

Комбинир.

Называть особенности строения органа слуха и равновесия. Распознавать и описывать на таблице основные части органа слуха и слухового анализатора. Использовать приобретенные знания  для профилактики заболеваний органов слуха.

Стр.80-83,

Р.т.№47,48

фронт.опрос

21

Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Болевые, термо-, механорецепторы, осязательные рецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовые почки.

Комбинир.

Стр.86-89,

вопросы 1-5,

Индив.опрос

22

Урок обобщения «Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Гигиена органов чувст».

Обобщение

повторение темы 5-6

тестирование

ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (9 ч)

23

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и функции.

Скелет головы, мозговой отдел, лицевой отдел, скелет туловища, позвоночник,  грудина, лопатка, таз, шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы, позвонки, позвоночный канал, грудная клетка, пояс верхней и нижней конечностей  

Лекция

Называть особенности скелета человека, функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблице основные части скелета

Стр.92-94,

Р.т.№60,61

Сам.работа в раб.тет.

24

Строение и свойства костей, типы их соединений.

Трубчатые, широкие (плоские), смешанные кости, компактное и губчатое вещество, непрерывные соединения, швы, прерывные, суставная сумка, сустав, суставная жидкость, хрящ, связки, надкостница

Комбинир.

Стр.92-95,

Р.т.№ 65-66

Фронт.опрос

26

Первая мед. помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой мед помощи при травмах опорно –двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Интегрир.

Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, оказания первой мед помощи.

Выучить записи в тетради

Индив.опрос

27

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Л. р. № 3 «Выявление плоскостопия и нарушения осанки» (проводится дома) 

Осанка. Признаки хорошей осанки. Ее нарушения. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Практич.

Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

Повторить стр. 92-95

Лабор.работа

28

Мышцы, их строение и функции.

Миофибриллы, мышечное волокно,  сухожилия, мышцы

головы, мимические, жевательные, мышцы шеи, мышцы туловища,  мышцы конечностей,

Комбинир.

Стр.106-108,

Р.т.№ 69-71

Сам.работа в раб.тетр

29

Работа мышц. Л. р. № 4 «Утомление мышц»

Динамическая работа, статическая работа, мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели

Практ.

Стр.112-113,

Р.т.№ 73-74

Лаб.работа

30

Значение физ. упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

 Л.р.№5 «Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным»

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска- гиподинамия.

Практич.

Использовать приобретенные знания  для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.

Повторить тему 7

Лаб.работа

31

Урок обобщения «Взаимосвязь, строение и функции опорно – двигательного аппарата».

Контрольное тестирование. №2

Обобощ.

Тестир.

32

Административная контрольная работа за 1 полугодие

 

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (4 ч)

33

Внутренняя среда организма, и ее значение.

Тканевая жидкость, кровь, лимфа, плазма, клетки крови.

Лекция

Называть признаки биол объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови, плазмы.

Стр.116

Сам.работа в раб.тетр

34

Кровь , ее состав и строение.

Эритроциты, лейкоциты, фагоцитоз, тромбоциты, фибриноген, фибрин, тромб, свёртывание крови

Комбинир.

Характеризовать сущность процесса свертывания крови. Знать особенности строения клеток крови.

Стр.117-119,

Р.т.№

Фронт.опрос

35

Иммунитет.

Иммунитет, естественный и искусственный иммунитет, вакцина, сыворотка.  Значение работ  Пастера и Мечникова.

Интегрир.

Давать определение понятию иммунитет, называть его виды. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний.

Стр.122,Р.т.№96,95,94

Индив. Опрос

36

Группы крови. Переливание крови, донорство.

Группы крови, донорство, резус-фактор, антиген, агглютинин, агглютинация

Интегр.

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.

Стр.123, подготовить доклад на тему «Кровь»

Сам.работа в раб.тетр.

ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5ч)

37

Движение крови и лимфы в организме Органы кровообращения.

Сосуды, сердце, вены, капилляры, артерии, предсердие, желудочки, полулунные каналы, створчатые каналы большой и малый круги кровообращения

Лекция

Называть особенности строения органов кровообращения: сердца и сосудов.распознавать и описывать их по таблице.

Стр.126-127,

Выучить Табл. В тетради

Сам.работа в раб.тетр.

38

Работа сердца.

Пауза, автоматизм сердца, сердечный цикл

Комбин.

Характеризовать сущность работы сердца

Стр.130-131,

Р.т.№97,98,99,103

Индив.опрос

39

Движение крови по сосудам.

Л.р.№6 « Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»

Кровяное давление, пульсовое давление, лимфатические узлы, сосуды, капилляры

Практич.

Стр.134-135,

Р.т.№104-105

Лаб.работа

40

Заболевания сердечно- сосудистой системы, их предупреждение.

Л.р № 7 «Первая помощь при травмах органов кровообращения, кровотечениях».

Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение( гипер – гипотония, инсульт, инфаркт) пульс Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки.  Типы кровотечений. Приемы оказания первой мед помощи.

Практ.

Использовать приобретенные знания  для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, профилактики вредных привычек, оказания мед помощи.

Повторить стр.130-135

Лаб.работа

41

Зачетный урок – контрольное тестирование №3.

обобщение

Повторить тему 8

Т ест

ДЫХАНИЕ(4 ч)

42

Строение органов дыхания.

Значение и строение органов дыхания Носовая полость, гортань, голосовые связки, голосовая щель, надгортанник, трахея, бронхиальное дерево, бронхи , лёгкие.

Лекция

Называть особенности строения органов дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания.

Стр.138-139,

Р.т.№111

Сам.работа в раб.тетр.

43

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Строение легких (плевра, альвеола, щитовидный хрящ. Обмен газов в легких и тканях.

Комбин.

Характеризовать сущность биолог процесса дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между дыханием и кровообращением.

Стр.142,

№115,116

Фронт.опрос

44

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Л. р. №8 « Проведение функциональной пробы с задержкой дыхания»

Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения . Нейрогуморальная регуляция (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дых центры коры БП)

Практ.

Характеризовать сущность биолог процесса дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между дыханием и кровообращением.

Стр.143-144,

№117,118

Лаборат. работа

45

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая мед. помощь при нарушении дыхания и кровообращении.

Заболевания и их профилактика. Вредные привычки. Чистота воздуха как фактор здоровья.

Интегр.

Называть заболевания органов дыхания. Использовать знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек(курение

Стр.144-145, пересказ

Фронт.опрос

                 

ПИЩЕВАРЕНИЕ (5ч)

46

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение.

Ферменты, питательные вещества, пищеварение

Лекция

Называть пит вещества и пищ продукты, в которых они находятся. Объяснять роль пит вещ в организме.

Стр.148-149,№119,

121

Сам.раб в раб.тетр.

47

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Л.р. №9 «Действие ферментов слюны на крахмал». 

Пищеварение в ротовой полости, роль ферментов в пищеварении рот полости: слюна, мальтаза, амилаза.

Практ.

Знать строение органов рот полости. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении.

Стр.152-153,

№123,126,

Лаб.работа

48

Пищеварение в желудке.

Строение желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Пепсин. Желуд сок.

Комбинир.

Знать строение органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении желудка.

Стр.156,

№130,131

Индив.опрос

49

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Переваривание пищи в 12-перстной кишке. Ферменты поджелуд железы. Всасывание пит вещ. Строение тонкого и толстого кишечника.

Комбин.

Знать строение органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении 12-перстной кишки.

Стр.157-158

№133,134,13

Сам.раб.в раб.тетр

50

Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний.

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки. Заболевания их профилактика.

Интегр.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения..

Пересказ Конспекта урока

Фронт.опрос

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3ч)

51

Обмен веществ и энергии.

 Л. р. №10«Составление пищевого рациона».

Обмен веществ и энергии, энергетический обмен, пластический обмен

Практ.

Давать определения понятиям пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме.

Стр.162-163,пересказ

Лаб.работа

52

Витамины.

Витамины, авитаминоз, гипервитаминоз. Заболевания.

Комбинир.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

Стр.166-167, читать, сообщение на тему

Сам.раб.в раб. Тетр

53

Обобщающий урок по темам

« Пищеварительная система. Обмен веществ»

Контрольное тестирование№4.

обобщение

Тестир.

ВЫДЕЛЕНИЕ(3ч)

54

Выделение. Строение и функции почек.

Значение выделения . мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон.

лекция

Называть особенности строения органов выделения человека., строение почки. Распознавать и описывать на таблицах органы выделения.

Стр.170,

№139,140

Сам.раб.в раб.тетр

55

Образование мочи.

Этапы образования мочи. Мочевыведение.

Комбин

Характеризовать сущность процесса образования мочи.

Стр.170,

№141

Фрон.опрос

56

Заболевания почек, их предупреждение.

Мочеполовые инфекции. Предупреждение заболеваний почек. Факторы риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки. Их влияние на здоровье.

Интегр.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы.

Выучить Конспект урока

Индив.опрос

ПОКРОВЫ ТЕЛА(3ч)

57

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

Эпидермис, собственно кожа, потовые, сальные железы, волосы, ногти.

лекция

Называть особенности строения  кожи, ее функции. Распознавать на таблицах структурные компоненты кожи.

Стр.174-175,

№145,146

Сам.раб.в раб тетр

58

Роль кожи в терморегуляции организма.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция. Роль кожи в терморегуляции.

Комбин.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ.

Стр.178-179,

№147,148

Фрон.опрос

59

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Интегр.

Подготовить сообщение на тему

Сам.раб. в раб. тетр

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3ч)

60

Половая система человека.

Яйцеклетка, сперматозоид, маточные трубы, матка, зигота, зародыш, плод, беременность

Лекция

Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать на таблицах органы половой системы. Объяснять причины наследственности.

Стр.182-185,

№151,152

Сам.раб. в раб. тетр

61

Возрастные особенности.

Возрастные особенности развития человека.

Комбин.

Стр.188-189,пересказ

Фрон.опрос

62

 Заболевания половой сферы человека, их предупреждение и гигиена.

Инфекции, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея, их профилактика.

интегр

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

Повторить тему 10

Сам.раб. в раб. тетр

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (7ч)

63

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности , его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.

Условные и безусловные рефлексы. Врожденные и приобретенные формы поведения Инстинкт, динамический стереотип, . Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А Ухтомского, П.К. Анохина.

лекция

Давать определения понятиям: безусл и услов рефлексы. Называть принцип работы нервной системы.

Стр.192-194,

№159,160

Сам.раб. в раб. тетр

64

Торможение, его виды и значение.

безусловное и условное торможение.

Комбин.

Стр.195,

№162

Инд.опрос

65

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

Сон, сновидения, летаргия, гипноз. Значение сна.

Интегр.

Характеризовать значение сна для человека. Использовать знания для рациональной организации труда и отдыха.

Стр.200-203,

№163,164

Фронт.опрос

66

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Биологическая и социальная сущность человека. Сознание. Речь. Мышление , его особенности.

Комбин.

Называть особенности ВНД и поведения человека.

Стр.206-207

№165,

Сам.раб. в раб. тетр

67

Типы нервной деятельности.

Темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Комбин.

Характеризовать типы нервной деятельности и применять полученные знания для наблюдения за состоянием своего организма.

Стр.210-211,

№166

Индив.опрос

68

Итоговое тестирование по курсу

обобщение

Повторить темы 2-5

Тестир.

69

Итоговый урок.

обобщение

Повторить темы 6-10

фронт.опрос

70

«Береги здоровье смолоду» Влияние экологических факторов на здоровье человека.

конференция

РАССМОТРЕНО                                                                                                                    СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                Заместитель директора по УВР

методического объединения                                                                                                  _________________ Е.Д. Мощенко

учителей естествознания                                                                                                        _____________ 2014 г.

От ___________2014 г. №___

Руководитель МО

_____________С.И. Мощенко

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...