Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах и рассчитана на 2 часа классных занятий.

Программа курса (70 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией гимназии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass_solovyova.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» с. Дивное

Апанасенковского района Ставропольского края

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                                                      РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ СОШ №3                                                                                                    на заседании педагогического совета

_____________ М.М. Радочинский                                                                                       МКОУ СОШ №3 с. Дивное

Пр. №_______от_______________2014 г.                                                                            Протокол №_____от ________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ БИОЛОГИИ

«ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

(9 класс, 70 часов)

Составлена учителем высшей квалификационной категории

Соловьёвой В.Г. на основе:

Федерального компонента  государственного стандарта общего образования по биологии, одобренного решением коллегии МО РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12,утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы  основного общего образования по биологии для VI-IX классов Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т.Захаровой (Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д.Днепров, А.Т.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта;
  • Образовательной программы МКОУ СОШ №3 с. Дивного;
  • Авторская  программа  основного общего образования по  биологии, 9класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова   - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2006
  • Учебного плана МКОУ СОШ №3 на 2013-2014 учебный год;
  • Положения школы «О рабочей программе педагога»;
  • Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Рекомендации СКИРО ПК и ПРО по составлению рабочих программ.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах и рассчитана на 2 часа классных занятий.

Программа курса (70 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией гимназии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.

В программе приведен список основной, дополнительной и научно-популярной литературы. Курсивом в данной программе выделен материал, предлагаемый к изучению в ознакомительном плане.

Цель: Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих её законах, познакомить с многообразием жизни и историей её развития на Земле. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.

Задачи: 1. Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.

              2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщённый характер.

              3. Выработать навыки чёткого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.

              4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.

              5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

УМК: 1. учебник «Биология. Общие закономерности» 9 класс.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.- 6-е изд.,.-М.: Дрофа, 2009.- 288с.: ил..

2.Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности», А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин.

Формы и виды контроля: тестовые задания, индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности, лабораторные работы, самостоятельные работы, работа с таблицами, семинарские занятия.

Используемые технологии:

  • элементы технологии разноуровнего обучения;
  • элементы технологии педагогической поддержки;
  • информационные технологии;
  • элементы технологии проблемного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы и формы работы:

1.Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • репродуктивные;
  • проблемно-поисковые;
  • учебной работы под руководством учителя;
  • самостоятельной учебной работы

2. Контроля и самоконтроля учебной деятельности.

           3. Стимулирования и мотивации учебной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  2. реализация установок здорового образа жизни;
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами  освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,  биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. в познавательной сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов                          (отличительных признаков живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов    (обмен веществ и превращении энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными;  взаимосвязи человека с окружающей средой, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек, нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства. Общности происхождения и эволюции растений и животных, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различие на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление приспособлений организмов к среде обитания, взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивание и размножение культурных растений.

5. В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1. учебник «Биология. Общие закономерности» 9 класс.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.- 6-е изд.,.-М.: Дрофа, 2009.- 288с.: ил..

2.Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности», А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин.

3.Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.

4.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.

Научно-популярная литература:

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
  4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
  1. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
  1. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
  2. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
  3. Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.

9.Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.

Содержание курса

(70часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Раздел 1

Эволюция живого мира на Земле (21 час)

Тема 1.1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

        Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2

Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

■        Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (3 часа)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

        Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5 Микроэволюция (2 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

  • Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
  • Лабораторная работа №1

«Морфологический критерий вида»

Тема 1.6

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

        Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции;  материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7

Возникновение жизни на Земле (1 час)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

■        Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8

Развитие жизни на Земле (4 часа и 1 час обобщение знаний)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

        Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».

Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений.

Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.

Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.

История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Физическая география. История континентов.

РАЗДЕЛ 2

Структурная организация живых организмов (13 часов)

Тема 2.1

Химическая организация клетки (5 часов)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино - и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3

Строение и функции клеток (5 часов и 1 час обобщение знаний)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

  • Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
  • Лабораторная работа №2

«Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (7 часов)

Тема 3.1

Размножение организмов (3 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

■        Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа и 1 час обобщающее повторение)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша —гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

  • Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 4

Наследственность и изменчивость организмов (19 часов)

Тема 4.1

Закономерности наследования признаков (9 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
  • Лабораторная работа №3

«Решение генетических задач и составление родословных».

Тема 4.2

Закономерности изменчивости (5 часов и 1 час обобщающее повторение)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
  • Лабораторная работа №4

« Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и  кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)».

Тема 4.3

Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 часа и 1 час обобщающее повторение)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

  • Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью

    Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (8 часов)

Тема 5.1

Биосфера, ее структура и функции (5 часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

■        Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Тема 5.2

Биосфера и человек (3 часа)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

■        Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Введение

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

3

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

Тема 1.5. Микроэволюция

2

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

1

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

6

Всего

22

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1. Химическая организация клетки

3

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

2

Тема 2.3. Строение и функции клеток

5

Всего

10

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Размножение организмов

2

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Всего

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

7

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

2

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

3

Всего

12

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

8

Тема 5.2. Биосфера и человек

3

Всего

11

Уроки обобщающего повторения

9

Итого

70 часов

Поурочное планирование 9 класс.

Тема урока  

Вид урока

Формируемые понятия                      

Домашнее задание

Формы контроля

1.

Введение. Биология – наука о жизни.

самостоятельная работа с учебником, беседа по её результатам

Биология

стр. 3-5

Фронтальный опрос

2.

Многообразие живого мира.

рассказ с элементами беседы и элементами самостоятельной работы

Популяция, биогеоценоз, биосфера, филогенез, онтогенез

глава I; заполнить таблицу

Фронтальный опрос

3.

Основные свойства живых организмов.

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам; беседа

Изменчивость, наследственность

глава I, стр. 8-11; выучить терминологию

Фронтальный опрос

4.

Развитие биологии в додарвиновский период.

рассказ учителя; заполнение таблицы, презентация

Иерархия, таксон, система.

глава II, ? в конце §; сообщения о трудах К. Линнея                                

Фронтальный опрос

5.

Эволюционная теория                    Ж. Б. Ламарка

заслушивание сообщений; рассказ учителя; заполнение таблицы, презентация

Классификация.

§ 2; ? в конце §; сообщение о Ламарке, Рулье, Герцене

Заслушивание сообщений

6.

Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории  Ч. Дарвина

заслушивание сообщений; заполнение таблицы; рассказ учителя, презентация

Эмбриология, палеонтология

§ 3; ? на стр. 20; сообщения о развитии физики, химии, геологии в середине XIX века; принести фотографии дом. животных и открытки культурных растений

Фронтальный опрос

7.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

рассказ учителя с элементами сам. работы с учебником на стр. 21-22

Искусственный отбор, мутация, селекция, породы, сорта.

§ 4; ? на стр. 24

Фронтальный опрос

8.

Ученее Ч. Дарвина о естественном отборе.

самостоятельная работа с учебником по заполнению таблицы; рассказ учителя

Партеногенез, хищничество, паразитизм.

§ 5; на стр. 28  доделать таблицу

Фронтальный опрос

9.

Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора.

самостоятельная работа в группах, с раздаточным материалом;  заполнения таблицы, презентация

Покровительственная окраска, мимикрия.

§ 7; записи в тетрадях; ? на стр. 44-45; повторить § 1 и § 2

Фронтальный опрос

10.

Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

рассказ учителя с элементами беседы; заполнение таблицы

Инстинкт

§ 8; сообщения учащихся

Фронтальный опрос

11.

Вид, его критерии и структура.

рассказ учителя с

элементами беседы; заполнение таблицы

Дискретность, репродукция, гибрид

§ 10;? на стр. 55

Фронтальный опрос

12.

«Морфологический критерий вида»

Лабораторная работа №1

 Морфологический критерий

Повторить § 10

Лабораторная работа

13.

Главные направления эволюции

рассказ учителя с элементами сам. работы; заполнение таблицы

Жизненные формы растений и животных

§ 12;? на стр. 66; сообщение о А.Н.Северцов

Фронтальный опрос

14.

Общие закономерности биологической эволюции

Заслушивание сообщений; рассказ учителя с элементами сам. работы по заполнению таблицы

Конвергенция, дивергенция

§ 13;? на стр. 70

Фронтальный опрос

15.

 Современная система растений и животных – отображение макроэволюции.

Биологический диктант на знание терминологии; групповая работа учащихся

Необратимость эволюции

Повторить материал учебника на стр. 8-11

Фронтальный опрос

16.

Современные представления о развитии жизни на Земле.

рассказ учителя и заполнение таблицы; знакомство с геохронологической таблицей, презентация        

Кант-Лаплас; коацерваты

§ 14; записи в тетрадях; повторить § 12; сообщение о климате Земли в архее и протерозое

Фронтальный опрос

17.

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру.

заслушивание сообщений; рассказ учителя с элементами беседы; заполнения таблицы

Автотрофы, гетеротрофы

§ 16;? на стр. 81; сообщение о климате Земли в палеозое

Заполнение таблицы

18.

Жизнь в палеозойскую эру.

заслушивание сообщений; рассказ учителя; заполнения таблицы, презентация

Псилофиты, ароморфоз

§ 17; записи в тетрадях;  ? на стр. 88; сообщение о климате Земли в мезозое

Заполнение таблицы

19.

Жизнь в мезозойскую эру

заслушивание сообщений; рассказ учителя; заполнения таблицы, презентация

Теплокровность, эндосперм

§ 18;? на стр. 92; сообщение о климате Земли в кайнозое

Заполнение таблицы

20.

Жизнь в кайнозойскую эру

заслушивание сообщений; рассказ учителя; беседа, презентация

Ледниковый период

§ 19; ? на стр. 94; подготовиться к тестированию

Заполнение таблицы

21.

Обобщающий урок по разделу: «Эволюция живого мира на Земле».

тестирование

Эры, периоды

Работа по индивидуальным тестам

22.

Цитология- наука о клетке

рассказ учителя с элементами беседы;

лабораторная работа №2 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»

Цитология

Записи в тетрадях; заполнить таблицу.

лабораторная работа

23.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

рассказ учителя; сам. работа с учебником, презентация

Макроэлементы, микроэлементы

§ 21; ? на стр. 107

Фронтальный опрос

24.

Химическая организация клетки. Органические вещества- белки.

рассказ учителя; сам. работа с учебником; заполнения таблицы, презентация

Белки.

§ 22; ?на стр. 112; № 1-4

Фронтальный опрос

25.

Химическая организация клетки. Органические вещества- углеводы и липиды.

рассказ учителя; сам. работа с учебником; заполнения таблицы, презентация

Липиды, углеводы, полисахариды, дисахариды, моносахариды.

§ 22; стр.109-111.

Фронтальный опрос

26.

Химическая организация клетки. Органические вещества - нуклеиновые кислоты.

Заслушивание сообщений; рассказ учителя, презентация

ДНК; РНК

§ 22; стр.111-112

Фронтальный опрос

27.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен.

рассказ учителя с элементами беседы; сам. работа с текстом учебника; заполнение таблицы, презентация

Энергетический обмен, аэробное дыхание, анаэробное дыхание

§ 24стр. 117-119; ? 1-3 на стр. 121; сообщение о К.А. Тимирязеве

Фронтальный опрос

28.

Обмен веществ растительной клетки.

рассказ учителя; заслушивание сообщений; заполнение таблицы, презентация

Хемотрофы, автотрофы

§ 23 стр. 119-121; ? 4-8 на стр. 121; составить таблицу «Типы питания организмов»

Фронтальный опрос

29.

Прокариотическая клетка.

заслушивание сообщений; рассказ учителя; беседа, презентация

Брожение, прокариоты

§ 25; ? 1-5 на стр. 124.

Опрос по таблице

30.

Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана.

рассказ учителя с элементами беседы; работ со схемами и таблицами, презентация

Мембрана

§ 26; стр. 125-129

Опрос по таблице

31.

Цитоплазма и её органоиды.

рассказ учителя; сам. работа с текстом учебника; заполнение таблицы, презентация

Цитоплазма

§ 26; стр. 125- 132;? 1-4 на стр. 132

Опрос по таблице

32.

Клеточное ядро.

рассказ учителя с элементами беседы; анализ рис. 70 на стр. 133 учебника, презентация

Ядро, хромосома, ген, ядрышко

§ 27;? на стр. 136

Опрос по таблице

33.

Деление клетки

рассказ учителя с элементами беседы, презентация.

Митоз, мейоз.

§ 28; подготовиться к тестированию.

Опрос по таблице

34.

. Обобщающий урок по разделу «Структурная организация живых организмов».

тестирование

повторить со стр. 113 по стр. 143

Работа по индивидуальным тестам

35.

Сущность и формы размножения

рассказ учителя с элементами беседы, презентация.

Половое размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение.

Записи в тетрадях

Опрос по таблице

36.

Бесполое размножение организмов.

рассказ учителя; сам. раб. в группах с раздаточным материалом, презентация

Спора, почкование, вегетативное размножение

§ 30; ? на стр. 149; повторить § 28

Опрос по таблице

37.

Половое размножение организмов.

рассказ учителя; сам. работа с учебником; заполнение таблицы, презентация

Гамета, зигота, яйцеклетка, сперматозоид

§ 31; ? на стр. 155; составить таблицу «Развитие половых клеток»

Фронтальный опрос

38.

Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. Эмбриональное развитие.

рассказ учителя; сам. работа с текстом учебника; заполнение таблицы, презентация

Дробление, бластула, гаструла, нейрула, органогенез

§ 32; ? на стр. 161; сообщение «о проявлении действия естественного отбора в различные периоды онтогенеза»

Фронтальный опрос

39.

Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. Постэмбриональное развитие.

заслушивание сообщений; рассказ учителя; сам. работа с текстом учебника, презентация

Метаморфоз

§33; ? на стр. 166

Фронтальный опрос

40.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

рассказ учителя с элементами беседы, презентация.

Онтогенез, филогенез.

§34.

Фронтальный опрос

41.

Обобщающий урок по разделу «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

работа по индивидуальным карточкам (письменно)

Эмбриология

работа по индивидуальным карточкам

42.

Генетика как наука.

рассказ учителя; составление конспекта, презентация

Генетика, Г.Мендель, Т.Морган

записи в тетрадях; сообщение о Г. Менделе; о генетике

Фронтальный опрос

43.

Основные понятия генетики.

рассказ учителя; сам. работа в группах с учебником; заполнение таблицы

Изменчивость, ген, мутация

§35; ? на стр. 174

Фронтальный опрос

44.

Гибридологический метод изучения наследственности.

заслушивание сообщений; рассказ учителя с элементами беседы; презентация

Наследственность, гибрид

§ 36; ? на стр. 175

Фронтальный опрос

45.

Моногибридное скрещивание.

рассказ учителя с элементами беседы; сам. работа с текстом учебника; презентация

Анализирующее скрещивание

§ 37 стр. 176-180 (до дигибридного скрещивания); решить задачу

Решение задач

46.

Дигибридное скрещивание.

рассказ учителя; сам. работа с текстом учебника; решение задач, презентация

Дигибридное скрещивание

§ 37 стр. 180-186; ? на стр. 185-186; составить таблицу «Генетические законы»

Решение задач

47.

Сцепленное наследование генов.

рассказ учителя; сам. работа с текстом учебника; решение задач, презентация

Кроссинговер, коньюгация

§ 38; решить задачи.

Решение задач

48.

Генетика человека

рассказ учителя; сам. работа с текстом учебника; решение задач, презентация

Пол, аутосомы, гемофилия, дальтонизм

§ 39; ? на стр. 192; составить родословную семьи

Решение задач

49.

«Решение генетических задач и анализ составленных родословных».

лабораторная работа № 3

повторить основные понятия генетики и цитологии; сообщение «эволюция, понятие ген»

Решение задач

50.

Хромосомная теория наследственности.

рассказ учителя; заслушивание сообщений; беседа, презентация

Хромосома

записи в тетрадях; заполнить таблицу «Законы генетики»

Фронтальный опрос

51.

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.

рассказ учителя с элементами беседы; сам. работа с текстом учебника; заполнение таблицы

Мутации, кроссинговер, кариотип, полиплоидия

§ 41; ? на стр. 200; принести веточные сосны

Фронтальный опрос

52.

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость.

рассказ учителя с элементами беседы; сам. работа с текстом учебника, презентация.

Норма реакции, фенотип

§ 42; ? на стр. 203; повторить основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина

Лабораторная работа

53.

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость.

лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой».

Закончить оформление лабораторной работы.

Фронтальный опрос

54.

Мутации

Презентация.

Мутации.

Записи в тетрадях.

Фронтальный опрос

55.

Генетические основы эволюционной теории.

рассказ учителя с элементами беседы; сам. работа в группах по заданиям

Вид, популяция

записи в тетрадях; повторить главы 3-4; сообщение о Н.И.Вавилове

Фронтальный опрос

56.

Обобщающий урок по разделу: «Наследственность и изменчивость организмов».

решение задач; тестирование

Повторить со стр. 171 по стр. 211

тестирование

57.

Центры происхождения культурных растений

Рассказ учителя, работа с учебником, презентация.

Генофонд. Селекция.

§ 43.

Фронтальный опрос

58.

Достижения и основные направления современной селекции.

рассказ учителя с элементами беседы; презентация.

Полиплоидия, порода, сорт.

§ 44.

Фронтальный опрос

59.

Значение селекции

рассказ учителя с элементами беседы; презентация.

Архебактерии, витамины, интерферон, инсулин.

§ 45.

Фронтальный опрос

60.

Урок  обобщающего повторения по теме «Селекция»

тестирование

Повторить с § 43 по § 45.

тестирование

61.

Биосфера, её структура и функции.

заслушивание сообщений; беседа; сам. работа с текстом учебника;  

Макроэлементы, микроэлементы

§ 46; ? на стр. 221

Фронтальный опрос

62.

Биогеоценоз.

рассказ учителя; работа с текстом учебника; составление и заполнение таблицы.

Биогеоценоз

§ 48; § 49; ? 1,2 на стр. 230

Фронтальный опрос

63.

Биоценоз.

рассказ учителя; работа со схемами, рисунками учебника

Биоценоз

§ 49 стр. 230; ? 2-7 на стр. 246

Фронтальный опрос

64.

Биосфера и человек. Антропогенные факторы.

сам. раб. в группах по заданиям

Биосфера, антропология

§ 51; 55 стр. 238-239;? на стр. 281; периодическая печать о деятельности человека на биосферу и окружающую среду

Фронтальный опрос

65.

Взаимоотношения между организмами.

рассказ учителя; работа с текстом учебника; презентация.

Симбиоз, нейтрализм, антибиоз, хищничество, паразитизм.

§ 53.

Фронтальный опрос

66.

Природные ресурсы и их использование.

беседа; заполнение таблицы

Природные ресурсы

§ 54;  ? 3-6 на стр. 273

Фронтальный опрос

67.

Проблемы экологии.

рассказ учителя с элементами беседы.

Загрязнения окружающей среды

записи в тетрадях

Фронтальный опрос

68.

Эволюция биосферы. Ноосфера.

рассказ учителя с элементами беседы; работа с таблицами

Ноосфера

глава 18, стр. 269-270

Тестирование

РАССМОТРЕНО                                                                                                                    СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                Заместитель директора по УВР

методического объединения                                                                                                  _________________ Е.Д. Мощенко

учителей естествознания                                                                                                        _____________ 2014 г.

От ___________2014 г. №___

Руководитель МО

_____________С.И. Мощенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...