Урок биологии 7 класс "Значение листьев в жизни растений"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

Скворцова Татьяна Александровна

Урок разработан с учетом требований программы общеобразовательной специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида

Нижегородская область

р.п. Красные Баки

Тема:

Конспект урока биологии в 7 классе

«Значение листьев в жизни растений» 

Выполнила:

 учитель биологии

МКС(К)ОУ Краснобаковской

школы-интерната VIII вида

Скворцова Татьяна Александровна

р.п. Красные Баки

Тема урока: Значение листьев в жизни растений.

Класс: 7.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний.

Вид урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с процессом фотосинтеза.

- обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о значении листа для растений;
- развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
-воспитательные: прививать любовь к окружающему миру.

Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:

  • Умение работать самостоятельно.
  • Умение распознавать и описывать на   гербарных объектах особенности строения листьев растений и делать их описание.
  • Умение сравнивать группы растений и делать выводы на основе сравнения.
  • Умение анализировать и делать выводы.

Формируемые понятия:

  • Фотосинтез.
  • Хлорофилл.
  • Органические вещества.

Дидактические средства и материалы:

  • Учебник Биология  6 класс.  И.В. Романов, Т.А. Козлова,  М.: «Дрофа», 2013;
  • Гербарий.
  • Мультимедиапроектор.
  • Презентация.

Хронометраж урока:

  1. Организационный момент                                                  1 минута
  2. Актуализация знаний.                                                         12 минут
  3. Сообщение темы и задач урока.                                         1 минута
  4. Изучение нового материала.                                              10 минут
  5. Физкультминутка.                                                               2 минуты
  6. Значение процесса фотосинтеза.                                       6 минут
  7. Закрепление полученных знаний.                                      6 минут
  8. Подведение итога урока                                                     1минута
  9. Домашнее задание                                                               1минута

Ход урока

Структура урока

Методы и средства обучения

  1. Организационный момент.

У:   Нельзя себе представить землю без растений. Мы любим осинки, берёзовые рощи, сосновые боры. У всех растений свои особенности. Одни растут на сухих песках, другие – среди болот или по берегам рек и озёр. И все они красивы. И каждое растение имеет большое значение, как для самого себя, так и для природы в целом.

У: Сегодня на уроке мне потребуются ваши знания, внимание, а главное умение работать  в полную силу и с интересом.

Мотивационный компонент учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на учебную деятельность.

  1. Актуализация знаний.

У: Ребята, на предыдущих  уроках мы с вами изучили строения листьев растений и выяснили, что у каждого растения листья индивидуальны, но в чем то, они и схожи. Вспомните, что пересекает листовые пластины у растений во всех направлениях.

Д: Жилки.

У: Правильно. Как называется расположение жилок на листовой пластине?

Д: Жилкование листьев.

У: Какие типы жилкования мы изучили?

Д: Дуговое, параллельное и сетчатое.

У: У разных растений одинаковое или различное жилкование листьев?

Д: Предположительные ответы: у однодольных – параллельное и дуговое, у двудольных – сетчатое.

У: А по каким внешним признакам ещё листья отличаются друг от друга?

Д: Предположительные ответы: по форме листовой пластины (простые и сложные), по способу прикрепления к стеблю (черешковый и сидячие листья).

У: Правильно! Сейчас Вам предстоит выполнить задание. Рассмотрите листья растений, изучите внешний вид листа и форму, определите тип жилкования. Изученные данные оформите в таблицу. (слайд)

Учитель проверяет выполненное задание совместно с учениками.(слайд)

У: В 18 веке В 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт (слайд): он поместил двух мышей под стеклянный колпак, но под один из колпаков поставил комнатное растение. Посмотрите на иллюстрацию и скажите что произошло с мышью, где не было комнатного растения.

Д: Мышь погибла.

У: Да, к сожалению мышь погибла. Подумайте, как можно объяснить тот факт, что мышь под вторым колпаком, куда было помещено комнатное растение осталась живой?

Д: Варианты ответов.

У: Вы хотите ответить на этот вопрос?

Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций

Самостоятельная работа способствует активизации логического мышления,

развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся.

Опора на жизненный опыт учащихся

Постановка проблемного вопроса, формирование познавательного интереса для изучения новой темы урока

  1. Сообщение темы и задач урока.

Тема урока: «Значение листьев в жизни растений». (слайд )

У: Тема урока: «Значение листьев в жизни растений». (запись темы урока в тетрадь).

У: На уроке мы: (слайд )

  1. Продолжать формировать знания об органе растения листе.
  2. Познакомиться с процессом фотосинтеза.
  3. Выяснить значение этого процесса для растения и для человека.

Операционный компонент учебной деятельности. Подготовка к этапу восприятия нового материала

Постановка цели урока

Организация действий учащихся по её принятию

      IV.   Изучение нового материала.

У. Вернёмся к опыту. Если мышь, которая была под колпаком с растением  осталась жить, значит, причина кроется в чём?

Д: Предположительный ответ в растении.

У: Верно, в растении. Рассмотрим зелёный лист растения. (слайд)

У: У листьев есть мельчайшие отверстия поры, по которым в лист поступает углекислый газ (слайд). По сосудам из стебля в лист поступает вода и растворённые минеральные вещества (слайд). На лист падают лучи солнечного света (слайд). И в результате этого процесса зелёные листья выделяют кислород. (слайд)

У: Ребята, в 6 классе мы, изучая тему «Воздух», выяснили, что воздух состоит из кислорода, углекислого газа и азота.

У: Вспомните, какой из перечисленных газов необходим живым существам для дыхания?

Д: Кислород.

У: Верно. Вот мы и ответили на вопрос, почему мышка осталась жить. Комнатное растение выделяло кислород, а мышь использовала его для дыхания.

У: Но и это ещё не всё. В результате этого процесса в листьях, кроме кислорода образуются органические вещества. (слайд)

 У: Этот сложный процесс образования органических веществ и кислорода из углекислого газа и воды  происходит в мельчайших зёрнах зелёного цвета, которые находятся в листьях и которые придают ему этот цвет. (слайд) Вещество это называется – Хлорофилл.

Словарная работа. На доске вывешивается карточка со словом «Хлорофилл».

У: Образование органических веществ на свету с помощью хлорофилла называют фотосинтезом. (слайд)

Словарная работа. На доске вывешивается карточка со словом «Фотосинтезом»

У: Запомните, в отличие от других живых организмов растения не поглощают органические вещества, они синтезируют их сами.

Формирование интереса.

Использование наглядности, как коррекционно-развивающий приём, мотивация к обучению

Связь ранее изученного материала.

Использование вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся

Включение учащихся в активную учебно-поисковую деятельность

Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся

Научное  формирование целостной картины мира .

Словарная работа.

Активизация словаря, расширение кругозора

    V.  Физкультминутка.

Теперь давайте немного отдохнем.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места!

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой любимый мяч.

Здоровьесберегающие технологии. Смена видов деятельности.

Снятие зрительного и эмоционального напряжения

     VI.  Значение процесса фотосинтеза.

У: Итак, давайте вспомним всё, что я вам сейчас рассказала. Какой газ поглощают зелёные листья растений?

Д: Углекислый. (слайд)

У: Какое вещество поступает по сосудам стебля в листья?

Д: Вода. (слайд)

У: Какое важное условие необходимо?

Д: Солнечный свет. (слайд)

У: Какой газ выделяют зелёные листья растений?

Д: Кислород. (слайд)

У:  Какие сложные вещества образуются в листьях.

Д: Органические вещества (слайд).  

У: Дайте название этому процессу.

Д: Фотосинтез.(слайд)

У: Как называется вещество, в котором происходит процесс фотосинтеза.

Д: Хлорофилл. (слайд)

Запись в тетрадь схемы фотосинтеза.

У: Ребята, послушайте слова К.А. Тимирязева «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь.

Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях» (слайд)

У: Как вы понимаете это выражение?

Д: Варианты ответов детей.

У: Органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза человек использует в пище. (слайд), (слайд).

Развивающий характер проверки изученного материала.

Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций

Развитие речи и навыков коммуникативного общения.

Научное  формирование целостной картины мира Экологическое воспитание

Опора на жизненный опыт учащихся

Развитие речи и навыков коммуникативного общения.

Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся

 VII.   Закрепление полученных знаний.

У:  Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного.

Ответьте на вопросы:

1.Какой процесс называют фотосинтезом?

2.При помощи какого вещества в листьях происходит процесс фотосинтеза?

3. Из чего в зелёных листьях образуются органические вещества?

4. Какой газ выделяется из зелёных листьев на свету? Каково его значение для живых организмов?

5 . Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза?

Проверка полноты осознанности, действительности и прочности полученных знаний

    VIII.    Подведение итога урока

У: Ребята вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Я думаю, вам будет, чем интересным   поделиться с родителями, воспитателями, друзьями.

У: Я уверена, что полученные вами знания на этом уроке принесут вам пользу. Сегодня каждый из вас внёс свою лепту в наш урок, поэтому он получился у нас интересным. Я довольна вашей работой. А как вы бы оценили свою работу? Нарисуйте  на странице в тетради   смайлик,   по своему настроению. (слайд)

Формирование положительных эмоций

Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока

Вскрыть недостатки, показать пути их преодоления

Развитие самооценки

   IX.   Домашнее задание

У: Домашнее задание прочитать § 16. Значение листьев в жизни растений. Прочитать на стр. 59 дополнительную информацию «Это интересно».

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 

Литература.

  1. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием Дошкольное воспитание. - 1998.
  2. Как учить и развивать умственно отсталых детей Сост. К. Грюневальд. - СПб.: Петербург XXI век, 1994.
  3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. –М., 2000.
  4. Романов И.В., Козлова Т.А.. Биология 7 класс, М: «Дрофа»,  2013 г.
  5. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993.
  6. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах Дефектология. - 1995(6). - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 6 класс "Условия жизни растений"

Работа содержит конспект урока биологии «Условия жизни растений», тест по проверки знаний предыдущего урока и презентация к данному уроку. ·     ...

Значение листа в жизни растения.

Цель урока:  сформировать понятие о функциях листа;  раскрыть значение основных функций; показать листопад и видоизменение листьев как результат  приспособления к условиям обитания...

Значение листа в жизни растения

Развивать понятие о функциях листа, раскрыть значение основных функций листа, познакомить учащихся с различными видоизменениями листа....

Значение листа в жизни растения

Развивать понятие о функциях листа, раскрыть значение основных функций листа, познакомить учащихся с различными видоизменениями листа....

Урок биологии в 6 классе . Тема: Значение листьев в жизни растения.

Материал разбит на три документа: 1. Тематическая карта урока и сценарий урока. 2.  Приложения к уроку. 3. Награждения....